Interested Article - Ингуши
- 2020-08-16
- 2
Ингуши́ ( ингуш. ГӀа́лгӀа́й ) — нахский народ на Северном Кавказе , коренное население Ингушетии , а также Пригородного района и г. Владикавказа современной Северной Осетии . Имеются диаспоры ингушей в ряде стран Европы, Средней Азии и Ближнего Востока . Общая численность ингушей во всём мире составляет около 1 млн человек . Впервые упоминаются в I веке в труде древнегреческого учёного Страбона , позже встречаются и в средневековых армянских и грузинских источниках . Говорят на ингушском языке , письменность на основе кириллицы . Исповедуют ислам суннитского толка .
Этимология
Этноним «ингуши» происходит от названия ингушского селения Ангушт , которое уже к концу XVII в. являлось крупным селением в Тарской долине (современный Пригородный район ) .
Самоназвание ингушей — « галгай » ( гӏалгӏай ) имеет древнее происхождение . Оно чаще всего связывается с ингушским термином «га́ла» ( гӀа́ла ) — «башня» и, соответственно, переводится как «строители/жители башен». Дополняя эту версию, Б. А. Хайров связывает этнонимом галга с термином в шумерском языке, которым шумеры называли население Шумера, известное в науке как су, субир, хурриты , и что означало «мудрецы» . Также, существует мнение, что данный этноним происходит от имени древнеингушского божества Гала или Гела . По мнению некоторых исследователей, самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах . Однако, согласно другим учёным, ещё в период второй половины XVI — первой половины XVII в. наименование «галгай» (в русских документах того времени — колки , калки , калканцы ) имело широкое значение и, помимо собственно галгаевцев , распространялось и на другие этнотерриториальные группы/общества Ингушетии . В трудах немецких исследователей И. Гюльденштедта , П. Палласа и Ю. Клапрота также сообщается, что ещё в XVIII веке ингуши сами себя называли гӀалгӀай .
Расселение и численность
В настоящее время абсолютное большинство ингушей проживает на территории Российской Федерации , а именно — в Республике Ингушетия . В ингушской историографии выделяются различные периоды расселения и миграционных процессов.
Российская империя
В 17−18 веке ингуши были расселены по долинам Армхи , Камбилеевки , Сунжи и Ассы . На западе ареал расселения был ограничен Дарьяльским ущельем , однако ещё в 16−начале 17 века ингуши проживали в Кобанском , Даргавском , Санибанском и Куртатинском ущельях, соседствуя с осетинами. На юге ингушские фамилии встречались в Гвелети и Охкарохи , а также Архоте , откуда они ушли во второй половине 19 века .
Советская Россия, СССР
После Октябрьской революции 1917 года территория основного расселения ингушей оставалась в составе Назрановского и округов (адм. центр обоих Владикавказ ), оба округа в составе Терской области (адм. центр также Владикавказ) . В конце 1920 — начале 1921 годов, после административно-территориальных реформ Советской России на Кавказе, Назранавский и Сунженский округа, а также сама Терская область были упразднены, а для ингушей создали (адм. центр Владикавказ) в составе Горской АССР (адм. центр Владикавказ). Город Владикавказ, оставаясь административным центром, теперь не входил в состав какого-либо округа, а был выделен в отдельную административную единицу — автономный город. Ингушей в нём проживало — 1517 человек (966 мужчин и 551 женщина), что составляло 19,4 человека на 1000 населения . В ходе национально-государственного размежевания в 1924 году Горская АССР была упразднена, а Ингушский НО преобразован в Ингушскую АО в составе Юго-Восточной области (образована в 1924 году, адм. центр Ростов-на-Дону ), переименованной в том же году в Северо-Кавказский край (первый адм. центр Ростов-на-Дону , позднее другие).
К середине 1920-х годов ингушское население в стране увеличилось по сравнению с концом 1890-х, советские статистики ввели коэффициент при сравнении переписи населения в Российской империи (1897 год) и переписи в СССР (1926 год) , и, для так называемой, «чеченской группы», он составил 143,2 по всему СССР и 143,8 по его европейской части . Согласно советской переписи, в 1926 году общее число ингушей (вместе с кистинцами ) — 74 094 человека (37 160 мужчин и 36 934 женщины), из них 94,38 % — 69 930 человека (34 773 мужчины и 35 157 женщин) проживали в пределах Ингушской АО, что составляло 930,7 человека на 1000 населения области (следующими шли чеченцы — 34,3 на 1000 и русские — 12,3 на 1000). В соседних с Ингушской АО городах и областях ( РСФСР ) проживало 2 207 ингушей, в ЗСФСР ( Закавказье ) — 1936 человек, в других союзных республиках СССР — 21. Основная часть ингушского населения проживала в сельской местности — 71 490 человек на селе и только 2604 в городе; половой состав у ингушей того времени — на 1000 мужчин около 990 женщин .
В 1927 году территории проживания нахских народностей кистинцев , майстинцев и малхистинцев (к началу XX века некоторые из которых отождествляли себя с ингушами ), власти включили в состав Чеченской АО (адм. центр Грозный ). Административный район их проживания — Аллаго (создан в период Российской империи , адм. центр аул Бенесты ), отделили от ССРГ ЗСФСР .
Незначительная часть сельского ингушского населения проживала в Сунженском казачьем округе (адм. цент станица Слепцовская ) — 301 человек (155 мужчин и 146 женщин), что составляло 8,6 человека на 1000 населения . В 1929 году округ был упразднён, часть его территории — Слепцовский район и Вознесенский сельсовет — передали в состав Чеченской АО (образовали ), другую часть — Терский район, передали Терскому округу (образован в 1924 году, адм. центр Пятигорск , в 1930 году упразднён, а его районы отошли в прямое подчинение Северо-Кавказского края). В 1934 году Ингушская ОА была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО в составе Северо-Кавказского края, а в 1936 году область была выделена из края и преобразована в Чечено-Ингушскую АССР .
В 1944 году ингуши, разделив трагическую участь с другими вайнахами , были принудительно выселены советским правительством в Среднюю Азию ( Казахскую и Киргизскую ССР ); ЧИАССР власти упразднили, территория основного проживания ингушей отошла Северо-Осетинской АССР , а на юге — Грузинской ССР ; представителей ингушского народа на этих землях фактически не осталось (кроме единичных случаев). В 1957 году ЧИАССР была восстановлена и ингушам разрешили вернуться на прежние места проживания — большинство воспользовались этим и выехали на родину, при этом в Казахской и Киргизской ССР остались небольшие ингушские диаспоры.
Ингуши согласно официальным переписям населения Российской империи , СССР и РФ : | ||||||||||||
1897 | 1926 (с кистинцами ) | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 | 2020 | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | муж | жен | ||||||||||
Всего в стране
— в городских поселениях — в сельских поселениях |
46 214 |
74 094
2 604 71 490 |
37 160
1 616 35 544 |
36 934
988 35 946 |
92 120 | 105 980 | 157 605 | 186 198 | 237 438 | 413 016 | 444 833 | 517 186 |
Антропологический тип
Кавкасионский тип ( лат. Varietas Caucasia ) — северокавказский вариант европеоидной расы имеют народы, обитающие на центральном Кавказе на территории бытования кобанской археологической культуры (сер. II — конец I тыс. до н. э.) и расселения алан (I—XV вв.). Антрополог В. В. Бунак утверждал:
Среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северокавказских народов .
