Interested Article - Курёхин, Сергей Анатольевич
- 2020-09-29
- 2
Серге́й Анато́льевич Курёхин ( 16 июня 1954 , Мурманск — 9 июля 1996 , Санкт-Петербург ) — советский и российский музыкант- авангардист , композитор, киносценарист и актёр.
В молодости Курёхин был клавишником в нескольких ленинградских рок-группах и играл в джазовом ансамбле Анатолия Вапирова , а в 1981 году за границей издал свою первую пластинку. В 1980-х годах он принял участие в записи нескольких альбомов « Аквариума ». В 1984 году Курёхин в первый раз собрал группу « Поп-механика », представлявшую собой непостоянный концертный состав, в шоу которого могли участвовать музыканты, певцы и художники разных школ и стилей, и единственным постоянным участником и идейным лидером которого был сам Курёхин. Театрализованные концертные номера «Поп-механики» включали элементы перформанса , в них могли быть вставные номера, выступления цирковых артистов, показы мод. Также Курёхин — автор музыки к двум десяткам кинофильмов.
На протяжении своей жизни Курёхин был известен как искусный автор розыгрышей и мистификаций. Наибольшую известность получило выступление Курёхина в телепрограмме « Пятое колесо », породившее медиавирус « Ленин — гриб ». В 1995 году Курёхин примкнул к Национал-большевистской партии .
Биография
Детство и молодость
Сергей Курёхин родился 16 июня 1954 года в Мурманске в семье капитана второго ранга Анатолия Ивановича Курёхина (1920—1974). Мать Зинаида Леонтьевна преподавала математику, а позже стала работать художником-оформителем. Когда Сергею было четыре года, семья переехала в Москву. Ещё через несколько лет Курёхины обменяли московскую коммуналку на квартиру в Евпатории , где Сергей учился в общеобразовательной и музыкальной школах . В четыре года Сергей начал играть на рояле, поражая учителей слухом и музыкальной памятью . Ещё школьником он стал выступать в эстрадном оркестре городского дома культуры .
В 1971 году, сразу после того, как Сергей окончил школу, Курёхины переехали в Ленинград . Он поступил в Институт культуры имени Н. К. Крупской и пытался учиться одновременно на дирижёрском, фортепианном и оркестровом отделениях. Из института его несколько раз отчисляли, и в конце концов Курёхин бросил учёбу. Он жил впроголодь, подрабатывая аккомпаниатором в детской гимнастической школе и находя другие непостоянные заработки .
Дядя Сергея, Григорий Иванович, моряк торгового флота, приобщил племянника к западной рок-музыке . В Ленинграде Сергей познакомился с молодым поэтом Аркадием Драгомощенко , который ввёл его в ленинградскую богему. Он стал завсегдатаем кафе «Сайгон» , начал принимать участие в концертах импровизационной музыки и играть на клавишных в группе «Пост», которая исполняла кавер-версии песен западных рок-звёзд. С Курёхиным группа расширила свой репертуар, включив в него арт-роковые композиции и обработки классических произведений .
Начало самостоятельной музыкальной карьеры
В 1973 году «Пост» выступил на подпольном фестивале в посёлке Тайцы , хедлайнером которого была группа « Санкт-Петербург ». В конце того же года «Санкт-Петербург» распался, и его музыканты Николай Корзинин , Виктор Ковалёв и Никита Зайцев позвали Сергея клавишником в свою новую группу «Большой железный колокол», которая стала исполнять песни на стихи Драгомощенко . В составе «БЖК» Курёхин отыграл на нескольких фестивалях, но через год покинул группу. После этого Курёхин посещал театральную студию Эрика Горошевского вместе с музыкантами « Аквариума », играл в рок-группе « », подрабатывал дирижёром милицейского хора, концертмейстером в студенческом театре ЛГУ , тапёром в бассейне и органистом в католической церкви . Чтобы обеспечивать семью, Курёхин устроился на постоянную работу сначала в Архангельскую филармонию, а позже в филармонию Республики Коми и около года гастролировал по стране в составе эстрадных ансамблей . В это время был комсомольским активистом и комсоргом филармонии .
Курёхин увлёкся фри-джазом , когда познакомился с ленинградским джазовым саксофонистом Анатолием Вапировым . В мае 1978 года он впервые выступил вместе с ансамблем Вапирова на фестивале в Куйбышеве . С осени начались постоянные гастроли: в составе квартета Вапирова Курёхин играл на фестивалях по всему Союзу. Однако из-за творческих разногласий — Вапиров предпочитал крупные музыкальные формы и не одобрял стремления Курёхина привносить в выступления элементы фарса — Курёхин покинул ансамбль . В 1980 году он начал играть вместе с саксофонистом Владимиром Чекасиным , получившим известность в джазовом трио Вячеслава Ганелина .
