Interested Article - Осетины
- 2021-08-11
- 2
Осети́ны ( осет. ир, ирæттæ; дигорæ, дигорæнттæ ) — ираноязычный народ, живущий на Кавказе . Являются потомками алан , или происходят от одной из кавказских автохтонных групп, ассимилированных носителями иранских языков . Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северо-восточная подгруппа) индоевропейской семьи языков . Помимо Осетии , они также живут в других районах России , в Грузии , Турции и других странах.
Общая численность в мире до 700 тыс. человек, из них в России 528,5 тыс. (по переписи 2010 ) .
Этноним
Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия» , который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии — груз. ოსეთი , «Осети» . В свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин — «оси» , «овси» ( груз. ოსები ) и грузинским топоформантом «-ети» . Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан — «асы» .
До недавнего времени в самом осетинском не было термина для обозначения осетин в целом; носители языка идентифицировали себя со своими особыми местными обществами или более крупными племенами .
Переименование осетин в алан
Среди осетин существует идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования .
В 1992 году на собрании общества « » ( осет. Хистæрты ныхас — совет старейшин Северной Осетии) было принято решение переименовать осетин в алан и Северную Осетию в Аланию . В 2003 году священнослужители Аланской епархии Греческой старостильной церкви призвали восстановить исконное название государства и переименовать Республику Южная Осетия в Республику Алания [ источник не указан 731 день ] .
В 2007 году на VI съезде осетинского народа, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты , призвал принять единый гимн Южной Осетии, вернуть историческое название народа и переименовать Южную Осетию в Аланию . В 2017 году в Южной Осетии произошел референдум по переименованию Южной Осетии в Государство Алания. Около 80 % населения Южной Осетии поддержало идею переименования Южной Осетии в Государство Алания [ источник не указан 731 день ] .
Самоназвание этнографических групп осетин
Самоназвание дигорцев
Самоназвание дигорцев — дигорон , во множественном числе дыгурæттæ или дигорæ . Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор» .
Согласно Васо Абаеву , этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов , «адыгэ» . Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа» . связывал «дигорон» с названием тохаров — « тогар ». В свою очередь, А. Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными .
Самоназвание иронцев
Самоназвание иронцев — «ирон» , во множественном числе «ирӕттӕ» или «ирон адӕм» .
С точки зрения Всеволода Миллера , чья этимология была поддержана Я. Харматтой , Г. Бейли , и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. « arya » (* aryāna - — « арий », «благородный») . Однако В. Абаев критически высказывался по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон и предполагал для этнонима «ир» кавказский источник . Развернутую контраргументацию против выводов Абаева дал Т. Камболов .
В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет «ир» с древнеиранским «uira» (человек, мужчина), авестийским «vira» (мужчина, воин), согдийским «wyr» (мужчина, муж), ягнобским «vir» и санскритским «vira» (мужчина, герой) .
Самоназвание туальцев
Этноним «туал» , «туалæттӕ» или «твал» , распространенный среди осетин Наро-Мамисонской котловины, встречается у Плиния в виде «Valli» , Армянской географии («Ашхарацуйц») в форме «дуалк» , у Ибн Русты как «Tulas» и, помимо этого, во множестве грузинских источников, идентифицирующих народ «двалов» в расположенной по обе стороны Кавказского хребта области «Двалетия» (находящаяся в Южной Осетии её часть «Урс-Туалта» известна в Грузии, как «Магран-Двалети» ) . С точки зрения ряда ученых этническая принадлежность этого народа менялась с течением времени. Будучи первоначально автохтонным кавказским народом (как предполагается принадлежащим к нахской или нахско-дагестанской языковой группе) они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем — осетинами .
Относительно этимологии «туал» даны разные предположения. Васо Абаев считал его связанным с местным кавказским этно-культурным миром . Агусти Алемань, признавая неизвестность этимологии, возводил сам этноним к грузинской форме и названию схожего народа у Птолемея, а Т. Пахалина связывала его с др.-иран. «t/dwar/la» из индоевропейского корня, означающего «набирать силу, иметь силу» . В свою очередь, шведский лингвист Г. Шёльд соотносил «туал» с антропонимом — «Dula» , именем аланского князя .