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание ингушей:
По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу чёрный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты .
Последние данные по гаплогруппам ингушей :
История
Древнейшая история
Ингуши являются автохтонным народом Центрального Кавказа . Этногенез протоингушских этнических групп принято увязывать с племенами кобанской археологической культуры (XII—IV вв. до н. э. ). Она сложилась на основе северокавказской культуры и имеет генетическую связь с предшествовавшим археологическими культурами раннебронзового века : майкопской и куро-аракской .
В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода, предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» ( дурдзуки ), в античных — под именем «махли» . Во второй половине I тыс. до н. э. кобанские племена создали крупное политическое объединение племён, известное по античным источникам под названием Малх (Махли, Махелония), по грузинским источникам — Дзурдзукетия . Дзурдзуки контролировали главный кавказский проход — Дарьяльское ущелье и имели тесные политические связи с древнегрузинским государством . По сведениям Леонтия Мровели первый царь Грузии Фарнаваз был женат на женщине «из племени дзурдзуков, потомков Кавкаса» и у них был сын Саурмаг ( ингуш. «сармак» — «дракон» ). Он взошёл на грузинский престол после смерти отца, а узнав о том, что его хотели убить грузинские эриставы, вместе с матерью укрывался у своих дядей по матери в Дзурдзукетии . По данным античного писателя Лукиана известно имя одного из правителей политического объединения древних кобанцев — Адирмах , которое абхазский исследователь Гумба Г. Д. с помощью ингушского языка этимологизирует как «обладатель мощи солнца» . В начале II века до н. э. в результате военного вторжения на Северный Кавказ селевкидского царя Антиоха III политический союз кобанских племён был разгромлен . В результате его распада в источниках перестают употреблять общекобанские наименования и в дальнейшем — в I в. до н. э. — I в. н. э. потомки кобанцев известны в источниках под названиями отдельных родоплеменных групп: «хамекиты» , «сьербы» , «двалы» , «троглодиты» , «санары/цанары» , «хоны» , «масах/машах» , «исадики» и др .
Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним « гаргареи » («гаргары») , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками . На основе археологических и лингвистических данных, в частности, связывая его с ингушским термином «гаргара» ( «родственный»/«близкий» ), некоторые учёные отождествляют гаргареев с ингушами . Другой этноним, упомянутый Страбоном — « гелы » ( «гелай» ), рядом учёных так же отождествляется с ингушами ( галгай ) .
В VII веке в известной летописи « Армянская География » упоминаются под этнонимом «кусты» .
В грузинских источниках ингуши (галгаи) в форме глигви упоминаются как этноним, существовавший ещё при царствовании правителя Кахетии Квирике III, то есть в XI в . В русских источниках этноним «галгай» впервые становится известным во второй половине XVI в. в форме «калканцы», «калки», «калканские люди». Упоминание этого этнонима встречается в статейных списках русских посольств в Восточную Грузию (Кахетию), подробно описывающих как сам путь следования, так и происшествия, случавшиеся по дороге .
Средние века
В период раннего Средневековья история ингушей тесным образом связана с северокавказскими аланами и Аланским государством (конец IX — начало XIII вв.) , в состав которого они входили (наряду с предками осетин, карачаевцев, балкарцев и чеченцев) . По версии ингушских исследователей столица Алании — город Магас находился на территории Ингушетии в районе, охватывающим часть современных городов Магаса, Назрани и селений Яндаре, Гази-Юрт, Экажево, Али-Юрт и Сурхахи, то есть в местности, где расположены многочисленные памятники аланского времени. На обозначенной территории имеется целый ряд аланских городищ. Исследователями отмечено, что многие городища здесь расположены группами или «гнёздами» в пределах видимости. В некоторых из этих групп выделяется, как правило, своими большими размерами, укреплённостью и сложностью планировки одно из центральных городищ, к которому тяготеют менее значительные. «Гнездовое» расположение городищ связывается с сильными родоплеменными пережитками в соответствующем обществе . По мнению В. Б. Виноградова, данный район группы памятников — один из крупнейших на Северном Кавказе .
В 1238—1240 гг. весь Северный Кавказ был завоёван монголо-татарами и включён в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Распад Алании и отток в горы её населения, закрепившегося к востоку и западу от Дарьяла путём строительства крепостей, послужили основой формирования новых этнотерриториальных общностей, что в свою очередь привело к образованию современных северокавказских народов .
Селения, расположенные в горной зоне, группировались в основном по локальным ущельям, что способствовало их этнополитической консолидации в обособленные территориальные группы/районы — общества . Ингушские общества в литературе иногда называются « шаха́рами » (от ингуш. шахьар , что означает «общество», «район» ). Основываясь на данных русских источников XVI—XVII в., называющих несколько территориальных обществ ингушей, делается вывод, что в Ингушетии и в XV в. существовало приблизительно такое же количество политических образований (обществ-шахаров). Каждое из них объединяло несколько селений .
С запада, начиная от Дарьяльского ущелья , на восток располагались следующие горные ингушские общества: джерахи , кисты , фяппий , хамхинцы , цоринцы , аккинцы , малхистинцы , майстинцы ; предгорные и равнинные: ангуштинцы, назрановцы, галашевцы , орстхойцы .
Со временем число и границы обществ менялись, это происходило в результате миграционных процессов ингушеязычного населения, в том числе связанных с возвращением ингушей на плоскость (равнину). Они начались довольно рано, уже вскоре после ухода Тимура с Северного Кавказа. Они на самом раннем этапе носили характер отдельных военно-политических акций, предпринимаемых ингушами на равнинных землях с целью противодействия закреплению на них пришлых кочевых народов . Отдельные эпизоды, связанные с этим временем, отражены в одном из ингушских преданий, записанном в XIX в. этнографом Албастом Тутаевым, где фигурируют представители Галгаевского общества Горной Ингушетии . Также народная память сохранила важнейшие эпизоды из событий, связанных с освоением плоскостных земель. В частности, в записанном в горном селении Пхамат И. А. Дахкильговым предании повествуется о том, как собрались именитые мужчины нескольких территориальных обществ горной Ингушетии с целью объединения страны. Собравшиеся постановили, что отныне они все будут именоваться единым именем — «Галга», прекратят распри и начнут организованно выселяться на плоскость . Вероятно, эти события были связаны с освоением земель в верховьях Сунжи и Камбилеевки, где и возникли старейшие населённые пункты ингушей Ахки-Юрт и Ангушт . Колонизация этой зоны, по-видимому, осуществлялась на протяжении XVI—XVII вв. и получила активизацию с дальнейшим продвижением на север, после ухода с Сунжи и Камбилеевки кабардинцев, начиная с 30-х гг. XVIII в . По мнению некоторых авторов, в те годы у ингушей ещё отсутствовало сознание этнического единства и полная этническая консолидация и принятие единого самоназвания произошло значительно позже, в первой половине XX века . Однако, согласно другим учёным, ещё в период второй половины XVI — первой половины XVII в. наименование «галгай» (в русских документах того времени — колки , калки , калканцы ) имело широкое значение и, помимо собственно галгаев, распространялось и на другие родоплеменные группы ( общества ) Горной Ингушетии . В трудах немецких исследователей И. Гюльденштедта , П. Палласа и Ю. Клапрота также сообщается, что ещё в XVIII веке ингуши сами себя называли гӀалгӀай .