Чтобы издать свои джазовые композиции, Курёхин в конце 1979 года написал и передал через знакомых иностранцев письмо ведущему музыкальных передач русской службы BBC Леониду (Лео) Фейгину , который имел свой рекорд-лейбл Leo Records . Они вступили в переписку, и через несколько месяцев Курёхин смог переправить за границу магнитофонные плёнки с записями. Он сопроводил записи указаниями, по которым пластинку следовало озаглавить «Ways of Freedom», а композициям — дать названия «Архипелаг», «Стена», «Нет выхода», «Внутренний страх», «Другой путь», которые явно отсылали к « Архипелагу ГУЛАГ », при этом порядок расположения музыкальных тем оставался на усмотрение издателя, но порядок названий должен был быть неизменным . Фейгин издал пластинку в конце 1981 года, а чтобы не подвергать советского музыканта риску преследования, на пластинку добавили надпись о том, что сам Курёхин не несёт ответственности за её выход. «Ways of Freedom» получили прекрасную прессу на Западе, но некоторые критики пришли к выводу о том, что высокая скорость исполнения отчасти была достигнута искусственно — специальной обработкой плёнки. Проверить это сейчас невозможно, так как оригиналы плёнок утрачены .
«Аквариум»
В 1981 году Борис Гребенщиков позвал Курёхина как высокопрофессионального музыканта на запись очередного альбома « Аквариума », получившего название « Треугольник ». «Треугольник» по ряду причин стал переломным альбомом для «Аквариума», и клавишные партии Курёхина сыграли в этом свою роль, повлияв на новое звучание группы . До этого Курёхин и Гребенщиков были отдалённо знакомы, начиная с этого времени они сблизились на почве интереса к западной музыке и эзотерической философии . Сергей стал регулярно выступать вместе с «Аквариумом». Также Курёхин в 1981 году принял участие в записи студийной части альбома «Электричество».
В том же 1981 году Курёхин создал концертный проект, получивший название Crazy Music Orchestra. Для каждого концерта он заново набирал биг-бэнд из близких ему музыкантов, которые оказывались доступны в тот или иной момент, а сам одновременно играл на музыкальных инструментах — не только на рояле, но и на саксофоне или, например, барабанах, — и дирижировал . Концерты Crazy Music Orchestra представляли собой смешение музыкальных стилей с упором на импровизацию и элементами перформанса . Среди их участников были музыканты «Аквариума», Вапиров, Чекасин, Владимир Рекшан , Владислав Макаров , Александр Александров , Алексей Рахов , Валентина Пономарёва и многие другие. Во время своих гастролей в СССР к оркестру присоединялись Ян Гарбарек , и . Случалось, что выступления оборачивались скандалами: после концерта на рижском джазовом фестивале Курёхин на несколько лет стал там «персоной нон грата» , а в апреле 1982 года выступление Crazy Music Orchestra стоило работы директору ДК Ленсовета .
Курёхин и Гребенщиков продолжали совместно выступать, давать как «официальные», так и «подпольные» концерты. Вместе с Чекасиным на студии Андрея Тропилло они записали экспериментальный альбом « » (1983) . Сотрудничество Курёхина и «Аквариума» продолжилось в альбоме « Табу » (1982). Курёхин пригласил Игоря Бутмана и экс-участника « » и сам принял активнейшее участие в написании песен. Результатом стало звучание, близкое к новой волне и совершенно не похожее на ранний акустический «Аквариум» . В 1983 году музыканты записали альбом, получивший название « Радио Африка »: под таким названием одно время Курёхин и Гребенщиков собирались издавать все совместные работы . Однажды Курёхину и Гребенщикову удалось ночью проникнуть в Кировский театр . Результатом многочасовой импровизации на театральном органе и электрогитаре стали альбомы «Подземная культура» и «Безумные соловьи русского леса», впоследствии изданные на Leo Records .
В 1983 году Курёхин женился во второй раз . 7 января 1984 года у Сергея и Анастасии Курёхиных родилась дочь Лиза .
«Поп-механика»
В начале 1985 года в Ленинград приехал режиссёр Ричард Дентон, чтобы снять для BBC документальный фильм о Курёхине, уже получившем на Западе определённую известность после выхода «The Ways of Freedom». В этот фильм «Comrades: All That Jazz» вошла репетиция музыкального перформанса Курёхина с участием Тимура Новикова и «Новых художников» и музыкантов «Аквариума» и « Кино ». Курёхин в фильме комментировал перформанс: «В музыкальном мире у меня есть огромное количество друзей, которые играют совершенно разную музыку. И однажды мы сыграли с ними концерт, в котором каждый человек играл именно ту музыку, которую он исполняет всегда. А потом мне так понравилось, что я стал привлекать всех своих друзей выступать вместе. Так автоматически появилась „Поп-механика“». Собственно название «Поп-механика» придумал джазовый критик Ефим Барбан в 1983 или 1984 году .
Первое выступление « Поп-механики » состоялось 14 апреля 1984 года в московском ДК «Москворечье». Основу биг-бэнда составили музыканты группы « Странные игры », среди других участников перформанса были Сергей Летов , Игорь Бутман, Валентина Пономарёва, Александр Александров. Во втором отделении на сцене было уже около сорока человек . На следующий день второй концерт «Поп-механики» нелегально прошёл в общежитии МИФИ . Третье выступление — и первое в Ленинграде — состоялось осенью в ЛГУ им. Жданова в здании Двенадцати коллегий и было примечательно тем, что на сцене был и загримированный Гребенщиков, которому было де-факто запрещено даже появляться в стенах университета. По ходу концерта игравший на гитаре Гребенщиков постепенно снимал весь грим . В марте 1985 года «Поп-механика» выступила на III фестивале Ленинградского рок-клуба .