Самоназвание кударцев
Этнографическая группа туальцев — кударцы , происходящая из Кударского ущелья в Южной Осетии, сохраняя общее самоназвание — ирон , также имеют собственное — къуыдайраг (во множественном числе къуыдайрæгтæ или къуыдар ) . Этноним «къуыдар» , предположительно, упоминается в Армянской географии VII века в форме Kowdētk (Кудеты) . Сурен Еремян идентифицировал его с топонимом ущелья Кударо в Южной Осетии . Роберт Хьюсен определял в качестве алано-осетинского племени, обитавшего у истоков Риони и известного в Грузии, как Kudaro . Иное понимание представил Константин Цукерман , возводя этноним к грузинскому наименованию готов (гутети) в переводе на армянский язык — k' ut' k' .
Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения . В. Хугаев, аналогично выдвинутой ранее А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с памирским топонимом «Kudar» — названием реки и ущелья, которое при членении на «K’wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с персидским «kuh ‘гора’» , а во второй — персидским «dar ‘далеко’» . Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил своё понимание происхождения этнонима от самоназвания древних скифов (из скиф. *skuda/*skuta/*skuδa) .
Проблема общего самоназвания
В. Ф. Миллер в XIX веке отмечал, что единого самоназвания у осетин не было :
Напомним, что главная восточная ветвь называет только себя иронами (ирон лаг) и не даёт этого имени ни западным осетинам — дигорцам, ни южным — туальцам!
Н. Г. Волкова в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» констатирует, что среди осетин отсутствует общее самоназвание, несмотря на наличие общего самосознания и единого представления своего этноса при контакте с иными народами Кавказа. Она утверждает, что в своей собственной среде осетины четко различают две группы: иронцев и дигорцев, а также считает, что общее название для всей территории Осетии в осетинском языке отсутствует. Как отмечает Н. Г. Волкова, хотя иронцами являются все южные осетины, тем не менее осетины Северной Осетии именуют их «кударцами» — название которое у самих осетин Южной Осетии ассоциируется исключительно с теми иронцами, которые являются выходцами из Кударского ущелья . В. Абаев, в свою очередь, писал, что этноним iron , который исследователи считают одним из важнейших доказательств иранского происхождения осетинского народа, является племенным самоназванием восточных и южных осетин .
Перевод «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка
Как отмечает Т. Камболов в своей работе по языковой ситуации в Северной Осетии, рядом осетин признается определённая проблема с переводом «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка. Им, в частности, приводится заявление ряда представителей осетинской научной и творческой интеллигенции, утверждавших, что в результате проведения в советское время дискриминационной политики слова «осетинский» и «иронский» стали синонимами и из понятия «осетинский язык» исключалась дигорская составляющая, хотя литературный язык, как они утверждают, формировался и развивался как на иронском, так и на дигорском диалекте .
Самоназвание в фольклоре
Общее самоназвание «аллон» сохранилось у осетин только в нартском эпосе и других жанрах национального фольклора . Более старой формой является «аллан» , который, в результате закономерного перехода а в о , перешёл в «аллон» . Восходит к др. иран. *aryāna- — « арий » . Как отмечал Васо Абаев в своих работах « Историко-этимологический словарь осетинского языка » и « Осетинский язык и фольклор »:
«Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о „русском духе“, в осетинских неизменно фигурирует „аллонский (=аланский) дух“, или „дух аллона-биллона“ (аллон-биллоны смаг). Здесь „аллон“ может означать только „осетин“, ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин»
—
Что касается billon, то он представляет, всего вернее, искусственный ассонирующий вариант к allon ( Reimwort ), ср. мегр . alani-malani ( Капшидзе 193). — sӕ iw u allon, se 'nnӕ u billon «один из них — аллон, другой — биллон» ( Брит . 86); иногда allon встречается и самостоятельно, без billon: … fӕlӕ wӕm allony smag cӕwy ( ЮОПам. III 82).
—
Язык
Осетинский язык относится к северо- восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков и является единственным сохранившимся реликтом скифо-сарматского языкового мира . Выделяется два диалекта: дигорский и иронский .
Диалекты и субэтнические группы
В настоящее время осетины, живущие в Северной Осетии , делятся на две субэтнические группы: иронцев (самоназвание — ирон ) и дигорцев (самоназвание — дигорон ). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект : на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Дигорский и иронский диалекты осетинского языка довольно сильно различаются, в основном, в фонетике и лексике.
