Interested Article - Звягинцев, Андрей Петрович

Андре́й Петро́вич Звя́гинцев (род. 6 февраля 1964 , Новосибирск ) — российский кинорежиссёр и сценарист . Обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей . Двукратный номинант на премию « Оскар » в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (2015, 2018) за фильмы « Левиафан » (2014) и « Нелюбовь » (2017).

В декабре 2019 года семейная драма Звягинцева « Елена » (2011) стала единственной картиной из России в списке 50 лучших мировых фильмов второго десятилетия XXI века, составленном американским журналом Rolling Stone .

Биография

Андрей Звягинцев родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске . Мать, Галина Александровна, работала в школе учителем литературы и русского языка. В 2000 году переехала в Москву из Новосибирска . Отец Пётр Александрович служил милиционером . Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка , где проходила практику его мать. Пётр Александрович покинул семью ради другой женщины, когда Андрею было пять лет. Он так и не смог наладить отношения с отцом вплоть до его смерти .

В 1984 году окончил актёрский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская ). Начал работать в Новосибирском ТЮЗе , но вскоре его призвали в армию, и он служил в качестве конферансье в Новосибирском военном ансамбле . В 1986 году уехал из Новосибирска в Москву и поступил в ГИТИС , в котором окончил в 1990 году актёрский факультет (мастерская Евгения Лазарева ).

После окончания ГИТИСа Звягинцев в театр не пошёл, так как по его словам, «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать „продукт“, вместо того, чтобы заниматься искусством» . Андрей пробовал писать, но после нескольких рассказов дальше это не двинулось. Он всёрьез увлекся кино, в Музее кино смотрел ретроспективы Годара , Антониони , Куросавы , Бергмана . До 1993 года работал дворником , так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского , в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров . Затем до 2000 года снимал рекламные ролики.

Участвовал в театральных постановках (« Игра в классики » (1993), « Месяц в деревне » (1997)), снимался в кино в эпизодах. В 2000 году дебютировал как режиссёр.

Известность Андрей Звягинцев получил после выхода фильма « Возвращение » ( 2003 ), получившего две кинопремии «Ника» , двух « Золотых львов » (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют), двух « Золотых орлов » .

Событием 2011 года стала семейно-классовая драма Звягинцева « Елена », показанная в 45 странах, в том числе в США и Франции . Фильм отмечен специальным призом жюри каннской программы « Особый взгляд » , признан лучшим за 2011 год на церемонии вручения премии « Золотой орёл » , а работа режиссёра была отмечена и «Никой», и «Золотым орлом» . Большой зрительский интерес и оживлённую дискуссию телекритиков вызвал премьерный показ «Елены» на центральном телеканале « Россия 1 » 6 ноября 2011 года (ещё до завершения официального проката) .

Успех Звягинцева повторился в 2014 году с выходом на экраны социальной драмы « Левиафан », удостоившейся множества наград, в том числе премии « Золотой глобус » как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории . В 2017 году фильм-мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля . В 2018 году вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля .

Начиная с марта 2018 года приступил к съемкам 10-серийного телесериала, финансируемого голливудской компанией Paramount Television, известно, что это будет психологическая драма с элементами триллера, дата премьеры неизвестна . Впоследствии режиссёр уточнил, что сериал планировался по мотивам фильма « Нелюбовь », а анонс сериала был преждевременным. Работы над сериалом не начинались.

В феврале 2020 года Звягинцев презентовал книгу, где собраны сценарии к его фильмам .

В начале июля 2021 года Звягинцев заболел COVID-19 , поражение лёгких составляло 92 %, находился на аппарате ЭКМО , начался сепсис . Состояние режиссёра было крайне тяжёлым, планировалась пересадка лёгких . В середине августа Звягинцева вывезли на лечение в клинику в Ганновере (Германия) где ввели в искусственную кому. В конце сентября 2021 года Звягинцев был выведен из искусственной комы, наблюдались делирий и повреждение голосовых связок (из-за трахеостомии ) . Реабилитация Звягинцева проводится в Германии . Лечение и реабилитацию Звягинцева в Германии оплачивает АФК «Система» .

27 сентября 2022 года Андрей Звягинцев покинул пост российского «оскаровского комитета». Кроме того, режиссёр заявил, что принял решение выйти из состава Союза кинематографистов , а также из рядов академиков « Золотого Орла » и « Ники » .

В конце сентября 2023 года издание Variety сообщило что Андрей Звягинцев, весной 2024 года, приступит к съемкам «политически ориентированного» фильма под рабочим названием «Юпитер», о истории российского олигарха, который «расплачивается за будущее своей семьи». Съемки будут проходит в Испании и Франции .