В 1985 году Курёхин сессионным музыкантом поучаствовал в записи альбомов « Алисы » « Энергия » и «Кино» « Начальник Камчатки » . Последним альбомом «Аквариума», записанным с участием Сергея, стали « Дети Декабря » (1986). Затем Курёхин и Гребенщиков разошлись, творческие взгляды клавишника группы оказались слишком радикальными для Гребенщикова, а сам Курёхин видел себя выше, чем просто одним из аккомпанирующих музыкантов в группе. Концерты «Аквариума» в БКЗ «Октябрьский» осенью того же года прошли уже без Курёхина .
В 1986 году благодаря усилиям Джоанны Стингрей в США вышел сборник песен «Аквариума», «Алисы», «Кино» и «Странных игр» « Red Wave ». На волне интереса к русскому року западные критики снова заинтересовались Курёхиным. Прошли показы фильма «Comrades: All That Jazz», в прессе появились новые рецензии на записи, изданные на Leo Records. В качестве гонорара один из лейблов приобрёл для Курёхина семплерный синтезатор , который удалось перевезти в СССР при посредничестве Стингрей. Курёхин стал обладателем инструмента исключительного для СССР того времени качества. Андрей Тропилло говорил: «На мой взгляд, „Поп-механика“ реально началась тогда, когда у Курёхина появился свой собственный синтезатор и он понял, что может работать один» .
Осенью 1986 года «Поп-механика» выступила перед тысячей зрителей в Ленинградском дворце молодёжи . Но в течение следующего года были отменены концерты в Центральном доме художника в Москве и на нескольких джазовых фестивалях . Тогда же Курёхина заочно познакомили с начинающим режиссёром Олегом Тепцовым , который искал композитора для своего дипломного фильма «Господин оформитель». Курёхин вместе с музыкантами «Кино» записал музыку за день. Фильм был хорошо принят комиссией Госкино , так что Тепцов получил деньги на пересъёмки картины для большого экрана. Курёхин написал музыку и для вышедшего под тем же названием полнометражного фильма . Композицию «Донна Анна» Курёхин сочинил для сопрано , и ему удалось уговорить исполнить сложную вокальную партию известную оперную певицу Ольгу Кондину . «Донна Анна» вошла сразу в несколько прижизненных альбомов Курёхина и стала одной из его «визитных карточек» .
В 1987 году Курёхин и «Поп-механика» громко выступили на телепередаче « Музыкальный ринг ». Как впоследствии писал Александр Кушнир , за несколько месяцев до появления « Взгляда » «это уже была новая, невиданная степень свободы» . В марте 1988 года «Поп-механика» дала скандальное представление в БКЗ «Октябрьский»: по ходу концерта к Курёхину присоединялись артисты из театра « Лицедеи », затем на сцене состоялся конкурс красоты, а финальным аккордом стало появление живой коровы . Летом «Поп-механика» дала первые концерты за границей — в Иматре (Финляндия) и Стокгольме . Осенью Курёхин дал серию сольных фортепианных концертов в США и вместе с гитаристом-импровизатором записал альбом «Popular Science», который вышел на лейбле Rykodisc .
Успех « Господина оформителя » (1988) открыл для Курёхина дорогу в кинематограф: он регулярно получал заказы на музыку для фильмов. В том же году его композиции прозвучали в фильме « Трагедия в стиле рок » Саввы Кулиша . Однако музыкант остался недоволен этим сотрудничеством, так как Кулиш отверг его идеи, использовав музыку не так, как её видел автор . Снялся в нескольких картинах и в качестве актёра.
Совместная запись Курёхина и Сергея Летова «Полинезия: введение в историю» (1989) стала первой пластинкой музыканта, вышедшей на « Мелодии » и вообще — легально изданной в Советском Союзе. В феврале того же года «Поп-механика» дала концерт в Ливерпуле . В марте в Курёхин устроил уникальное по масштабам для «Поп-механики» шоу, в котором приняло участие 300 человек — музыкантов, актёров и моделей . «Полинезия» была издана и в Японии, а Курёхин выступил там на джазовом фестивале в компании Джона Зорна , Билла Ласвелла и ведущих советских и японских музыкантов . Осенью 1991 года «Поп-механика» дала концерт в Нанте (Франция) в честь Недели дружбы городов-побратимов Нанта и — уже — Петербурга. Из двух с половиной часов концерта Курёхин смонтировал часовую запись, которая была издана под названием «Ибливый опоссум» и стала единственным релизом «Поп-механики», появившимся в России при жизни музыканта .