За осетинами, живущими в Южной Осетии (ЮО), и выходцами из ЮО ошибочно закреплён термин « кударцы » ( къуыдайраг ), по названию Кударского ущелья в Южной Осетии. Выходцами из этого ущелья являются лишь несколько осетинских фамилий. Фактически же население Южной Осетии говорит на двух говорах иронского диалекта осетинского языка — кударо-джавском (распространён на большей части территории РЮО) и чсанском (распространён на востоке РЮО). В южных говорах больше грузинских заимствований, в северных на месте тех же заимствований — русские корни (например, «роза» на севере называется розæ , а на юге уарди ). Что касается наречий в Северной Осетии, в результате переселения из гор на предгорные равнины говорные различия в иронском диалекте нивелировались с вытеснением других говоров «сокающим» (по произношению фонемы /ц/) куртатинским.
Также существует давняя научная дискуссия в отношении кударо-джавского наречия в Южной Осетии. Хотя по всем основным фонетическим, морфологическим и лексическим признакам он смыкается с иронским и противостоит дигорскому диалекту , некоторые авторы, как Г. С. Ахвледиани, Ю. А. Дзиццойты и И. Гершевич выделяют кударо-джавского наречия в качестве третьего диалекта в осетинском языке (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола). И. Гершевич , кроме того, указывал на близость кударо-джавского с рядом скифских рефлексов, считая этот диалект потомком скифского, в отличие от иронского диалекта, который, по его мнению, является потомком сарматского. В свою очередь полагал, что кударо-джавское наречие в некотором отношении представляет собой более архаичный диалект, в отличие от родственных ему северо-иронских. А высказывал мнение о возможной связи некоторых рефлексов в старо-кудароджавском непосредственно с древнеиранскими .
Происхождение
Основой этногенеза осетинского народа послужило объединение аланских племен с местным кавказским населением. Это подтверждается как по языку и мифологии , так и по археолого-антропологическим данным осетинских захоронений .
Кавказская версия
Антрополог Алексеев В. П. отнёс осетин к местному кавкасионскому антропологическому типу, но носителям иранского языка. Осетинский учёный В. Абаев пишет: «в осетинском имеются отложения, идущие из местных „субстратных“ яфетических языков, родственных, по-видимому, чечено-ингушскому»; «не прямо из ингушского или чеченского, а из какого-то их предшественника»; «не как усвоенные из чечено-ингушского в осетинский или обратно, а как принадлежавшие тому местному языковому субстрату, на основе которого сформировались и чечено-ингушский и осетинский языки»; «ряд схождений ведет от чеченского прямо к осетинскому, минуя ингушский. Мало того, некоторые из них связывают чеченский с западным, дигорским диалектом осетинского языка, минуя иранский. Все вместе это указывает на большую древность и глубину осетино-вайнахских связей». Чеченский учёный Х. Хизриев пишет: «В осетинском языке сохранились все гортанные звуки чеченского языка, что еще раз подтверждает кавказское происхождение осетин и чеченский субстрат осетинского языка. Антропологический материал также доказывает, что осетины, балкарцы и карачаевцы такие же чистые кавкасионы как и чеченцы». По мнению чеченских учёных, ряд генетических исследований показывают происхождение многих осетин из чеченского нашхоевского кластера.
Нартский эпос
В. И. Абаев утверждал, что основоположником Нартского эпоса являются осетины. Другой учёный-кавказовед Е. И. Крупнов считал, что создателями эпоса являются автохтонные народы кавказской языковой семьи ( абазины, абхазы, адыги (черкесы), ингуши, чеченцы ), а наличие у ираноязычных осетин и тюркоязычных балкарцев и карачаевцев развитых циклов нартского эпоса, служит доказательством их сугубо местного, а не пришлого происхождения.
В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Алагата. Первые — воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Второй род — Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но именно они послужили причиной гибели нартов. Род Алагата редко упоминается в эпосе; Алагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них.
Согласно теории трёх функций Жоржа Дюмезиля, это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин — единственного индоевропейского народа в регионе.
История исследований
Впервые гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII веке, развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена .
Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы".
История
Древняя история и средневековье
По языку осетины произошли от аланов , которые, в свою очередь, произошли от одной из групп сарматских народов. Будучи изначально кочевым племенем, в раннем средневековье аланы основали Аланское царство к северу от Кавказских гор .
