2003 год в компьютерных играх
- 1 year ago
- 0
- 0
Эта страница является
тематическим соглашением
проекта «
Компьютерные игры
».
|
Вкратце:
При написании статей о компьютерных играх не стоит углубляться в детализированные инструкции, руководства и прохождения, уделяя достаточно внимания темам, связанным с реальным миром — истории разработки и критике, в то время как сюжет и игровой процесс описывать в минимально необходимых пределах.
|
На этой странице приведены рекомендации по редактированию и оформлению статей о компьютерных играх . Если вам интересна эта тема, посетите страницу проекта «Компьютерные игры» , где вы сможете посодействовать развитию раздела игр в Википедии , узнать, над чем ведётся работа в текущий момент, и получить необходимую помощь.
Понятие « компьютерная игра » и синонимичное ему понятие « видеоигра » используются в статьях Википедии в широком смысле, исходя из того, что любая компьютерная игра — это игровая компьютерная программа , независимо от того, на каких аппаратных средствах она запускается. Таким образом, статьи о компьютерных играх могут быть посвящены разным категориям игр, в том числе играм для персонального компьютера , играм для игровых консолей и играм для мобильных устройств , и эти рекомендации могут применяться к любым из них.
В энциклопедической статье о компьютерной игре уместны следующие сведения и разделы. Обычно они имеют приведённый ниже порядок:
Перечисленные рекомендации не являются жёсткими правилами, а лишь указывают на возможный способ организации и подачи материала. Если вы считаете, что следование им не поможет вам улучшить статью, пишите её так, как считаете нужным ( ВП:Правьте смело ). Так в случае, если сюжет игры значительно превалирует над игровым процессом, допускается формирование статьи с иным порядком разделов.
При создании статей о компьютерных играх необходимо руководствоваться общим критерием значимости , а также критериями значимости программ : игра является значимой, если она достаточно подробно освещена в независимых авторитетных источниках.
«Достаточно подробное освещение» означает, что в источниках приведено достаточно информации, чтобы можно было написать не являющуюся заготовкой статью только на их основе, не обращаясь собственно к игре как первоисточнику. Чтобы показать значимость компьютерной игры, нужно хотя бы одно её подробное описание, например, в форме обзора в тематическом журнале, книге или авторитетном сайте. При этом простого упоминания недостаточно, но, с другой стороны, источник и не обязан быть полностью посвящённым данной конкретной игре. Значимость не утрачивается со временем : старые игры, удовлетворяющие общему критерию значимости, не становятся менее значимыми из-за того, что в них «никто больше не играет» или из-за отсутствия более современных обзоров.
Если в авторитетных источниках можно найти достаточно материала для написания оригинальных и не являющихся заготовками разделов о разработке и критике (то есть сторонах, связанных с реальным миром) версии игры, порта, ремейка, сборника или дополнения к игре, статья о таком объекте имеет право на самостоятельное существование, в противном случае её надо объединить с основной статьёй об игре.
Неофициальные модификации и ремейки игр должны упоминаться и тем более подробно описываться в статьях о самих играх только в том случае, если такое освещение основывается на авторитетных источниках. В некоторых редких случаях фанатская модификация игры сама по себе может быть значимой и достойной отдельной статьи, как, например, DotA по отношению к Warcraft III: Reign of Chaos .
Для ожидаемых в будущем игр следует пользоваться правилом ВП:НЕГУЩА , из которого, в частности, следует, что о будущей игре должно быть что-то известно, кроме самой общей информации, и предположения о ней должны быть достаточно обоснованными. Не следует создавать статьи о продолжениях игр и будущих частях популярных серий, если о таких играх не известно ничего конкретного. Напротив, само то, что игры «ещё нет», не означает, что она не обладает значимостью: авторитетные источники могут подробно описывать разрабатываемую игру задолго до её выхода.
Точно таким же образом, если игра находилась в разработке, но была в конечном счёте отменена, это не приводит к автоматической потере значимости для Википедии. К отменённым играм следует относиться точно так же, как и к разрабатываемым: значимой игру делает не свершившийся выход, а подробное освещение в авторитетных источниках , и значимость не утрачивается со временем .
Именование статей о компьютерных играх производится в соответствии с общими принципами именования статей Википедии: название статьи для большинства русскоговорящих читателей должно является наиболее узнаваемым и, по возможности, наименее неоднозначным. Таким образом, для именования статьи об игре должно использоваться наиболее распространённое в авторитетных источниках на русском языке название. Если игра издавалась под несколькими названиями в разных регионах или на различных игровых платформах, то статья именуется согласно наиболее распространённой версии, а для остальных создаются перенаправления .
Первоочередными критериями являются узнаваемость и распространённость названия, а не его «официальность»: так, если игра изначально имела название на английском языке и издатель игры в СНГ сменил его на русскоязычное, но большинство авторитетных источников на русском языке всё равно продолжает использовать оригинальное англоязычное название, статья также должна получить именно это название как более распространённое. В спорных случаях, если нет достаточного числа авторитетных источников на русском языке, предпочтительно использовать название, наиболее распространённое в источниках на английском языке.
