Interested Article - Козьма Прутков

Козьма́ Петро́вич Прутко́в литературная маска , под которой в журналах « Современник », « Искра » и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэт граф Алексей Константинович Толстой (до 1875-го), братья Алексей , Владимир (наибольший в количественном исчислении вклад :7 ) и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых) .

Сатирические стихи , афоризмы Козьмы Пруткова и сам его образ высмеивали умственный застой, политическую « благонамеренность », пародировали литературное эпигонство .

Биография

Большая часть сведений о жизни Пруткова стала известна из « » (включавших «Некролог Козьмы Петровича Пруткова»), опубликованных после его «смерти».

Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой около Сольвычегодска , скончался 13 января 1863 года. Имел поместье в хуторке Пустынька около железнодорожной станции Саблино . По посмертному утверждению медиума получил домашнее образование от приходского священника, имел хорошие оценки :368 .

Провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества , на государственной службе. В 1820 году поступил на военную службу в гусарский полк «только ради красивого мундира» и пробыл на службе два года с небольшим. В ночь с 10 на 11 апреля 1823 года после товарищеской попойки Пруткову привиделся сон: он увидел перед собой голого бригадного генерала в эполетах , который, не дав Пруткову одеться, повёл его на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материалы , показывая их ему и даже прикладывая некоторые из них к его телу. Вдруг от прикосновения самого дорогого материала Прутков ощутил сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению, но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда начинал волноваться и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов , в Пробирную палатку , где и останусь навсегда!» Действительно, устроившись в одну из Пробирных палаток (являвшуюся частью Департамента горных и соляных дел в Министерстве финансов ) в 1823 году, он оставался в ней сорок лет, до самой смерти .

В Пробирной палатке Прутков дослужился до действительного статского советника и получил наивысшую должность — стал её директором :18 (на самом деле такой должности там не существовало; Пробирная палатка управлялась обер-контролёром проб) . Награждён орденом Святого Станислава 1-й степени .

Прутков был очень доволен своей службой. Только в период подготовки реформ Александра II он растерялся: сначала стал роптать, повсюду заявляя о преждевременности любых реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!». Однако потом, когда реформы оказались неизбежными, старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты браковали из-за очевидной невозможности их выполнения. Он объяснял это завистью, неуважением к опыту и заслугам, стал впадать в уныние и отчаяние. В один из таких моментов он написал мистерию «Сродство мировых сил». Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу. Он снова стал писать проекты, но уже ограничительного характера, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание ожидать значительного повышения по службе .

Внезапный апоплексический удар , постигший его в своём директорском кабинете, привёл к смертельному исходу 13 января 1863 года .

Образ

Один из авторов Пруткова, Алексей Жемчужников, в письме А. Н. Пыпину довольно подробно разъяснял образ Козьмы Пруткова:

«<…> тип Кузьмы Пруткова, который до того казённый, что ни мысли его, ни чувству недоступны никакая так называемая злоба дня, если на неё не обращено внимания с казённой точки зрения. Он потому и смешон, что вполне невинен. Он как бы говорит в своих творениях: „всё человеческое — мне чуждо“.»

«<…> В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большей части своих афоризмов или говорит с важностью казённые, общие места; или с энергиею вламывается в открытые двери; или высказывает мысли, не только не имеющие соотношения с его эпохою и с Россиею, но стоящие, так сказать, вне всякого места и времени. Будучи очень ограниченным, он даёт советы мудрости. Не будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России, он пишет „прожекты“. Он современник Клейнмихеля , у которого усердие всё превозмогало. Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя всевозможные обязанности, если Начальство на него их налагало» :393—394 .

Образ Козьмы Пруткова отличается высокой степенью проработки, что является уникальным случаем для литературных масок : у него есть чётко определённые биография, портрет, семья и место службы :6 .

История творчества

Первым произведением, ещё не имеющим сформировавшегося образа Пруткова, стала пьеса («шутка- водевиль » как называл её впоследствии Прутков) « », написанная Алексеем Толстым и Алексеем Жемчужниковым в 1850 году. Пьеса была поставлена 8 января 1851 года в Александринском театре :5 . Оба автора в то время были молодыми камер-юнкерами , любящими проказы и тяготящимися казёнщины, окружавшей их. Их пародия на популярные в то время водевили прошла сквозь цензуру, несмотря на царивший в то время николаевский реакционизм . В «Фантазии» (названной по имени собачки одной из героинь) доводятся до абсурда банальные водевильные ситуации. Во время премьеры разразился скандал : возмущённый император Николай I не дождался окончания и ушёл из театра, заявив: «Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видал». На следующий день пьеса была запрещена :12—14 .