Аланское государственность потерпела сокрушительный удар от рук монголов в XIII веке и была полностью разрушена тимуридами в XIV веке . Уцелевшее население в основном было вытеснено в ущелья Кавказского хребта, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык . С XIII века многие осетины также мигрировали за пределы Кавказского хребта, в регион, ныне известный как Южная Осетия . В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на общества : Тагаурское , Куртатинское , Алагирское, Туалгом , Дигорское , Тырсыгомское , Кударское , Ксанское .
Присоединение к России
Весной 1750 г. российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. До этого осетины были « христианизированы », начиная с миссии грузинских священников, присланной русским царем в 1744 году .
В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной . В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон , Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.
Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову в качестве срочной меры было предложено провести переговоры с Осетией по поводу её присоединения к России. В свою очередь губернатор поручил кизлярскому и моздокскому комендантам направить в Осетию официальных лиц, которые бы занялись подготовкой русско-осетинских переговоров. Кизлярский комендант направил в Осетию геолого-политическую экспедицию во главе с ротмистром Афанасием Батыревым. На несколько дней Афанасия Батырева опередил посланник моздокского коменданта ротмистр Казыханов, прибывший в Осетию с переводчиком Пицхелауровым.
В Куртатинском ущелье в доме Андрея (Алегуки) Цаликова собрался совет влиятельных старейшин из Алагирского и Куртатинского обществ. На нём обсуждался вопрос о присоединении Осетии к России. На заседании совета присутствовали ротмистр Казыханов и Афанасий Батырев. Накануне Афанасий Батырев успел встретиться с жителями Алагирского ущелья. Он сообщил совету старейшин, собравшемуся у Андрея Цаликова, что «от многих слышал желание, чтоб сделать от России, где прежде было осетинское подворье, крепость и иметь в ней коменданта с командою, где б они многие поселились и, не опасаясь никого, жили».
Дальнейшее расселение
В первой половине 18 века северокавказские осетины проживали в горной части Центрального Кавказа — в ущельях Чими , Тагаури , Куртаули , Валагири , Пайкоми , Дигори , Басиани , Трусовском ущелье и Коби . Есть также сведения о сожительстве осетин с балкарцами в верховьях Чегема , Безенги , Черека Балкарского и на других балкарских землях. Постепенно осетины переселялись севернее и восточнее — на равнину, а также в верховья Терека .
Общества Осетии
Ранее осетины делились на отдельные общества , обладающие самоуправлением. Большинство обществ Осетии были демократическими — управлялись народным собранием ( осет. ныхас ). В некоторых правили старейшины .
Религия
Осетины преимущественно исповедуют христианство , в основном православие . Также среди них распространены почитатели традиционных осетинских верований. Так, согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, в категорию «Исповедую традиционную религию предков» в Северной Осетии были отнесены 29 % опрошенных — самый высокий процент в РФ . Жители ряда селений ( Зильги , Лескен , Чикола и др.) исповедуют ислам. Среди осетин около 10 % мусульман.
Историческую эволюцию осетинского вероисповеания, согласно Ричарда Фольца, можно разделить на разные периоды :
- Скифское язычество ;
- Христианизация под византийским (и грузинским) влиянием с X по XIII в.;
- Возвращение к язычеству в течение XIV и XV веков из-за разрыва контактов с Византией после монгольских нашествий;
- Частичная «рехристианизация» в XVI и XVII вв. благодаря деятельности миссионеров из Грузии;
- Дальнейшая рехристианизация русскими миссионерами, начиная с конца XVIII в.;
- Навязывание атеизма все еще поверхностно христианизированному населению на протяжении всего советского периода с 1920 по 1991 г.;
- Возрождение «традиционного осетинского язычества» с конца 1980-х по настоящее время.
Расселение
По данным всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 528,5 тыс. осетин , в том числе:
- Северная Осетия — ▲ 475,7 тыс. (2018 г.)
- Москва — ▲ 11,3 тыс. (2010 г.) (неофициально на 2018 до 50 тыс.)
- Кабардино-Балкария — ▼ 9,3 тыс. (2010 г.)
- Ставропольский край — ▲ 8,0 тыс. (2010 г.)
- Краснодарский край — 4,5 тыс. (2010 г.)
- Карачаево-Черкесия — ▼ 3,5 тыс. (2010 г.)