В начале 1990-х годов Курёхин часто принимал участие в передаче Ленинградского телевидения « Пятое колесо », где выступал собеседником ведущего Сергея Шолохова . Талант рассказчика-импровизатора позволял Курёхину с убедительным видом выдавать провокации или наукообразную чушь. Выпуск «Пятого колеса», показанный 17 мая 1991 года и рассказывавший о том, что Ленин на самом деле был грибом , стал высшей точкой курёхинских мистификаций . Пародируя документальные фильмы, которые могли выстраивать теорию заговора на сколь угодно хлипких и абсурдных доказательствах , Курёхин решил придумать историю о тайных корнях Октябрьской революции . Непосредственным источником вдохновения стал роман Филипа Дика « », где рассказывалось, что сакральным грибом был Иисус Христос . Наукообразное повествование Курёхина о том, что вожди революции потребляли галлюциногенные грибы, вытеснявшие личность, и сами становились грибами, подкреплялось произвольно подобранными цитатами, снятыми Шолоховым сюжетами, в которых рассказ комментировали якобы учёные, и показанными вперемешку кадрами хроники и художественных фильмов . Программа произвела такой эффект, что органы партийной печати выступали с официальными опровержениями . На волне успеха Курёхин стал гостем многочисленных передач, на которых тоже рассказывал фантастические выдуманные истории (например, в радиоэфире Севы Новгородцева на Русской службе Би-би-си он «раскрыл» себя как сотрудника американской разведки, передававшего информацию фортепианной игрой) .
Постсоветский период. Участие в НБП
В 1991—1992 годах Курёхин работал над фильмом « Два капитана 2 » Сергея Дебижева . Под влиянием Курёхина фильм, название которого отсылает к классическому советскому приключенческому роману , превратился в абсурдистскую фантазию по мотивам геополитических и конспирологических теорий , и вместе с тем это был своего рода капустник — кроме Курёхина, в фильме снялись Гребенщиков, Дюша Романов , Михаил Файнштейн , Тимур Новиков и Сергей «Африка» Бугаев . Съёмки шли долго, так как Гребенщиков, сыгравший вторую главную роль и ставший соавтором звукового сопровождения, был в затяжном гастрольном туре и в Петербурге появлялся наездами. «Два капитана 2» были показаны на многих российских фестивалях, но остались без призов . Во время работы над фильмом Курёхин и Гребенщиков начали сочинять материал, впоследствии ставший « Детским альбомом ». Из-за несовпадения графиков и творческих взглядов работа очень долго проходила впустую. В результате Курёхин сам написал все тексты и переписал вокал, оставив голос Гребенщикова только в двух песнях . «Детский альбом» был окончательно записан только в 1995 году, а издан — уже после смерти Курёхина .
Летом 1992 года Курёхин временно приостановил деятельность «Поп-механики» и на несколько месяцев перебрался в Германию, чтобы писать новую музыку и изучать культурологию . После возвращения в Санкт-Петербург он увлёкся издательской деятельностью. Какие-то переводные книги по предложению Курёхина вышли в издательстве « Северо-Запад » В. Назарова , в 1993 году, убедив миссионеров вложить деньги обещанием издавать религиозную литературу, Курёхин открыл издательство «Медуза». У него были богатые планы в диапазоне от философов-мистиков до ленинградской андеграундной поэзии, но в итоге это предприятие просуществовало недолго: в издательстве вышли только две книги — «Эрос невозможного. История психоанализа в России» А. Эткинда и двухтомная «Антология гнозиса» .
Тогда же в 1992 году Курёхин зажёгся идеей провести акцию, которая привлекла бы внимание к проблеме вымирания воробьёв , о которой ему рассказал норвежский эколог Йон Мелбюэ (Jon Melbye) . Зимой 1993 года в студии Ленфильма ансамбль под руководством Курёхина записал шесть композиций, вдохновлённых « Временами года » Вивальди и одноимённым циклом Чайковского (параллельно Курёхин с тем же составом писал звуковое сопровождение к фильму « Над тёмной водой » Д. Месхиева ). Там же в студии случайно была найдена вокалистка — ею стала Марина Капуро из фолк-группы «Яблоко» . Весной 1993 года « Воробьиная оратория » была представлена в Осло и в Петербурге, в БКЗ «Октябрьский» . В 1994 году Курёхин продолжал гастролировать в России и за границей сольно и с «Поп-механикой», реанимированной под именем Heavy Metal Klezmer Orchestra , и записал музыку для « Трёх сестёр » Сергея Соловьёва и « Замка » А. Балабанова . В 1994 году стал первым продюсером группы « Чай Вдвоём » .