Нежелательно воспроизводить в названии статьи различные декоративные стилизации и типографские эффекты, в том числе нестандартное использование строчных и прописных букв ( Doom , а не DOOM ), спецсимволов и букв других алфавитов ( Half-Life , а не HλLF-LIFE ) и тому подобного ( I Made a Game with Zombies in It! , а не I MAED A GAM3 W1TH Z0MBIES 1N IT!!!1 ). В спорных случаях необходимо руководствоваться вторичными авторитетными источниками и при необходимости включать в статью информацию о том, как название игры стилизовано в самой игре или рекламных материалах издателя.
При именовании статей о частях серии игр желательно придерживаться единых принципов в именовании отдельных частей, включая подзаголовки и цифры в названиях. Разные серии игр могут использовать римские или арабские цифры для указания на часть серии; при именовании статей следует придерживаться той системы, которая используется в рамках данной серии ( Final Fantasy IV , но Quake 4 ). Целесообразно создание перенаправлений с названий с арабскими цифрами на названия с римскими ( Final Fantasy 4 → Final Fantasy IV ), но не наоборот.
Если игра имеет название на языке, использующем иную систему письменности, кроме кириллического или латинского алфавитов (в основном речь о китайских , японских и южнокорейских играх), название статьи следует записать латиницей , используя общепринятые системы транслитерации , например, систему Хэпбёрна . Так, статья должна иметь название « Kimi ga Aruji de Shitsuji ga Ore de », а не «君が主で執事が俺で».
В случае совпадения названия игры с названием другой статьи или для устранения возможной неоднозначности используется уточнение «(игра)» (например, Diablo (игра) ). Если была издана ещё одна игра с аналогичным названием, используется уточнение о годе выпуска «(игра, 1991)»; в случае более точных совпадений используются названия платформы и компании-разработчика. Уточнение «(компьютерная игра)» стоит добавлять только в том случае, если существуют некомпьютерные игры под тем же названием. Не забывайте помещать вверху страницы шаблон {{ другие значения }} . Для серий игр при наличии возможной неоднозначности используется уточнение «(серия игр)». Уточнение «(серия)» используется тогда, когда в серии присутствуют не только компьютерные игры — например, серия может включать в себя фильмы и комиксы.
Применительно к именованию статей значимые модификации (моды) игр должны рассматриваться как самостоятельные игры, а не части соответствующих игр, и название статьи о модификации не должны без необходимости включать в себя название соответствующей игры ( Counter-Strike , а не Half-Life: Counter-Strike ). Уточнения типа «(модификация)» нужны только в случаях возникновения неоднозначности между модификацией и другой игрой, если их названия совпадают ( DayZ (игра) и DayZ (модификация) ), в противном случае достаточно уточнения «(игра)».
Если игра имеет длинное название, допустимо не повторять его каждый раз полностью, но использовать в тексте статьи сокращенное, достаточно индивидуализирующее название так, чтобы каждый раз было понятно, что речь идет именно о предмете статьи, если название сокращается подобным образом в авторитетных источниках . Так, допустимо упоминать Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords как просто The Sith Lords в тексте соответствующей статьи. Тем не менее, при первых упоминаниях — в определении и шаблоне {{ Компьютерная игра }} — название должно быть полным. Таким же образом допустимо использовать сокращенные названия компаний — разработчиков и издателей компьютерных игр, если подобные сокращения приняты в авторитетных источниках; однако первое упоминание компании должно быть полным.
Названия объектов и понятий в изначально выпущенной не на русском языке игре, в том числе имена персонажей, специфические для игры термины и тому подобное, должны по мере возможности даваться на русском языке. В затруднительных случаях следует пользоваться следующей процедурой:
На настоящий момент минимальные требования к компьютерным играм регулируются правилом ВП:МТЗП , являющимся общим для игр и любого программного обеспечения.
Следующий элемент не является обязательным, но крайне желателен для надлежащего оформления статьи в соответствии с принятыми в Википедии стандартами:
Следующий элемент не является обязательным, но необходим для включения статьи во множество статей, охватываемых проектом «Компьютерные игры» :
Статьи о компьютерных играх обязательно должны содержать информацию о дате выхода игры.
Современные компьютерные игры, как правило, издаются несколько раз для разных стран и регионов мира. В шаблоне {{ Компьютерная игра }} необходимо указывать, как минимум, даты выхода в Северной Америке, Европе и России или СНГ. Если игра выходила в России или СНГ, дата этого выхода должна быть обязательно указана в карточке. Если игра была разработана и первоначально выпущена в какой-то определённой неанглоязычной стране, нужно отдельно указывать дату её выхода на родине — что особенно важно для российских и японских игр. Информацию о датах выхода в отдельных странах целесообразно приводить только в том случае, если выпуск игры в отдельной стране чем-то примечателен — например, если выход игры был первоначально запрещён в данной стране и произошёл позже. В остальных случаях предпочтительно использовать информацию об издании в регионе в целом — например, вместо отдельной даты выхода игры во Франции использовать общую дату выхода игры в Евросоюзе. Рекомендуется использовать шаблон {{ Выпуск игры }} для указания дат выхода в карточке.
