Interested Article - Башкирский национализм

Голубо-зелёно-белый флаг — основной символ башкирских националистов и второго башкирского национального движения, как флаг Первой Башкирской республики.

Башкирский национализм ( башк. Башҡорт милләтселеге ) — националистическая идеология, ставящая своей целью развитие башкирской идентичности и башкирской государственности .

Голубо-зелёно-белый флаг с белым полумесяцем и пятиконечной звездой — один из символов башкирских националистов.

Истоки башкирской национальной идеи

Появление башкирской интеллигенции

Лишь небольшое количество башкир могло себе позволить учиться в российских университетах и других учебных заведениях крупных городов России, но даже получившие образование башкиры не могли оказывать большое влияние на духовную жизнь своего народа, так как в большинстве своём полученные ими профессии не были связаны с политикой или культурой

Уже к концу XIX в. усилиями первых башкирских интеллигентов стал формироваться башкирский литературный язык и башкирская культура современного типа. На рубеже конца XIX в и начала XX веков Башкирская националистическая идея развивалась параллельно становлению общественно-политических идей российских мусульман , особенно татар . Главной проблемой башкирских идеологов того времени была реформация ислама , в частности дискуссии между джадидистами и кадимистами , а национальному вопросу уделялось куда меньше внимания. Башкирский и татарский языки того времени не использовали в своих трудах категорию национализма , а вместо него использовалось понятие умма . Слово «миллят», в переводе с арабского обозначавшее национальность, появилось в литературе и публикациях башкирских писателей только в 1910 г. .

Шайхзада Бабич . Классик башкирской национальной литературы. Участник башкирского национально-освободительного движения , один из членов Башкирского Правительства (1917—1919).

Большую известность среди башкир и тюркских народов получили лекции Ахмета Заки Валиди по истории тюрков (1909 г.), впоследствии опубликованные в виде книги «История тюрков и татар» (1912 г.) .

Интерес к изучению происхождения своей народа мотивировал многих молодых авторов заниматься историческими и этнографическими исследованиями. Большинство работ башкирских писателей и исследователей публиковалось в татарских издательствах на татарском языке , но их труды описывали башкир как отдельный, самостоятельный народ. Среди наиболее известных трудов башкирских мыслителей можно выделить «Историю башкир» и «Историю Пугачева» Мунира Хадиева, «Исчезнут ли башкиры?» (1912 г.) Габдрашита Гумери, Мухаметши Бурангулова , Ахмет Заки Валиди . Литературные произведения на башкирском языке и на башкирскую тематику издавала группа писателей, среди которых был будущий классик башкирской литературы Шайхзада Бабич . Через некоторое время эти работы окажут значительное влияние на формирование башкирской националистической идеологии .

После революции 1905 года Башкирская интеллигенция смогла заполучить несколько депутатских мест в Государственной Думе в них составе исламской фракции. Башкирские общественные объединения, всё же отстранялись от политических дискуссий, концентрируясь на просвещении и помощи малоимущим, однако эти объединения выдвигали власти требования, например – возврата отобранных угодий, снятия запрета использование лесов и реформы в сфере народного просвещения. В случе с образованием башкирские организации требовали, чтобы преподавание велось на башкирском языке , а преподователями были башкиры. Представители башкирских национальных организаций также выступали против распространения русского языка среди башкир. Аналогичные требования звучали в выступлениях башкирских депутатов Государственной Думы .

Специфика национальной идеи

Алиоскар Сыртланов . Депутат государственной думы от Уфимской губернии.

Башкирский национализм возник в период с 1905 по 1914 годы хотя формально он не полностью соответствовал научным представлениям об этом явлении. Он этнизировал политику, но в данном случае был незрелым, ибо не ратовал за создание башкирской государственности, а именно государственность, является главной целью подлинных националистов. Конечно, как и всякий национализм, башкирский выдвигал языковые и экономические требования, но едва разговор заходил о сородичах, он видел в них мусульман, а не национальность.

Ярким примером тому является выступление в Государственной Думе башкирского депутата Алиоскара Сыртланова , заявившего, что « каждая народность имеет право… на особые прирожденные права. Это право на защиту своей национальной и религиозной самобытности », т. е. «на религиозное и национальное самоопределение».