Басня « » была написана Александром Жемчужниковым в 1851 году и так понравилась первым двум авторам, что были написаны другие басни: « », « », « », « ». Все басни, кроме последней, были изданы в журнале « Современник » (кн. XI, в «Заметках Нового Поэта») в том же году без указания авторства. В шутку поставив эти басни в один ряд с творчеством Ивана Крылова , авторы решили писать подобные произведения совместно под именем: «Козьма Прутков» :15 . Выбор имени объяснил позже Алексей Жемчужников в разговоре с И. А. Буниным :

Мы — я и Алексей Константинович Толстой — были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти.

К лету 1853 года образ Пруткова был сформирован и написано достаточно произведений (включая комедию « ») для того, чтобы передать их для публикации в специально созданном разделе «Литературный ералаш» журнала «Современник». Предполагавшееся первоначально издание сборника произведений Козьмы Пруткова не состоялось.

После шестилетнего перерыва публикации Пруткова возобновились в 1860 году.

13 января 1863 года Козьма Прутков «умер» от инсульта на рабочем месте. В «Современнике» вышла подборка статей «Краткий некролог и два посмертные произведения Козьмы Петровича Пруткова» и « », а также комедия «Опрометчивый Турка, или Приятно ли быть внуком?» Некролог и примечания к двум ранее не издававшимся произведениям были подписаны якобы племянниками Шерстобитовым и Воскобойниковым . К тому времени настоящие авторы жили далеко друг от друга и им было тяжело согласовывать творчество и сохранять образ Пруткова целостным. Кроме того, появившиеся литературные подделки «под Пруткова» и приписываемые ему произведения заставили авторов ещё раз задуматься о публикации собрания сочинений, но опять публикация книги была отложена на неопределённый срок. В 1863 году Ф. М. Достоевский написал в « Зимних заметках о летних впечатлениях »: «Есть у нас теперь один замечательнейший писатель; краса нашего времени, некто Кузьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности: до сих пор не издал ещё полного собрания своих сочинений» .

В 1875 году умер Алексей Толстой, и над изданием сборника остались работать Владимир и Алексей Жемчужниковы. Владимир имел чёткое представление об образе Пруткова и о том, что должно включаться в сборник, а что — нет: «для Пруткова недостаточно просто „смешного“, а нужна литературная отделка и известный род смешного». По этой причине «прутковской» первоначально не была признана комедия «Любовь и Силин», написанная Александром Жемчужниковым самостоятельно :452—453 .

В начале 1860-х годов была написана комедия «Торжество добродетели» (первоначально названная «Министр плодородия»), но царская цензура не разрешила опубликовать её в « Свистке ». Рукопись на долгие годы была утеряна, и только в 1959 году отыскал её в архиве Академии наук СССР в Ленинграде. Впервые комедия была опубликована в издании « Литературное наследство » . Она оценивается критиком Б. Я. Бухштабом как «наиболее значительная комедия Козьмы Пруткова, единственная, содержащая политически острые мотивы» :19 .

«Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и биографическими сведениями» вышло из типографии М. М. Стасюлевича в 1884 году небольшим тиражом в 600 экземпляров. Книга была быстро раскуплена и в следующем году была переиздана уже тиражом в 2000 экземпляров. С тех пор сборник регулярно переиздавался, и в 1916 году вышло уже 12-е издание.

Имя

По свидетельству современников, в качестве основы для псевдонима авторами Пруткова было взято имя реально существовавшего человека — крепостного дворецкого у Жемчужниковых Кузьмы Пруткова (по другим сведениям, Фролова) :11—13 .

Произведения Пруткова до 1863 года подписывались именем «Кузьма Прутков», а после «смерти» — «Козьма Прутков», но в «Некрологе», «Биографических сведениях» и других статьях авторы подчёркнуто именовали Пруткова Ко с ьмой для усиления гротескности мнимой значимости: «<…> он писался всегда: Косьма (а не Кузьма), подобно прочим своим великим тёзкам — Косьме Минину , Косьме Медичи и т. д.» :16, 380—381 . В частной переписке братья Жемчужниковы могли называть его и Козьмой, и Косьмой, и Кузьмой.

Портрет

Портрет намеренно написан таким образом, что о Козьме Пруткове складывается мнение как о напыщенном и самодовольном человеке. На портрете он смотрит на зрителя сверху вниз и саркастически улыбается. Волосы его умышленно всклокочены в артистическом беспорядке :339—340, 342 .