Группы дат: если игра выходила на нескольких платформах в разные дни, целесообразно группировать даты выхода по платформам, с отдельным заголовком для каждой группы. Если число платформ очень велико и их список становится избыточно большим, в карточке достаточно указать несколько наиболее важных, а информацию об остальных привести в теле статьи, в разделе, посвящённом разработке и выходу игры. Если посвящённая компьютерной игре статья освещает и другие игры, например, ремейк оригинальной игры, следует отделить даты выхода ремейка в отдельную группу с отдельным заголовком, а в ней, если необходимо, разбить на подгруппы по платформам.
Даты в преамбуле : в преамбуле статьи рекомендуется указывать только год выпуска игры; с точностью до дня даты следует указывать в шаблоне-карточке «Компьютерная игра» и в разделе, посвященном выпуску игры. Если игра была выпущена на нескольких платформах в течение, например, 2008 года, достаточно указать «игра была выпущена в 2008 году»; если выход различных версий игры затрагивает и следующий год, то «игра была выпущена в 2008—2009 годах». Точную дату выхода следует указывать, если она чем-то примечательна, что подробно освещается далее в статье. Если игра была позже портирована на какую-то платформу, для которой не разрабатывалась изначально, и этот порт достаточно значим, стоит отдельно указать год выхода портированной версии. Более подробная информация должна приводиться в разделе, посвящённом разработке и выходу игры.
Невышедшие игры: для игр, находящихся в разработке, информация о грядущей дате выхода может быть неполной или отсутствующей; авторитетные источники могут приводить её с различной точностью, и это упоминание уместно в тексте статьи как планируемая дата или период выхода. Если у игры нет определённой даты выхода, не следует заполнять поле «дата выхода» в шаблоне-карточке «Компьютерная игра».
Даты поставки и появления в продаже: дата выхода игры ( англ. release date ), дата её поставки от издателя магазинам и торговым сетям ( англ. shipping date ) и дата появления в продаже ( англ. in-store date ) могут не совпадать и отличаться на несколько дней; иногда компании-издатели сообщают одну из этих дат или все вместе. В статье следует использовать дату выхода; даты поставки и появления в продаже, как правило, являются маловажными подробностями.
Шаблон {{ Оценки игры }} служит контейнером для оценок, поставленных игре разнообразными критиками и обозревателями. Помещение этого шаблона в статью не отменяет необходимости описывать мнения критиков связным текстом в отдельном раздел; если такой раздел есть в статье, шаблон должен быть расположен в нём. Целесообразно поместить в преамбулу статьи краткую информацию об общем характере отзывов и самых важных аспектах игры, отмеченных большинством обозревателей, хотя бы в таком виде: «Игра получила смешанные отзывы обозревателей, которые высоко оценили графику и геймплей игры, особо отметив оригинальную систему развития персонажей, но раскритиковали многочисленные технические проблемы». Не следует указывать в преамбуле конкретных оценок игры, конкретных обозревателей, приводить выдержки из рецензий — все это следует делать в отдельном разделе статьи, посвященном отзывам. Не следует без крайней необходимости дублировать в разделе «Отзывы» содержимое шаблона {{ Оценки игры }} в виде текста — иными словами, текст в духе «средняя оценка версии игры для PlayStation 3 на сайте Metacritic составляет 82 %» или «GameSpot поставил игре оценку в 7,3 балла из 10» является излишним, если та же самая информация в наглядном виде приведена в шаблоне.
При общем описании отзывов на игру и заполнении {{ Оценки игры }} рекомендуется воспользоваться сайтом-агрегатором, собирающим информацию об отзывах в авторитетных журналах и интернет-сайтах — как минимум, Metacritic или GameRankings . Некоторые сайты-агрегаторы могут выставлять две оценки — оценку критиков, то есть среднюю по обработанным сайтом-агрегатором отзывам в других источниках, и оценку посетителей самого сайта; для Википедии, как правило, ценность представляет только оценка критиков, а оценку посетителей следует приводить в статье, только если она описывалась в независимых авторитетных источниках как чем-либо необычная.
Сообщая информацию об общем характере отзывов, желательно отталкиваться от средней оценки на сайте-агрегаторе и помнить, что по сравнению с журналистами, пишущими о музыке или кинематографе, посвященные компьютерным играм издания в целом склонны ставить более высокие оценки: так, средняя оценка 6 по десятибалльной шкале, которая считалась бы вполне положительной в других отраслях индустрии развлечений, в игровой журналистике, как правило, означает оценку ниже среднего. Metacritic описывает общий характер отзывов об игре словами и цветовым выделением по следующей шкале, опираясь на среднюю оценку критиков по результатам своего пересчета в стобалльную шкалу и усреднения:
В шаблоне {{ Оценки игры }} следует указывать оценку, выставленную непосредственно в рецензии, а не пересчитанную в стобалльную шкалу оценку с агрегатора. Шаблон {{ Рейтинг }} может быть полезным для указания оценок наподобие «три звезды из пяти» ( ). Не всякий отзыв об игре сопровождается численной оценкой: например, сайт Eurogamer с 2014 года дает оценки словом — например, Recommended («Рекомендовано») — а не числом. Хотя агрегаторы могут по своему усмотрению пересчитывать такие оценки в численные по стобалльной шкале, в шаблоне {{ Оценки игры }} опять же следует указывать оценку издания, а не агрегатора. Если в статье нет вообще никакой особо выставленной оценки, такой отзыв не следует указывать в шаблоне {{ Оценки игры }} , однако — если критик является достаточно авторитетным — следует все же привести краткую информацию об отзыве в виде текста.
