Interested Article - Мангала
- 2020-03-19
- 1
Ма́нгала ( санскр. मंगल , IAST : Maṅgala ) — название Марса в индийской астрологии , где Мангала — это одно из девяти небесных тел . Марс на санскрите также называют Ангарака («красноцветный») и Бха́ума («сын Бхуми »). В индуистской мифологии , Мангала — один из богов войны, покровитель соответствующей планеты. Он считается сыном богини земли Притхви или Бхуми . Мангала практикует целибат и является учителем оккультных наук. Под покровительством Мангалы находятся знаки Овна и Скорпиона .
В индуистском искусстве Мангала изображается с кожей красного или огненного цвета, с четырьмя руками, в которых он держит свои атрибуты: трезубец , булаву , цветок лотоса и копьё . Ваханой Мангалы является баран . Из дней недели Мангала управляет вторником .
Происхождение
Согласно « Шива-пуране », когда Шива медитировал на горе Кайлас , с его лба на землю упали три капли пота. Из этих капель появился красивый четырёхрукий младенец с кожей красноватого цвета. Бхуми, персонифицированная земля, взрастила младенца, из-за чего тот получил имя Бхаума. Когда Бхаума подрос, он отправился в святое место Каши , где долгое время совершал суровые аскезы для удовлетворения Шивы. Довольный Бхаумой, Шива даровал ему в награду планету Марс. С тех пор Бхаума правит Марсом и известен под именем Мангала.
Однако, в большинстве текстов Мангала — сын Вишну в образе Варахи , родившийся, когда Вишну поднял Бхуми с глубин мирового океана.
В астрологии
Джьотиша — индуистская астрология, которая описывает концепцию Накшатр , Наваграх .
Люди, рождённые под астрологическим влиянием Мангалы, называются или из-за выпадения гласной. В Индии и Непале существует суеверие, что брак мангалика (мангалицы) и немангалика (немангалицы) повлечёт несчастье, например, раннюю смерть мужа. Поэтому в брачных объявлениях часто указывают мангала-статус невесты.
Планета
Мангала как планета упоминается в различных индуистских астрономических текстах на санскрите, таких как Арьябхатия 5-го века Арьябхаты, Ромака 6-го века Латадевы и Панча Сиддхантика Варахамихиры, Кхандахадьяка 7-го века Брахмагупты и Сисядхивриддида 8-го века Лаллы. Эти тексты представляют Мангалу как одну из планет и оценивают характеристики движения соответствующих планет. Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные периодом между 5 и 10 веками, сосредоточивают свои главы на разных планетах с их мифологическими божествами.
Рукописи этих текстов существуют в немного разных версиях, представляют движение Мангалы в небе, но различаются по своим данным, предполагая, что текст был открыт и исправлен на протяжении их жизни.
Индуистские ученые 1-го тысячелетия нашей эры оценили время, необходимое для звездных оборотов каждой планеты, включая Мангалу, на основе своих астрономических исследований с немного разными результатами:
Источники | Время оборота | |
Индийские | Сурья Сиддханта | 686 дней 23 часа 56 минут 23,5 секунды |
Сиддханта Широмани | 686 дней 23 часа 57 минут 1,5 секунды | |
Прочие | Птолемей | 686 дней 23 часа 31 минута 56,1 секунды |
Современные данные | 20-го века 686 дней, 23 часа, 30 минут, 41,4 секунды. |
Календарь и зодиак
Мангала — это корень слова «мангалавара», то есть вторник в индуистском календаре. Слово मंगल также означает «благоприятный», но планета मंगल считается вредоносной. Точно так же названия вторника в других индоевропейских языках часто происходят от римского бога Марса (например, латинского слова Martis «вторник») или бога, которому приписывают аналогичные характеристики. Корнем английского слова Tuуsday, например, является древнегерманский бог войны и победы Тив, более известный как Тюр . Мангала является частью Наваграх в индуистской системе зодиака.
Наваграхи со временем развивались под различным влиянием. Самая ранняя работа по астрологии, зарегистрированная в Индии, - это Веданга Джйотиша, которая начала составляться в 14 веке до нашей эры.
Обожествление планетных тел и их астрологическое значение произошло еще в ведический период и было зафиксировано в Ведах . Классические планеты, включая Марс, упоминаются в Атхарваведе со второго тысячелетия до нашей эры. Наваграхе способствовал дополнительный вклад из Западной Азии, включая зороастрийские и эллинистические влияния. , или «Наука о яванах», была написана индо-греком по имени («Владыка греков») во время правления царя западных кшатрапов Яванаджатака, написанная в 120 г. н.э., часто приписывается к стандартизации индийской астрологии. Наваграха получит дальнейшее развитие и достигнет кульминации в Эпоху Саков с появлением саков , или скифов . Кроме того, вклад народа саков станет основой индийского национального календаря, который также называется календарем саков.
Иконография
Мангала окрашен в красный цвет или цвет пламени, он четырехрукий, несет трезубец, булаву, лотос и копье. Его вахана - баран.
Другие имена
Марс (Мангала) также называют:
- Ангарака ( санскр. अङ्गारक ) - тот, кто красного цвета.
- Рактаварна ( санскр. रक्तवर्ण ) - чей цвет подобен крови.