В начале 1995 года Курёхин познакомился с писателем Эдуардом Лимоновым и философом Александром Дугиным , создателями Национал-большевистской партии . Он сблизился с Дугиным, вступил в НБП (партбилет № 418 ) и в короткое время пропаганда идей НБП стала его основным занятием . В марте 1995 года Курёхин, Лимонов, Дугин и Новиков дали пресс-конференцию в рок-клубе в Санкт-Петербурге, где Курёхин заявил, что единственной актуальной формой искусства сейчас стала политика, и именно ею он теперь будет заниматься . Участие Курёхина в деятельности НБП стало причиной разрыва его со многими друзьями . Он организовал работу городского штаба НБП, сам снял для него подвал, много публиковался. По предложению Курёхина Дугин выдвинулся по одномандатному округу № 210 (Санкт-Петербург) на выборах в Государственную думу , прошедших в декабре того же года. В поддержку Дугина Курёхин 23 сентября устроил последний, как это потом стало ясно, концерт «Поп-механики», который получил название «Поп-механика № 418» — число 418 было взято из эзотерического учения Алистера Кроули , которым увлекался Дугин. В концерте участвовали и сами Лимонов и Дугин, на французском и русском читавший отрывки из Кроули . Избирательная кампания окончилась неудачей, Дугин получил менее одного процента голосов и занял четырнадцатое место из семнадцати кандидатов .
Степень искренности увлечения Курёхина национал-большевизмом остаётся дискуссионной, так как видимая серьёзность работы в НБП противоречила всем сложившимся представлениям о личности Курёхина. По мнению Гребенщикова, это была ещё одна и самая радикальная его провокация . Александр Кушнир считает, что Курёхин действительно верил в то, чем занимался, и это стало следствием его разочарования в либерализме и демократическом движении . Александр Кан также пишет, что личные убеждения музыканта пришли к единству с идеологией НБП, хотя в его публичных действиях и оставался элемент шутки и провокации . Илья Кукулин рассматривает «экстремистскую» «красно-коричневую» риторику Курёхина и Егора Летова середины 1990-х, не вязавшуюся с их гораздо более сложными музыкальными высказываниями, как способ эпатировать либерально-западнически ориентированных потребителей авангардного искусства . Лимонов говорил, что «знал в своей жизни немало музыкантов, они редко отличались умом. Есть музыкант, поразивший меня умом, Сергей Курёхин. Ну и Егор Летов, к примеру. А все остальные не блещут» .
1 сентября 1995 года «Поп-механика» дала имевший громкий успех шокирующий концерт в Хельсинки , кульминация которого включала одновременно опускавшийся на зрительный зал огромный полиэтиленовый мешок, пущенный в зал дым и запуск в толпу выбегающих зрителей мечущихся в панике животных. Курёхин получал много предложений о гастролях . В начале 1996 года Курёхин ездил в США записываться с саксофонистом . Весной он вместе с музыкальным критиком Николаем Дмитриевым и фотографом основал лейбл «Длинные руки», идеология которого состояла в издании «забытой» или маргинальной музыки и подлинного фольклора, и планировал выступление «Поп-механики» в Royal Festival Hall в Лондоне .
Смерть
7 мая 1996 года Сергей Курёхин почувствовал боли в сердце и был госпитализирован. Курёхин с юности знал о своем больном сердце . В конце мая ему сделали операцию на сердце, в предсердии была обнаружена саркома сердца — редкое заболевание, не оставлявшее музыканту шансов на выздоровление . Рано утром 9 июля Курёхин умер в Покровской больнице Санкт-Петербурга . Похоронен на Комаровском кладбище .
Семья
Был дважды женат:
-
первая жена: Татьяна Паршина;
-
дочь Юлия (р. 1974);
- внук Никита (р. 1995);
- внук Максим (р. 2004);
-
дочь Юлия (р. 1974);
-
вторая жена: Анастасия Курёхина, дочь учёного-физика
Г. Н. Фурсея
;
- дочь Елизавета (1984—1998), покончила с собой в возрасте 14 лет ;
- сын Фёдор (р. 1994).
Дискография
Среди записей Курёхина имеются сольные фортепианные произведения, симфоническая « Воробьиная оратория », «Популярная механика», совместные проекты с Джоном Зорном , , Владимиром Чекасиным и Сергеем Летовым , WestBam , .
