Кудрявченко, Павел Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Александрович Отде́льнов (род. 19 июня 1979 , Дзержинск , Нижегородская область ) — российский художник , создающий произведения в техниках живописи , графики , фотографии , видео , инсталляции и работающий с темами урбанистики , экологии , советской истории и исторической памяти .
Отдельнов родился в городе Дзержинске , крупнейшем центре советской химической промышленности. Предки художника в 1930-е годы работали на химических заводах города. Дзержинск с его индустриальной историей, а затем резким экономическим упадком и запустением в постсоветские годы стал одним из источником тем и образов для искусства Отдельнова .
По словам Отдельнова, он всегда мечтал быть художником и поэтому начал заниматься искусством ещё в детстве. После окончания изостудии и художественной школы в Дзержинске, Отдельнов поступил в Нижегородское художественное училище на специальность «преподаватель живописи», где обучался с 1994 по 1999 год у Павла Рыбакова. В 1999 году Отдельнов защитил дипломную работу — картину « Груз 200 », материалом для которой послужили встречи и беседы с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне . По его словам, задачей было создать образ человека, сломленного войной и неспособного вернуться к мирной жизни .
С 1999 по 2005 год Отдельнов учился в МГАХИ им. Сурикова на факультете живописи у Павла Никонова и Юрия Шишкова . Обучение в мастерской строилось вокруг пластических задач (построение композиции, организация картинной плоскости , поиск цветовых отношений). В 2005 году Отдельнов защитил диплом серией картин на евангельские сюжеты . Дипломная работа была написана в традициях мастерской, в которой большое внимание уделялось пластическим проблемам: построению композиции, ритму, живописной плоскости, пространству. В работах, созданных в учебное время, заметно влияние советской живописи 1920-х и 1930-х годов .
С 2005 по 2007 годы Отдельнов обучался в аспирантуре МГАХИ им. Сурикова. С 2007 года вёл « Живой Журнал », который стал для него главным средством самообразования. В «Живом Журнале» Отдельнов публиковал заметки об искусстве и текущих выставках .
С 2013 по 2015 годы Отдельнов учился в Институте проблем современного искусства в Москве. В рамках учебной программы сделал работу I Shop therefore I Am («Я покупаю — следовательно я существую»), посвященную взаимопроникновению искусства и рынка и отсылающую к работе Барбары Крюгер .
Отдельнов получил академическое образование. Программа художественного училища была построена на изучении традиции советской реалистической живописи, большое внимание уделялось работе с натуры . В институтские годы и в ранних произведениях заметно влияние Павла Никонова , Николая Андронова и Андрея Васнецова . В это время Отдельнов работает преимущественно в технике живописи . В работах 2000-х годов он исследует формальные возможности живописи: свойства цвета и материала, соотношение масштабов, ищет необычные композиционные решения .
В 2009 — 2010 годах художественный язык Отдельнова постепенно изменяется: корпусная фактурная живопись становится более тонкой и гладкой, пространство углубляется, экспрессивный ритм цветовых полей, фактур и потеков заменяют мягкие цветовые переходы. Сам художник так прокомментирует это изменение: «Долгое время, пока я учился, считалось, что живопись это нечто самодостаточное: краска и ее движение по поверхности, её следы, которые художник оставляет, нагруженность холста — это все самоценно. Я думаю, что я от этого в какой-то мере отказался, хотя живопись для меня очень важна» .
В 2015 году художник начинает снимать видео работы, а с 2016 года выставлять фотографии .
Для Отдельнова медиум живописи связан с категорией времени . Свой принцип зрения он сравнивает с режим камеры time-lapse , который позволяет смотреть отстраненно и ухватывать изменения, происходящие в привычных пейзажах и в повседневной жизни :
Я часто задаюсь вопросом: возможно ли увидеть настоящее время? <...> Реальность ускользает от взгляда и мимикрирует под повседневное, обыденное, делается неразличимой. Мне представляется возможным ухватить настоящее, если смотреть на происходящее вокруг медленным взглядом, в режиме time-lapse. Тогда можно заметить, как меняются привычные ландшафты. Другой важный инструмент — мысленное создание временной дистанции, с которой новое превращается в руины. Картина создаёт такую дистанцию уже за счёт своей укоренённости в истории. Статичность картины — не что иное, как застывшая длительность. Павел Отдельнов
Отдельнову важно переосмыслить статус живописи, работать с ней не как с самодостаточным медиумом, но сделать её частью инсталляций. С середины 2010-х Отдельнов он делает масштабные художественные проекты-исследования («Промзона», «Звенящий след»), в которых живопись выступает как один из инструментов постижения прошлого наряду с видео, найденными объектами и документами.