Контакты с Российской империи
В XVIII веке завершается процесс возвращения ингушей на свои плодородные земли в бассейне Сунжи и Терека. 4-6 марта 1770 года, вблизи предгорного ингушского селения Ангушт в местности с символическим названием « » («Склон согласия») авторитетное представительство ингушского народа из 24 старейшин принесло присягу Российской империи. На этом мероприятии присутствовал академик И. А. Гюльденштедт , который упомянул его в своём труде «Путешествие по России и Кавказским горам» . Данный акт способствовал установлению дружеских союзнических отношений между Россией и ингушами. Подобные присяги не стоит рассматривать, как акты включения того или иного народа в состав России. То, что отношения подчинения и подданства русская сторона и её партнёры зачастую воспринимали совершенно по-разному, а также необходимость учитывания различия во взглядах на присоединения к России и на статус пребывания в её составе у русских властей и у присоединённых народов, даёт основание полагать, что обе стороны восприняли эту присягу как заключение договора о союзе .
Междуречье Терека и Сунжи, через которое проходила дорога в Грузию, приобретает в этот период стратегическое значение для России. Эта территория была освоена ингушами не позднее конца XVII — начала XVIII века. Согласно данным И. А. Гюльденштедта на берегах рек Сунжи и Камбилеевки было множество ингушских селений. Ангушт являлся центром округа, известного под названием «Большие Ингуши». Переселенцы из «Больших Ингушей» образовали новую колонию «Малые Ингуши», центром которой стало селение Шолхи . В дальнейшем происходит продвижение ингушей к Назрановской долине .
В 1781 году у слияния Назранки с Сунжей выходцами из района Ангушта было основано селение Назрань (Нясаре). Квартирмейстер русской армии Л. Штедер в том же году фиксирует на этой территории ингушскую заставу . Таким образом, в 1781 году Назрановская долина уже контролировалась ингушами .
В мае 1784 года в связи с необходимостью устройства надёжных путей сообщения с Грузией у ингушского селения Заур (Заур-Ков) была заложена крепость Владикавказская . Владикавказ стал экономическим, политическим и культурным центром ингушей и одним из важнейших городов на Северном Кавказе.
Кавказская война
В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сёл в горы и предгорья, на этих территориях основывались казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая , а на месте селения Курай-Юрт основана станица Сунженская (переименована в станицу Слепцовскую в 1851 г.). В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1859 году Карабулакская на месте села Илдарха-гала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузан-Юрт , Ассиновская на месте селения Ах-Борзе. В 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи . Также были выселены жители селений, расположенных на Фортанге и Ассе, — Галашки , Мужичи , Даттых и на их месте основаны станицы Галашевская, Даттыхская и хутор Мужичий. Позднее казаки последних трёх станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, но земли и лес оставались собственностью Терского казачьего войска до 1918 г. Ингушам приходилось арендовать свою же землю у казаков за плату. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши из селения Гвилети (Гелате), расположенного на Военно-Грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сёл, переселилась в Османскую империю .
После подавления Назрановского восстания в 1858 году, Ингушетия окончательно вошла в состав Российской империи .
В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединён с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделён на два округа — Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .
В СССР
В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке — «Сердало». Появились новые школы в сёлах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По-прежнему функционировали мусульманские школы — медресе.
По переписи 1926 года в СССР проживало 74 097 ингушей , а по переписи 1939 года их численность составила 92 120 человек .
В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.
В начале 90-х годов осетинская сторона выдвинула версию о том, что «вместо Пригородного района» в состав восстановленной Чечено-Ингушетии в 1957 году были включены Наурский и Шелковской районы Ставропольского края (до 1957 года эти районы входили в состав Грозненской области). Однако передача этих районов Чечено-Ингушетии не может рассматриваться как «компенсация» за Пригородный район .
По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .
С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году — на митинге в Грозном , организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек , а по переписи 1989 года — 237 438 человек .
С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совет»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .
Новейшее время
В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия ). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) , от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены переселиться из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию .
В 1995 году была основана новая столица Ингушетии — город Магас .
Язык
Национальным языком ингушей является ингушский . Он относится к нахской группе нахско-дагестанской языковой семьи. Распространён на Северном Кавказе , в основном в Республике Ингушетия , в Пригородном районе и городе Владикавказе Северной Осетии ,в моздокском районе в двух сёлах хурикау ( кескем ) и курп, а также частично в некоторых странах Европы, Ближнего Востока и Средней Азии. По данным переписи населения России 2010 года в России на ингушском языке разговаривают 444 тысяч человек (2010) .
Ингушский язык является (официальным) государственным языком в Республике Ингушетия .
Демография
Ингуши традиционно являются одним из самых фертильных народов РСФСР и РФ. К 1989 году по этому показателю они вышли на первое место среди народов России и сохраняют его по состоянию на 2015 год .
Вероисповедание
Ингуши являются мусульманами - суннитами . В вопросах фикха придерживаются школы имама Мухаммада аш-Шафии — основоположника шафиитского мазхаба . Также являются приверженцами двух суфийских тарикатов : кадирия и накшбандия . До окончательного закрепления ислама у ингушей с древних времён были широко распространены свои традиционные языческие верования, со своим уникальным пантеоном , развитой мифологией и многочисленными культовыми архитектурными объектами. В некоторый период также было распространено и христианство .
Христианство
Первые христианские миссионеры, согласно трудам историка Башира Далгата , появились в Ингушетии приблизительно в X веке, одновременно с расцветом Грузии, и были грузинами . Христианство распространялось в Ингушетии и Чечне достаточно широко , в настоящий момент на территории современных Чечни, Ингушетии и Северной Осетии существует множество археологических, исторических и архитектурных памятников, подтверждающих многовековое христианство среди ингушей в частности, и вайнахов в общем . В исследовании учёного описываются многочисленные свидетельства историков и путешественников раннего и среднего Средневековья, согласно которым, на территории ингушских земель были построены церкви или даже, возможно, монастырь . В частности, согласно свидетельствам российских немцев-учёных Иоганна Гюльденштедта и Петра-Симона Палласа , побывавших в Ингушетии в XVIII в., в церкви Тхаба-Ерды (образце архитектуры IX—X веков ) хранились древние документы, написанные, по словам их собеседника-монаха, «золотыми, голубыми и чёрными буквами», что над дверями храма есть надпись «готическими буквами» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, указывал о наличии среди ингушей христиан и язычников:
Ингуши большей частью мусульмане-сунниты, но встречаются среди них и христиане, и совершенные язычники. Мусульманство водворилось у них не ранее половины прошлого столетия, в древности же Ингуши были христианами, о чём свидетельствуют многие часовни и остатки старинных церквей, которые пользуются у ингушей большим уважением и в которых они совершают жертвоприношения, справляют различные празднества, представляющие собой смесь христианских преданий и языческих воззрений. Особым почитанием пользуются у ингушей человеческие скелеты, находящиеся в каменной будочке близ мст. Назрань; по преданию, скелеты эти принадлежат народу нарт, некогда жившему около Назрани, и оставались нетленными в течение 200 лет, но с приходом русских стали портиться .
