Птицы Эдема
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рагу из синей птицы» — статья , опубликованная в « Комсомольской правде » от 11 апреля 1982 года , которая содержала письмо с резкой критикой творчества музыкальной группы « Машина времени ».
Автором статьи был Николай Кривомазов — собственный корреспондент « Комсомольской правды » в г. Красноярске ; авторами письма — писатель Виктор Астафьев , главный режиссёр Красноярского государственного театра оперы и балета Максимилиан Высоцкий, солист дипломант конкурса им. Глинки Евгений Олейников, директор Красноярской филармонии Леонид Самойлов, дирижёр Николай Сильвестров, поэт и драматург Роман Солнцев . Впоследствии Андрей Макаревич утверждал, что «половина подписей оказалась подделкой», но конкретных фамилий не назвал.
Критика рок-музыки носила в значительной степени идеологический , а не содержательный характер: «Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп »; «Нам же хотелось — и мы не считаем это желание личной прихотью, — чтобы советские ансамбли работали с поправкой на наше, советское, время…» ; «Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей…» и т. п. Статья содержала грубые ляпы (в частности, в качестве отрывка из произведений «Машины времени» была процитирована строчка из песни « Кто виноват » группы « Воскресение », никогда « Машиной времени » не исполнявшейся) [ источник не указан 710 дней ] .
По словам лидера группы Андрея Макаревича , за статьёй он ожидал репрессий в отношении группы:
В принципе, по нам уже постреливали и раньше: то Владимов затевал полемику на тему «Каждый ли имеет право?» (выходило, что мы не имеем), то кто-то ещё, но всё это размещалось на страницах газет типа «Литературной России», и никто к этому, конечно, серьёзно не относился. А «Рагу» было уже рассчитано на добивание. И общепатетический тон в лучших традициях Жданова , и подписи маститых деятелей сибирского искусства (половина этих подписей потом оказалась подделкой), все это шутками уже не пахло. А. Макаревич. Всё очень просто
— И, что должно было, по идее, произойти с « Машиной » после такой статьи?
— Всё по схеме. Собирается расширенное заседание министерства культуры, обсуждается критическая публикация во всесоюзной газете и делаются оргвыводы. Гендиректору Росконцерта , как обычно, выносят выговор, а проблемный ансамбль прекращает своё существование. … Подобная ситуация представлялась тогда безвыходной. Ни партия, ни КГБ , в самодеятельном варианте играть бы «МВ» уже не дали. Михаил Марголис . «Затяжной поворот: История группы „ Машина Времени “». Интервью Андрея Макаревича
Однако статья встретила резкое неприятие множества читателей, письма, в том числе коллективные, в защиту «Машины времени» шли в редакцию « Комсомольской правды » в огромном количестве. Возможно, по этой причине никаких серьёзных последствий публикация не имела. Несмотря на то, что отзывов, поддерживающих статью, оказалось достаточно, чтобы на их основании выпустить ещё одну статью с цитатами из читательских писем, также осуждающих стиль и идеологию группы, оргвыводы в отношении «Машины времени» так и не последовали .
…Я видел в редакции мешки писем под общим девизом «Руки прочь от „Машины“». Время от времени мешки сжигали, но приходили новые. Писали студенты и солдаты, школьники и колхозники, рабочие и отдельные интеллигенты. Коллективные письма дополнялись рулонами подписей. Я не ожидал такого отпора. В газете, по-моему, тоже. Поэтому они тут же разулыбались и свели все к такой общей беззубой полемике: дело, дескать, молодое, и мнения тут могут быть, в общем, разные… А. Макаревич . Всё очень просто
Не случилось этого только потому, что « Комсомольская правда » получила невероятное количество писем от наших поклонников (мне знакомые сотрудники газеты рассказывали, что эту корреспонденцию жгли во дворе редакции днем и ночью — её складывать было некуда), и инициаторы затеи просто испугались еще большего шума от нашего расформирования, чем от наших выступлений. Михаил Марголис . Затяжной поворот: История группы « Машина Времени »
Для « Машины времени » статья совпала с завершением очередного этапа существования — непосредственно после её выхода Ованес Мелик-Пашаев (который официально числился художественным руководителем ), Пётр Подгородецкий , Игорь Клёнов (звукооператор) и Дмитрий Рыбаков (числился рабочим, но при этом писал песни) покинули группу, а Сергей Рыженко и Александр Зайцев пришли в неё. Сергей Рыженко ушёл через год, а Зайцев продолжал играть до начала 1990-х годов.