Карандашный набросок Козьмы Пруткова (сейчас он хранится в Государственном Русском музее в коллекции Л. М. Жемчужникова :455 ) выполнил Лев Михайлович Жемчужников в 1853 году во время подготовки к печати сборника произведений Пруткова. Затем набросок был передан художникам Александру Егоровичу Бейдеману и Льву Феликсовичу Лагорио , «которые нарисовали и перерисовали на камень ». Портрет был отпечатан в типографии Тюлина для включения его в книгу собрания сочинений Пруткова, которая так и не вышла — вместо этого произведения печатались в журнале «Современник». Несмотря на то, что портрет был создан и готов к печати в 1853 году, его публикация была запрещена цензорами на том основании, что он может оказаться карикатурой на какого-либо реального чиновника. Через 30 лет, когда полный сборник сочинений Пруткова готовился к печати, Владимир Жемчужников был вынужден разыскивать по знакомым литографическую копию этого портрета :339—340, 395 .

После официального издания портрета выходило множество интерпретаций, колоризаций и шаржей на оригинал. Визуализацию образа Козьмы Пруткова продолжили авторы журнала « Сатирикон », которые в 1913 году выпустили к 50-летию со дня смерти поэта специальный номер с рисунками Ре-Ми (Николая Ремизова) . К изданию сборника Пруткова в 1961 году художником Н. В. Кузьминым была нарисована серия портретов и иллюстраций .

Проблема авторства

После того, как сочинения Пруткова стали популярными, под данным псевдонимом самовольно публиковалось большое количество произведений сатирического характера других авторов. Братья Жемчужниковы в 1883 году вынуждены были обратиться в газеты и журналы для опровержения причастности настоящих авторов Козьмы Пруткова к данным произведениям :341 .

Согласно нескольким свидетельствам современников, некоторое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принадлежало Александру Аммосову , который сам нередко выступал под псевдонимом «Последователь Козьмы Пруткова» в «Современнике». Наиболее определённо об этом высказался Пётр Шумахер (в 1884 году).

«Братья Жемчужниковы нечестно поступили, умолчав об Александре Аммосове, который более Алексея Толстого участвовал в их кружке: „ “ и „ “ — не их, а Аммосова. Это знают многие, а будь жив граф Алексей, он, как человек честный, правдивый не допустил бы этой передержки» .

П. В. Шумахер из частной переписки с П. И. Щукиным

Аналогичным образом высказался и Константин Александрович Булгаков (соученик Лермонтова и известный острослов) в своём письме от 15 февраля 1859 г. к художнику- искровцу Николаю Степанову . В примечаниях к «Полному собранию сочинений Козьмы Пруткова» Б. Я. Бухштабом утверждается, что басня «Пастух, молоко и читатель» была прислана в редакцию « Свистка » анонимно :437 . Тем не менее, обе басни вошли в сборник под редакцией братьев Жемчужниковых в 1884 году, в котором причастными к творчеству Пруткова назывались только Алексей Толстой, Алексей Жемчужников, Владимир Жемчужников, Александр Жемчужников и Пётр Ершов (несколько куплетов), и утверждалось, что «никто — ни из редакторов и сотрудников журнала „Современник“, ни из всех прочих русских писателей — не имел в авторстве Козьмы Пруткова ни малейшего участия» :341 .

Об участии своего брата Александра Владимир Жемчужников писал так: «Брат мой Александр вовсе не обладает литературным дарованием и никогда не был разборчив в смешном; поэтому он никогда ничего не мог написать один, но из массы его шуток бралось иногда нами кое-что и отделывалось. Так написаны 3 первые басни, при его участии, братом моим Алексеем; а комедия „Блонды“ — под непосредственным руководством моим и с некоторыми дополнениями брата Алексея» :452 .

Есть вероятность, что в кружке «прутковцев» также принимал участие М. Н. Лонгинов , часто совершавший «проказы» в Санкт-Петербурге в компании с Толстым, братьями Жемчужниковыми и Пыпиным :18—20 .

По убеждению литературоведа П. Н. Беркова «Прутковым должно именовать то, что написано было кружком его „опекунов“ коллективно или каждым из них в отдельности за подписью Пруткова или же, наконец, предполагалось ко включению в Пруткова…» ( РГАЛИ . Ф.103. Оп. 1. Ед. хр. 19. Лл. 1—10) .

Крылатые фразы

  • Глядя на мир, нельзя не удивляться.
  • Одного яйца два раза не высидишь.
  • Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок.
  • Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
  • Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
  • Бди!
  • Что имеем — не храним; потерявши — плачем.
  • Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
  • Никто не обнимет необъятного.
  • Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
  • Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
  • Если хочешь быть счастливым, будь им.
  • Где начало того конца, которым оканчивается начало?
  • Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
  • Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
  • Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
  • Вакса чернит с пользой, а злой — с удовольствием.
  • Усердие всё превозмогает!
  • Бывает, что усердие превозмогает и рассудок .
  • Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц — ночью.
  • Лучше скажи мало, но хорошо.
  • Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
  • Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.
  • Легче держать вожжи, чем бразды правления.
  • Не всё стриги, что растёт.
  • В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
  • Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
  • Держаться партии народной и современно, и доходно.
  • И устрица имеет врагов.
  • Не всякий генерал от природы полный.
  • Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
  • Что есть хитрость? — Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.
  • Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
  • Не в совокупности ищи единства, но более — в единообразии разделения.
  • Единожды солгавши, кто тебе поверит?
  • Мудрость, подобно черепаховому супу, не всем доступна.
  • Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!
  • Нет адъютанта без аксельбанта.