Ислам
Ислам начал проникать к предкам ингушей ещё в VIII веке в результате военных походов арабов против хазар и алан, пролегавших через Дарьяльский и Дербентский проходы . К этому периоду относится бронзовая фигура орла (« Орёл Сулеймана ») из башенного поселения Эрзи в Кистинском ущелье горной Ингушетии, вероятно попавшая сюда в виде военного трофея и на сегодня являющаяся древнейшим точно датированным бронзовым изделием исламского искусства . Орёл служил гербом аула Эрзи (с ингуш. «Орёл» ) и передавался из рода в род старшему члену семьи . А название села Джейрах горной Ингушетии связывается с именем арабского полководца Джарраха ибн-Абдуллаха . Также, предания ингушей связывают распространения среди них ислама с ещё одним арабским полководцем по имени Абу-Муслим .
Некоторые исследователи склонны связывать проникновение ислама с пребыванием монголо-татар в плоскостных районах Ингушетии, в особенности с приходом к власти хана Узбека (годы правления 1312—1340), когда исламизация стала вестись более интенсивно. В. Б. Виноградов считал, что ставка хана Узбека находилась в районе современного ингушского селения Плиево , города Карабулак и мавзолея Борга-Каш . Этот уникальный памятник зодчества был построен в 1405—1406 годах . Существует мнение, что здесь может быть похоронен правитель Буракан (Борохан), упомянутый в хрониках «Зафар-намэ» («Книга побед») Низам-ад-дина Шами, являвшегося современником и личным секретарем Тамерлана , и «Зафар-намэ» («Книга побед») Шереф-ад-дина Йезди, жившего в первой половине XV века .
По другим данным плоскостные ингуши в отличие от горцев-ингушей начинают принимать ислам в XVI веке, а период его широкого распространения падает на XVIII век . По сведениям грузинского географа и историка царевича Вахушти Багратиони ещё в начале XVIII в. часть ингушей, а именно Ангуштское общество, были мусульманами-суннитами . Наличие старинных мечетей XVIII—XIX вв. зафиксировано и в горной Ингушетии .
В первой половине XIX века значимую роль в укоренении среди ингушей ислама оказала деятельность Имама Шамиля . В период Кавказской войны его тарикат накшбандия стал официальной идеологией имамата , так что и некоторые ингушские общества — карабулаки , галашевцы , стали последователями учения имама .
Культура
Илли
Во второй половине XIX века накопленные жанром илли богатые традиции и поэтические средства стали трансформироваться в другие жанры ингушского фольклора. К этому периоду всё активнее заявляют о себе ингушские исторические песни, а некоторая часть героико-эпических песен уже тогда переходит в народные баллады и предания. В конце ХIХ — начале ХХ в. среди ингушей все чаще начинают бытовать песни об абреках, разбойниках, народных мстителях и воинах. Национальными героями того периода, особо почитаемыми в ингушском народе являются :
Архитектура
|
Ингушская архитектура представляет собой древнее искусство возведения ингушами монументальных жилых, оборонительных, культовых и других сооружений, а также совокупность всех данных объектов на территории исторического расселения ингушей, являющихся ярким свидетельством уникальной материальной культуры всего ингушского народа. Различных памятников истории и материальной культуры в Ингушетии насчитывается свыше 3 тысяч объектов, в том числе более 140 целых замковых архитектурных комплексов .
Архитектура ингушей издавна привлекала к себе внимание многих учёных. В середине 18 века Вахушти Багратиони отмечал, что ингуши «умеют строить из камня на извести и из них воздвигают дома, башни и укрепления» . Позднее к этой архитектуре обращались Л. Л. Штедер , П. С. Паллас , Ю. Клапрот , М. Ф. Энгельгардт , И. П. Бларамберг , В. Ф. Миллер ; уже в советское время — Л. П. Семёнов , Б. Далгат, М. Кегелес, И. П. Щеблыкин , Е. И. Крупнов , М. М. Базоркин , А. И. Робакидзе, А. Ф. Гольдштейн и др.
Наивысший расцвет архитектуры ингушей в Средневековье проявился в башенном строительстве : исследователями особенно выделяются ингушские боевые , полубоевые и жилые башни . Отмечается их преемственность от техники каменного строительства, бытовавшей в горах Центрального Кавказа с древнего периода, в том числе от мегалитических циклопических жилищ на территории древних поселений в Ингушетии: Таргим , Хамхи , Эгикал , а также Дошхакле , Кхарт и др. Некоторые из них датируются исследователями XIII—XV веками, а наиболее архаичные, сложенные насухо, без использования раствора, из огромных каменных глыб и состоящие зачастую из нескольких камер, датируются периодом, начиная со второй половины II тыс. до н. э .
Феномен башенной культуры на Северном Кавказе, как считают исследователи, ярче всего проявился именно в горах Ингушетии, получившей наименование «страны башен» . Именно здесь в количественном и качественном отношениях башенное строительство получило наибольшее развитие. Данный факт, а также этногенетические предания народов, проживающих в этом регионе и многие конструктивные особенности архитектуры, подчеркивающие единство ее происхождения позволяют ряду исследователей считать, что родоначальниками башенного строительства в горной зоне, охватывающей территории современных Ингушетии, Чечни, Северной Осетии и горной части Восточной Грузии, являются ингуши .
В 1931 году украинский путешественник и исследователь писал:
Но из памятников старины, что сбереглось здесь не мало, видно, насколько ингуши талантливые и одарены умением. Эти люди, ничего не знающие в азбуке, в то время, когда Москва ещё была селом, уже строили на скалах высокие каменные башни в 26 и больше метров высотой. Можно сказать, что первые небоскрёбы появились не в Америке, а здесь, в Кавказских горах .
Оригинальный текст (укр.)Але з пам’ятников старовини, що iх збереглося тут чимало, видно, наскiльки iнгушi талановитi й обдарованi хистом. Цi люди, нiчoго не тямивши про азбетку, в той час, коли Москва ще була селом, уже будували на прискалках високi кам’янi вежi в 26 i бiльше метрiв заввишки. Можна сказатi, що першi хмарочоси з’явилися не в Америцi, а тут, у Кавказьких горах.
А известный советский историк кавказовед Е. И. Крупнов отмечал, что:
«Ингушские боевые башни являются в подлинном смысле вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края. Она поражает простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. <…> Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо» .
Спорт
В начале XXI века в Ингушетии стали возрождаться национальные виды спорта. В 2009 г. по инициативе олимпийского чемпиона Исраила Арсамакова в Ингушетии прошли первые «Ингушские игры» — спортивный фестиваль, включивший в себя турниры по различным национальным видам спорта (в том числе поднятие тяжестей, перетягивание каната, метание камня и прочее). Впоследствии фестиваль стал ежегодным.
В 2016 г. во всероссийский реестр видов спорта включено ингушское национальное единоборство « Шод сан лат », воссозданное профессором М.-Г. И. Сукиевым, на основе исторических воинских и спортивных традиций ингушского народа, включающее в себя симбиоз ударной и бросковой техники. Шод сан лат впервые продемонстрирован широкой публике в 1990 году, на конференции по боевым искусствам в Москве. Первая секция открылась в 2013 г., в столице Ингушетии г. Магасе.
Пятеро представителей ингушского народа стали чемпионами Олимпийских Игр :
- Исраил Арсамаков (в 1988 году в Сеуле );
- Назир Манкиев (в 2008 году в Пекине );
- Рахим Чахкиев (в 2008 году в Пекине );
- Хасан Халмурзаев (в 2016 году в Рио-де-Жанейро );
- Муса Евлоев (в 2020 году в Токио ).