- 1980
- С. Курёхин, , А. Вапиров , А. Александров Jam Session Leningrad
- 1981
- С. Курёхин (LP, Leo Records , переиздано на CD другим лейблом Лео Фейгина — Golden Years of jazz)
- « Аквариум » « Электричество » ( магнитиздат , впоследствии CD)
- 1982
- С. Курёхин, И. Бутман, Б. Гребенщиков «Subway Culture (Подземная культура)» (LP, Leo Records, переиздано в 1999 году на CD и кассете)
- «Аквариум» « Треугольник » (магнитиздат, впоследствии CD)
- «Аквариум» « Электрошок » (концертный бутлег, CD)
- «Аквариум» «Концерт в Эрмитаже» (магнитиздат)
- «Аквариум» « Табу » (магнитиздат, впоследствии CD)
- «Аквариум» «Я вижу тучи…» (концерт) (магнитиздат)
- 1983
- С. Курёхин, В. Чекасин , Б. Гребенщиков «Exercises» (LP, Leo Records)
(другая версия первой стороны альбома присутствует в компакт-коробке Document , выпущенной Leo Records)
- «Аквариум» « Радио Африка » (магнитиздат, LP, CD)
- А. Вапиров, С. Курёхин Sentenced to Silence
- 1984
- «Аквариум» MCI (bootleg) (магнитиздат, CD)
- «Аквариум» «Электрошок-2» (магнитиздат)
- «Аквариум» «2-й Ленинградский рок-фестиваль»
- « Кино » « Начальник Камчатки » (магнитиздат, CD)
- А. Вапиров Invocations
- 1985
- С. Курёхин & ПМ «Концерт» (магнитиздат)
- А. Вапиров «Линии судьбы»
- «Аквариум» «3-й Ленинградский рок-фестиваль» (магнитиздат)
- С. Курёхин и Поп-механика «3-й Ленинградский рок-фестиваль» (две последние записи выпущены в 1999 году на одной кассете в серии «Фестивали Ленинградского рок-клуба» Отделением «Выход»)
- Валентина Пономарёва Fortune-Teller
- « Алиса » « Энергия »
- 1986
- «Аквариум» « Дети Декабря » (магнитиздат, CD)
- С. Курёхин «Утренние упражнения в ореховом доме» (магнитиздат, Soundings of planet)
- Red Wave (LP, участие в записях «Аквариума» и «Алисы»)
- « » «Асфальт» (магнитиздат)
- 1987
- С. Курёхин & ПМ «Введение в Поп-механику» (LP, CD on Leo Records)
- С. Курёхин Popular Zoological Elements (LP, CD on Leo Records)
- С. Курёхин «Мир — советские звуковые эксперименты» (магнитиздат)
- С. Курёхин & ПМ «Народ гуляет» (магнитиздат)
- С. Курёхин & ПМ «Насекомая культура» (магнитиздат, в 1998 году переиздано на CD SoLyd Records)
- ПМ & Westbam «Отец и сын» (в 2002 году переиздано на CD в составе «Сергей Курёхин — Поп-механика — Westbam»)
- «Аквариум» « Аквариум » (LP)
- Н. Корзинин «Камни Санкт Петербурга» (магнитиздат)
- 1988
- С. Курёхин & ПМ Pop Mechanics No 17 (LP, CD on Leo Records)
- ПМ & Westbam Live at Leningrad (LP)
- С. Курёхин «От музыки тает снег» (магнитиздат)
- С. Курёхин «Концерт в Таксоне» (магнитиздат)
- 1989
- С. Курёхин, «Популярная наука» (CD on RykoDisc)
- С. Курёхин, Б. Гребенщиков Mad nightingales in the Russian forest (Безумные соловьи русского леса" (LP on Leo Records, переиздано на CD в 1997 году SoLyd Records)
- С. Курёхин, С. Летов «Полинезия: введение в историю» (альбом на фирме «Мелодия» (C60 28241 009), CD on RCA Victor, переиздано SoLyd Records)
- 1990
- Document (8 CD box on Leo Records)
- « » «Воспитание детей красотой подводной жизни»
- Festival MIMI 89 (LP, сборник)
- 1991
- С. Курёхин & ПМ «Ибливый опоссум — концерт во Франции» (CD, переиздавался на «SoLyd» под названием «Франция. Ибливый опоссум»)
- С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Live in Paris» (tape)
- С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Пиратско-детский альбом» (tape, ранняя версия « Детского альбома » — похоже, действительно «пиратская»)
- С. Курёхин Rebecca Horn Buster’s Bedroom
- 1992
- С. Курёхин Some Combinations of Fingers and Passion (CD on Leo)
- В. Пономарева Live in Japan (CD on Leo)
- С. Курёхин «Опера богатых» (LP on «Курицца Рекордс», переиздано в 2001 году на CD SoLyd Records)
- 1993
- С. Курёхин « Воробьиная оратория » (CD)
- 1996
- С. Курёхин, Friends Afar (CD)(переиздано в 2003 году «Manchester Files» ( Бомба-Питер )
- С. Курёхин, K. Маслак Dear John Cage (CD on Long Arms)(переиздано в 2003 году «Manchester Files» ( Бомба-Питер )
- 1997
- С. Курёхин «Трагедия в стиле рок» (CD)
- С. Курёхин Just Opera (CD on Long Arms)
- С. Курёхин Divine Madness (4 CD box on Leo Records)
- 1998
- С. Курёхин «Ранние фортепианные произведения» (tape, выпущено Manchester Files ( Bomba-Piter inc. )
- С. Курёхин «Введение в Поп-механику»(tape, выпущено Manchester Files ( Bomba-Piter inc. )
- С. Курёхин «Два капитана-2» (CD)(tape, выпущено Manchester Files ( Bomba-Piter inc. )