Этот раздел описывает применение правила Википедия:Чем не является Википедия применительно к статьям о компьютерных играх. Он не является правилом, но ВП:ЧНЯВ — является; когда участники Википедии удаляют неподходящие тексты из статей об играх со ссылкой на ВП:ИГРЫ/НЕНАДО, они опосредованно ссылаются на правило «Чем не является Википедия».
Википедия — это энциклопедия. Статья об игре должна быть энциклопедической и давать обзор разных аспектов игры, включая связанные с реальным миром — важно рассказать и о том, как разрабатывали игру, что о ней писала пресса, как игра повлияла на индустрию в целом. Она должна быть рассчитана на широкий круг читателей, как геймеров, так и негеймеров, как тех, кто играл в игру, так и на тех, кто не имеет о ней никакого понятия и не собирается в неё играть. Недопустимо требовать от читателя знания игры для понимания статьи, и излишне — сообщать информацию, имеющую значение только для узкого круга поклонников игры. Руководствам для игроков и прохождениям игр не место в статьях. Простое правило: если информация об игре ценна только для тех, кто в эту игру играет, такая информация, скорее всего, не подходит для Википедии.
В любых спорных случаях необходимо руководствоваться независимыми вторичными источниками : информация о любом «маловажном» предмете или теме может быть и должна быть оставлена в статье, если будет показано, что этот предмет или тема достаточно хорошо освещены в независимых вторичных источниках. Например, подробные описания внутриигровых предметов и оружия, как правило, являются неподходящей информацией, однако без описания переносного устройства создания порталов и создаваемых им порталов затруднительно понять, что из себя представляет геймплей игры Portal , и такое описание присутствует в описывающих игру вторичных авторитетных источниках.
Описание неподходящего содержания статей:
Википедия — это энциклопедия, и статьи в ней следует писать на литературном русском языке в научном стиле от третьего лица, избегая разговорных оборотов и обсценной лексики. Ниже приведены некоторые рекомендации, характерные для статей об играх. Статьи, не соответствующие стилистическим правилам Википедии , следует помечать шаблоном {{ стиль статьи }} .
Всегда придерживайтесь нейтральной точки зрения , это один из пяти столпов Википедии. Википедия — не место для написания рецензий, и статья не должна судить об игре как о плохой или хорошей. Тем не менее, мнения авторитетных обозревателей рекомендуются к включению в статью: обзоры игр в журналах, награды, цитируемые авторитетными источниками высказывания разработчиков игры (исключая рекламу) могут и должны быть использованы в статье — эта информация позволяет составить как можно более полное энциклопедическое описание игры.
Наличие ссылок на источники само по себе не отменяет политику нейтральности: различные обозреватели могут расходиться во мнениях об игре. Если существует несколько полярных мнений о предмете статьи, то необходимо беспристрастно представить все существенные точки зрения, опубликованные в авторитетных источниках, причём внимание, уделяемое каждой из них, должно быть пропорционально тому, насколько распространённым является это мнение.
Следует избегать использования общих и неопределенных выражений (weasel words) наподобие « Многие считают, что „Игра ***“ великолепна». Такие суждения сами по себе непроверяемы; вместо этого следует ссылаться на авторитетные источники, где представлено такое мнение, и излагать мнение авторитетного источника, а не автора статьи или абстрактных «многих игроков», «большинства геймеров», «сообщества поклонников игры». Так, в статье нежелательны формулировки в духе «Многие считают, что игра такая-то является лучшей в серии», вместо этого следует ссылаться на конкретные источники: «Игра была удостоена таких-то наград. В таком-то году журнал такой-то назвал её лучшей игрой серии». Использование неопределённых выражений допустимо, когда они прямо вытекают из авторитетного источника.
Так же не стоит добавлять в статьи оценки игроков на различных сервисах и магазинах (например Steam , MobyGames или другие вики-проекты), поскольку такие ресурсы наполняются пользователями и не могут быть использованы как источники . Об оценках игроков может идти речь только тогда, когда это подробно освещалось в независимых авторитетных вторичных источниках .
Преамбула, карточка и начало раздела «Игровой процесс» («Геймплей») и категории должны содержать информацию о жанре или жанрах игры — это поможет читателю быстро получить общее представление об игре. Предпочтительно использовать «стандартные» названия жанров, уже фигурирующие в Википедии (в частности, в шаблоне {{ Жанры компьютерных игр }} ), а не необычные, пусть даже «официальные» названия, придуманные самими разработчиками; в случае затруднений стоит обращаться к независимым авторитетным источникам, которые могут более ясно обозначать жанр игры.