Полемика вокруг цензуры творчества в России

В октябре 2016 года Звягинцев принял участие в споре о цензуре творчества в России , в ходе которого полемизировал с пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым . Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина , который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли. Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы « Тангейзер » в Новосибирском оперном театре , срыв показа в омской опере рок-спектакля « Иисус Христос — суперзвезда », закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени». Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, опубликовав колонку в газете « Коммерсантъ », в которой назвал произведения своих оппонентов «жалкими поделками» и «агитками», а возражающую против некоторых работ общественность «расплодившимися как кролики общественными организациями» и «агрессивными маргиналами». По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники « оскопляют творческую мысль». Неприятие вызвал и сформулированный Песковым общий принцип госзаказа в искусстве , сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В трактовке Пескова кинорежиссёра поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши…»> .

Общественная позиция

В 2014 году Звягинцев осудил аннексию Крыма . В 2022 году публично осудил вторжение России на Украину , раскритиковал коллег по сфере искусства, которые не комментируют происходящее на Украине . Уехал из России . Живёт во Франции .

Личная жизнь

  • Первая жена — , акушерка .
  • Поддерживал отношения с актрисой Ириной Гринёвой . Прожили вместе 6 лет, после чего расстались.
  • Вторая жена — Анна Матвеева, монтажёр, фотограф . Прожили вместе 9 лет, после чего развелись .
    • Сын Пётр (род. 2009) .

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Актёр эпизода

Награды и премии

Владимир Путин с Андреем Звягинцевым, чей фильм «Возвращение» завоевал главный приз Международного кинофестиваля в Венеции в 2003 году

(неполный список)

Общественное признание

  • 2006, 2011 — Национальная премия общественного признания «Россиянин года»
  • 2017 — Премия GQ в номинации «Режиссёр года» .

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #132426390 // (нем.) — 2012—2016.
  2. (англ.)
  3. . Gazeta.ru (23 декабря 2019). Дата обращения: 23 декабря 2019. 17 ноября 2021 года.
  4. от 20 января 2015 на Wayback Machine // Журнал Cosmopolitan, 24 января 2008
  5. . Журнал 7 дней . Дата обращения: 7 июня 2016. 8 июля 2016 года.
  6. Наталья Мурга. . Комсомольская правда (4 февраля 2015). Дата обращения: 24 февраля 2016. 23 февраля 2016 года.
  7. . Православие и мир (12 мая 2011). Дата обращения: 10 марта 2015. 6 апреля 2015 года.
  8. . Дата обращения: 20 января 2015. 29 мая 2014 года.
  9. Мария Варденга. // Домовой : журнал. — 2003. 30 июля 2016 года.
  10. . Newsru.com (26 октября 2011). Дата обращения: 16 апреля 2012. 23 января 2015 года.
  11. . Newsru.com (22 мая 2011). Дата обращения: 16 апреля 2012. 17 января 2012 года.
  12. . РИА Новости (27 января 2012). Дата обращения: 16 апреля 2012. 30 января 2012 года.
  13. . РИА Новости (8 апреля 2012). Дата обращения: 16 апреля 2012. 13 апреля 2012 года.
  14. . Дата обращения: 26 декабря 2019. 17 декабря 2011 года.
  15. . Дата обращения: 19 января 2015. 20 января 2015 года.
  16. . Дата обращения: 28 мая 2017. 30 мая 2017 года.
  17. . Дата обращения: 20 апреля 2018. 21 апреля 2018 года.
  18. . snob.ru. Дата обращения: 12 января 2019. 13 января 2019 года.
  19. . tass.ru. Дата обращения: 13 октября 2020. 16 октября 2020 года.
  20. . ТАСС. Дата обращения: 20 февраля 2020. 22 февраля 2020 года.
  21. . Дата обращения: 16 сентября 2021. 16 сентября 2021 года.
  22. (рус.) . Дата обращения: 30 мая 2022. 30 мая 2022 года.
  23. . Дата обращения: 22 сентября 2021. 22 сентября 2021 года.
  24. . Дата обращения: 16 сентября 2021. 16 сентября 2021 года.
  25. . Дата обращения: 16 сентября 2021. 16 сентября 2021 года.
  26. . Дата обращения: 29 сентября 2022. 29 сентября 2022 года.
  27. . Forbes (29 сентября 2023). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  28. . Gazeta.ru. 2016-10-25. из оригинала 28 октября 2016 . Дата обращения: 27 октября 2016 .
  29. . NEWSru.com. 2016-10-27. из оригинала 28 октября 2016 . Дата обращения: 27 октября 2016 .
  30. . Росбизнесконсалтинг. 2016-10-24. из оригинала 28 октября 2016 . Дата обращения: 27 октября 2016 .
  31. . Росбизнесконсалтинг. 2016-10-25. из оригинала 28 октября 2016 . Дата обращения: 27 октября 2016 .
  32. . Росбизнесконсалтинг. 2016-10-27. из оригинала 28 октября 2016 . Дата обращения: 27 октября 2016 .
  33. . BBC News Русская служба (14 марта 2014). Дата обращения: 12 августа 2023. 12 августа 2023 года.
  34. . Настоящее Время . Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  35. . Meduza . Дата обращения: 20 апреля 2023. 20 апреля 2023 года.
  36. . Вокруг ТВ . Дата обращения: 30 мая 2022. 30 мая 2022 года.
  37. . Московский комсомолец . Дата обращения: 24 февраля 2016. 3 марта 2016 года.
  38. Наталья Мурга. . Комсомольская правда . Дата обращения: 24 февраля 2016. 23 февраля 2016 года.
  39. . Вокруг ТВ . Дата обращения: 30 мая 2022. 30 мая 2022 года.
  40. Ольга Антонова. . Комсомольская правда (12 сентября 2018). Дата обращения: 30 мая 2022. 30 мая 2022 года.
  41. Ярослав Тимофеев. . Известия (20 февраля 2015). Дата обращения: 27 октября 2016. 30 ноября 2016 года.
  42. . Дата обращения: 12 июля 2016. 29 июня 2016 года.
  43. . Дата обращения: 20 января 2015. 20 января 2015 года.
  44. . Дата обращения: 2 ноября 2011. 16 октября 2011 года.
  45. . Festival de Cannes 2017 (англ.) . 2017-05-28. из оригинала 31 мая 2017 . Дата обращения: 29 мая 2017 .
  46. . Москва: РИА Новости . 2017-07-01. из оригинала 3 июля 2017 . Дата обращения: 4 июля 2017 .
  47. . Дата обращения: 13 мая 2022. 11 августа 2021 года.
  48. . Дата обращения: 13 мая 2022.
  49. . Дата обращения: 14 сентября 2017. 15 сентября 2017 года.