Говоря о художественном языке Отдельнова, критики указывают на близость его манеры работам Герхарда Рихтера , фотографов Дюссельдорфской школы и художников Павла Никонова, Семёна Файбисовича , Михаила Рогинского и Эрика Булатова . Сам Отдельнов называет важными для себя художников русского лирического пейзажа XIX в. Алексея Саврасова и Исаака Левитана , а также Марио Сирони , Джорджо Моранди , Грегора Шнайдера , Джереми Деллера , Рейчел Уайтред , Сиприена Гайяра .
В поисках независимого выхода за пределы советского он скомбинировал темы памяти и социальной чувствительности с холодным панорамным видением, взятым у мастеров Дюссельдорфской школы (архитектура картин Отдельнова, их особая дистанция и некоторые цветовые соотношения генетически восходят к Андреасу Гурски ). Другой опорой его метода стала поздняя живопись шестидесятников, которые — как, например, Павел Никонов — выпутывались из жёсткости сурового стиля , перенасыщая холсты вспышками солнца. Повёрнутые в фотографической перспективе, пейзажи Отдельнова тонули в наплывах люминесцентного и сумеречного света. Легкие тени прописывались в один слой. Рихтер и Гурски стали для Отдельнова своеобразным антидотом позднесоветской живописи: без него слишком велик был риск остаться внутри марева, с которым по-разному работали и Рогинский, и Никонов, и Файбисович, и Обросов . Кроме того, немаловажно, что художники Дюссельдорфской школы предлагали иной, отличный от советского, способ работы с национальной травмой. Наряду с узнаваемой абстракцией постсоветских городских окраин эти элементы легли в основу работ Отдельнова начала и середины 2010-х . Максим Буров, Надя Плунгян
В 2007 году вместе с Егором Плотниковым Отдельнов две недели на металлургических заводах Новокузнецка . Поездка была задумана как эксперимент, повторяющий опыт звводских командировок художников в 20 веке . Результатом творческой поездки и работы художников стал проект «Комбинат»: серия картин и литографий . Продюсером проекта выступил Гия Лордкипанидзе , куратором — Фёдор Никонов. Проект был показан в 2012 году в галерее « Эритаж », Москва .
Павел Никонов во вступительной статье к выставке отметил отличие подхода художников от подхода, принятого в советские годы: «…они не оставляют места героизму и энтузиазму 1930 — 1960-х годов, <…> исключают присутствие человека на холсте как главного героя. <…> вся громада индустрии: цеха, машины, гигантские фрагменты воспринимаются как некое исполинское кладбище доисторических монстров». Отдельнов сравнил архитектуру заводов и домн Новокузнецких металлургических комбинатов с античными руинами, «Для меня, как для человека постиндустриальной эпохи , доменные печи представляются, прежде всего эстетическими объектами. Тем более что над ними «поработало» время и превратило их почти в античные руины. Термы Каракаллы или римский форум кажутся мне менее впечатляющими. Заброшенный мартеновский цех и другие оставленные устаревшие производства продолжают жить какой-то иной, странной жизнью» .
Картины Отдельнова «Демонтаж». 2008, «Домна. Ночь». 2008, «Завод. Лето». 2008, «Прокат». 2008 из проекта «Комбинат» были приобретены компанией Евраз и переданы в собрание Научно-технического музея имени Ивана Бардина в Новокузнецке .
В 2009 году Отдельнов пишет серию из пяти абстрактных пейзажей, в которых соединяет лирическую интонацию русского пейзажа XIX в. с приемами абстрактного экспрессионизма . В своих заметках в Живом Журнале, Отдельнов называет искусство Алексея Саврасова и Марка Ротко главными источниками для серии «Земля. Небо». Три из пяти пейзажей были экспонированы на выставке «Санаторий искусств» в Государственной Третьяковской галерее в 2010 году. Здесь Отдельнов впервые показал живопись как часть инсталляции. Поместив работы в специально выстроенном закрытом помещении с чёрными стенами, художник предлагал зрителю войти внутрь и почувствовать себя окружённым хорошо знакомым среднерусским пейзажем .