В преамбуле и карточке желательно сводить число жанров к минимуму — не более чем двум «чистым» жанрам (как стратегия , компьютерная ролевая игра ) или не более чем одному «смешанному» (как action-adventure ). Простое заимствование элементов какого-то жанра совершенно не обязательно дает возможность причислять игру к такому жанру, и стоит особо выделять «главный» жанр игры — лучше сказать «шутер с элементами ролевой игры и симулятора свиданий», чем «шутер, ролевая игра и симулятор свиданий».
Нарративные жанры (« научно-фантастическая игра», « постапокалиптическая игра») нельзя смешивать с геймплейными и перечислять в списке «жанров» в преамбуле и карточке — лучше отделять их и формулировать иначе («в стиле нуар », «действие игры происходит в фэнтезийном мире». Геймплейные механики — например, открытый мир — не следует толковать как жанры: уместно писать « ролевая игра с открытым миром », но не « ролевая игра в жанре открытый мир ». Таким же образом, если игра не является шутером от первого лица или шутером от третьего лица , не следует викифицировать формулировки «от первого лица» и «от третьего лица» (например, «ролевая игра с видом от первого лица») как ссылки на эти статьи о жанрах.
В обзорах игр, на тематических сайтах и форумах и просто в обыденном общении игроков в компьютерные игры зачастую используется специфический жаргон. Он может быть общим для всей культуры компьютерных игр — так, понятия « квест » или « босс » понятны большинству игроков независимо от игр — или специфическим для определённой игры. В среде русскоязычных игроков сленг часто образуется методом калькирования , транслитерации и переосмысления игровых терминов, изначально данных на английском языке. Для читателя, далёкого от конкретной игры или игр вообще, подобный жаргон может быть загадочным и непонятным. Жаргонные термины и неофициальные названия, не присутствующие в самой игре, должны приводиться в статьях только на основании вторичных авторитетных источников , а не собственного опыта авторов статьи.
Предпочтительно использовать в статье как можно более простые и доступные термины и формулировки, чтобы текст статьи был понятен широкому кругу читателей без дополнительных разъяснений. Специфические игровые термины и околоигровой жаргон следует использовать только тогда, когда это использование критически важно или неизбежно при написании статьи. При первом использовании термины должны кратко объясняться. Наиболее распространённые термины, уже описанные в Википедии — такие, как босс , моб — вместо разъяснений достаточно снабжать ссылками на соответствующие статьи. Желательно привлекать к работе над статьёй далёких от компьютерных игр читателей и редакторов, чтобы они помогали выявить непонятные места и случаи злоупотребления жаргоном.
Следует избегать непонятных читателю сокращений и аббревиатур. Аббревиатуры допустимы, если они используются повсеместно и легко узнаваемы для читателя: PSP — допустимая аббревиатура, а FT:BoS — нет. Постарайтесь расширить неупотребительное сокращение настолько, чтобы оно стало понятным незнакомому с игрой читателю.
Не надо превращать описание будущей игры в хронологический список новостей ( proseline ). Пока игра находится в разработке, участники Википедии могут неустанно пополнять статью всё новыми и новыми крупицами информации в том порядке, в котором они появляются в новостях: «29 мартобря стало известно, что игра использует движок Unreal Engine . 31 мартобря главный дизайнер игры намекнул в Twitter , что в игре можно будет прыгать. 32 мартобря вышел второй тизер третьего трейлера игры…». Такие пестрящие датами бессистемные свалки новостей трудночитаемы и не идут на пользу статье — нужно отбирать и структурировать по-настоящему важную информацию об игре. В игровой индустрии широко распространена практика перед выходом игры в рекламных целях выпускать тизеры, трейлеры, различные объявления в социальных сетях, так что подробное описание каждого такого объявления, как правило, не является необходимым. Реальная необходимость указывать точные даты (с точностью до дня) для новостей об играх возникает редко: достаточно точности до месяца и года, а для объявлений, сделанных на ежегодных конференциях и выставках типа Electronic Entertainment Expo или Game Developers Conference — только указания года.
Предмет статьи нужно описывать с точки зрения реального мира, а не вымышленного. Это, в частности, означает нежелательность «внутримировой» перспективы — описания с точки зрения персонажей, находящихся внутри вымышленного мира и рассматривающих его как единственно реальный. Такой подход, принятый на многих «фэнских» сайтах и вики-проектах, может способствовать погружению читателя в вымышленную вселенную, но для Википедии он неприемлем: напротив, следует оформлять статью так, чтобы читатель мог легко различить факты и вымысел, не опускать аспекты, связанные с реальным миром и другими художественными произведениями («вне» вымышленной вселенной), и не пытаться разрешить противоречия или заполнить нехватку информации за счет догадок и предположений.
