Interested Article - Александрийская школа
- 2020-06-16
- 1
Александрийская школа — ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III века до н. э. по VI век н. э. Наиболее известными среди них являются александрийская школа неоплатонизма и александрийская богословская школа .
История
Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии Птоломеев город Александрия в Египте , бывший по своему положению центром тогдашних всемирных сообщений. Это было в то время, когда греческая культура распространилась по всему основанному Александром Великим и распавшемуся после его смерти на части государству. Период времени, в который греческая поэзия и наука были здесь развиваемы, называется по некоторым особым, отличающим его чертам Александрийским веком. Его можно подразделить на два главных периода: первый (Александрийский век в более тесном смысле) охватывает время царствования Птолемеев с 323—30 года до н. э. ( эллинистический Египет ); второй продолжается от прекращения династии Птолемеев до покорения Александрии арабами — 30 год до н. э. — 640 год н. э. Первым греческим владетелем, стремившимся создать для греческой науки и греческого образования широкое основание и новое убежище, был Птолемей Сотер ; он собрал туда многих учёных и положил основы Александрийской библиотеки и Александрийского музея . Значительно больше двинул эти занятия вперёд создавший знаменитую Александрийскую библиотеку в больших размерах его наследник, Птолемей Филадельф . К Александрийской школе принадлежали греки , египтяне , армяне , евреи , а впоследствии и римляне .
Грамматика и литература
Самое большое значение имели грамматики , поэты — меньшее. Первые были не только учителями и исследователями языка, но и филологами и литераторами , объяснявшими не только слова, но и содержание — словом, энциклопедистами . Таковы: Зенодот Эфесский , образовавший первую грамматическую школу в Александрии, Эратосфен Киренский , Аристофан Византийский , Аристарх Самофракский , Крат Малосский , действовавший в другой столице учености — в Пергаме , Дионисий Фракийский , Дидим Халкентер , Аполлоний Дискол и многие другие. Их главная заслуга состоит в том, что они собрали, исследовали, оценили и сохранили для следующих поколений доступные им памятники культуры и литературы. Самые известные из поэтов, писавших большею частью тоже в самой Александрии, были: Аполлоний Родосский , Арат , Никандр , Евфорион , Каллимах , Феокрит , Филит Косский , , Тимон Флиазийский и семь — называемых александрийским семизвездием — трагиков, в том числе Александр Этолийский и Ликофрон .
Александрийский век со своим энциклопедическим образованием существенно отличался по духу и характеру от древнегреческой жизни. При внимании, которое было посвящаемо изучению языка, правильность, чистота и изящество этого последнего сделались естественно предметами главного старания, и действительно, многие александрийцы отличались в этом отношении. Но большинству этих сочинений недоставало духа, одушевлявшего прежнюю греческую поэзию, точно так же как и столь важного общения с настоящею национальною публикою; зато техника была в высшей степени выработана и тонка, композиция искусно рассчитана, форма отменно изящна; критика и изобильная ученость, прилежание и навык должны были заменить то, что прежде давал гений. Этот последний проявлялся только у немногих, которые поэтому и кажутся особенно великими для своего времени; другие производили то, что может быть произведено критикою и изучением, их часто искусно обдуманные и заботливо обработанные сочинения слишком трезвы, лишены духа и жизни. Чувствуя недостаток в оригинальности, но признавая её достоинство и стремясь к ней, они незаметно дошли до предела, где всякая поэзия исчезает. Их критика выродилась в мелочность, их искусство — в искусственность. Они стремились к необыкновенному, к новому, и старались добиться этого ученостью. Поэтому большая часть александрийцев была одновременно поэтами и грамматиками, в большинстве случаев — бездушными и холодными рифмоделами.
Философия
Об александрийской школе говорят и по отношению к принадлежавшим к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам . Характерно по отношению к александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии и что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами . Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и — в противоположность им — скептики . Более всего известности приобрели александрийские неоплатоники . Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой , они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством , поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте . Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма ; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии . Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против арианства , при помощи Афанасия , принцип неприкосновенности правоверных положений религии.
Наука
Наконец, александрийское направление отличалось ещё и разработкой точных наук — медицины , географии , физики , математики и естествоведения ; эти последние дошли здесь до самой высокой в древности степени развития. Уже в III -м столетии до н. э. Евклид написал здесь своё классическое сочинение по геометрии . Астрономы этой школы отличались с самого её начала от своих предшественников тем, что они оставили в стороне всякие метафизические спекуляции и посвятили себя всецело наблюдениям. Как физики, математики и географы отличались: Аристилл и Тимохарис , Архимед в Сиракузах , Эратосфен , Аристарх Самосский , Птолемей и другие. Александрийская школа продержалась в своих различных направлениях в течение более восьми столетий на такой — правда, с течением времени несколько изменявшейся, — высоте, что она была постоянно главным центром учености и литературы тогдашнего мира.
См. также
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Литература
- от 13 сентября 2009 на Wayback Machine // История философии Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья)
- Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. — Едиториал УРСС, КомКнига, 2006 г. — 1005 c.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Шичалин Ю. А. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- 2020-06-16
- 1