Есенин, Сергей Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Алекса́ндрович Ни́лус ( 25 августа [ 6 сентября ] 1862 , Москва , Российская империя — 14 января 1929 , село Крутец , Александровский уезд , Владимирская губерния , РСФСР , СССР ) — русский религиозный писатель и публицист; известен как публикатор « Протоколов сионских мудрецов », на основании которых развивал т. н. теорию мирового заговора, якобы вдохновляемого евреями .
Родился 25 августа ( 6 сентября ) 1862 года в Москве в дворянской семье отставного военного и гражданского служащего Александра Петровича Нилуса (1817—1900) и его супруги Наталии Дмитриевны (урождённой Карповой). Дед по отцу — генерал-майор артиллерии, Пётр Богданович Нилус (1768 — после 1817).
Детство Сергей Нилус провел в Москве, приезжая на лето в имение Золотарёво Мценского уезда Орловской губернии . С 1873 года начал учиться в 1-й московской прогимназии (впоследствии — ) . В 1877 году поступил в 3-ю московскую гимназию , которую окончил в 1882 году .
Вслед за старшим братом Дмитрием поступил на юридический факультет Московского университета и, окончив его в 1886 году, был определён кандидатом на судебные должности Симбирского окружного суда. С 1887 года — кандидат на судебные должности при прокуроре Эриванского окружного суда, в 1888 году назначен помощником мирового судьи Сурмалинского отдела Эриванского суда в местечко Баш-Норашен Шаруро-Даралагезского уезда . В 1889 году, оставив службу, он удалился в своё имение в Золотарёве, в котором жил до 1905 года .
Спустя некоторое время произошёл глубокий внутренний перелом в мировоззрении Нилуса. Его духовное возрождение совершилось благодаря чудесному видению преподобного Сергия Радонежского у раки с его мощами в Троице-Сергиевой Лавре и встречам с Иоанном Кронштадтским , который исцелил его от серьёзной болезни горла и вернул к полноте православной веры ; также в Троице-Сергиевской лавре он встречался с известным подвижником православной веры, почитавшемся как старец — Георгием Коссовым .
Летом 1900 года Нилус впервые посетил Саровский и Дивеевский монастыри , где познакомился с известными подвижницами игуменьей Марией (Елисавета Алексеевна Ушакова) и блаженной Пашей Саровской . В 1902 году получил в Дивеевском монастыре от Е. И. Мотовиловой архив мужа, Николая Александровича Мотовилова, включавший его записи бесед с Серафимом Саровским . По материалам архива и устным свидетельствам Нилус осуществил ряд публикаций, сыгравших важную роль в формировании почитания святого .
В 1900 году начал проповедовать о близости явления антихриста и Страшного суда . В это время он посетил Гефсиманского старца Варнаву , сотрудничал в «Московских ведомостях». В это время к Нилусу попала рукопись под общим заглавием «Протоколы собраний сионских мудрецов». В июне 1901 года С. А. Нилус впервые посетил великую духом старчества Оптину пустынь . В 1903 году в свет вышла первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая затем несколько изданий. Во 2-е издание книги «Великое в малом» впервые были включены « Протоколы сионских мудрецов » .
В начале 1905 года Нилус продал Золотарёво и поступил на службу в канцелярию по делам дворянства Министерства внутренних дел помощником делопроизводителя (в чине губернского секретаря ; в 1906 году он — коллежский секретарь ).