Стоит различать понятия «игрок», то есть человек, вовлеченный в игру, и «персонаж», то есть объект виртуального мира, которым игрок управляет, и понимать, что эти слова не всегда бывают взаимозаменяемыми. Действительно, как об игроке, так и о персонаже можно сказать, что тот или другой «сражается с боссом» или «должен выполнить задание», но следует избегать формулировок типа «игрок погибнет, если наступит на ловушку», в действительности относящихся к персонажу.
Не стоит предполагать, что читатель играет в описываемую игру или планирует делать это в будущем. Имейте в виду, что читатель может ничего не знать об описываемой игре, не планировать знакомства с ней в будущем и вообще не играть в компьютерные игры. Обращения к читателю, уместные в советах игрокам, не подходят для статей Википедии.
Не надо употреблять в адрес читателя местоимения «вы», «мы», «ты» или спрягать глаголы в соответствии с этими местоимениями. Для энциклопедии стилистически некорректными являются фразы «Когда мы проходим третий уровень в игре…» или «Знание уровней атак необходимо вам для грамотного блокирования». Вместо этого следует использовать слово «игрок», имя игрового персонажа или безличную конструкцию. Например, фраза «На последнем уровне вы должны сразиться с боссом» с учётом этого требования будет звучать следующим образом: « На последнем уровне игрок должен сразиться с боссом», «…персонаж должен сразиться с боссом», или «…необходимо сразиться с боссом» (безличная конструкция).
При описании выпущенных и продолжающих существовать объектов следует использовать глаголы и конструкции в настоящем времени, независимо от того, насколько давно была выпущена игра и насколько она популярна на момент написания статьи. Это вполне логично для описания геймплея и прочих событий внутри игры: игра, выпущенная тридцать лет назад, остается той же самой, и игровой процесс в ней происходит точно таким же образом, как и тридцать лет назад. Сюжеты игр следует описывать в настоящем времени, поскольку они развертываются в настоящем времени, когда игрок играет в игру, а не когда-то в прошлом; однако для событий, относящихся к прошлому с точки зрения сюжета игры, следует также использовать прошлое время.
Прошедшее время предпочтительно для описания объектов, прекративших свое существование — как, например, отмененные игры или онлайн-игры, поддержка которых была прекращена. При описании явлений и событий реального мира, связанных с игрой — разработки, рекламы и тому подобного — следует выбирать время так, чтобы ясно было, когда именно они имели место. Следует избегать формулировок типа «сейчас», «в настоящее время», «в последние годы», способных запутать читателя.
В текстах статей Википедии оригинальные иноязычные названия компьютерных игр традиционно выделяются курсивным написанием и не заключаются в кавычки. Названия на русском языке полагается заключать в кавычки; такие названия не выделяются курсивом. Если название содержит элементы и латинского, и кириллического алфавита, оно заключается в кавычки без выделения курсивом. Примеры: Half-Life (выделение курсивом), « Мор (Утопия) » (выделение кавычками), « S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля » (выделение кавычками).
Иноязычные названия компаний, мероприятий, наград, онлайн-ресурсов приводятся в прямом написании и не выделяются курсивом, однако иноязычные названия книг и периодических изданий (например, журналов) — выделяются. Эту рекомендацию особенно важно соблюдать при сочетании в тексте статьи названия игры и компании-разработчика, например: игра компании Bethesda Game Studios The Elder Scrolls V: Skyrim .
Имена персонажей, элементы и понятия игр на русском языке не выделяются курсивом, но их оригинальные иноязычные названия, приведенные в скобках, должны быть выделены курсивом.
Иконки флагов, добавляемые, в частности, шаблоном {{ Флагификация }} ( Россия ), могут быть допустимы в длинных списках или таблицах стран, если они недвусмысленно читаются и сопровождаются указанием страны текстом (см. ВП:ФЛАГ ).
В шаблоне-карточке в начале статьи флаги, как правило, использоваться не должны. При указании региона выхода игры (в частности, в списке издателей) стоит отдавать предпочтение текстовым пометкам, например: «Focus Entertainment, VK Play (СНГ), 4Divinity (Азия)». Указывать регион «мир» не следует вовсе в силу его избыточности. Информация о стране разработки также не должна указываться с помощью флага .
Шаблон {{ Компьютерная игра }} автоматически добавляет статью в категорию Компьютерные игры по алфавиту . Все остальные категории указываются вручную. Крайне желательно помещение статьи в следующие категории:
Статьи, связанные с играми , могут быть отнесены к следующим категориям:
В Википедии приветствуется размещение в статьях изображений, позволяющих проиллюстрировать текст статьи. Для статей о компьютерных играх особую ценность представляют изображения обложки или логотипа игры в шаблоне-карточке {{ Компьютерная игра }} и скриншотов , демонстрирующих графику игры и особенности игрового процесса, в разделе о геймплее или другом месте статьи. Кроме этого, статья об игре может включать в себя иллюстрации с изображениями персонажей игры, использование которых регулируется правилом ВП:КДИ-ПЕРС , и звуковые фрагменты, использование которых регулируется правилом ВП:КДИ-ЗВУК .
