Осторожно, бабушка!
- 1 year ago
- 0
- 0
« Осторожно, религия! » — художественная выставка, открытая 14 января 2003 года в Сахаровском центре .
Одна из участниц выставки, а позднее обвиняемая А. А. Михальчук считала, что название выставки подразумевало, как «бережное отношение к религиям, так и, возможно, какую-то критику по отношению к проявлениям фундаментализма в религии» . По сообщению агентства « Интерфакс », 18 января около полудня группа из шести человек (Михаил Люкшин, Анатолий Зякин, Владимир Сергеев, Николай Смахтин, Алексей Кульберг , Григорий Гарбузов ) разгромила выставочный зал музея, уничтожив часть экспонатов .
Люкшин и Зякин были задержаны на месте происшествия. По факту хулиганства следователь управления внутренних дел Центрального административного округа Роман Фролов возбудил уголовное дело против обоих хулиганов, а Замоскворецкий суд Москвы, признав обоих подозреваемыми, определил меру пресечения — подписку о невыезде .
10 февраля Ирина Ратушинская , Анатолий Корягин и некоторые другие бывшие политзаключённые выступили письмом протеста против издевательства над верой, в котором осуждались подобные антирелигиозные выставки, также отмечалось, что при публикации этого письма «либеральная цензура была на страже» .
11 августа 2003 года Замоскворецкий суд признал незаконным возбуждение уголовного дела против Люкшина и Зякина . В интервью РИА Новости Люкшин заявил:
В наших действиях нет состава преступления и нет хулиганства. Мы не совершили противоправных действий. Напротив, организаторы выставки являются нарушителями закона. Мы стремились воспрепятствовать преступлению .
28 марта 2005 года Таганский суд Москвы признал директора Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и сотрудницу центра Людмилу Василовскую — организаторов выставки — виновными в разжигании национальной и религиозной вражды. Самодуров и Василовская подали жалобу в Европейский суд по правам человека , который направил российскому правительству вопросы по делу организаторов выставки «Осторожно, религия!» Юрия Самодурова и Людмилы Василовской, со сроком ответов до 13 апреля 2010 года .
Владимир Сорокин упоминает выставку в своём романе-антиутопии: « День опричника »:
«На втором канале <шведской радиостанции „Парадигма“ для наших интеллектуалов-подпольщиков> — двадцатипятилетний юбилей выставки „Осторожно, религия!“. Медалью „Пострадавшим от РПЦ“ награждают какую-то старушку, участницу легендарной мракобесной выставки. Дрожащим голоском бабуля пускается в воспоминания, лепечет про „бородатых варваров в рясах, рвущих и крушащих наши прекрасные, чистые и честные работы“» .
Юрий Самодуров : «Вероятно, такого звонкого и удивительного по своей направленности „резонанса“ не было ни у одной из выставок ни в СССР, ни в постсоветской России. Даже посещение и закрытие в декабре 1962 г. Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже и разгром в Москве властями знаменитой „ бульдозерной выставки “ в сентябре 1974 г. „закончились“ не возбуждением уголовных дел, а тремя встречами Хрущева с художниками и творческой интеллигенцией, разрешением властей организовать в Измайловском парке первую выставку неофициального искусства и организацией при Московском городском объединённом комитете художников-графиков секции живописи, в которую предлагалось войти всем художникам-нонконформистам» .
Православный священник Павел Великанов в 2010 году сравнил данную выставку с организованной в том же году протоиереем Максимом Козловым выставкой «Двоесловие-Диалог» и констатировал: «Если бы выставка „Двоесловие/Диалог“ состоялась лет эдак десять тому назад, есть все основания полагать, нечего было бы громить православным ревнителям в 2003 г. Ведь актуальное искусство — всегда крик, чаще всего — нервный, если не сказать — истерический, но всегда — более чем искренний. Кричат, когда больно. Своим голосом и невпопад кричат только живые; зомби кричать могут только хором и по команде. Актуальное или альтернативное искусство — крикливый вызов культуре не то что заблудившейся, а смертельно уставшей от своего постоянного блуда» .
Спустя 20 лет митрополит Евгений (Кульберг) оценивал свои действия как правильные: «Меня много раз спрашивали, пожалел ли я о том, что тогда произошло. И я все больше убеждаюсь, что при толерантности правоохранителей к кощунству и к поруганию святынь на тот момент в нашей стране другого пути просто не было. Сегодня можно сказать, что разгром выставки и последующие судебные разбирательства стали важным этапом в современной истории России, верной традиции и вере предков. Сегодня все по-другому. Мы, общество, учимся, мы меняемся и очень часто в лучшую сторону. Слава богу, в наши дни представить подобную выставку в нашей стране просто невозможно» .
Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах (группа людей, разгромивших выставку, были алтарниками именно этого храма), и спустя 20 лет оценивал данный поступок как единственно приемлемый: «В истории человечества нам известно великое множество примеров ограждения святыни от поругания. Сам Господь наш Иисус Христос опрокинул столы меновщиков, которые сделали святой храм Божий вертепом разбойников, и бичом изгнал из храма торговцев . Святые пророки Божии, такие как Моисей и Илия , уничтожали идолов. Святые апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный , как читаем мы в их житиях, разрушали языческие капища. Святые мученики, такие как великомученик Георгий Победоносец, мученик Евгений Трапезундский, мученик Полиевкт, мученицы Параскева, Татьяна, равноапостольная Нина повергли на землю богомерзких бездушных истуканов. Их примеру последовал равноапостольный император Константин Великий и великий князь Владимир . Святая мученица Феодосия дева сбросила с лестницы воина-иконоборца, который намеревался осквернить святую икону на городской стене. Неужели у кого-то повернется язык, чтобы обвинить Господа и Его святых в вандализме и хулиганстве? Если только найдутся люди, подобные тем иудеям, которые „как будто на разбойника“ вышли на Христа в Гефсиманском саду с кольями и мечами. А затем кричали Пилату: „Распни, распни Его“» .