- Санкт-Петербург — 5,2 тыс. (2010 г.)
- Ростовская область — 2,7 тыс. (2010 г.)
- Татарстан — 2,5 тыс. (2010 г.)
- Московская область — 3,4 тыс. (2010 г.)
Осетины составляют большинство населения Южной Осетии (89 % или около 48 тыс. человек, оценка 2015 года).
В Грузии (без Южной Осетии) в 2002 году проживало около 37 тыс. осетин .
В Турции живёт от 30 до 46 тысяч осетин . Осетины Турции и Сирии — потомки мусульман-мухаджиров XIX века, переселившихся в Османскую империю.
Диаспоры осетин есть также во Франции , Канаде ( Торонто ) , США ( Флорида , Нью-Йорк ).
В Венгрии с XIII века проживает народ ясов , имеющий осетинское происхождение. Современные ясы в значительной мере ассимилированы венграми и полностью перешли на венгерский язык , но в последнее время среди них наблюдается подъём национального самосознания и укрепляются связи между ясами и осетинами.
Исследования
Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (1768), А. Батырева (1771, [1774) и И.-А. Гюльденштедта (1770—1772). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.
Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный немецкий учёный П. С. Паллас : он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским , но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.
Французский учёный Жорж Дюмезиль (1898—1986) обнаружил поразительные соответствия между осетинским эпосом и преданиями кельтов .
Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.
Генетика
У осетин Y-хромосомная гаплогруппа G2 (субклад G2a1a1a1a1a1b-FGC719) достигает 70 % (G2a1a-P18 достигает 72,6 % у иронцев и 55,9 % у дигорцев ) .
Данная гаплогруппа была обнаружена в аланских захоронениях у представителей салтово-маяцкой археологической культуры .
Осетинская кухня
Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги ( осет. чъиритæ ),
- осет. лывзæ — рагу из мяса с картофелем и другими овощами;
- осет. джыкк-лывзæ — мясо, тушенное в сметане;
- осет. дзæрна — блюдо из сваренных вместе фасоли и кукурузы;
- осет. дзыкка — блюдо (сырная каша) из осетинского сыра, сваренного с мукой,
- осет. цыхтыдзыкка — блюдо — разновидность дзыкка — из свежего сыра, сливочного масла, кукурузной муки, соли.
- осет. уæлкъæй дзыкка — кукурузное тесто, творожный сыр, сметана, соль.
- осет. дзæхæра — густой суп из кукурузной муки, нарезанных свекольных листьев, петрушки, листьев крапивы, зелени, кинзы, сметаны, 7 куриных яиц, соли.
- осет. сир — блюдо (сладкая каша) из топлёного масла, сахара или меда,
- осет. цывзы-цæхдон — соус из сваренных и замаринованных перцовых листьев со сметаной или сливками,
- осет. нуры-цæхдон — соус из измельченного чеснока со сметаной или сливками.
- Из напитков можно выделить пиво ( осет. бæгæны ) и осет. къуымæл — квас из хлеба или фруктов,
- А также традиционный крепкий алкогольный напиток виски (арака) — осет. арахъхъ .
- Как и на всём Кавказе , в Осетии распространен шашлык ( осет. физонæг ).
- осет. туйра — Говядина или баранина обжаривается на масле, лук, морковь, помидор или томатная паста, отдельно муку обжаривают сухой до слегка коричневого цвета и вводят в блюдо в конце так же добавляются пряности, приправы и зелень .
Осетинская архитектура
Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населённых осетинами. Эти постройки являлись надёжным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам.
В горной Осетии сохраняются также сотни усыпальниц — полуподземных и надземных каменных склепов , как одиноко стоящих, так и собранных в некрополи. Крупнейшим из таких некрополей является « Город мёртвых » в Даргавсской котловине . Такой же город мёртвых находится в Чечне. Город Цой-Педе в верховьях Малхистинского ущелья. Чеченский историк Хасан Бакаев не исключает, что по всей Осетии могли строится башни с пирамидальной крышей как в Чечено-Ингушетии, но сейчас это трудно определить, так как многие башни разрушены в результате многих войн и нашествий.
Осетинский традиционный костюм
Осетинский традиционный костюм ныне сохранился лишь как элемент праздничных церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья- черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц. Мужчины носили папахи и черкески. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка . В зимнее время верхней одеждой служила бурка .