Обложки и скриншоты коммерческих игр, будучи несвободными изображениями, в соответствии с действующим законодательством США об авторском праве могут служить иллюстрациями в статьях Википедии только при соблюдении условий добросовестного использования . Критерии добросовестного использования Википедии диктуют правила использования таких изображений. Каждое несвободное изображение должно иметь заполненный шаблон обоснования добросовестности использования для каждой отдельной статьи, в которой это изображение используется. Не соответствующие правилам Википедии изображения могут быть удалены. Как и в случае со всеми несвободными изображениями, следует сводить количество несвободных иллюстраций в статье к минимально необходимому. Обычно речь об одном или двух несвободных изображениях — обложке и скриншоте геймплея. Эти изображения исполняют в статье разные функции — идентификации предмета статьи и иллюстрации геймплея — и в большинстве случаев не являются взаимозаменяемыми.
Свободные изображения не требуют подобных ограничений (см. например « Приключения Буратино »), но при этом не должны нарушаться другие правила проекта ( ВП:НЕГАЛЕРЕЯ ). Для обоснования использования дополнительных изображений можно попробовать получить лицензию на их размещение у правообладателей (см. This Is the Police ).
Если игра выпущена под одной из свободных лицензий ( GPL , Creative Commons и им подобные), то для скриншотов и ресурсов такой игры критерии ВП:КДИ не имеют действия, и изображения, на которые распространяется такая лицензия, не следует загружать прямо в Википедию. Все свободные изображения рекомендуется загружать напрямую на Викисклад , указав при этом категорию или более точную. Это позволит использовать загруженное на Викисклад изображение и в других разделах Википедии или других проектах Фонда Викимедиа.
Стоит учитывать, что подобное не распространяется на коммерческие игры, исходный код которых был опубликован под одной из свободных лицензии, но при этом сами ресурсы игры (текстуры, звук, модели) остались под несвободной лицензией (например, Doom , Quake ). То же самое относится к открытым портам, использующим оригинальные ресурсы игр ( ScummVM ).
В некоторых случаях правообладатель сам может публиковать скриншоты под свободной лицензией и даже может загружать их на Викисклад или Flickr под свободной лицензией по просьбе участников Википедии. Компания GSC Game World разрешила любому участнику Википедии загружать скриншоты своих игр в любых целях (в том числе и коммерческих) при условии указания правообладателя. Помните, что эта лицензия распространяется только на игры, разработанные компанией GSC Game World , но не на игры, в которых она выступает только в качестве издателя.
Как и любые другие статьи Википедии, статьи о компьютерных играх должны опираться на независимые авторитетные источники , а содержащиеся в них утверждения быть проверяемыми , то есть сопровождаться ссылками на авторитетные источники, откуда эти утверждения были почерпнуты. Вопросы поиска и выбора авторитетных источников по тематике компьютерных игр, а также связанные с ними проблемы более подробно освещаются руководством ВП:АИКИ .
Значимость компьютерной игры как таковой, как правило, можно показать ссылкой на подробный обзор на авторитетном сайте, таком, как IGN , GameSpot и им подобном. Сайты-агрегаторы рецензий, такие, как Metacritic , могут быть полезными для поиска разнообразных обзоров игры и особенно для составления раздела о критике и популярности. Для игр, выпущенных до 2000 года, предпочтительным может быть использование печатных источников — авторитетных периодических изданий. Тем не менее, использование ссылок на печатные источники должно ограничиваться соображениями доступности — многие издания издавались малыми тиражами и в настоящее время труднодоступны.
Фанатские сайты, как правило, не годятся на роль авторитетных источников, поскольку страдают недостоверностью и отсутствием редакторского контроля, нередко являясь самопубликуемыми. «Официальная» информация, исходящая напрямую от разработчиков игры, может представлять ценность для написания статьи, но для Википедии значение имеет не «официальность», а авторитетность источника.
Сама игра как первичный источник может использоваться для написания разделов статьи о сюжете, мире и игровом процессе, но эти разделы не должны опираться исключительно на саму игру как источник. Игра не должна служить источником для информации, которую затруднительно или невозможно из неё извлечь без специальных инструкций — например, о пасхальных яйцах или технических особенностях движка.
Викиданные является родственным проектом Википедии и представляет собой базу знаний, которая используется всеми языковыми разделами.
Викиданные используются в том числе в статьях по тематике компьютерных игр, и происходит это посредством автоматического их включения в содержимое статьи с соответствующим контексту оформлением. Здесь описываются основные понятия Викиданных, необходимые для большинства действий в рамках проекта компьютерных игр.
Основными элементами базы знаний являются спецификаторы, свойства и утверждения. Спецификаторы (
англ.
qualifiers
) именуются как Qnnn, и при этом к каждой статье в Википедии соотносится один спецификатор. Например,
и статья компьютерной игры
SimCity 2000
связаны друг с другом. Переход к соответствующему статье спецификатору можно сделать через меню слева от статьи
В других проектах
→
Элемент Викиданных
. Если такой элемент отсутствует, то сначала следует попробовать связать статью с другим языковым разделом (там же,
Языки
→
Добавить ссылки
). Если же спецификатор не будет найден, то его можно создать (пункт меню
Create a new item
на
). Таким образом, после получения доступа к спецификатору статьи можно перейти на его страницу Викиданных и далее просматривать, дополнять или обновлять поля данных, связанных с рассматриваемой статьёй.