В это же время Отдельнов начинает работать с изображениями, найденными в Google-картах или сделанных со спутника ( Highway , 2009; Highway II , 2010; серия Color Fields , 2010). Его интересует возможность отстраненно смотреть на пейзажи: экран монитора служит фильтром, создающим дистанцию между художником и пейзажем. Одним из эстетических импульсов, вдохновлявшим художника в это время, был фильм « Койяанискаци » Годфри Реджио с музыкой американского композитора минималиста Филипа Гласса .
В 2010-х годах Отдельнов жил в подмосковных Химках и каждый день ездил в мастерскую в центр Москвы . По дороге он наблюдал из окна автобуса за пейзажами московских окраин, а по выходным гулял по спальным районам и по большой свалке, расположенной вблизи его дома. Результатом этих наблюдений стали серии «Метро» (2010), «В движении» (2010), картина «Пустыня» (2010), в которых художник впервые обратился к важным для его последующего творчества образам городских окраин, свалок и пустырей .
Осенью 2012 года состоялась первая персональная выставка Отдельнова в Москве: художник представил серию картин «Неоновый пейзаж» в столичной галерее «Агентство ArtRu». Работы были выполнены маслом на холсте и дереве и посвящены природе света . Местом действия полотен выступили терминалы, переходы и взлётные полосы аэродромов , станции метро и ночные автострады — пространства, выполняющие служебную роль при быстром перемещении, а главным героем — искусственный свет, сливающийся в линии, направляющие движение человека в городском пространстве .
В 2013 году Отдельнов начал работу над серией, вдохновлённой творческим исследованием Западного Дегунина — расположенного возле МКАД района Москвы, преимущественно состоящего из промышленных зон и панельных домов серии П-44 . Его авторская интерпретация архитектуры спальных районов с единичными индустриальными объектами в бесконечном заснеженном пространстве вызвала интерес куратора IV Московской биеннале молодого искусства «Время мечтать» , который представил картины из неоконченной серии в основной программе выставки в июне 2014 года , где те были высоко оценены художественными критиками и культурными обозревателями .
Павел Отдельнов, чей художественный язык также находится на пересечении фотографической и живописной эстетик (сам он признает влияние как современного фотографа Андреаса Гурски , так и «русского поп-артиста», живописца Михаила Рогинского ), тоже исследует архитектуру, которой суждено стать монументами следующей, постиндустриальной эпохи, не оставившей после себя дворцов и соборов.
Его живопись посвящена памятникам не производства, но потребления и коммуникаций: Павел Отдельнов пишет торговые центры на окраинах, заправочные станции и автострады. Впрочем, красота, которую художник находит в этих объектах, совсем недавно отметивших собой наше жизненное пространство, далека от поп-артной иронической апологии броской эфемерности настоящего момента. Его полотна <...> кажутся не столько знаками настоящего времени, сколько монументами минувшей эпохи. Фабрики без рабочих, торговые центры без покупателей, дороги без машин выглядят руинами современности – но и ничейными землями, открытыми для исследования, покорения, обживания. Ирина Кулик ,
В октябре 2014 года Отдельнов представил законченную серию на персональной выставке «Внутреннее Дегунино» в Московском музее современного искусства . «Внутреннее Дегунино» вошло в список главных арт-проектов 2014 года, составленный редакцией AroundArt, заняло 3-е место в читательском голосовании за лучшую выставку, а в 2015 году было номинировано на « Премию Кандинского » в категории «Проект года» .
Павел Отдельнов пишет на холсте маслом то, мимо чего все привыкли проходить или проезжать как можно быстрее, то есть промзоны, трубы ТЭЦ и прочие унылые приметы российского ландшафта. Художник скорее интересуется не формой, а пространством. Он вглядывается в привычный пейзаж, очищает его от всего лишнего, то есть людей и машин, превращая эстакаду , уходящую вдаль, в объект, затерянный где-то в холодном космосе. Александра Шестакова
Репродукция картины «Ковчег» из проекта «Внутреннее Дегунино» в 2014 году была использована в оформлении обложки одноимённого альбома нижегородской музыкальной группы KernHerbst , в которой играет брат художника — Леонид Отдельнов .