- Бхаума ( санскр. भौम ) - сын Бхуми.
- Лохитанга ( санскр. लोहिताङ्ग ) - с красным телом (Лоха также означает Железо, поэтому также может означать Железное Тело).
- Куджа ( санскр. कुज ) - тот, кто рожден от Земли.
- Бха ( санскр. भ ) — сияющий.
Стихи о Мангале
Слово Мангала является древним, впервые появляется ещё в Ригведе ( 2-е тысячелетие до н.э. ) и упоминается грамматиком Патанджали (~ 2-й век до н.э.), но не как астрологический термин, а скорее для обозначения «благоприятно-успешной» (сиддха) структуры в литературных источниках. Панини тоже упоминает это в стихе I.3.1 в похожем контексте. В ведических текстах, утверждает Кристофер Минковски, нет упоминания о благоприятных ритуалах, благоприятном начале или времени проведения ритуала, а скорее о «мангале», поскольку благоприятные практики, вероятно, возникли в индийских традициях в средневековую эпоху (после середины 1-го тысячелетия н. э.). ), впоследствии проявившийся в индуизме, буддизме и джайнизме . Ритуальная школа мимамсы в индуизме не включала никаких мангала (благоприятных) стихов, связанных с планом «Мангала», ни в один из своих текстов на протяжении 1-го тысячелетия нашей эры.
В Маркандея-пуране есть выражение «मङ्गल्कवचम् स्तोत्र», относящаяся к планете «Мангал».
См. также
Примечания
- . A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages. London: Oxford University Press 7. Digital Dictionaries of South Asia, University of Chicago (1962). — «aṅgāraka 126 aṅgāraka '(hypothetical) red like embers', masculine 'charcoal'. 2. masculine 'the planet Mars'. [áṅgāra -- ] 1. Pali aṅgāraka -- 'red like charcoal'; Sanskrit aṅārī 2. Pali aṅgāraka -- masculine 'Mars',; Sanskrit aṅāro masculine 'Tuesday'.» Дата обращения: 21 февраля 2010. 22 августа 2011 года.
- Mythology of the Hindus By Charles Coleman p.132
- Shiva Purana — Chap 2.71
- Dalal, Roshen. . — Penguin Books India, 2010. — P. 240. — ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ↑ Ebenezer Burgess. / P Ganguly, P Sengupta. — Motilal Banarsidass (Reprint), Original: Yale University Press, American Oriental Society, 1989. — P. vii–xi. — ISBN 978-81-208-0612-2 . от 5 июля 2014 на Wayback Machine
- Lionel D. Barnett. . — Asian Educational Services, 1994. — P. 190–192. — ISBN 978-81-206-0530-5 . от 27 июля 2020 на Wayback Machine
- Ebenezer Burgess. / P Ganguly, P Sengupta. — Motilal Banarsidass (Reprint), Original: Yale University Press, American Oriental Society, 1989. — P. ix-xi, xxix. — ISBN 978-81-208-0612-2 . от 5 июля 2014 на Wayback Machine
- J Fleet. . — Cambridge University Press for the Royal Asiatic Society, 1911. — P. 794–799. от 15 февраля 2020 на Wayback Machine
- ↑ Ebenezer Burgess. / P Ganguly, P Sengupta. — Motilal Banarsidass (Reprint), Original: Yale University Press, American Oriental Society, 1989. — P. 26–27. — ISBN 978-81-208-0612-2 . от 5 июля 2014 на Wayback Machine
- Dalal, Roshen. . — Penguin Books India, 2010. — P. 240. — ISBN 978-0-14-341421-6 . от 18 февраля 2022 на Wayback Machine
- Richard L. Thompson. . — Motilal Banarsidass, 2004. — P. 88. — ISBN 978-81-208-1954-2 . от 25 марта 2022 на Wayback Machine
- Linda T. Elkins-Tanton. . — Infobase Publishing, 2006. — P. v–vi. — ISBN 978-1-4381-0726-4 . от 25 марта 2022 на Wayback Machine
- . A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages. London: Oxford University Press 7. Digital Dictionaries of South Asia, University of Chicago (1962). — «aṅgāraka 126 aṅgāraka '(hypothetical) red like embers', masculine 'charcoal'. 2. masculine 'the planet Mars'. [áṅgāra -- ]1. Pali aṅgāraka -- 'red like charcoal'; Sanskrit aṅārī 2. Pali aṅgāraka -- masculine 'Mars',; Sanskrit aṅāro masculine Tuesday .» Дата обращения: 21 февраля 2010. Архивировано из 15 декабря 2012 года.
- Gopal, Madan. / K.S. Gautam. — Publication Division, Ministry of Information and Broadcasting, Government of India, 1990. — P. .
- Walter Slaje. . — Otto Harrassowitz Verlag, 2008. — P. 22–24. — ISBN 978-3-447-05645-8 . от 25 марта 2022 на Wayback Machine
- ↑ Christopher Minkowski. / Walter Slaje. — Otto Harrassowitz Verlag, 2008. — P. 8–24. — ISBN 978-3-447-05645-8 . от 25 марта 2022 на Wayback Machine
- 2020-03-19
- 1