Примечания
- Комментарии
- Во время Гражданской войны в России эти территории включались в ряд недолговечных политических образований, как пробольшевистских — Терская советская республика (март 1918), Северо-Кавказская советская республика (июль 1918), так и антибольшевистских — Горская республика (ноябрь 1917), Республика Союза Горцев Северного Кавказа (май 1918), Северо-Кавказский эмират (сентябрь 1919).
- Коэффициент показывает соотношение результатов переписи 1897 года и переписи 1926 года , где результаты первой переписи брались за 100 . Сведения в советской переписи даются для так называемой «чеченской группы» — фактически включающей в себя бацбийцев , ингушей, чеченцев и др. (то есть все нахские народы ). В прямых цифрах соотношение именно ингушей выглядело как 47,8 тыс. в 1897 году и 74,1 тыс. в 1926 году. В переписи 1926 года также указывался и коэффициент соотношения носителей чеченского языка — 144,5 для всего СССР и 144,3 для европейской части страны. Однако, следует понимать, что языкознание того периода не разделяло чеченский и ингушский языки, а объединяло их под одним термином — чеченский (сегодня используется термин вайнахские языки ); также статистики, для удобства при учёте коэффициента, добавили к носителям вайнахского ещё и носителей бацбийского языка ; вместе взятые эти три языка, согласно современной терминологии, называются нахские ( , с. XIII, XVI, XXIV, XXVIII).
- ↑ По итогам Всезоюзной переписи населения 1926 года кистинцы Грузинской ССР были учтены как ингуши .
- Существовала некоторая запутанность в этом вопросе — часть представителей указанных нахских этногрупп считали себя чеченцами, часть ингушами, а часть осознавала себя отдельными нахскими обществами. Например, в переписи в СССР 1926 года кистинцы указывались совместно с ингушами, а в наши дни большинство кистинцев относит себя к чеченцам ( , с. XXIV).
- В переписи населения в СССР 1926 года имеется не точная информация о численности ингушей. На странице XIII ошибочно указано число ингушей по переписи — 75,1 тыс. человек (правильно 74,1 тыс. человек) и как следствие, не верно вычислен процент населения проживающего в Ингушской АО — 93,1 % (правильно 94,4 %) ( , с. XIII, XXV, 6-7, 28-29).
- Термины « Varietas Caucasia » и « Caucasian race » так же используются для обозначения белой расы, введенные немецким ученым Иоганном Фридрихом Блуменбахом , отнёсшим к ней жителей Европы. Название возникло от того, что Блуменбах считал Кавказ первым местопребыванием белого человека, и потому, что племена, живущие в настоящее время на Кавказе, он признавал наиболее чистым и несмешанным типом этой расы (1. Johann Friederich Blumenbach . Biographical details are in Charles Coulston Gillispie // Dictionary of Scientific Biography , 1970:203f s.v. 2. Johann Friedrich Blumenbach . The anthropological treatises of Johann Friedrich Blumenbach, translated by Thomas Bendyshe. 1865. November 2, 2006). До настоящего времени термин Caucasian в английском языке является стандартным обозначением белой расы
- Кобанская культура получила своё название по аулу Верхний Кобан в Тагаурском ущелье , где был обнаружен могильник из каменных ящиков с многочисленными и своеобразными предметами из бронзы. Её хронологические рамки принято определять XII—IV вв. до н. э. Между тем отдельные памятники кобанской культуры датированы и более ранним периодом. В то же время её развитие на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья .
- Майкопская и куро-аракская археологические культуры получили распространение на Северном Кавказе IV—III тыс. до н. э. Территория Ингушетии находится в полосе их пересечения и часть найденных здесь памятников раннебронзового века имеет характерный синкретический облик (например, ) .
- Представители многих северокавказских народов использовали сложную и не всегда однозначную систему названий для существовавших в их среде форм социальных объединений. Так, например, нахские народы имели целую иерархическую систему таких объединений, состоящую из групп разного статуса и размера — тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи/някъан, ца, дезалы/доьзалы и другие. Крупные формы таких союзов не имеют единого северокавказского названия и для упрощения в кавказоведении используется термин вольные общества или просто общества .
- Южнее орстхойцев сформировались общества/тайпы Мержой , Цечой , Галай , Ялхорой . Эти общества были близки со смежным обществом Аьккхий, откуда часть орстхоевцев, согласно этногенетическим преданиям, ведёт своё происхождение. Возможно, что ранее этноним «аьккхий» распространялся и на часть этих обществ. К аккинцам примыкала и этнотерриториальная группа — Кий (Кей).
- Комендант принял на себя функции координатора в русско-ингушских отношениях. Десятки подлинных документов, исходящих из штабов русских войск, расположенных на Северном Кавказе, отражают тесный и разнообразный характер отношений, установившихся первоначально между ингушами и гарнизоном крепости (Муталиев Т. Х.-Б. 1990. С. 32). Этому способствовало не только серебро, розданное властями «для приласкания горцев» в день закладки крепости, но, в первую очередь, необходимость взаимной поддержки. В помощи солдат гарнизона нуждались ингуши, поскольку расположенные дугообразно вокруг Владикавказской крепости на открытой местности, их селения нередко подвергались нападениям хорошо вооруженных и многочисленных дружин кабардинских и кумыкских владетелей (Муталиев Т. Х.-Б. 1999. С. 175). По первому зову на помощь под стены крепости являлись и ингуши. Это подтверждается рапортами коменданта и другими документами, заполненными именами ингушей. в частности, в них указаны имена старшин селений Заур и Шолхи — Геты и Чоша (РГАДА. Ф. 23. Раз. 23. Д. 13. Ч. 10-а. Л. 111). О доверии друг к другу ингушей и русской военной администрации на Кавказ говорит и то, что в 1786 г. был создан отряд ингушской милиции для охраны крепости Владикавказ. В случае необходимости военному начальству на Кавказе «разрешалось сформировать и большее число войск из ингушей… для действия в их крае» .
- Источники
- ↑ , 1 л., стб. 71.
- , 41 л., стб. 29.
- , 44 л., стб. 41.
- , 19 л., стб. 66.
- , 46 л., стб. 48.
- , 64 л., стб. 45.
- , 45 л., стб. 35.
- , 42 л., стб. 42.
- , 11 л., стб. 60.
- , 38 л., стб. 48.
- , 65 л., стб. 46.
- , 31 л., стб. 54.
- , 66 л., стб. 43.
- Полевой Н. Ингушетия : газета. — 2020. — 13 августа. 13 февраля 2022 года. //
- Степанова А. от 13 февраля 2022 на Wayback Machine // Russia Beyond , 03.10.2018
- (англ.) . // . Дата обращения: 21 февраля 2016. 22 сентября 2015 года.
- // Habar.org. — 2012. 24 декабря 2018 года.
- от 5 сентября 2022 на Wayback Machine // Ведомости , 25.11.2012.
- Цечоев А., Паров А. . ГНТРК « Ингушетия » (2019). Дата обращения: 1 сентября 2022. 1 сентября 2022 года.
- Алиханов А. Сердало : газета. — 2021. — 25 октября. 24 мая 2022 года. //
- Муцольгов М. от 2 марта 2022 на Wayback Machine // Regnum , 03.06.2008.