В 2015 году Отдельнов представил проект «ТЦ» (сокр. от торговый центр ), посвящённый торговым центрам , выросшим в спальных районах города в благополучные нулевые годы. Художник изобразил яркие коробки торговых центров, окружённые ветхими панельными домами , в виде « глитчей » — графических артефактов, вызванных программным сбоем. Для выставки «Блок пространства отдан разуму» в новом крыле Дома Гоголя на Никитском бульваре Отдельнов расширил проект тотальной инсталляцией, в которой «глитч» был материализован при помощи блоков LEGO .
Кроме того, в рамках программы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде», организованной фондом V-A-C в поддержку творческого изучения характерных для современной Москвы явлений и феноменов, была представлена трёхмерная визуализация «глитча» как возможного объекта паблик-арта : расположенной вблизи автомобильной дороги конструкции из ярких композитных блоков, за счёт эффекта параллакса выглядящая монолитной с одного ракурса и распадающаяся на составные части при смене точки обзора .
В ноябре 2016 года на выставке «ТЦ. Время цветных сараев», проходившей в рамках программы '«Не-места» центра Department of Research Arts в казанском центре современной культуры «Смена», Отдельнов помимо серии картин представил творческий проект I shop therefore I am ( англ. Я покупаю, следовательно, я существую ), посвящённый системе товарно-денежных отношений . В рамках проекта художник оформил банковскую карту с репродукцией собственной картины, использовал её для получения гонораров за работу и расплачивался ею на протяжении нескольких месяцев, отслеживая весь процесс .
Пустотные урбанистично-индустриальные ландшафты спальных окраин, знакомые по предыдущей серии художника «Внутреннее Дегунино» и ставшие своеобразной визитной карточкой Отдельнова, в новых работах перебиваются пестрыми пикселями . <...> Пейзажи Отдельнова с их знакомой каждому горожанину фактурой, приглашают зрителя внутрь, в глубину слякотных равнин, среди которых высятся массивы панельных высоток и линии электропередач. Но эта мнимая глубина в холодно-серых тонах тут и там дробится, рассыпается на красочные пиксели, говорящие, что вся видимая реальность иллюзорна. Мы не в Дегунино, мы лишь смотрим «репортаж» оттуда. Константин Зацепин
Проект «Русское нигде» стал продолжением темы «не-мест», начатой Отдельновым в проектах «Внутреннее Дегунино». 2014 и «ТЦ». 2015. Выставки проекта прошли в 2020 г. в рамках ярмарки “Cosmoscow”, затем в 2021 г. в галерее « Триумф » и в Арт-галерее Ельцин-центра (Екатеринбург). В этом проекте Отдельнов довёл до предела приём остранения: серия работ была создана на основе машинных съемок Яндекс-панорам и Google Street View . Он намеренно выбирал самые банальные и типичные места, которые можно увидеть почти в любом уголке страны.
Павел Отдельнов отдает себе отчет в невозможности непосредственной передачи реальности и применяет разную оптику — машинного и коллективного людского интеллекта. Это позволяет его отнести к постконцептуальной традиции. Обращаясь к выключенным из постоянного обращения и обитания ландшафтам, художник утверждает их существование и предлагает определять их через отрицание: эти места есть, но описать и идентифицировать их, даже имея точное изображение, не представляется возможным. Это «нигде», на самом деле, оказывается везде и возникает из пустоты, которая в действительности является главным героем работ Отдельнова. Марина Бобылева
Рядом с пейзажами Отдельнов поместил объемные светящиеся красные вывески, подобные тем, что используются над входами в магазины. Тексты для вывесок он взял из комментариев в соцсетях , в пабликах «Эстетика ебеней», «Берёзка», «Русская смерть» и других в социальной сети ВКонтакте .