Данный пассаж можно было бы отнести к проявлению классического национализма, если бы Сыртланов имел в виду башкир , но он имел в виду российских мусульман в целом, а не конкретную национальность. Националистическое мировоззрение тогда уже существовало, но для его окончательного оформления нужно было лишь заменить понятие уммы на «миллят» ( национальность ).

Башкирское национальное движение

Прорыв в развитии башкирской националистической идеологии произошел в 1917 г., вскоре после Февральской революции , в результате стало оформляться башкирское национальное движение . Движение преследовало цели построения национальной государственности и возвращении отобранных в царское время земель. Политически активные башкирские круги, т. е. интеллигенция и ряд крупных землевладельцев, были готовы заключить союз со всеми политическими группировками тогдашней России , при условии, что те согласятся вернуть земли, переданные переселенцам, и прекратят вырубку башкирских лесов. Но башкиры не встретили понимания ни со стороны Временного правительства . В Москве мая 1917 г. прошел I Всероссийский съезд мусульман . 10 мая 1917 года на этом съезде башкирскими делегатами было создано Башкирское областное бюро для организации и управления башкирским национальным движением. В составе бюро были А. Н. Ягафаров , С. Г. Мрясов , А. А. Валидов , Ю. С. Бикбов, Ю. Ю. Бикбов , А. С. Давлетшин, У. М. Куватов , Г. М. Куватов , Х. Игликов, С. Идельбаев, Г. Мутин.

Основание Национального бюро ознаменовало важный шаг для башкирского национального движения , выходцы из Уфимской и Оренбургской губерний отошли от общей мусульманской уммы в виде политического представительства башкирского народа. Но всё же это не демонстрировало окончательный разрыв с концепцией единства мусульман России взамен на национализм, однако башкиры начали движение к этой цели .

Ключевой личностью в башкирском национальном движении , и в националистической среде, является Ахмет Заки Валиди . Он является отцом-основателем Башкурдистана , первой башкирской республики, и по совместительству учёным в области истории башкирского народа и тюрков . Его политическая деятельность заслужила поддержку в среде башкирских националистов, для некоторых из которых он является фигурой № 1 в башкирской истории. Неоднократно проходили выступления в защиту его памяти. Особую популярность получила его цитата: « Беҙ ҡыҙылдар ҙа түгел, беҙ аҡтар ҙа түгел, беҙ — Башҡорттар» «Beź qıźıldar źa tügel, beź aqtar źa tügel, beź — Başqorttar » (Мы не красные, мы не белые, мы — башкиры) .

Ахмет Заки Валиди , один из основателей Башкурдистана .

Важным моментом развития башкир и других народов в качестве независимых политических участников стало рассмотрение территориальных автономий и федеративного устройства России , которое в свою очередь раскололо участников съезда . Противниками этих идей были в первую очередь татарские делегаты, а сторонниками были – башкирские, кавказские, среднеазиатские и азербайджанские участники съезда. По этому поводу также высказывался Заки Валиди : «Племенной состав российских мусульман» заявил, что «мусульманской нации вообще не существует, и что попытки языкового и культурного объединения последователей ислама противоестественны .» Валиди предложил создать автономии на четырех территориях: в Урянхае (нынешняя Танну-Тыва ), Бакинской и Елисаветпольской губерниях (Азербайджан), Туркестане и казахских степях . В результате отсутствие консенсуса по вопросу автономии побудило делегатам, в том числе башкирским, провести уже собственные съезды.

Башкирское Бюро организовало I Всебашкирский курултай (съезд) , состоявший с 20 по 27 июля 1917 года в Оренбурге . На курултае была дана оценка политической обстановки в России после Февральской революции , сформулирована дальнейшая стратегия движения и его идеология. На съезде также собирается Башкирское центральное шуро и выбирается его первый состав. На съезде в политической самоидентификации башкирской интеллигенции понятие «умма»(мусульмане) окончательно было вытеснено понятием «миллят»(Нация, народ). В резолюции, принятой делегатами на курултае, писалось: « Башкиры совершенно отличаются от живущих на их землях других мусульманских народностей как укладом жизни, так и языком, бытом и обычаем ». Сформулированная в резолюции этническая самобытность стала отправной точкой для выдвижения следующих требований:

  • Россия должна стать «демократической республикой, основанной на национальных и федеративных началах»;
  • территории, заселенные башкирами, должны быть выделены отдельно;
  • должна существовать возможность обмена землей между проживающими на территории немусульманами и башкирами, а также представителями других тюркских народов вне пределов этой территории;
  • самоуправление следует организовать по национальному признаку;
  • все земли, находящиеся во владении башкир, составляют достояние всего башкирского народа;
  • все земли, несправедливо отобранные у башкир, должны быть им возвращены;
  • следует создать башкирское национальное войско;
  • следует создать реформированную систему башкирского образования.

Также На курултае принимаются несколько резолюций, в том числе о создании Национально-территориальной автономии Башкурдистана в составе Российской республики

С 25 по 29 августа 1917 года в Уфе проходил II Всебашкирский курултай (съезд) . На съезде принято решение о постоянном размещении Башкирского центрального шуро в здании Караван-сарая г. Оренбурга и об организации его секретариатов в Уфе и Челябинске . Утверждено ряд резолюций, в том числе о национальном единстве, о сохранении курса башкирского национального движения на создание национально-территориальной автономии и о поддержке Временного правительства . На съезде были также утверждены списки депутатов Всероссийского Учредительного собрания от башкир Уфимской , Оренбургской , Пермской и Самарской губерний.

25 октября 1917 года Шуро (Совет), избранный в качестве исполнительного органа Всебашкирского съезда , поставил точку в вопросе создания башкирского автономного управления мусульман без присутствия в нем татар: «К аждая народность и национальность, обладающие землею и имуществом, – говорилось в его первом указе, – должны заботиться о себе сами, свою жизнь, кровь, душу, имущество, собственность, землю охранять сами. Также для Башкирии единственной мерой к спасению является захват власти башкирским народом в свои руки, забота народа о себе самом, охрана своей жизни, крови, души своими собственными силами ». Предметом озабоченности башкирских националистов были не только идентичность («душа») и жизнь («кровь») нации, но и ее «собственность».

Группа радикальных интеллигентов, взявшихся за строительство башкирской автономии , была относительно небольшой, и у них имелись оппоненты в лице консерваторов во главе с Мухаммед-Габдулхаем Курбангалиевым , которые отвергали национальное самоопределение и выступали за создание башкирского автономного управления мусульман без присутствия в нем татар . Однако о том, что продвигаемый новой интеллигенцией национализм постепенно получал признание, свидетельствовало также и то, как кадимисты формулировали свои собственные политические постулаты, в которых говорилось не об «умме», а фактически о духовной автономии башкир. Нерешенная проблема языка и земли привела к радикализации (которую следует понимать, прежде всего, как принятие националистических лозунгов) большей части общества.

Делегаты III Всебашкирского учредительного съезда .

Башкирское центральное шуро Фарманом № 2 от 15 ноября ( 28 ноября ) 1917 года провозглашает автономию Башкурдистана в составе России .

С 8 по 20 декабря 1917 года в Оренбурге проходил III Всебашкирский курултай (съезд) . III Всебашкирский курултай (съезд) утвердил, провозглашённую Башкирским национальным шуро, территориально-национальную автономию Башкурдистана . Был учрежден Кесе-Курултай (предпарламент) , и его состав .

20 декабря 1917 года Кесе-Курултаем учреждён высший исполнительный орган власти республики — Правительство Башкурдистана .

Современность

Конец 1980-х — 1990-е годы

Кризис в ВЛКСМ вызвал ликвидацию комсомольских организаций, и как следствие появилась проблема организации молодёжи, однако в период конца перестройки начали появляться новые молодёжные организации . Молодёжь предоставила свою замену комсомольцам и партии в лице неформальных объединений , которые уже быстро формировались в данный период в БАССР . Ведущую роль в общественных организациях играли учащиеся, студенты , интеллигенция. Большинство участников этих объединений не были комсомольцами и коммунистами , а чаще всего были просто из числа недовольных формализмом и бюрократией государственных организаций .