- Севрюкова Е. Связанные родством С. 37 . // «Наши лица» : журнал. — 2019. —
- Сергей Дмитриев. // RFI . — 2019. — 18 апреля. 2 ноября 2021 года.
- (англ.) . // . Дата обращения: 21 февраля 2016. 5 апреля 2019 года.
- Хауг В. . // Демоскоп . Дата обращения: 30 июля 2015. 30 сентября 2012 года.
- . // Государственная служба статистики Украины . Дата обращения: 5 декабря 2021. 5 ноября 2021 года.
- . // Национальный статистический комитет Республики Беларусь . 3 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 15 февраля 2022. 7 апреля 2022 года.
- ↑ Льянова Р. У-М. . // Государственная архивная служба Республики Ингушетия (17 июня 2013). Дата обращения: 15 октября 2021. 22 октября 2021 года.
- , с. 4.
- ↑ Бунак В. В. Антропологическое изучение чечено-ингушского народа // «Грозненский рабочий» : газета. — 1935. — 5 июля.
- ↑ , с. 14.
- Катышева М., Озиев М. Сознавать меру ответственности // Трагедия ингушского народа / Сост. Ю. Тангиев. — Грозный : Грозненский рабочий , 1991. — С. 3—35.
- , с. 26—27.
- , с. 4 «Общая численность ингушей во всем мире составляет около 1 млн человек».
- ↑ , с. 151.
- , с. 686.
- , с. 34.
- Хайров Б. А. К вопросу ингушско-шумерских лексических соответствий // История и культура Ингушетии. Вып. 1. — Назрань, 2012. — С. 11.
- . Дата обращения: 8 ноября 2009. 24 сентября 2011 года.
- ↑ В. А. Шнирельман . Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. — М. : Новое литературное обозрение, 2016. — С. 103.
- ↑ , с. 65, 66.
- , с. 38.
- ↑ , с. 37.
- , с. 176.
- ↑ , с. 5, 9, 57.
- Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII−начале XX века / . — М. : Наука, 1974. — 276 с. — 2300 экз.
- , с. 72.
- ↑ , с. XIII, XXV, 6-7, 28-29.
- , с. 8.
- , с. XIII, XXV, XXVIII, [XXXII], 6-7, 28-29, 79.
- , с. 76.
- . Дата обращения: 1 января 2023. 1 января 2023 года.
- // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки в 10 вып. (1927-1929). — В надзаг. : Центр. статист. упр. СССР. Отд. Переписи. — М. : изд. ЦСУ Союза ССР, 1928. — Вып. IV. — XXIX, 138, [1] с. : табл., диагр., к. — 3000 экз.
- , с. 42.
- ↑ . Брокгауз-Ефрон. Дата обращения: 7 марта 2011. 21 октября 2011 года.
- Лейла Гагиева. «Ингушетия» : газета. — 2016. — 24 февраля. 2 мая 2016 года. //
- , с. 65.
- , с. 5.
- ↑ , с. 12.
- Великая Н.Н. Этногенез и этническая история // Северный Кавказ с древних времён до начала XX столетия (историко-этнографические очерки). — Пятигорск, 2010. — С. 17.
- , с. 62.
- , с. 13, 30.
- , с. 9—10.
- , с. 80—82.
- .
- , с. 24.
- Дударов А-М. «Ингушетия» . — 2010. — 23 января. (недоступная ссылка) // Республиканская общественно-политическая газета
- , с. 25.
- , с. 10.
- , с. 12.
- , с. 74—82.
- Пиотровский Б.Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в.. — М. , 1988. — С. 74.
- , с. 32.
- , с. 361.
- , с. 489.
- , с. 201.
- , с. 643.
- , с. 10.
- , с. 239.
- , с. 25.
- , с. 31.
- , с. 151.
- Богуславский В. В. . — М. , 2004. — Т. 1. — С. 538—539.
- , с. 13—14.
- Кодзоев Н.Д. История Ингушетии. — Магас-Нальчик., 2011. — С. 89.
- «Это Кавказ». // etokavkaz.ru. — 2020. — 22 апреля. 26 января 2022 года.
- , с. 167.
- , с. 29—31.
- , с. 118.
- ↑ , с. 142.
- , с. 88.
- Бекова А. И., Дударов У. Б., Илиева Ф. М., Мальсагова Л. Д., Тариева Л. У. Ингушско-русский словарь / Тариева Л. У.. — Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2009. — С. 854. — 983 с. — ISBN 078-5-88195-965-4.
- Кодзоев. Русско-ингушский словарь. Справочно-энциклопедическое издание. — Ростов-на-Дону: «Лаки Пак», 2021. — С. 467. — 656 с. — ISBN 978-5-906785-55-8 .
- .
- , с. 146.
- , с. 192—193.
- Газиков Б. Тутаев А.: Князь // Сердало . — 1997. — № 83, 85-89 .
- , с. 26—27.
- , с. 199.
- , с. 176.
- , с. 36, 240.
- Блиев М. М. Русско-осетинские отношения. — Орджоникидзе, 1970. — С. 212—215.
- , с. 236.
- , с. 241—242.
- , с. 160.
- ↑ , с. 238.
- , с. 192.
-
«Терские ведомости»
: газета. — 1911. — 5 апреля (
№ 75
).
26 января 2022 года.
//
Сегодня мы празднуем 50-летие города Владикавказа. Раньше, на том месте, где ныне расположен г. Владикавказ, существовал ингушский аул Заур , но в 1784 г., по распоряжению князя Потемкина, на месте, где существовал этот аул, для охранения Военно-Грузинской дороги, служившей единственным удобным путем для соединения с Закавказьем, была устроена крепость Владикавказ, а в 1785 г. по указу Императрицы Екатерины II, от 9 мая, в крепости была выстроена первая православная церковь. Как только была устроена эта крепость, часть осетинской народности спустилась с гор и поселилась у стен этой крепости, под защитою местных войск. Образовавшийся осетинский аул стал называться «Капкай», что в переводе на русский язык означает «Горные ворота».
- , с. 8.
- «Терские ведомости» : газета. — 1911. — 31 марта ( № 71 ). 25 января 2022 года. //
- , с. 173.
- , с. 269—277.
- , с. 690.
- , с. 267.
- , с. 22.
- . Дата обращения: 28 февраля 2015. 4 февраля 2012 года.
- . « Демоскоп ». Дата обращения: 2 июля 2011. 22 мая 2011 года.
- . « Демоскоп ». Дата обращения: 2 июля 2011. 22 июля 2011 года.
- Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа С. 100
- . Дата обращения: 28 февраля 2015. 16 марта 2010 года.
- . Дата обращения: 28 февраля 2015. 24 марта 2010 года.
- . Дата обращения: 28 февраля 2015. 16 марта 2010 года.
- История Ингушетии. Научное издание. Под редакцией Н. Д. Кодзоева. Магас-Нальчик 2011, С. 451.
- Зенькович Н. А. . — Олма-Пресс, 2004. — С. —658. — 766 с. — ISBN 5-224-04403-0 .
-
. Inca Group "War and Peace". 08.11.08.
из оригинала
26 декабря 2014
. Дата обращения:
17 августа 2016
.
{{ cite news }}
: Проверьте значение даты:|date=
( справка ) - . Дата обращения: 1 июля 2011. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- Информационный бюллетень «Демоскоп Weekly». № 711–712 ). 2 февраля 2017 года. . — 2017. — 1–22 января (
- , с. 4—5.