С 2015 по 2020 год Отдельнов работал над проектом «Промзона». В течение этих лет прошло несколько выставок в рамках проекта: «Доска почёта», 2015 (Ставропольский краевой музей изобразительных искусств), «Территория накопленного ущерба», 2016 (галерея « Беляево », Москва), «Белое море. Чёрная дыра», 2016 (ГЦСИ « Арсенал », Нижний Новгород), «Руины», 2017 (галерея « Виктория », Самара), «Доска почёта», 2017 (экспозиция основного проекта IV Уральской индустриальной биеннале, Екатеринбург), «Химзавод», 2018, (галерея Futuro , Нижний Новгород), «Заводские анекдоты», 2018 (Творческий индустриальный кластер «Октава», Тула). В 2019 г. прошла масштабная выставка проекта в Московском музее современного искусства на Петровке . В 2017 году в рамках церемонии вручения премии имени Сергея Курёхина Отдельнов был отмечен специальным призом Французского института в Санкт-Петербурге за этот проект и получил 3-месячную поездку в в Париже. В 2020 г. проект был отмечен премией « Инновация ». В 2021 году «Промзона» оказалась в числе трёх финалистов премии Кандинского . В 2022 году проект был показан в Художественном музее Уппсалы, (Швеция). .
Основой для проекта стала семейная история художника. Три поколения его предков работали на химических предприятиях города Дзержинска. Таким образом семейная история оказалась тесно связанной с историей этих заводов. В ходе работы Отдельнов изучал архивные материалы и местные газеты советского периода, общался с краеведами и экологами , исследовал территорию промзон, а также территорию бывшего Ворошиловского посёлка. Задействуя различные медиа — живопись , фотографию , видео , инсталляцию , текст и реди-мейд — он предложил взглянуть на ушедшую эпоху в её историческом и персональном измерении. Выставку дополнили написанные на стенах фрагменты опубликованных воспоминаний рабочих и инженеров Дзержинских заводов, а также фрагменты из книги «Без противогаза не входить!», написанной отцом художника Александром Отдельновым .
В проект вошли картины, изображающие руины заводов Восточной промзоны города Дзержинска и изображения объектов накопленного экологического ущерба, написанные по спутниковым снимкам , серия «Доска почёта» — творческое освоение фотохроники советского времени, взятой из подшивки газет «Дзержинец», «Голос рабочего» и «За доблестный труд», фотографии, документальный фильм об окрестностях Дзержинска и три объекта — фрагмент шлама из шламоотстойника и использованные в химическом производстве графитовые стержни, которые местные жители, несмотря на токсичность , применяли для отопления домов до конца 1990-х годов, и кирпичи недостроенного ДК «Рулон», которые под воздействием ветра и агрессивной окружающей среды приобрели округлую форму .
По словам критика Владимира Дудченко, метод автора с сродни экспедиции, «раскрывающей Урук в Междуречье». Он же назвал «Дзержинск Отдельнова» «руиной модернизма как такового» и «утраченным параллельным вариантом будущего».
Дзержинск Отдельнова это не просто эстетически оправданная руина, которую можно меланхолически созерцать, это утраченный параллельный вариант будущего. Отсюда модернистские острые углы в композиции, (см. Родченко ). Отсюда всматривание в абстрактные пятна отслаивающейся краски и переплетений проводов. Руина модернизма как такового — с его масштабом, величием, оптимизмом и абсолютной бесчеловечностью. <...> Павел Отдельнов, изучающий модернизм по его практическим следам — сродни экспедиции, раскапывающей Урук в Междуречье. Желания вернуться в те мифические времена не возникает, но щемящее переживание присутствия призраков — в полный рост. Владимир Дудченко
Искусствовед Надя Плунгян и Максим Буров противопоставили интонацию выставки постмодернистской речи от прохладного тона Владимира Сорокина , за которым скрыта социальная злость, до Светланы Алексиевич , чьи герои выплёскивают свои боль и ужас на читателя.