- С. Курёхин « Детский альбом » (CD)(tape, выпущено Manchester Files ( Bomba-Piter inc. )
- С. Курёхин и Two for Tea (CD)(tape, выпущено Manchester Files ( Bomba-Piter inc. )
- 1999
- С. Курёхин «Господин оформитель» (CD)(tape, выпущено Manchester Files ( Bomba-Piter inc. )
- Tamizdat Compilation Vol. 1 (CD, сборник)
- 2000
- С. Курёхин & ПМ «Легенды русского рока» (CD, сборник)
- А. Вапиров «Забытый ритуал» (2 CD)
- С. Курёхин «Ливерпуль» (CD)
- С. Курёхин «Полинезия» (CD)
- С. Курёхин «Capriccio» (CD)
- В. Пономарёва April in Japan (CD-R)
- 2001
- С. Курёхин «Италия» (2CD)
- С. Курёхин «Дон Карлос»
- С. Курёхин «Опера богатых» (CD)
- С. Курёхин «Давкот»
- C. Курёхин «Призрак коммунизма»
- «Оазис Ю» (А. Рыбин, Н. Кадыров) «Дикая жизнь» (CD) (также издано под названием «Песни восточных славян» — эта версия, скорее всего, пиратская)
- С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Песни шахматистов прошлого столетия» 2002
- Сергей Курёхин — Поп-механика — Westbam (CD)
- Kenny Millions & Friends Jazz Fantasy
- 2004
- В. Волков, С. Курёхин, К. Маслак «Время, вперёд»
- 2007
С. Курёхин, «Господин оформитель», оригинальный саундтрек
- 2008
- С. Курёхин Absolutely Great! (7 CD box on Leo Records)
- 2012
- С. Курёхин «Сергей Курехин в „Аквариуме“» (2 CD, SoLyd Records)
- С. Курёхин «США» (2 CD, SoLyd Records)
- С. Курёхин «Япония» (2 CD, SoLyd Records)
- С. Курёхин, Б. Гребенщиков «Курехин и Гребенщиков приглашают…» (2 CD, SoLyd Records)
- «Аквариум» «Сроки и цены» (2 CD, Отделение ВЫХОД)
- 2013
- С. Курёхин «Полинезия. Введение в историю» (LP, Мелодия)
- «Аквариум» «Электрошок» (2 CD+DVD, Отделение ВЫХОД)
- «Аквариум» «Треугольник» (LP, Bomba Music)
- «Аквариум» «Электричество» (LP, Bomba Music)
- «Аквариум» «Табу» (LP, Bomba Music)
- 2014
- «Аквариум» «Радио Африка» (LP, SoLyd Records)
- «Аквариум» «Дети декабря» (LP, Bomba Music)
- 2017
- С. Курёхин «Оно. Музыка для фильма» (CD+DVD, ГЕОМЕТРИЯ)
Фильмография
Композитор
- 1987 — Строчка зигзагом (документальный)
- 1987 — Счастливо оставаться! (также исполнитель музыки на семплере «Prophet 2000»)
- 1988 — Господин оформитель
- 1988 — Крик о помощи
- 1988 — Трагедия в стиле рок
- 1989 — Оно
- 1989 — Посвящённый
- 1990 — Переход товарища Чкалова через Северный полюс
- 1990 —
- 1991 — Лох — победитель воды
- 1991 — Пьющие кровь
- 1991 — Двуликий Янус
- 1992 — Два капитана-2
- 1992 — Комплекс невменяемости
- 1993 — Никотин
- 1993 — Пленники удачи
- 1993 — Тюремный романс (в соавторстве с Юрием Касьяником )
- 1993 — Над тёмной водой
- 1994 — Замок
- 1994 — Любовь, предвестие печали…
- 1994 — Три сестры
- 1996 — Научная секция пилотов
- 2000 — Námornický valcík
Актёр
- 1986 — Диалоги (документальный)
- 1988 — Трагедия в стиле рок — камео
- 1990 — Сломанный свет — Сергей
- 1991 — Дом под звёздным небом — пассажир в метро
- 1991 — Лох — победитель воды — Павел Гореликов
- 1992 — Комплекс невменяемости — профессор Гендельбах
- 1992 — Два капитана 2 — Капитан № 1
- 1992 — Над тёмной водой — Бывший муж Клары
Сценарист
- 1989 — (совместно с В. Аксёновым )
- 1996 — Порок и святость (совместно с С. Дебижевым ; не осуществлён)
Награды
- 2020 — премия «Балтийская звезда» в номинации «Память» (посмертно)
Память
Памяти Сергея Курёхина посвящён музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), придуманный виолончелистом в конце осени 1996 года и впервые им же осуществлённый в Нью-Йорке в январе 1997 года. В марте того же года Борис Райскин трагически погиб. С тех пор SKIF ежегодно проводится в Санкт-Петербурге . Кроме того, Курёхинские фестивали проводились в Амстердаме , Берлине и других городах мира .
В 2009 году в Санкт-Петербурге был учреждён Центр современного искусства им. Сергея Курёхина . С 2009 года Фонд и Центр имени Сергея Курёхина вручают премию Сергея Курёхина в области современного искусства .
В Новосибирске существует ансамбль импровизационной музыки «Квартет им. Курёхина», в состав которого входят Роман Столяр , Сергей Беличенко и другие музыканты.
В 2019 году в образовательном центре Московского музея современного искусства прошла выставка, посвящённая 65-летию музыканта .
Примечания
- ↑ Deutsche Nationalbibliothek Record #134437160 // (нем.) — 2012—2016.
- , с. 11.
- , с. 13.
- , с. 14.
- , с. 21—23.
- , с. 15.
- , с. 16—17.
- , с. 23—24.
- , с. 25—26.