- Johanna Nichols . . Калифорнийский университет в Беркли (February 1997). Дата обращения: 10 февраля 2007. 8 декабря 2006 года.
- ↑ Далгат, Башир Керимович. Христианство и магометанство в Чечне. Распространение христианства и магометанства среди ингушей. // / С. А. Арутюнов. — 1-е изд. — М. : Наука, 2004. — С. 38—52. — 240 с. — 550 экз. — ISBN 5020098353 . 28 января 2012 года.
- . Дата обращения: 4 апреля 2011. 16 марта 2015 года.
- , с. 116.
- Притула А. Д. . www.hermitagemuseum.org . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
- , с. 1.
- ↑ , с. 37.
- Газиков Б. Д. К вопросу о маршрутах походов Тимура против «эльбурзцев» // Ингушетия на пороге нового тысячелетия. Тезисы докладов научно-практической конференции 29 апреля 2000 года . — Назрань, 2000. — С. 79.
- , с. 130—132.
- Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам // Археологические памятники Чечено-Ингушетии . — Грозный, 1979. — С. 125–150.
- , с. 16.
- , с. 169.
- от 14 сентября 2022 на Wayback Machine // Российская газета , 30.09.2021.
- , с. 39.
- , с. 204—209.
- Газета Ингушетия. Ингушетия : газета. — 2021. 4 марта 2022 года. //
- .
- , с. 152.
- , с. 132—133.
- , с. 1.
- , с. 103.
- , с. 155.
- АО ИД «Комсомольская правда». . stav.kp.ru. Дата обращения: 23 февраля 2017. 21 сентября 2016 года.
- Артём Леднёв. . lifehacker.ru. Дата обращения: 23 февраля 2017. 23 февраля 2017 года.
- Басилов В. Н., Кобычев В. П. Галгай — страна башен // Советская этнография . — М. , 1971. — С. 128—134.
- , с. 280.
- Макалатия С. И. Хевсурети. — Тбилиси, 1940. — С. 95.
- , с. 149—150.
- , с. 37, 112.
- , с. 154.
- Пелевин П. // Фонд «Азан». — 2011. 12 марта 2017 года.
- Кегелес М. У горах i на полонинах Iнгушетii (укр.) . — Харкiв : Пролетар, 1931. — С. 4. — 92 с. — 6000 экз.
- , с. 71.
Литература
- Adrienne Mayor . (англ.) . — Princeton: Princeton University Press, 2014. — 519 p. — ISBN 9781400865130 .
- Karl Koch . : [ нем. ] = Reise durch Russland nach dem kaukasischen Isthmus in den Jahren 1836, 1837, und 1838. — Stuttgart, Tübingen : Druck und Verlag der J. G. Cotta'sche Buchhandlung, 1843. — Т. 2. — XII, 560 с.
- Julius Heinrich Klaproth . (нем.) . — Halle und Berlin: In den Buchhandlungen des Hallischen Waisenhauses, 1812. — Bd. I. — 740 S.
- Julius Heinrich Klaproth . (нем.) . — Berlin: Verlag des Landes-Industrie-Comptoirs, 1814.
- Peter Simon Pallas . (фр.) . — Paris, 1811. — Т. 2. — 383 с.
- Wahl O. W. (англ.) . — London: Chapman and Hall, 1875. — 417 p.
- Агиров Т. А. Горная Ингушетия. Путеводитель по Джейрахскому району и предгорьям ISBN 978-5-00189-087-4 . . — М. : Перо, 2021. — 416 с. —
- Акиев Х. А. Этническая карта Северного Кавказа в середине XVI в. (К вопросу о поселениях ингушских племён в Дарьяльском ущелье) // Точка зрения: сборник статей . — Назрань, 2006.
- Албогачиева М. С.-Г. Ислам в Ингушетии: этнография и историко-культурные аспекты : [ рус. ] : моногр. / Рецензенты: к.и.н. М. Е. Резван (МАЭ РАН, Санкт-Петербург), к.и.н. Н. А. Нефляшева (Центр цивилизационных и региональных исследований, Москва). — СПб. : Российская академия наук; Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 2017. — 264 с. — ISBN 978-5-88431-349-1 .
- Ахриев Ч. Э. Ингуши. Их предания, верования и поверья // . — Издание Кавказского горского управления. — Тбилиси : Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1875.
- Бутков П. Г. Мнение о книге: Славянския древності // . — Санкт-Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1837. — 398 с.
- Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа, с 1722 по 1803 год. Часть вторая / Императорская академия наук. Непременный секретарь академик К. Веселовский. — Санкт-Петербург: Типография Императорской академии наук, 1869. — 602 с.
- Царевич Вахушти . География Грузии / Введение, перевод и примечания М. Г. Джанашвили . — печатано по распоряжению Распорядительного комитета КОИРГО . — Тифлисъ : Типография К. П. Козловскаго, 1904. — 290 с. — [отдельный оттиск из XXIV-ой книжки «Записок» Кавказского отдела Императорского Русского географического общества]. — 16 000 экз.
- Виноградов В. Б. Время, горы, люди. — Грозный, 1980.
- Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века : монгр . / Ответ. ред. . — АН СССР . Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука , 1974. — 276 с. : с 3 карт. — 2300 экз.
- Гадиев У. Б. // «Discours». — 2016. 8 ноября 2016 года.
- Генко А. Н. Из культурного прошлого ингушей // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее Академии наук СССР / Ред. изд. акад. В. В. Бартольд. — напечатано по распоряжению Академии наук СССР . — Л. : Издательство Академии наук СССР, 1930. — Т. V. — С. 681—761. — 836 с. — Введ. акад. В. Волгина. — 850 экз.
- Гольдштейн А. Ф. Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии / Утв. к печати Государственным Комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. Ред. К. Н. Долгова. — Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. — М. : « Наука ». Главная редакция восточной литературы, 1975. — 158 с. — 1000 экз.
- Гумба Г. Д. Расселение Вайнахских племён по «Ашхарацуйцу». «Армянская География» VII века. — Ереван, 1988.
- Гумба Г. Д. Об одном общенахском этнониме второй половины первого тыс. до н. э. // Актуальные проблемы истории дореволюционной Чечено-Ингушетии. — Грозный, 1990.
- Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг : [ нем. ] = Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge / von P. S. Pallas : полев. исслед / Пер. , ред. и коммент. . — РАН . Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) . — СПб. : « Петербургское востоковедение », 2002. — 512 [или 507?] с. — [1-е изд. на русск. яз. всех материалов И. А. Гюльденштедта последней трети XVIII в.]. — 1000 экз. — ISBN 5-85803-213-3 .
- Газиков Б. Д. Кабардинское проникновение в Ингушетию во второй половине XVI в. // Современные подходы в исследовании проблем истории и языка ингушского народа: сборник тезисов республиканской научной конференции . — Магас, 2002.
- Газиков Б. Д. Взгляд в прошлое: статьи по истории Ингушетии . — Назрань, 2002.
- Дахкильгов И. А. Боль и гордость моя, родная Ингушетия: Публицистический сборник . — Нальчик, 2007. — 575 с.
- Джанашвили М. Г. . — Тифлис, 1897. — 206 с.