В 1988 году был создан «Центр национальной культуры «Ак тирма» Республики Башкортостан» , а в 1989 году была основана другая общественная организация «Башкирский народный центр «Урал» , эти общественные движения ставили своей целью сохранение и поддержка культуры и языка башкирского народа , защиту прав как коренного народа Урала и популяризация среди башкир активного участия в общественно-политической жизни Башкортостана .

На этническо-политическое развитие башкир и Республики Башкортостан довольно сильно оказали влияние молодежные националистические объединения 90-х и начала 2000-х годов. Процессы вызванные « перестройкой », вызвали позитивные настроения в среде юных националистов. В итоге среди башкирской молодёжи стал расти интерес к политической жизни Башкортостана. Однако снижение уровня жизни и экономических показателей в результате радикальных экономических реформ в России в начале 90-х годов. Это отрицательно вылилось на общественной жизни молодёжи и на её политические сознание, элементами которого являются: ценности и установки; политическая идеология ..

Как уже писало ранее, начавшийся на волне перестройки с демократизацией страны рост национального самоопределения привел к созданию молодёжных национальных организаций. Национальные движения к концу 80-х годов охватывают все более широкие слои населения. По мере нарастания национального сознания у населения республики шло интенсивное становление этнополитических организаций, расширялась их социальная база. Деятельность национальных объединений, с одной стороны, способствовала резкому росту национального самосознания , консолидации наций, их политизации, с другой - усиления напряженности в межнациональных отношениях, обособлению людей по национальному признаку. После оформления Башкирского национального центра «Урал» возникают Башкирский народный конгресс, Башкирская народная партия. 16 мая 1990 г. проходит учредительное Союза башкирской молодёжи .

Впервые о себе СБМ заявил 16 мая 1990 года на своем учредительном собрании. 15 сентября 1990 года в молодёжной газете «Ленинец» было опубликовано заявление группы молодых башкирских националистов. Активисты Союза башкирской молодёжи отмечали, что «во всем мире слово “националист” не имеет отрицательной окраски и означает просто “патриот своей нации”». 3 ноября был проведен первый съезд организации, председателем был избран Ринат Баимов .

В первой половине 90-х годов СБМ приобрел известность благодаря таким акциям, как срыв нового флага РСФСР со здания Общественно-политического центра (выражался протест по поводу возвращения «имперской» символики), где проходила сессия Верховного Совета Башкирской АССР ; захват уфимского телерадиоцентра в знак протеста против перенесения выборов Президента БАССР; митинги в знак протеста против войны в Чечне . Сильный резонанс получил митинг, посвященный вводу российского паспорта нового образца, организованный СБМ 3 ноября 1997 года .

Пик политической активности СБМ относиться к концу 90-х. В 1998 году Союз башкирской молодёжи поддержал выдвижение М. Г. Рахимова на второй срок Президента Республики Башкортостан и взял на себя основную часть агитационной работы. Была разработана программа «Стратегии и тактики предвыборной кампании М. Г. Рахимова на выборах Президента Республики Башкортостан». Союз башкирской молодёжи мобилизовал в свои ряды большое количество башкирской студенческой молодёжи для участия в политических акциях. Существование «башкирских» групп и факультетов вузов весьма облегчало активность СБМ в деле рекрутирования в свои ряды новых членов среди студенчества. Общая численность добровольцев достигла сотни человек .

Было отмечено, что политические акции постепенно исчезли из арсенала Союза башкирской молодёжи и патриотические убеждения башкирской молодёжи проявлялись уже не в политической форме, а через посещение культурных мероприятий, спортивных секций, увлечение национальными музыкальными инструментами, литературой, музыкой .

К концу 1990-х гг. в СБМ начался идеологический кризис, вследствие чего организация перестала справляться с задачами консолидации и социализации башкирской молодежи, что в первую очередь было связано со сменой лидеров, в такой же ситуации находился и "Союз Татарской молодежи" в соседней республике . Со сменой лидеров сменился и «вектор оппозиционности», организация стала выступать целиком в поддержку республиканской власти .