Вторым основным элементом Викиданных являются свойства ( англ. properties ), которые именуются как Pnnn. Например, свойство ( англ. game mode ) служит для описания режим (-ов) игры, а свойство ( англ. MobyGames ID ) позволяет записать ссылку на ресурс MobyGames с этой игрой.
Следующим основным элементом Викиданных являются утверждения (
англ.
claims
). Если посмотреть на страницу спецификатора игры, то на ней видны множество утверждений про эту игру исходя из известных свойств. Например, на странице
есть утверждение о том, что
game mode
у игры это
single-player video game
(т.е. утверждается, что в
SimCity 2000
присутствует однопользовательский режим). Или, что
MobyGames ID
имеет значение
simcity-2000
, что формирует ссылку (т.е. утверждается, что ссылка на игру в MobyGames это
https://www.mobygames.com/game/simcity-2000
).
Если утверждения про свойство отсутствует, то оно может быть создано (
add statement
). Утверждения, как правило, включают в себя одно свойство и одно или более значений (
англ.
value
). В зависимости от свойства, утверждения могут работать по-разному. Так, в примере выше, значение
game mode
это связь с спецификатором однопользовательского режима игры (
), и при заполнении подобного утверждения нужно записывать в
value
известный игровой режим. Утверждение о
MobyGames ID
работает по-другому: здесь при заполнении нужно ввести строку-идентификатор, которая идёт после
https://www.mobygames.com/game/
в ссылке на MobyGames.
Технически при формировании отображаемой читателю статьи она получает доступ ко всем элементам Викиданных, которые ассоциированы с её спецификатором. Далее, различные инструменты (например, шаблоны) могут использовать полученные данные при формировании читателю страницы. Так, для описанных примеров, если в
карточке компьютерной игры
не указан режим, и при этом есть утверждение в Викиданных, то это поле карточки будет соответствующим образом заполнено. Если имеется утверждение о
MobyGames ID
, и при этом в статье присутствует шаблон
{{
внешние ссылки
}}
, то этот шаблон отобразит ссылку на ресурс в соответствующем формате.
Ниже описаны те шаблоны, которые повсеместно используются для формирования статей по тематике компьютерных игр и при этом могут задействовать элементы Викиданных.
Данные из базы знаний включаются в карточку компьютерной игры в случае, если они там не указаны. Это реализовано карточки. Например, если в карточке не указан разработчик игры, но при этом утверждение о свойстве присутствует, то разработчик будет отображён согласно полученному из базы знаний значению. Если необходимо опустить отображение поля несмотря на его наличие в Викиданных, то в это поле необходимо записать символ «-».
Шаблон {{ внешние ссылки }} используется для оформления ссылок на ряд часто встречаемых ресурсов и проставляется в статье перед категориями. При изменении Викиданных, на основе которых строится шаблон, он обновит себя автоматически.
Для этого шаблона в проекте компьютерных игр стоит отметить следующие ресурсы:
Агрегаторы:
Базы данных:
Социальные сети:
Таким образом, если необходимо указать в качестве внешних ссылок один из описанных ресурсов, то целесообразно это сделать с помощью шаблона «внешние ссылки» с использованием Викиданных. Для этого нужно создать или дополнить утверждения о соответствующих ресурсах. В качестве примеров применения см. статьи SimCity , Rampage , Heroes of Newerth . Ссылок на один ресурс может быть несколько, см. например MobyGames в Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction . Если данных для шаблона нет, то он никак не отображается в статье. Но в этом случае его имеет смысл проставить для того, чтобы он включал ссылки при дополнении Викиданных участниками других языковых разделов. Кроме описанных выше шаблон может включить ссылки на другие ресурсы, см. например Ивата, Сатору .
При оформлении ссылок на официальные сайты может использоваться шаблон {{ Официальный сайт }} . В случае отсутствия у него параметров шаблон использует свойство ( англ. official website ). Здесь для утверждений о данном свойстве есть возможность указания нескольких сайтов с дополнительными данными, например, языком сайта. В качестве примера см. статью Hearthstone .
Статья о компьютерной игре может содержать раздел внешних ссылок на источники в Интернете, где читатель сможет получить дополнительную информацию, по тем или иным причинам не подходящую для энциклопедической статьи. Следует помнить, что Википедия — не каталог ссылок : чрезмерно большие списки ссылок препятствуют развитию статей и отвлекают от конечной цели Википедии, поэтому количество внешних ссылок в статье следует ограничивать, руководствуясь здравым смыслом.
Внешние ссылки на обзоры и отзывы критиков и экспертов, размещённые на авторитетных сайтах, уместны и необходимы в статье, но предпочтительнее составить на основе таких материалов раздел, посвящённый критике игры, и привести ссылки на обзоры в виде сносок к нему .
Наиболее приемлемые ссылки :
Потенциально приемлемые ссылки :
Неприемлемые внешние ссылки :