-
. ПРОСТРАНСТВО СМЫСЛОВ медиа-проект. 1996
. Дата обращения:
12 мая 2018
.
{{ cite AV media }}
: Проверьте значение даты:|accessdate=
( справка ) . Дата обращения: 12 мая 2018. Архивировано 11 апреля 2019 года. - , с. 29.
- , с. 30.
- , с. 34—35.
- , с. 48—49.
- , с. 50.
- , с. 51.
- , с. 41.
- , с. 44.
- , с. 55.
- , с. 56—57.
- , с. 56.
- , с. 58.
- , с. 66.
- , с. 67.
- , с. 68.
- , с. 68—69.
- Горбачёв А. , Пророгов, Г. . Афиша-Волна (27 ноября 2013). Дата обращения: 9 мая 2014. 28 февраля 2014 года.
- , с. 76.
- , с. 79.
- , с. 85.
- , с. 88.
- , с. 90.
- , с. 92.
- , с. 93.
- , с. 95.
- , с. 110—111.
- , с. 101.
- , с. 103.
- , с. 104—105.
- , с. 107.
- , с. 115.
- , с. 118.
- , с. 122.
- , с. 177.
- ↑ , с. 129—130.
- , с. 134—135.
- , с. 141.
- , с. 144—145.
- Помазан Е. . Комсомольская правда (18 августа 2005). Дата обращения: 10 июня 2014. 14 июля 2014 года.
- , с. 146—147.
- , с. 147.
- , с. 150.
- , с. 169.
- Добротворский, С. // Сеанс . — 1993. — № 7 . — ISSN . 9 июля 2014 года.
- , с. 173.
- , с. 185.
- , с. 186.
- , с. 163.
- , с. 165.
- , с. 179.
- , с. 180—181.
- , с. 182.
- , с. 187—188.
- . Дата обращения: 11 октября 2016. 12 октября 2016 года.
- . Дата обращения: 10 июля 2015. 13 июля 2015 года.
- , с. 199—200.
- ↑ Кан А. . Сноб (2 ноября 2012). Дата обращения: 24 мая 2014. 6 августа 2016 года.
- , с. 201.
- , с. 202.
- . Дата обращения: 16 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- , с. 207.
- . ЦИК РФ . Дата обращения: 25 апреля 2020. 8 октября 2020 года.
- , с. 209.
- , с. 194—195.
- Кукулин И. В. . Polit.ru (8 апреля 2007). Дата обращения: 13 марта 2022. 22 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 10 июля 2015. 10 июля 2015 года.
- , с. 6—7.
- , с. 212—213.
- . Длинные руки рекордс. Дата обращения: 24 мая 2014. 29 октября 2014 года.
- Шенкман Ян. // Огонёк : журнал. — 2013. — 21 января ( № 2 (5258) ). — С. 44 . — ISSN . 26 января 2022 года.
- . Colta.ru . Дата обращения: 26 января 2022. 26 января 2022 года.
- , с. 217—218.
- . Электронная библиотека современной литературы Самиздат (28 апреля 2006). Дата обращения: 23 января 2013. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- Тумасова Ольга при участии Гончаровой Александры. // Огонёк : журнал. — 1998. — 15 ноября ( № 45 ). — С. 3 . — ISSN . 13 ноября 2021 года.
- Чёрный винил, произведён в Германии, в рамках серии «Мелодия — 50», посвященной полувековому юбилею фирмы Мелодия
- от 5 февраля 2021 на Wayback Machine // net-film
- от 9 июня 2019 на Wayback Machine // net-film
- . Балтийский дом — театр-фестиваль (2020). Дата обращения: 12 августа 2023. Архивировано из 12 августа 2023 года.
- от 2 апреля 2010 на Wayback Machine .
- от 22 июня 2008 на Wayback Machine .
- от 20 октября 2011 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 22 марта 2023. 25 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 22 марта 2023. 22 марта 2023 года.
Литература
- Кучкина О. А. Курёхина Анастасия: «Мы были счастливы с Сережей…» // Время «Ч». Пятьдесят и одно интервью . — сборник биографической информации. — М. : Вагриус, 2001. — С. 184—190. — 447 с. — ISBN 5-264-00592-3 .
- Кан А. Шкипер о капитане. — СПб. : Амфора, 2012. — 284 с. — (Дискография.ru). — ISBN 978-5-367-02424-1 .
- Кушнир А. И. Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока. — М. : Бертельсманн Медиа Москоу, 2013. — 224 с. — ISBN 978-5-88353-567-2 .
- Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке . — М. : АСТ : Астрель : Харвест , 2009. — С. 259. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
- Крусанов Павел, Подольский Наль, при участии А. Хлобыстина и С. Коровина. Беспокойники города Питера. — СПб. : Амфора, 2006. — С. 93-114. — 302 с. — ISBN 5-367-00173-4 .
Ссылки
- — эссе А. Дугина о Сергее Курёхине
- — эссе А. Дугина о Сергее Курёхине в «Русской Вещи»
- на радио Серебряный дождь
- на Радио «Свобода»
- на сайте газеты « Московский комсомолец »
- 2020-09-29
- 2