Назначение осенью 1999 г. В.В. Путина главой Правительства и избрание на должность Президента России стали поворотным пунктом во взаимоотношениях регионов с федеральным центром . С этого момента одним из основных направлений деятельности башкирского национального молодёжного движения становятся протестные акции, направленные против политики урезания полномочий республики федеральным центром. Союз башкирской молодёжи подчеркивал, что видит Республику Башкортостан в составе Российской Федерации , но выступал против унитарного принципа построения государства, отстаивая принципы федерализма.

2000-е года

В 2007 и 2008 годах на общественно-политической арене Республики Башкортостан появляется Башкирское общественное движение « Кук-Буре », организованное рядом молодых представителей башкирской гуманитарной интеллигенции, называвших себя «либеральными башкирскими националистами». Численность организации не превышала 30 человек. По характеру своей деятельности « Кук-Буре » использовал методы работы башкирских национальных организаций начала 90-х гг. XX в. Широкое освещение в региональных и федеральных СМИ получили митинги и пикеты, организованные «Кук Буре» против принятия « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта », отменяющего национально-региональный компонент в государственном стандарте образования.

2010-е года — наше время

6 июня 2014 года основана новая организация «Башкорт» у подножья башкирской горы Торатау как общественное объединение, ставящее перед собой цель защиты интересов башкирского народа .

Представлением интересов организации занимались филиалы. В конце 2014 года был открыт первый филиал в Ишимбайский районе — южный филиал; в 2015 году был открыт зауральский филиал в Сибае ; в 2016 году был открыт филиал в Хайбуллинский районе .

Члены организации неоднократно участвовали во многих политических и экологических акциях, в том числе в защиту прав башкир на изучение родного башкирского языка в 2017 году , а также в защиту шихана Куштау в 2020 году .

В 2020 году организация «Башкорт» была признана экстремистской .

В конце 2021 года был основан лидером которого является .

Политические преследования

В начале 2010-х годов был похищен Азамат Хасанов. Очевидцы сообщали, что его похитили на чёрном автомобиле и увезли в неизвестном направлении. Азамат отличался тем, что активно вступал в перепалки с правоохранительными органами, и даже угрожал им. В последствии, башкирский активист, аксакал Сагит Исмагилов интересовался у знакомого высокопоставленного силовика о судьбе Азамата Хасанова, на что тот попросил его об этом больше не спрашивать, так как по его словам «его уже нет» .

В отношении Айрата Дильмухаметова в марте 2019 года было заведено уголовное дело, за что в апреле 2020 года международная правозащитная организация Мемориал признала его политическим заключённым, а 24 августа 2020 года суд приговорил его к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима .

В отношении Рамили Саитовой было заведено уголовное дело за её видеоролик с участием армянских мигрантов и в ноябре 2021 года она была осуждена .

В сентябре 2022 года было заведено уголовное дело в отношении за организацию сообщества «Башкорт» , которую российские власти в 2020 году признали экстремистской . В ноябре 2023 года в России задержали Рустама Фараретдинова, который является братом известного политэмигранта Руслана Габбасова. Рустам Фараретдинов сообщил что силовики задержали его чтобы заставить вернутся в Россию Руслана Габбасова .

В ноябре 2023 года был арестован Рустам Фараретдинов по причине переписки с Русланом Габбасовым, который является для свободным братом для первого. В личной переписки между ними, Фараретдинов интересовался у Габбасова созданием в составе ВСУ .

Башкирское Зауралье

Исторически сложилось, что в южных и юго-восточных районах Республики Башкортостан этнически преобладали именно башкиры . Преимущественно на этих территориях происходили башкирские восстания , а Темясово было столицей Башкурдистана . В состав Башкирского Зауралья обычно относят Абзелиловский район , Баймакский район , Бурзянский район , Зианчуринский район , Зилаирский район , Учалинский район , Хайбуллинский район и Сибай , как неофициальная столица Башкирского Зауралья . Является наиболее националистическим краем Республики Башкортостан .

Деятельность «Союза башкирской молодёжи» (СБМ)

Была основана 3 ноября 1990 года. Первостепенными целями организации, задекларированных в её уставе, являлись: «защита экономических, политических, юридических, социальных и других прав и национальных интересов башкирской нации, особенно её молодёжи». Являлась одной из старейших национальных организаций и прославилась проведением ряда крупных акций, таких как захват уфимского телецентра и отправкой добровольцев в Ичкерию . Помимо этого организация устраивала военно-учебные лагеря «Бозкурт», её члены срывали российские флаги и жгли российские паспорта, устраивали многотысячные митинги .