Библиография

  • Елена : История создания фильма Андрея Звягинцева / Андрей Звягинцев, Олег Негин, Михаил Кричман. — Лондон: Cygnnet, 2014. — 224 с. — ISBN 978-0-9570416-1-5
  • Сценарии кинофильмов Андрея Звягинцева / Андрей Звягинцев, Александр Новотоцкий, Владимир Моисеенко, Олег Негин. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. — 360 с. — ISBN 978-5-91671-991-8
  • «Левиафан». Разбор по косточкам: режиссёр Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром / Максим Марков. — Москва: Интеллектуальная Литература, 2021. — 620 с. — ISBN 978-5-907394-10-0 (подарочное издание в твердой обложке)
  • «Левиафан». Разбор по косточкам: режиссёр Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром / Максим Марков. — Москва: Альпина PRO, 2023. — 384 с. — ISBN 978-5-206-00151-8 (издание в мягкой обложке)

Литература

  • Звягинцев Андрей Петрович // Российское кино 1986—2006: Биофильмографический справочник: Сценаристы. Режиссёры. Актёры / Сост.: Наталья Милосердова при участии Владимира Мартынова; отв. ред. Н. Милосердова; Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации. Научно-исследовательский институт киноискусства.. — М. : Материк, 2008. — Т. 1 (А—К). — С. 107—108. — 592 с. — 500 экз. ISBN 978-5-85646-131-1 . (в пер.)
  • Дыхание камня. Мир фильмов Андрея Звягинцева / Сборник статей и материалов. — М.: «Новое литературное обозрение», 2014. ISBN 978-5-4448-0083-6 . 456 стр.
  • Челышев П. В. Фильм А. П. Звягинцева «Левиафан» — зеркало современной цивилизации // Вестник Российского философского общества. 2015. 1 (73). С.71-73.
  • Челышев П. В. Духовно-нравственное измерение человека и общества. Актуальные проблемы философии. Монография. — М.: Эдитос, 2020, 124 с. ISBN 978-5-00149-282-5 // Глава 4. Духовно-нравственное измерение общества. 4.6. Фильм А. П. Звягинцева «Левиафан» — зеркало современной цивилизации, с. 105—109.
  • Chelyshev P. V. Contemporary art about the tragic fate of man in global civilization: reflectios on A.P. Zvyagintsev’s film «Leviathan» // European Journal of natural history. 2015. № 6. P. 28-30.

Ссылки

Источник —

Same as Звягинцев, Андрей Петрович