Сражения Казанского ханства
- 1 year ago
- 0
- 0
Армия Кыргы́зского ха́нства — вооружённые силы Кыргызского ханства , существовавшие с 1842 по 1867 годы. Были созданы в ходе военных реформ Ормон-хана .
Ормон-ханом с нуля была создана искусная военная организация , которая была нацелена на быстрое реагирование в случае нападения или ведению наступательной войны. Были назначены ряд военных чинов, из них — Алыбек-батыр ( министр обороны ) и главнокомандующие армией — Торегельди-батыр и Адиль-батыр . В распоряжении вооружённых сил имелось собственное военное производство , во время военных действий и походов войска сопровождал военный оркестр , который играл на медных духовных инструментах и флейтах .
В ряде источников 1847-х годов сохранились сведения о численности киргизских войск в эпоху правления Ормон-хана . Так, в письме к русским властям от 15 октября 1847 года киргизский манап Джантай-батыр писал, что «…в нынешнем 1847 году когда Кенисара вновь приступил к нам, тогда я выехав ему на сопротивление, три дня держал его в осаде» . По этому поводу султан Старшего жуза Камбар Аланов в письме к отрядному есаулу Т. В. Нюхалову в апреле 1847 года сообщал, что «кара-киргизы собрались толпами с правой и левой стороны ( имеется ввиду участие в сражении представителей : онг канат — правое крыло и сол канат — левое крыло ), — столь множество, что число их могло простираться до 100 000» . Однако эти сведения являются явным преувеличеним численности киргизских войск в битве при Майтобе , куда более реальными цифрами являются 40 000 воинов . Помимо этого у Ормон-хана существовала личная гвардия из 30 стрельцов под командованием принца Чаргын-батыра, вооружённые фитильными ружьями «чампан» .
По сведениям российского чиновника Бардашева киргизы были «более других воинственны, хотя вооружены тем, что и другие киргизы ( казахи ). Огнестрельного оружия здесь более и они имеют его из Хоканда , а порох и пули приготовляют сами». В 1851 году русские военные топографы Нифантьев и Воронин сообщали что у киргизов «вооружения составляют: айбалты ( секира ), сабли , пики и ружья . Кара-киргизы сравнительно с другими ордами имеют более оружия, в особенности огнестрельного, приобретаемого в Коканде, но ружья их называемые турками вообще длинные и с фитилями, вместо замков. Холодное оружие частью покупают, а частью изготовляют сами» .
В 1856 году Ч. Ч. Валиханов сообщал, что киргизы «несмотря на постоянные войны между и вне, в вооружении очень бедны, даже беднее киргиз-кайсаков, копья, украшенные вместо флюгера кистью из конских волос, составляют их любимое и общеупотребительное оружие; айбалта на длинной палке — тоже в большом употреблении. Сабли и ружья считаются за редкость. Только после убиения Кенесары у многих манапов в юртах в виде дорого украшения стали являться турки» .
В конце XIX века пишпекский уездный начальник А. А. Талызин писал, что «у некоторых манапов до сих пор хранятся в качестве почётного воспоминания прежних военных подвигах полное вооружение, состоящее из шлема , кольчуги , наколенников , сабли, копья, лука, колчана со стрелами и щита » . Воины Кыргызского ханства пользовались саблями родом из Османской империи , Каджарского Ирана , Бухарского ханства , Хивинского ханства и собственного производства , для производства ружей существовала отдельная оружейная мастерская, возглавляемая Алыбек-батыром.
Во времена правления Ормон-хана в киргизском фольклоре сложилась память о военной стратегии и хитрости Ормон-хана — «Ормон опуза» ( Ормоново запугивание, Ормонова угроза ), характеризующие его неординарные способности в вопросах тактики и стратегии борьбы с противником. После получения ханского престола Ормон запугивал манапов племен бугу , саяк и черик с одной стороны, и солто , кушчу и саруу — с другой, создавая ложные угрозы о якобы готовящимся походе одних против других. С этой целью он строго повелел бугинскому манапу Ногою, чтобы перед явившейся делегацией солто, саруу и кушчу он сделал вид, будто бы он готов к походу, но воздерживается только по просьбе Ормон-хана. Об этом впоследствии Ногой вспоминал: «каков был мой страх тогда перед Ормоном» .
В ходе битвы при Майтобе (1847) Ормон-хан приказал своим подразделениям боевым строем спускаться с горы по видимой казахам дороге, поджигая костры и пуская как можно больше пыли. Спустившись вниз, отряды Ормона возвращались назад и начинали марш сначала, создавая иллюзию многочисленного войска. По ночам Ормон-хан приказал каждому воину развести собственный костер, и когда Кенесары видел по ночам «бесчисленное множество» огней в горах, он говорил:
киргизов больше, или звезд на небе?
В 1854 году Ормон-хан ища повод для похода на бугинцев, оставил при перекочевке вблизи от них своего вассального бая с 600 баранами, бай испугался, что одного его могут разграбить, на это Ормон-хан ответил, что он оставляет его как «ядовитую приманку» для бугинцев, в конечном счете бай был разграблен бугинцами, что Ормон-хан использовал как повод для начала военной кампании в Иссык-Куле .