Работая с форматами документальной выставки и постмодернистской выставки-аттракциона, «Промзона» не является ни тем, ни другим. Это не выставка-исследование, а, скорее, выставка-погружение, которую с постмодернизмом разделяет отказ от самообъективации и наслаждения (чужой) травмой. <...> Материал «Промзоны» — мрачноватая обыденность позднесоветского социального фона. В ней <...> пространство грусти важнее политического послания или правды документа. <...> Спокойная интонация художника во многом противостоит и постмодернистской речи — от прохладного тона Владимира Сорокина, за которым скрыта социальная злость, до Светланы Алексиевич, чьи герои выплескивают свои боль и ужас на читателя. Отдельнову неинтересны ни субверсия, ни гиперреализм, он равно далек от Файбисовича и Кабакова . Нередко можно слышать, что источник этой разницы — обезличенность «плохого», «недостаточного» художественного языка 2010-х. Однако суть в другом: 2010-е не взволнованы советским. Они готовы осмыслить травму, но не отождествиться с ней. Не отдаляя от нас голоса свидетелей XX века (бабушки, отца, бывшего военнопленного Клауса Фритцше ), Отдельнов разбирается в том, как они соотносятся с современностью. Задача художника — не остаться в прошлом, поймать момент, в котором советский опыт остается опытом его семьи, но уже не распространяется на него самого. Максим Буров, Надя Плунгян
В 2018 году параллельно с работой над «Промзоной» Отдельнов развивал экологическую тему в фильме и инсталляции под общим названием «Психозойская эра», посвященную российским резервуарам для утилизации производственных отходов, их влиянию на окружающую среду и жизнедеятельность людей .
В 2019 году в проекте «Говённое море» Отдельнов вновь обратился к проблемам окружающей среды. Отдельнов посвятил проект проблеме утилизации мусора. Художник вместе со своим бытовым мусором выбрасывал GPS-маячки , с помощью которых он проследил путь мусора от контейнеров до мусоросортировочных заводов и полигонов бытовых отходов. Отдельнов отправился в путь вслед за маячками и посетил полигоны ТБО в Московской и Владимирской области , а также мусоростортировочные заводы. Результатом этого исследования стал фильм «Мусорное путешествие» 2019, картины «ТКО Александров» 2019, « ТКО Тимохово » 2019, а также «ТКО». 2020. Проект впервые был показан осенью 2019 года на VIII Московской международной биеннале современного искусства .
Другой частью авторского исследования стала его работа на одном из мусоросортировочных заводов Москвы. Этому опыту Отдельнов посвятил картину «Сортировка» 2020. Свои наблюдения и разговоры с рабочими он зафиксировал в «Дневнике сортировщика» .
Осенью 2021 года по приглашению команды Уральской биеннале Отдельнов создал проект, посвященный истории атомной промышленности на Южном Урале . Проект экспонировался в бывшем общежитии секретной Лаборатории «Б» в поселке Сокол Челябинской области . В советской время лаборатория занимались вопросами радиобиологии , но на протяжении нескольких десятилетий здание общежития пустовало и ветшало. Отдельнов выстроил экспозицию как музей, альтернативный краеведческому . Его экспонаты, помимо написанных для выставки картин – найденные документы и свидетельства, которые вызвали лично у художника сильные переживания. Каждый из 21 зала выставки рассказывает о разных эпизодах истории атомной промышленности: об изобретении атомной бомбы , взрыве 1957 года на предприятии Маяк и ликвидаторах последствий катастрофы, о челябинском радиоактивном следе и погибших деревнях, о секретном языке атомщиков и повседневной жизни закрытых городов, об отравленной речке Тече , в которую на в 1949—1952 году были выброшены тяжелые радиоактивные отходы, а жившие на ее берегах люди продолжали использовать воду. Проект имел большой успех среди зрителей и критиков и был признан одним из лучших на биеннале. Несмотря на удаленное расположение, его посетило очень много людей из разных городов России, а по завершении Биеннале было принято решение оставить выставку в Соколе навсегда. С 2022 года экспозиция стала постоянной .
Рассказ о ВУРСе (Восточно-Уральском радиоактивном следе) у человека, выросшего в Дзержинске, звучит по-особенному, как глубоко личная драма, хотя в драматургию грамотно вплетены большие общечеловеческие сюжеты — травма тоталитаризма , крах научно-технической и многих других утопий , колонизация народов и природы, критика милитаризма , экологическое беспокойство. И отталкиваясь от картины, картины-руины, картины после живописи, писанной по фотографии и почти выцветшей, так что она порой совсем сливается с фоном облупившейся штукатурки, на котором выставлена, поскольку картина эта не довлеет самой себе и не ограничивается пределами холста, живописец, преодолевший академическую школу, разворачивает полотно в мультимедийную — с текстами, реди-мейдами , энвайронментами , светом, звуком и даже, кажется, запахом — инсталляцию. Анна Толстова
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)