Намеревался стать священником, но рукоположение не состоялось. Оставив службу, отправился в Николо-Бабаевский монастырь . В 1906 году, 3 февраля, в Петербурге состоялось венчание С. А. Нилуса с камер-фрейлиной Еленой Александровной Озеровой — дочерью посланника в Афинах, а затем в Берне обер-гофмейстера А. П. Озерова . Супруги жили сначала в Валдае (сентябрь (?) 1906 — сентябрь 1907 ); затем (с 1 октября 1907 года по 14 мая 1912 года) — в Оптиной пустыни (в «Леонтьевской» усадьбе — двухэтажном доме, где жил ранее К. Н. Леонтьев ). Результатом разбора скитских рукописей, ознакомлением с духом и строем жизни насельников монастыря стала книга «Святыня под спудом». Дневник, который здесь вёл Нилус, печатался в « »; в 1916 году под заглавием «На берегу Божьей реки» он вышел отдельной книгой. В 1912 году, после инспекции монастыря архиепископом Серафимом (Чичаговым) и вынужденным отъездом из него старца Варсонофия , Нилусы также вынужденно уехали из монастыря, возвратившись в Валдай, где жили до 1917 года.
После революции 1917 года Нилуса преследовали советские власти. С лета 1917 года по апрель 1923 года семья жила в усадьбе князя Владимира Давидовича Жевахова Линовица . После выселения из усадьбы Нилуса многократно арестовывали и держали по несколько месяцев в заключении: в 1923, 1924, 1925, 1927, 1928 годах, однако каждый раз выпускали на свободу. В 1926 году супруги переехали в Кролевец Черниговской губернии, в 1928 году — в село Крутец , близ Александрова .
Скончался 14 января 1929 года от сердечного приступа в селе Крутец Александровского уезда Владимирской губернии, где и был похоронен.
В 2001 году обществом «Православный Петербург» была учреждена премия им. С. А. Нилуса «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России». Её первым лауреатом стал А. Н. Стрижёв . В 2003—2005 годах вышло полное собрание сочинений Нилуса.
С 2001 года в январе ежегодно проводятся Нилусовские чтения .
Почтить его память на его могиле в селе Крутец приезжают паломники из разных стран .
Согласно Нилусу, Бог избрал Россию как «новозаветный Израиль» и «дом Пресвятой Богородицы», чтобы она блюла православие , выражением которого являются Семь Вселенских Соборов , крестные знамения , акафисты , просфоры и Семь таинств . Однако в XX веке Россия была ввергнута в пучину испытаний, которые начались с «жажды новизны», «воинствующей толстовщины », «осквернения таинства брака» и равнодушия к вере отцов. Мощь России Нилус видит в единении «царя с народом» и заступничестве святых ( Богородица , Сергий Радонежский и Серафим Саровский ). Самодержавие , по его мнению, есть «земное отображение» божественного Вседержительства.
К научно-техническому прогрессу Нилус относился отрицательно, противопоставляя молитвам «угольный смрад фабрик» и «омерзительную вонь бензиновых моторов ». Наблюдаемое объединение различных регионов мира ( Америка , Азия , Африка и Океания ) вокруг Европы он сравнивает с ситуацией накануне Вавилонского столпотворения . Это стремление он видит и в проектах «единой всемирной монеты», и в попытках создания «международного всемирного языка».
Особое место в эсхатологии Нилуса занимает Антихрист , который возвысится над царями, построит Иерусалим , восстановит Иерусалимский храм и вернет всю окрестную землю иудеям . Существенную роль в подготовке прихода Антихриста окажет франк масонство («анти-Церковь» и Вавилонская блудница ), которое было занесено в Европу через тамплиеров . По мнению Нилуса, «священным фундаментом» масонства является легенда об Адонираме — строитель Соломонова храма , прямой потомок Каина , зачатого Евой от Люцифера . Потомки Каина не погибли в водах Всемирного Потопа , но укрылись в расщелинах Этны . Потомком Каина и предком Адонирама был Нимрод . Весь этот род издревле хранил культ древнего змия, известного под именем Тифона , Пифона и Бафомета . Символом этого культа, по мнению Нилуса, является Соломонова печать .
Нилус утверждает, что евреи , став «сектантами- талмудистами » и отвергнув Христа, находятся «под проклятием и гневом Божьим». Особое неудовольствие у него вызывает различение Талмудом человечества на евреев и неевреев ( гоев ).