В 1998 году организация поддержала выдвижение Муртазы Рахимова на очередной президентский срок .

Деятельность «Кук-Буре »

В 2006 году было основано башкирское правозащитное движение « Кук-Буре » («Небесный волк») ( башк. Күк-бүре; Kük-Büre ), изначально являвшееся историческим клубом. С течением времени движение стало правозащитным, имевшее серьёзное влияние на политическую жизнь в Республике Башкортостан . Идеологическим направлением являлся национал-либерализм , хотя имело место быть влияние пантюркизма . Иногда движение соотносят с турецкими серыми волками .

Деятельность БОО «Башкорт»

Одной из национальных организаций в Башкортостане являлась башкирская общественная организация «Башкорт» , основанная 6 июня 2014 года и признанная в 2020 году экстремистской. Члены организации неоднократно участвовали во многих политических и экологических акциях, в том числе в защиту прав башкир на изучение родного башкирского языка в 2017 году , а также в защиту шихана Куштау в 2020 году .

Конфликт в Темясово

В башкирском селе Темясово 30 сентября 2018 года произошёл конфликт между чеченскими мигрантами и башкирами , в ходе которого первые совершили нападение на местную девушку. Впоследствии произошла драка между членами этой организации и местными жителями с одной стороны, а также чеченскими мигрантами с другой. Участников драки доставили в местное РУВД, однако в последствии одни были выпущены . Уже в октябре 2018 года глава Башкортостана Рустэм Хамитов подал в отставку.

Конфликт в Сибае

В башкирском городе Сибай 12 ноября 2018 года произошёл очередной конфликт между курдскими мигрантами и башкирами по причине того, что первые совершили нападение на местного жителя. Вечером на главной площади города был устроен митинг с целью наказания обидчиков. Активное участие в митинге принимали и представители этой общественной организации .

Деятельность

В конце 2021 года, экс-заместителем и членом Кук-Буре и БОО «Башкорт» был основан . Изначально, выступающая с идеей переучреждения федеративных отношений между Республикой Башкортостан и Россией , организация стала придерживаться жёсткого курса на получение независимости Башкортостана , после начала полномасштабного вторжения России в Украину . Организация стала одной из составных частей Форума свободных народов пост-России , успев выступить на форуме в Европейском парламенте и парламенте Японии .

Поддержка башкирского национализма со стороны Украины

В ноябре 2022 года в составе ВСУ была создана рота "Башкорт", состоящая их башкир. Кроме помощи Украине в войне с Россией целью подразделения также было заявлено о получении независимости Башкортостана и других народов, находящимся в составе России .

В декабре 2022 года в украинский парламент был внесён проект постановления о признании независимости Республики Башкортостан . По состоянию на август 2023 года проект находится в процессе рассмотрения .

В мае 2023 года министр обороны Украины написал статью, в которой лично обратился к башкирам и указал на существующие проблемы внутри страны. В своём обращении украинский министр отметил то, что Башкортостан, будучи богатой на ресурсы республикой, не имеет должного уровня жизни. Резников также упомянул про языковую дискриминацию башкир и других народов. Он задается вопросом, как погибающие на войне башкиры помогут решить вопрос башкирской субъектности и башкирского языка .

4 сентября 2023 года башкирскими национальными активистами была создана "армия освобождения" на базе ВСУ. Целью формирования была названа "защита Республики Башкортостан и всего её многонационального народа", однако оно будет подчиняться командованию ВСУ до окончания боевых действий на территории Украины .