Фотогалерея
-
-
Осетинка в национальном костюме (1883)
-
Осетинки за работой (XIX век)
-
Осетин Северного Кавказа в костюме XVIII века (Вано Рамонов, XIX век)
-
Три учительницы -осетинки (XIX век)
-
Осетинка в традиционной национальной одежде (фото начала XX века)
-
Осетины в традиционной национальной одежде (фото начала XX века)
-
Осетины — участники русско-турецкой войны 1877-1878 годов
-
Сёстры Дударовы (1881)
-
Осетин ( Кобан , 1881) -
Осетины селения Махческ (1905-1907)
Примечания
- Комментарии
- В отношении скифского см., однако, дискуссию .
- Ряд ученых, однако, преподносят кударо-джавское наречие иронского диалекта в качестве третьего диалекта в осетинском языке. Некоторые также отмечают его архаичность и наличие скифских или древне-иранских рефлексов (в частности см. в статье ссылки на И. Гершевича , и ).
- Источники
- Перевалов С. М. от 9 августа 2021 на Wayback Machine // Российская историческая энциклопедия. Под ред. акад. А. О. Чубарьяна . Т. 1: Аалто — Аристократия. М.: , 2011. Стр. 220—221.
- «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Год: 1973, Автор: Волкова Н.Г., Издательство: «Наука» (Главная редакция восточной литературы, г. Москва), стр. 109
- ↑ . Дата обращения: 3 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
- ↑ . Дата обращения: 16 августа 2014. 29 апреля 2020 года.
- ↑ частично признанное государство
- / Ответственные за выпуск: И. Р. Тибилов , Т. В. Базаев , Р. Р. Зассеева , М. Э. Пухаева , А. В. Сиукаева , М. Х. Гучмазова . — Цхинвал: Управление государственной статистики Республики Южная Осетия, 2016. — 452 с. 14 мая 2021 года. . Дата обращения: 7 августа 2017. Архивировано из 10 июля 2017 года.
- ↑ . (англ.) . Национальная статистическая служба Грузии. Дата обращения: 28 апреля 2016. 8 августа 2016 года.
- ↑ от 3 августа 2012 на Wayback Machine С частью Ахалгорского (ныне Ленингорского района РЮО), контролировавшейся Грузией до августа 2008 года, — 38 026 осетин.
- По переписи 1989 года в Грузинской ССР было 164 055 осетин, в том числе в Юго-Осетинской автономной области — 65 223 осетина и 98 832 в остальной Грузинской ССР ( от 19 ноября 2019 на Wayback Machine ).
- ↑ Дата обращения: 23 ноября 2010. 25 августа 2011 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 июля 2019. 21 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 12 марта 2016. Архивировано из 28 декабря 2015 года.
- . Дата обращения: 25 февраля 2012. 21 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 29 апреля 2020. 28 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 29 апреля 2020. 14 марта 2020 года.
- . Дата обращения: 29 апреля 2020. 7 марта 2020 года.
- от 1 мая 2012 на Wayback Machine ( от 23 июля 2011 на Wayback Machine .rar)
- Дата обращения: 24 ноября 2013. Архивировано из 10 февраля 2018 года.
- . Дата обращения: 29 апреля 2020. 13 июня 2020 года.
- . Дата обращения: 16 июня 2023. 6 апреля 2023 года.
- 8. Дата обращения: 3 января 2018. 13 марта 2020 года.
- . Pub.stat.ee . Дата обращения: 21 августа 2017. Архивировано из 25 марта 2023 года.
- : «Осетины как этнос сформировались на Центральном Кавказе. Они отличаются многими особенностями от окружающих их горских народов, важнейшая среди которых та, что их этногенез преемственно связан как с ираноязычными народами (скифами, сарматами, аланами), так и с аборигенами Северного Кавказа».
- — статья из Британской энциклопедии « The Alani who remained under the rule of the Huns are said to be ancestors of the modern Ossetes of the Caucasus.»
- Asya Pereltsvaig. Languages of the world : an introduction. — Third edition. — Cambridge, United Kingdom, 2021. — С. 169. — ISBN 1-108-74812-0 .
- . Дата обращения: 22 сентября 2009. 15 декабря 2011 года.
- ↑ Anthony Grant. The Oxford handbook of language contact. — 2019. — С. 468. — ISBN 978-0-19-994509-2 .
