Правовой позитивизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Позитиви́зм ( фр. positivisme , от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки , определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис позитивизма — «Всё подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук».
Идеи предвосхищавшие концепции позитивизма развивали стоики . Во-первых, наряду с некоторыми другими школами направления античного скептицизма и задолго до появления научной методологии, стоики подняли вопрос критерия истины, понимая непригодность для этой роли очевидности и определив, что познание означает отказ от принятия чего-либо на веру . Во-вторых, и здесь именно они были новаторами, стоики признали внутренний мир каждого человека «утешительным» миром теории и интерсубъективной «истины», отделив его от внешней реальности. В-третьих, они сфокусировали главный вопрос познания на методе связывания наблюдений и теории, а не на полученной «истине» .
Таким образом, стоики, как и Иммануил Кант две тысячи лет спустя, определили эмпирический характер научной истины и указали на эмпиризм как на естественное и непреодолимое ограничение теоретического мышления, но не исключали его полностью. Ранние позитивисты же довели эмпиризм Канта до предела, не просто обозначив границы применения, но исключив из науки теоретическое мышление как таковое .
Основоположником позитивизма является основоположник социологии как науки Огюст Конт ( 1830-е годы ). В программной книге «Дух позитивной философии» ( Париж , 1844 ) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей: Милля и Спенсера . Этот позитивизм получил название первого , или классического. В России его последователями были Н. Михайловский , В. Лесевич .
На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрёл свою специфику. Поэтому его стали отличать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом , или эмпириокритицизмом . Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах . Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма . В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса , проходившего в Париже . Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию . В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова , а в США — прагматизм Ч. Пирса :
Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма.
Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм, или логический позитивизм Венского кружка , поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха . Помимо Шлика, центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат . Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн . Этот кружок нашёл в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера , а в США в лице Куайна . С 1930 года Венский кружок издаёт совместно с берлинской группой Райхенбаха журнал « Erkenntnis » («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929, 1934), Кёнигсберге (1930), Париже (1935, 1937), Копенгагене (1936), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.
«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией , поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма , так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма , прагматизма ( Моррис ) и неореализма ( Рассел , Мур ). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка . Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма , сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивали «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом, и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел , которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма . Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл , Джон Уисдом и Джон Остин , американский неопозитивизм был представлен Гудменом , Дэвидсоном , Крипке и Сёрлем .
После Второй мировой войны в англоязычных странах появился постпозитивизм . Представители: Карл Поппер , Томас Кун , Имре Лакатос , Пол Фейерабенд , Майкл Полани , Стивен Тулмин .
Позитивизм Огюста Конта | |||||||||||||
Второй позитивизм: эмпириокритицизм + махизм | |||||||||||||
Неопозитивизм : Венский кружок + Львовско-варшавская школа | |||||||||||||
Постпозитивизм | Аналитическая философия | ||||||||||||
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод . Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надёжным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте « Венского кружка », опубликованном в 1929 году: «Мы охарактеризовали научное миропонимание, в основном, посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, основанное на том, что нам непосредственно дано ( нем. das unmittelbar Gegebene ). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определённого метода, а именно — метода логического анализа» .
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века ).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики . Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, не отличающийся от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки ( Конт , Милль ), научная картина мира ( Спенсер ), психология научного творчества и научного мышления ( Мах , Дюэм ), логический анализ языка науки ( Шлик , Рассел , Карнап ), лингвистический анализ языка ( Райл , Остин , поздний Витгенштейн ), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки ( Поппер , Лакатос ). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы, прежде всего, самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашённым самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определённые «метафизические» предпосылки .
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука . Прогресс связан с эволюцией , но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 1850-е годы. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарлз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия , эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надёжным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удаётся выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут несомненными отправными точками знания» .
Позитивизм в философии в целом шире, чем позитивистский подход в философии науки. Общий принцип — избавление от «излишеств», которые не могут быть обоснованы эмпирически и поэтому заявляются бесполезными. Этот подход наглядно демонстрируют эпикурейцы как в области познания, так и в этике: мы не можем выйти за рамки эмпирики, и поэтому должны отбросить «расширение самих себя» за рамки фактов. При этом эпикурейцы использовали наработки скептиков как минимум в плане изостении .