- Долгиева М. Б., Картоев М. М., Кодзоев Н. Д., Матиев Т. Х. История Ингушетии : моногр . — 4-е изд. — Ростов-на-Дону : Южный издательский дом, 2013. — 600 с. — ISBN 978-5-98864-056-1 .
- // Империалистическая война — Интерполяция. — М. : Советская энциклопедия , 1937. — Стб. 65. — ( Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 28).
- : ст. // Энциклопедический словарь Гранат / Под ред. проф. Ю. С. Гамбарова, проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевскаго, проф. С. А. Муромцева и проф. К. А. Тимирязева. — 7-е изд. — М. : Издательство т-ва «БР.А и И. Гранат и Ко»; типография т-ва «Общественная польза», 1914. — Т. 21. Звук — Индiя. — 407 с. — Стб. 609. — 640 стб.
- Ингуши : моногр. / Отв. ред.: М. С.-Г. Албогачиева, А. М. Мартазанов, Л. Т. Соловьёва. Рец.: д.и.н. В. А. Дмитриев, д.и.н С. И. Аккиева; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ингушский государственный университет . — М. : Наука , 2013. — 512 с. — (Народы и культуры / Л. И. Миссонова). — ISBN 978-5-02-038042-4 .
- История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в : моногр. / Ответ. ред. Б. Б. Пиотровский , ответ. ред. серии А. Л. Нарочницкий . — Утверждено Институтом истории АН СССР . — М. : Наука , 1988. — 554 с. — 14 000 экз. — ISBN 5-02-009486-2 .
- Картлис Цховреба (История Грузии) / Национальная академия наук Грузии . — Тбилиси: Артануджи, 2008. — 455 с.
- Кодзоев Н. Д. / Рец. А. Х. Матиева; Научно-исторический клуб «Кавкасион». — Назрань : ООО «Кеп», 2020 а. — 64 с. — ISBN 978-5-4482-0066-3 .
- Кодзоев Н. Д. / Научно-исторический клуб «Кавкасион». — Назрань: ООО «Кеп», 2020 б. — 64 с. — ISBN 978-5-4482-0066-3 .
- Кушева Е. Н. : моногр . / Ред. изд-ва И. У. Будовниц. — АН СССР . Ин-т истории . — М. : Изд-во АН СССР , 2-я тип., 1963. — 372 с. — 1500 экз.
- Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия : моногр . — М. : Наука , 1971. — 208 с. — 2800 экз.
- Лабазанов М. Участие ингушей в народно-освободительном движении горцев : ст // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-х — 50-х годах XIX века. Всесоюзная научная конференция 20—22 июня 1989 года : [ рус. ] : тезисы докладов и сообщений / Ред. коллегия: Б. Г. Алиев, В. Г. Гаджиев, Г. Г. Гамзатов, Г. Ш. Каймаразов, А. М. Магомедов, Р. М. Магомедов, А. И. Османов, Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. — Институт истории СССР АН СССР ; Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы Дагестанского филиала АН СССР ; Дагестанский государственный университет имени В. И. Ленина . — Махачкала : Типография Дагестанского филиала АН СССР, 1989. — С. 105—107.
- Леонти Мровели . Жизнь картлийских царей / Отв. ред. Г.С. Мамулиа. — АН СССР . Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука , 1979. — 103 с. — 24 000 экз.
- Мохк вӀашагӀтохарах // Ингушский фольклор (ингуш.) / А. Х. Танкиев. — Грозный, 1991.
- Мунчаев Р. М. Куро-аракская культура // Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа : [ рус. ] / Институт археологии РАН ; отв. ред.: д.и.н. К. Х. Кушнарева, д.и.н. В. И. Марковин. — М. : Наука , 1994. — С. 8—57. — 384 с. — (Археология с древнейших времён до средневековья в 20 томах / акад. Б. А. Рыбаков). — ISBN 5-02-009723-3 .
- Муталиев Т. Х.-Б. К вопросу о возникновении ингушских поселений в междуречье Терека и Сунжи в XVIII в. // Материалы региональной конференции . — Грозный, 1990.
- Муталиев Т. Х.-Б. Благодаря мужеству и силе нации // Ингушетия и ингуши / Яндиева М. Д.. — Назрань-М, 1999. — Т. 1.
- Мужухоева Э. Д. Алания и Магас.. — М. , 2012. — С. 56.
- Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета. — М. : Форум, 2012. — 384 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-91134-665-2 .
- Паллас П. С. Путешествие по южным провинциям российской империи в 1793 и 1794 годах // Наша старина. / Аталиков В. М.. — Нальчик, 1996.
- Робакидзе А. И. Жилища и поселения горных ингушей // Кавказский этнографический сборник / Отв. ред. А. И. Робакидзе; Академия наук Грузинской ССР . — Тбилиси: Мецниереба, 1968. — Т. II. Очерки этнографии Горной Ингушетии. — С. 41—117. — 272 с. — 2000 экз.
- Нарожный В. Е. Население Горно-Ассинской котловины XIII—XV веках : [ рус. ] : дис. / Науч. рук. д.и.н. проф. А. А. Кудрявцев. — Ставрополь : ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014. — 205 с.
- Терский областной статистический комитет. / Вертепов Г. А.. — Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1895. — 409 с.
- Чахкиев Д. Ю. Древности горной Ингушетии 2000 экз. / Сост. Д. Ю. Чахкиев, отв. ред. д.и.н. И. А. Алироев. — Назрань, Минеральный Воды: ФГУП «Издательство «Кавказская здравница», 2003. — Т. I. — 143 с. —
- Чахкиев Д. Ю. Древности горной Ингушетии 1000 экз. / Сост. Д. Ю. Чахкиев, отв. ред. д.и.н. И. А. Алироев. — Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат имени Революции 1905 г., 2009. — Т. II. — 122 с. —
- Штедер Л. Л. Дневник путешествия в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренние области Кавказа // Наша старина / Аталиков В. М.. — Нальчик, 1996.
- Щеблыкин И. П. Искусство Ингушетии в памятниках материальной культуры. — Владикавказ: ИИШГИК, 1928. — Т. 1.
- Эдмунд Спеснсер. Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году. / К. А. Мальбахов. — Нальчик, 2008.
- Ялхороева М. А. Ингушская диаспора в Турции. — Назрань, 2008.
- Ялхороева М. А. Ингушская диаспора в Турции и в странах Ближнего Востока // Актуальные вопросы истории ингушей: сборник статей . — Назрань, 2020. — 88 с. — ISBN 978-5-4482-0075-5 .
- Яновский А. О древней Кавказской Албании // . — СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1846. — С. 161—203. — 785 с.
- Стат. данные
- // Всесоюзная перепись населения 1926 г. : Краткие итоги / Закавказский ЦСУ СССР. — Тифлис : Б. и., типография Полиграфтреста ВСНХ, 1928. — XXI, 39, [3] с. : табл. — 1000 экз.
- // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки в 10 вып. (1927-1929). — В надзаг. : Центр. статист. упр. СССР. Отд. Переписи. — М. : изд. ЦСУ Союза ССР, 1928. — Вып. IV. — XXIX, 138, [1] с. : табл., диагр., к. — 3000 экз.
- Национальный состав населения (табл. 1) // Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года : [ рус. ] : в 11 т. / Федеральная служба государственной статистики ( Росстат ). — М. , 2021. — Т. 5. — 88 л.
Ссылки
- (недоступная ссылка — )
- 2020-08-16
- 2