- ↑ . Дата обращения: 9 марта 2011. Архивировано из 21 июня 2013 года.
- . Дата обращения: 4 сентября 2012. 12 мая 2021 года.
- Х. Г. Дзанайты . от 13 января 2012 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 5 февраля 2017. Архивировано из 5 февраля 2017 года.
- Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : Менеджер, 2003. стр. 370
- . Дата обращения: 2 июля 2010. 22 июля 2009 года.
- ↑ В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка
- Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : Менеджер, 2003. стр. 39
- от 12 июля 2012 на Wayback Machine / Дж. Чёнг «Очерки исторического развития осетинского вокализма» (Под редакцией Ю. А. Дзиццойты, Перевод с английского Т. К. Салбиева), Год: 2008, Издательство: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, стр. — 271
- H. Bailey . . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 21 октября 2014. Архивировано из 21 октября 2014 года.
- . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 21 октября 2014. Архивировано из 21 октября 2014 года. .
- В. Миллер , Осетинские этюды
- Камболов Т. Т. от 7 ноября 2009 на Wayback Machine — Владикавказ, 2006, стр. 413—414
- «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Год: 1973, Автор: Волкова Н. Г., Издательство: «Наука» (Главная редакция восточной литературы, г. Москва), стр. — 109, 113
- «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Год: 1973, Автор: Волкова Н. Г., Издательство: «Наука» (Главная редакция восточной литературы, г. Москва), стр. — 115, 116
- «Очерки истории алан», Год: 1992, Автор: Кузнецов В. А. , Издательство: «ИР», стр. — 184
- Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М. : Менеджер, 2003. стр. 39 — 40, 233
- Очерк истории осетинского языка, Год: 2006, Автор: Камболов Тамерлан Таймуразович, Издательство: «Ир» (г. Владикавказ), стр. 417—418
- Пахалина Т. Н. Скифо-осетинские этимологии // Nartamongae. Vladikavkaz / Dzaewdzyqaew — Paris, 2002. Vol.1. № 1.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. 30 июля 2012 года.
- Дата обращения: 29 апреля 2020. 26 октября 2019 года.
- ↑ Дзиццойты Ю. А. от 18 октября 2017 на Wayback Machine
- SOWREN EREMYAN, 'Asxarhac’uyc 'i' skzbnakann bnagri verakangnman p’orj, in: Patmabanasirakan Handes, 2 (1973), p.261-274
- Hewsen, R. H. 1992. The Geography of Ananias of Sirak, Wiesbaden, p.115
- Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 218 / М.: Наука, 2005; К. Цукерман. Аланы и асы в раннем Средневековье
- Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Часть 3. — М., 1887, С. 174—175
- Алборов Б. А. Термин «Нарт» (к вопросу о происхождении нартского эпоса) // Научное общество этнографии, языка и литературы при Горском педагогическом институте. — Владикавказ, 1930, С. 281
- Агнаев А. Т. К истории осетинского народа // журн. «Фидиуæг», № 1. — Орджоникидзе, 1959, С. 88 (осет.)
- ↑ Хугаев В. К этимологии слова «Къуыдар» // журн. «Фидиуæг», № 2. — Орджоникидзе, 1966, С. 72 (осет.)
- Агнаев А. Т. Къуыдар // газ. «Рæстдзинад», ч. I. № 81. — Владикавказ, 1992, С. 3 (осет.)
- Миллер В. Ф. Осетинские этюды. — М., 1887. — Ч. 3. Исследования. — С. 109.
- «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Год: 1973, Автор: Волкова Н. Г., Издательство: «Наука» (Главная редакция восточной литературы, г. Москва), стр. — 116, 117, 118
- Абаев В. И. от 24 октября 2012 на Wayback Machine . М.-Л., 1949. С. 245.
- 4.8. Мероприятия по языковому строительству в Северной Осетии, Камболов Т. Т. от 24 сентября 2008 на Wayback Machine / Под редакцией доктора филологических наук М. И. Исаева; Министерство образования Российской Федерации, Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова. Владикавказ: Издательство СОГУ, 2007, 290 с.
- от 12 июля 2012 на Wayback Machine / Дж. Чёнг «Очерки исторического развития осетинского вокализма» (Под редакцией Ю. А. Дзиццойты, Перевод с английского Т. К. Салбиева), Год: 2008, Издательство: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, стр. — 210
- ↑ Арии — статья из Большой советской энциклопедии . Э. А. Грантовский.