Зри в корень

Фраза «Зри в корень» приписывается Пруткову ошибочно — у него есть фраза «Смотри в корень!» (пятый афоризм в «Плодах раздумья») . Авторство «Зри в корень» принадлежит А. С. Шишкову : одна из глав «Славянорусского корнеслова», изданного в 1817 году, носит название «Зри в корень: сын всегда говорит языком отца» . Возможно, своей фразой Прутков высмеивал ретроградные идеи Шишкова (позже якобы отцом Пруткова была написана оперетта « » с главным персонажем Шишкенгольмом, идею и несколько куплетов для которой дали ссыльный декабрист Н. А. Чижов и поэт П. П. Ершов ).

Семья

У Козьмы Пруткова, согласно опубликованным произведениям Толстого и братьев Жемчужниковых, были следующие родственники:

  • Федот Кузьмич Прутков (родился в 1720 году, умер в 1790 году ) — дед, деревенский помещик, отставной премьер-майор , автор « » (изданы в 1854 году) и « » (1860 год).
    • Пётр Федотыч Прутков — отец, деревенский помещик, автор оперетты « » (издана в 1856 году).
      • Сам Кузьма + Антонина Платоновна Пруткова (до замужества Проклеветантова ) — жена.
        • Андроник Кузьмич Прутков — сын, автор комедии «Любовь и Силин».
        • Антон и Агапий Кузьмичи Прутковы — сыновья, авторы комедии «Фантазия» и драмы «Торжество добродетели» (другое название «Министр плодородия», с примечаниями Козьмы Пруткова, полученными посредством спиритического сеанса ) (изданы в 1864 году).
        • Четыре неуказанных сына и шесть неуказанных дочерей.
      • Некие сиблинги . Их дети:
        • Кузьма Кузьмич Прутков — племянник.
        • Воскобойников — племянник, отставной поручик.
        • Калистрат Иванович Шерстобитов — племянник.

Память

Библиография

Сборники «Досуги» и «Пух и перья»:

  • Стихотворения и басни
  • «Плоды раздумья». Мысли и афоризмы

Эссе:

  • «Выдержки из записок моего деда»
  • «Проект: о введении единомыслия в России»

Драматические произведения:

  • «Фантазия». Комедия в одном действии
  • «Блонды». Драматическая пословица, в одном действии
  • «Спор древних греческих философов об изящном». Драматическая сцена из древнегреческой классической жизни в стихах
  • «Черепослов, сиречь Френолог». Оперетта в трёх картинах (Сочинение Петра Федотовича Пруткова)
  • «Опрометчивый Турка, или: Приятно ли быть внуком?» Естественно-разговорное представление
  • «Сродство мировых сил». Мистерия в одиннадцати явлениях
  • «Любовь и Силин». Драма в трёх действиях
  • «Торжество добродетели» («Министр плодородия»). Драма в четырёх действиях из французской современной жизни

Собрания сочинений

  • Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и биографическими сведениями. — 1-е изд. — С-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1884. — 253 с.
  • Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом, fac-simile и биографическими сведениями. — 12-е изд. — Петроград: Типография М. М. Стасюлевича, 1916. — 253 с.
  • Козьма Прутков . Полное собрание сочинений / Серия: «Библиотека „Иллюстрированная Россия“» — Париж, 1937. — 140 с. (том 1), 207 с. (том 2) .
  • Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова / Серия: «Библиотека поэта. Большая серия» / Вступ. статья, ред. и примеч. Б. Я. Бухштаба. — М.: Сов. писатель, 1949. — 408 с., 7 л. ил.
  • Козьма Прутков . Сочинения Козьмы Пруткова / Прутков Козьма; Толстой Алексей Константинович; Жемчужников Алексей Михайлович; Жемчужников Александр Михайлович; Жемчужников Владимир Михайлович; Вступ. ст. Д. И. Заславского; Подгот. текста, примеч. А. К. Бабореко. — М.: Художественная литература, 1955. — 419 с.
  • Сочинения Козьмы Пруткова / авт. примеч. А. К. Бабореко; худож. С. Пожарский. — М.: Гослитиздат, 1959. — 398 с.: ил. — (Классики и современники. Русская классическая литература)
  • Драматические произведения / Козьма Прутков. — М.: Искусство, 1974. — 157 с.
  • Козьма Прутков . Сочинения Козьмы Пруткова / