Interested Article - Приказанские и заказанские чуваши XVI-XVIII веков
- 2020-01-25
- 1
Приказанские и заказанские чуваши XVI - XVIII веков — население позднего Средневековья , которое, в документах Русского государства того времени, названо как «чюваша» или «ясачная чюваша» и проживало в окрестностях города Казани , начиная от низовий Свияги и далее на восток , вплоть до реки Вятки . Присутствовали они, но уже неясачные, и в самом городе :64 . Независимо от того, что на самом деле представляло собой указанное население и как всё это интерпретируется учёными разных школ, данное сообщество есть реальные люди, жившие в бренном мире. «Луговые чуваши» — так пишет о них Р.Н. Степанов :67 , очевидно, по аналогии с луговыми марийцами . .
Коротко о ясачных людях
Ясачные люди — плательщики государственного налога общего характера — ясака , взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15—16 веков). Были ясачные люди, так или иначе, и среди русских крестьян. А вот ясачных татар в это время почти нет, более-менее в заметном количестве они начинают появляться лишь позднее. Хотя к ясачным людям относились лишь взрослые и нестарые (непожилые) мужчины, к этой категории условно можно отнести и членов их семей . До присоединения к Русскому государтсву, их положение было примерно такое же, Скажем, после присоединения Казани (1552 год) и других ханств русские цари «перевели на себя ясаки», которые местное население уплачивало ханам .
Что касается чувашей, то большинство их состояло именно в этом сословии, в том числе и на основном ареале проживания — между Сурой и Свиягой. В данной же статье речь идёт о приказанско-заказанских ясачных и неясачных чувашах.
Ясачные люди Поволжья были переведены в категорию государственных крестьян во время царствования Петра I (в 1724 году).
«Ясачные чуваши» во взглядах учёных разных научных школ
До поры до времени учёные мало обращали внимания на рассматриваемую группу населения прошлого, хотя о ней было известно давно и очень хорошо :120,194 . Однако, с некоторых пор, вопрос является камнем преткновения двух научных школ, которых обычно называют, условно, конечно, «казанской» и «чебоксарской». Особенно после появления работ Е.И. Чернышева , И.П. Ермолаева и Д.М. Исхакова . Как пишет С. В. Охотникова :
На основе анализа литературы по истории ясачных чувашей, можно выделить общие и особенные моменты во взглядах татарских и чувашских исследователей на указанную проблему. Ученые едины во мнении, что представители многочисленной группы, именуемой в документах второй половины XVI–XVII вв. «ясачная чюваша», являлись феодально-зависимым населением Казанского края, так называемым «черным людом», жившим общинами и платившим ясак и подати. Общим для татарских и чувашских исследователей является представление об ареале расселения ясачных чувашей. Данное население в основной своей массе проживало в центральной части Казанского ханства, а после присоединения к Русскому государству и изменения административно-территориального деления – на территории Казанского и Свияжского уездов. На этом, в принципе, общность взглядов и завершается, создавая тем самым обширное поле для дискуссий и выявляя разнообразные противоречия.
Между тем, тот же автор признаётся :
Анализ точек зрения татарских и чувашских исследователей по вопросу этнической принадлежности группы «ясачная чюваша» показывает, что их различие не так уж и велико.
И действительно, видный татарский лингвист, всемирно известный тюрколог-ономаст Г.Ф.Саттаров писал :32 :
«ясачными чувашами» в Казанском уезде в XVI – середине XVII вв. назывались те группы булгарского населения, в языке которых кыпчакские элементы не одержали окончательной победы, и «булгары с родным булгарским языком (чувашского типа) не должны были исчезнуть и потерять свой родной язык в период между и XVI вв.
Он же, теперь уже про Чувашскую даругу (дорогу) Казанского ханства и последующего времени, утверждает :45 :
<определение> «Чувашская», вероятно, является <по отношению к определению «Зюрейская»> первичным, связанным с проживанием в средние века во многих населенных пунктах Заказанья, расположенных вдоль этой дороги, булгаров-суас (то есть волжско-камских булгаров)
.
Как ономаст, Г. Ф. Саттаров прилагал большие усилия на изучение топонимии и антропонимии Приказанья-Заказанья и убедительно доказал чувашское её присхождение в значительной части :158-164, 185-203, 222-223 (табл.) и это в дальнейшем было подтверждено М. И. Скворцовым , а также В. А. Нестеревым :16-18, 121-124 . Другой исследователь, Д.М. Исхаков , хотя и полагает, как и многие представители «казанской» научной школы, что «ясачные чуваши», ко времени их фиксации в русских документах, уже являлись мусульманами в религиозном отношении и татарами в этническом отношении, но не отрицает их булгарского происхождения :222 :
есть основания полагать, что называвшиеся «татарами» социальные верхи являлись представителями тюркских групп с клановым делением золотоордынского происхождения. «Ясачные чуваши» же, скорее всего, имели булгарские этнические истоки»
Повторял он подобные взгляды и позднее :65 .
Отличие взглядов Д. М. Исхакова от взглядов учёных «чебоксарской» научной школы только в одном: если последние считают «ясачных чувашей» теми же, как они зафиксированы в документах, а отатарились они гораздо позднее, то первый считает тех отатаренными к моменту фиксации, а то и ранее. Примерно такие же взгляды у Р. Г. Ахметьянова :221 : дескать, булгары переселились из Закамья в Приказанье-Заказанье и там сразу перешли на «древнетатарский язык». Р.Г.Галлям пишет об этих людях многое, в основном, умозрительно и ничем себя не ограничивая, но и у него во главе угла стоит положение о «чювашах», которые, в отличие от так называемых служилых татар, татарских князей и мурз (т.е. от татарской аристократии своего периода), в массе своей были людьми волжско-болгарского происхождения .
Обычно носители таких взглядов ссылаются на Р. Г. Ахметьянова, который будто бы установил, в каком-то своём неопубликованном труде, что слово чуваш означает пахаря , крестьянина . В действительности же признанной всем научным сообществом этимологии слова «чуваши» не существует. Есть множество версий. Ещё одним моментом, усложняющим взаимопонимание, является то, что татарским учёным не всегда просто признать факт принадлежности и «настоящих» чувашей, а не только тех, кто, по их мнению, татары, к «конгломерату» бывших, уже ушедших в прошлое, волжских болгар.
Судьба приказанско-заказанских чувашей
В средневековых источниках названия «чюваша» и «ясачная чюваша» постепенно начинают исчезать. Очевидно, потому, что исчезают сами носители этих названий. Имеющиеся данные позволяют устанавливать, почему так происходит. Есть источники о переселении некоторых из них из Казанского уезда на территорию нынешней Чувашии (которую условно можно назвать основным чувашским ареалом) и в Закамье . Активно участвуют приказанские и заказанские чуваши в освоении поволжского «Дикого поля» .
Как пишет исследователь :231-232 ,
чувашскими мигрантами из Казанского уезда был основан целый ряд селений в районах Чувашии (Иванов, 1984, с.32), как, например, в Цивильском районе – Анчикассы (бывш. Старые Шигали), Канашском – Татмыш-Ягутлы (ныне в составе с. Янгличи), Атнашево, Вутобоси, Кибечи, Чагасй, Девлизерево, Ухманы, Вурнарском – Хирпоси, Чебоксарском – Большие Мамыши, Марпосадском – Сатышево, Итяково, Комсомольском – Тойси-Паразуси, Ендоба, Байбахтино, Ивашкино, Шерауты, Аликовском – Урмаево, Батыревском – Сугуты, Тойси, Балабаш-Баишево, Большая Таяба, Бахтгильдино и др. Причем, ряд этих новых деревень, основанных переселенцами из левобережья Волги, сохранили названия материнских селений. Как известно, в документах XVII в. и в переписных книгах XVIII в. чувашские селения правобережья Волги, основанные переселенцами из Приказанья, продолжали вплоть до 1781 г. числиться в Казанском же уезде
Примерно такая же картина на Закамском направлении :232 :102 :
Значительное количество чувашей из Приказанья и Заказанья в конце XVI–XVII вв. вернулось в Закамье и основало здесь много селений. Целый ряд закамских чувашских селений был основан выходцами из Зюрейской даруги Заказанья: Нижние Имения, Камышлы, Каска (Бюляр Тюбяк тож), Студеный Ключ, Савруши, Нижние Савруши Михидерово тож, Ивашкина Тойгуза, Гандубино, Калмыкове Ильмовый Куст тож, Новое Ильмовое, Новый Адам, Верхняя Майна, Киреметь Тридцать дубов тож и др. в 1716 г. состояли в Зюрейской (бывшей Чувашской) даруге Казанского уезда, хотя другие селения Закамья входили в Ногайскую даругу. По данным третьей четверти XVIII в., в Зюрейской даруге числились следующие чувашские деревни Закамья: Саволей, Акташ (Окташ), Нижний Акташ, Шумыш, Новый Шумыш, Явушево, Токташи, Верхние и Нижние Савруши, Нижние Кандраты, Ишалкино, Никуткино, Нижняя Мака Батрас тож, Савантеево, Чайгутлы, Курки
Несмотря на такой размах переселенческого движения, все всё равно не могли уехать. Оставшиеся на месте «чюваша», рано или поздно, отатаривались.
Современное состояние
В настоящее время в Приказанье и Заказанье отсутствует чувашское население, представителей которого можно было бы считать прямыми продолжателями родословной жителей XVI-XVIII веков, а попросту их потомками. Нынешние чуваши этого региона и их непосредственные предки являются выходцами из других мест (прежде всего из основного чувашского ареала), переселение происходило начиная с конца XIX века, за редкими исключениями (но и последние, «исключительные», к жителям XVI-XVIII веков не имеют, пожалуй, прямого отношения). Проживают они здесь, в основном, рассеянно и, вследствие этого, сохраняют свою национальную идентичность, как правило, не далее второго поколения с момента появления в этих краях.
В то же время, имеются островки компактного расселения, такие населённые пункты можно и перечислить. Только надо иметь в виду, не во всех из них чуваши составляют большинство. Но всё ещё сохраняются и являются или являлись, совсем недавно, достаточно значимыми сообществами. Например, в 1920-х годах под Казанью существовал Ремплерский чувашский национальный сельский совет .
Итак, перечислим населенные пункты со значительным, теперь или в недавнем прошлом, чувашским присутствием.
В Верхнеуслонском районе Татарстана: Набережные Моркваши , Посёлок имени Кирова (1937), Никольский (1920), Ямбулатово (1904), Казыльяры (1920-е годы), Большие Меми , Канаш (1924), Нижнее Озеро (1923). Кстати, из Ямбулатова происходит выдающийся танкист Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Семён Васильевич Коновалов (1920-1989).
В Зеленодольском районе Татарстана: Ремплер (XX век?), Воронино (XX век), Новочувашский (1898), Новопольский (конец XIX века), Грузинский (1925), Урман (1970-е годы).
Перечисленные районы и населённые пункты расположены или на Правобережье Волги, или на Левобережье, но западнее города Казани.
См. также
Литература и источники
- Ахметьянов Р.Г. К значению слова чуваш (чюваш) в документах XVI—XVII вв. ( Рукопись . Арх. журн. «Tatarica»).
- Димитриев В.Д. О ясачном обложении в Среднем Поволжье // Вопросы истории. 1956. № 12. С. 107–115;
- Димитриев В.Д. К вопросу о ясаке в Среднем Поволжье // Ученые записки. Вып. 16. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1958. С. 278–293
- Егоров Н. И. ЕЩЕ РАЗ О ЗАКАЗАНСКИХ ЯСАЧНЫХ ЧУВАШЕЙ. / ЧУВАШСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК Издательство: Чувашский государственный институт гуманитарных наук (Чебоксары) ISSN: 2225-7314 — Номер: 11 Год: 2016 Страницы: 59-80.
- Исхаков Д.М. Об этнической ситуации в Среднем Поволжье в XVI–XVII вв. (Критический обзор гипотез о «ясачных чувашах» Казанского края) // СЭ. 1988. №5.
- Охотникова С.В. «Ясачные чуваши» в отечественной литературе // Чувашский гуманитарный вестник. 2016. № 11. С. 31—58
- Охотникова С.В. «Ясачные чуваши»: некоторые итоги и задачи изучения / С.В. Охотникова; науч. ред. Г.А. Николаев. – Чебоксары, 2014. – 38 с. – (Научные доклады / ЧГИГН; вып. 16).
- Охотникова С.В. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2016. № 6. С. 94—109;
- Охотникова С.В. РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ «ЭТНИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ» ЧУВАШСКОГО И ТАТАРСКОГО НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - XVII ВЕКЕ // Сост. и отв. редактор Г.А. Николаев. Чебоксары, 2021. Издательство: Издательско-полиграфическая компания "Новое время" (Чебоксары)
Примечания
- ↑ Иванов В.П. Проблема «ясачных чувашей» как отражение многовекторности булгаро-чувашской этногенетической преемственности. // Материалы Всероссийской научной конференции «Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья (XVI – начало ХVIII вв.)» и Круглого стола «Понятия «чюваш» и «ясачная чюваша» в письменных источниках XVI–XVIII вв. как этническая и социальная страты» (г. Казань, 6 декабря 2013 г.), проведенного в рамках данной конференции. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Яз», 2014. ISBN 978-5-98688-044-0 (Далее: ИСНПП — 4., 2014.)
- ↑ Охотникова С.В. Понятия «чюваш» и «ясачная чюваша» в письменных источниках XVI–XVIII вв. как этническая и социальная страты //
- Список с писцовых книг г. Казани. Казань, 1887.
- Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и ясачных татарах // Сборник аспирантских работ: Право, история, филология. Казань, 1964.
- Перетяткович Г.И. Поволжье в XV–XVI веках. М., 1877.
- П.В. Денисов. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959, с. 83.
- Чернышев Е.И. Татарская деревня второй половины XVI и XVII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы 1961 г. Рига, 1963.
- Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971.
- Ермолаев И.П. Писцовая книга Ивана Болтина как источник // Писцовая книга Казанского уезда 1602–1603 годов / Публикация текста. Казань, 1978
- Исхаков Д. М., 1988. Указ. соч.
- Г. Ф. Юмарт . Мерчен кайăк йĕрĕпе. // Тăван Атăл, 1984, №8 (август), с.57-62.
- — Сайт «Tatarica Татар энциклопедиясе».
- . Институт татарской энциклопедии .
- ↑ Г. Ф. Саттаров Татарстан АССРннын антропотопонимнары. Казан, 1973.
- Саттаров Г.Ф. Этнонимы Татарии // Советская тюркология, 1980, №1.
- Г. Ф. Саттаров Тат. АССР Зеленодольск районынын борынгы татар hэм чуаш антропотопонимнарыннан ясалган авыл атамалары. «Татар тел белеме мэсьэлелэре», V, Казан, 1972.
- Скворцов М .И Чувашский языковой материал в «Писцовой книге Казанского уезда» 1602—1603 годов / / Межъязыковое взаимодействие в Волго-Камье: Межвуз. сб. науч. трудов / отв. ред. И.А. Андреев. Чебоксары: ЧувГУ, 1988. С. 89—101.
- Нестеров В.А. Над картой Чувашии. Историко-топонимические заметки. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1980, 144 с.
- Исхаков Д.М. Проблема становления и трансформации татарской науки. Казань, 1997.
- Исхаков Д.М. Арские князья и нукратские татары. Казань, 2010.
- Ахметьянов Р. Г. Сравнительное исследование татарского и чувашского языков. М., «Наука», 1978
- Галлям Рашид Габдельфартович. Выступление. //
- Иванов Л.И. К вопросу об основании чувашских селений на правобережье Волги переселенцами из Казанского уезда // Вопросы истории дореволюционной Чувашии. Чебоксары, 1984.
- Насыров Рафик Гумерович. // ЖУРНАЛ «Средневековые тюрко-татарские государства», 2016 // с.182-184
- Димитриев В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства. Предыстория и история. Чебоксары, 2014.
- Воскресенский ВИК Арского кантона. Протоколы общих собраний, собраний сельсоветов по перевыборам их. Циркуляры об организации избирательных комиссий. Материалы избирательных комиссий (фонд Р1877, опись 1, дело 171). — Казань : , 1927.
Ссылки
- 2020-01-25
- 1