Примечания

  1. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 5 августа 2023.
  2. Дата обращения: 21 апреля 2023. 21 апреля 2023 года.
  3. Кульшарипов М.М. . — Уфа: Китап, 2000. — 368 с. — ISBN 5-295-02542-X . 22 апреля 2023 года.
  4. Касимов С. Ф. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  5. (рус.) . Посреди России (25 марта 2016). Дата обращения: 3 апреля 2023. 9 декабря 2022 года.
  6. Касимов С. Ф. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  7. Касимов С. Ф. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  8. . Дата обращения: 16 июня 2013. 1 ноября 2013 года.
  9. Сулейманова Л. // Ватандаш . — 2006. — № 3 . — ISSN . 8 декабря 2017 года.
  10. . Дата обращения: 16 июня 2013. 4 мая 2019 года.
  11. Касимов С. Ф. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  12. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.
  13. . Дата обращения: 29 апреля 2023. 3 мая 2023 года.
  14. Бабушкин Андрей Юрьевич. // Вестник Самарского государственного университета. — 2008. — Вып. 66 . — С. 288–294 . — ISSN . 4 апреля 2023 года.
  15. Бердин Азат Тагирович, Юсупов Юлдаш Мухамматович. // Власть. — 2023. — Т. 31 , вып. 1 . — С. 58–65 . — ISSN . 23 апреля 2023 года.
  16. Романов Сергей Юрьевич, Юсупов Ильшат Фаритович, Салимгареев Денис Игоревич. // Власть. — 2021. — Вып. 1 . — С. 240–247 . — ISSN . 23 апреля 2023 года.
  17. . ufa1.ru - новости Уфы (18 сентября 2017). Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.
  18. Марина Каримова. . Prufy.ru | Новости (14 сентября 2020). Дата обращения: 3 апреля 2023. 17 марта 2023 года.
  19. Денис МЕЛЬНИКОВ. . Prufy.ru | Новости (22 мая 2020). Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.
  20. . Регион.Эксперт . из оригинала 24 марта 2023 . Дата обращения: 3 апреля 2023 .
  21. Габбасов Р.С. Записки башкирского националиста. Кук-Буре . — Уфа, 2023.
  22. . memopzk.org/ - Поддержка политзаключённых. Мемориал (30 декабря 2022). Дата обращения: 28 апреля 2021. 19 апреля 2023 года.
  23. . UFA1 . 7 НОЯБРЯ 2020. из оригинала 21 апреля 2023 . Дата обращения: 21 апреля 2023 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  24. . UFA1 . 10 ноября 2021. из оригинала 21 апреля 2023 . Дата обращения: 21 апреля 2023 .
  25. . ufa1.ru - новости Уфы (3 сентября 2022). Дата обращения: 6 августа 2023.
  26. . Radio Free Europe / Radio Liberty (23 ноября 2023). Дата обращения: 24 ноября 2023.
  27. Ясыбаева Р.с. // Наука и современность. — 2011. — Вып. 9-1 . — С. 61–67 . 28 апреля 2023 года.
  28. . old.memo.ru . Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.
  29. Unknown. Майдан РБ (22 ноября 2013). Дата обращения: 23 апреля 2023. 23 апреля 2023 года.
  30. Рамиль Рахматов. . Prufy.ru | Новости (3 октября 2018). Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.
  31. Валерия Панаева. Prufy.ru | Новости (12 ноября 2018). Дата обращения: 3 апреля 2023. 4 апреля 2023 года.
  32. Correspondence, A. B. N. (брит. англ.) . Anti-imperial Block of Nations (7 ноября 2023). Дата обращения: 19 декабря 2023.
  33. . Radio Free Europe / Radio Liberty (2 декабря 2022). Дата обращения: 27 октября 2023.
  34. . itd.rada.gov.ua . Дата обращения: 6 августа 2023.
  35. (англ.) . Ukrainska Pravda . Дата обращения: 10 июля 2023. 10 июля 2023 года.
  36. . Радио Свобода . 2023-09-04 . Дата обращения: 27 октября 2023 .

Литература

  • Wojciech Zajączkowski . W poszukiwaniu tożsamości społecznej. Inteligencja baszkirska, buriacka i tatarska wobec kwestii narodowej w Cesarstwie Rosyjskim i ZSRR. — Lublin: IEŚ-W, 2001. — 317 с. — ISBN 8385854681 .
  • Кульшарипов М. М. . — Уфа: Китап, 2000. — 364 с.
  • Касимов С. Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917-1925 гг.).. — Уфа: Китап, 1997. — 351 с.
  • Габбасов Р.С. Записки башкирского националиста. Кук-Буре. — Уфа, 2023. — 115 с.

Ссылки

Источник —

Same as Башкирский национализм