- . Дата обращения: 8 марта 2011. 25 апреля 2011 года.
- ↑ Абаев В. И. от 24 октября 2012 на Wayback Machine . М.-Л., 1949. С. 45.
- Encyclopedia Britannica от 8 апреля 2012 на Wayback Machine
- Скифский язык — статья из Большой советской энциклопедии .
- Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. — М.—Л., 1949. сс. 487—496
- Ахвледиани Г. С. Сборник избранных работ по осетинскому языку. — Тбилиси, 1960. С. 116
- Дзиццойты Ю. А. от 26 июня 2018 на Wayback Machine // Nartamongae. The Journal of Alano-Ossetic Studies: Epic, Mythology, Language, History. Vol.IV, № 1,2. 2007.
- Gershevitch I. Fossilized imperatival morphemes in Ossetic//Studia Iranica et Alanica. Festschrift for Prof. Vasilij Ivanovich Abaev on the Occasion of His 95th Birthday. Rome, 1998, p. 141—159 (англ.)
- Камболов Т. Т. от 7 ноября 2009 на Wayback Machine — Владикавказ, 2006, стр. 421
- Harmatta, J. , Studies in the History and Language of the Sarmatians, Szeged 1970, p. 75—76
- Герасимова М. М. 1994. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine . Этнографическое обозрение (3), 51—62.
- ↑ . proza.ru . Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.
- (рус.) . Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи) . Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.
- . proza.ru . Дата обращения: 27 ноября 2022. 27 ноября 2022 года.
- Р. С. Бзаров . Исторический атлас Осетии. — Владикавказ : Ремарко, 2002.
- Абаев В. И. Избранные труды: В 4 т. / Отв. ред. и сост. В. М. Гусалов. — Владикавказ: Ир, 1995.
- Michael Khodarkovsky. Of Christianity, Enlightenment, and Colonialism: Russia in the North Caucasus, 1550–1800 (англ.) // The Journal of Modern History. — 1999. — Vol. 71 , iss. 2 . — P. 413 . — ISSN .
- . Дата обращения: 10 апреля 2010. 18 января 2005 года.
- . refdb.ru . Дата обращения: 20 октября 2020. 26 марта 2019 года.
- Здесь и далее использовалось М. М. Блиев, Р. С. Бзаров «История Осетии»
- Дата обращения: 17 июня 2017. 4 марта 2016 года.
- Richard Foltz. The Ossetes : modern-day Scythians of the Caucasus. — First edition. — London, 2021. — С. 106. — ISBN 978-0-7556-1848-4 .
- . Дата обращения: 11 января 2009. Архивировано из 1 мая 2009 года.
- . Дата обращения: 23 сентября 2008. 25 апреля 2009 года.
- . Дата обращения: 8 октября 2008. Архивировано из 25 апреля 2009 года.
- . Дата обращения: 29 сентября 2008. Архивировано из 20 декабря 2004 года.
- от 21 марта 2020 на Wayback Machine , 2011
- от 15 мая 2020 на Wayback Machine , 2011
- Gennady Afanasiev, Irina Reshetova. (англ.) . 26 апреля 2020 года.
- Gennady Afanasiev, Irina Reshetova. (англ.) . 23 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 12 мая 2014. 13 мая 2014 года.
- . Дата обращения: 12 мая 2014. 13 мая 2014 года.
Литература
- Казиев Шапи , Карпеев Игорь. от 24 апреля 2013 на Wayback Machine
- Осетины // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- Блиев, М. М. Осетинское посольство в Петербурге (1749—1752). Присоединение Осетии к России. Владикавказ, 2010.
- Тменов В. Х. «Город мёртвых». (Позднесредневековые склеповые сооружения Тагаурии). — Орджоникидзе: Ир, 1979. — 151 с. Хасан Бакаев — Тайна Жеро-Канта (МЕМОРАНДУМ). Х.А. ХИЗРИЕВ К ВОПРОСУ О ЧЕЧЕНЦАХ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Северная Осетия. Исторический очерк 1939 года. И. Г. Викторов. Гос. изд. Северо-Осетинской АССР, часть 2-я.
Ссылки
- Чибиров, Людвиг Алексеевич . // Gazeta.ru . — 2013. 25 мая 2021 года.
- 2021-08-11
- 2