Кахраманмараш
- 1 year ago
- 0
- 0
Гипердвигатель — в научной фантастике название двигателя , который позволяет космическому летательному аппарату двигаться со сверхсветовой скоростью . Зачастую концептуально соответствует , варп- , или тоннельному двигателю. Также в теоретической физике гипердвигатель - термин, обозначающий двигатель, позволяющий кораблю летать в гиперпространстве — пространстве с более чем 3-мя измерениями, и за счёт этого совершать полеты на скоростях, превышающих скорость света (если, конечно, измерять скорость движения такого корабля относительно трехмерного пространства).
Идея гипердвигателя в большинстве произведений научной фантастики основывается на ожидаемом теоретической физикой существовании гиперпространства — пространства с более чем тремя измерениями. В каждом таком случае гипердвигатель позволит кораблю летать в пространстве с более чем тремя измерениями. В немалом количестве научно-фантастических произведениях излагается идея подпространственного двигателя, часто также называемого гипердвигателем, и базируется на также ожидаемой теоретической физикой возможности существовании так называемых . Нередки в фантастике и иные названия, обозначающие гиперпространство или подпространство .
После запуска гипер- или подпространственного двигателя, корабль уходит в гиперпространство или, соответственно, в подпространство, в котором корабль может преодолевать бóльшие расстояния за меньшее время по сравнению со временем преодоления кораблём этих же расстояний в обычном пространстве. Когда корабль достигает точки в гиперпространстве (подпространстве), соответствующей месту назначения в обычном пространстве, корабль выходит из гиперпространства (подпространства), возвращаясь в обычное. Как правило, гипердвигатель (подпространственный двигатель) относят к способам ускорения путешествий, которые в обычном пространстве занимают очень много времени. Мгновенное или сверхбыстрое преодоление расстояния через гиперпространство называют . (В фантастике, опирающейся на идею подпространства, такие прыжки как правило не фигурируют.)
Художественные описания способности кораблей перемещаться в космическом пространстве быстрее света часто сопровождают сюжетные линии романов, телевизионных передач и фильмов, в которых о них говорится. Расстояние в гиперпространстве может быть меньше настоящего или геометрически инверсивно к нему, что позволяет при движении корабля через гиперпространство увеличить скорость корабля путём уменьшения расстояния и времени, требуемого для перемещения. Также возможно, что скорость света в гиперпространстве не есть предел скорости тел, как в трехмерном пространстве, поэтому корабли, летающие в гиперпространстве, вероятно превышают скорость света, появляясь в точке назначения намного быстрее и без релятивистского замедления времени , постулируемого специальной теорией относительности (СТО).
Обычно в гиперпространстве (но чаще в подпространстве) космические корабли изолированы от обычного пространства Вселенной. Они не могут связываться и взаимодействовать с обычным пространством до выхода в него. Часто если два корабля находятся в гиперпространстве (подпространстве), то они не могут взаимодействовать между собой. Для людей, путешествующих в гиперпространстве (подпространстве), время течёт как обычно — с небольшим замедлением времени или без такового. 24 часа в гиперпространстве (подпространстве) равняются 24-м часам в обычном пространстве. Это связано с тем, что типичное описание гипердвигателя включает в себя только смену средового положения космического корабля без изменения его скорости относительно пространства-среды, — то есть корабль появляется с тем же импульсом, кинетической энергией и направлением движения, что и при входе в гиперпространство, тем самым избегая релятивистских явлений. Исключением является « Сага о возвышении » американского писателя-фантаста Дэвида Брина , где гиперпространство разделено на «уровни», на которых время течёт с разной скоростью. Гиперпространство само по себе может быть визуально изображено как закручивающиеся цвета, быстро двигающиеся (нередко стежками) звезды, или как что-то, что может свести человека с ума, если он посмотрит на него невооруженным взглядом.
В большинстве произведений и вселенных научной фантастики гиперпрыжки требуют тщательного продумывания и расчёта, так как любая ошибка гиперпространственной навигации может привести к катастрофе. Таким образом, прыжки могут составлять намного более короткое расстояние, чем технически возможно для конкретного гипердвигателя, чтобы навигатор мог «осмотреться»: определить положение корабля и рассчитать следующий прыжок. Время, затрачиваемое для путешествия в гиперпространстве, также разнится. Время путешествия может занимать часы, дни, недели или более. Такие случаи могут послужить началом для истории, происходящей в течение очень длительного путешествия.
В « Звёздных войнах » путешествие в гиперпространстве показано возможно опасным из-за вероятности прохождения маршрута вблизи массивного космического тела с, как следствие, мощным гравитационным полем, таким как у звезды или чёрной дыры . В таких случаях, если космический корабль, находясь в гиперпространстве, пройдет слишком близко к такому объекту, то корабль просто вываливается из гиперпространства в обычное пространство, довольно часто получая повреждения или вообще разрушается. Следовательно, некоторые маршруты в гиперпространстве могут быть обозначены как безопасные — не проходящие вблизи звёзд и других опасных своими гравитационным полями объектов. На подобно же эффекте основано действии фигурирующих в «Звездных войнах» генератором так называемых гравитационных колодцев. Также если у летящего в гиперпространстве корабля гипердвигатель вдруг отключится (например сломается), то корабль тут же вылетает в обычное пространство.
В других научно-фантастических произведениях гиперпространственное путешествие может происходить вне обычного пространства, например, как уже было заявлено выше в подпространстве, как во вселенной « Вавилона-5 ».
В Звёздных вратах: SG-1 гиперпространство может на первый взгляд показаться также несвязанным с обычным пространством — вводят в заблуждение так называемые гиперпространственные окна, через которые корабли в «Звездных Вратах» уходят в гиперпространство и выходят из него. Но все же оно там связано с обычным пространством, — если корабельный гипердвигатель вдруг выключится, то корабль тут же вылетает в обычное пространство. Именно это случилось с «Атлантидой» в последней серии 3 сезона « Звездных врат: Атлантида ».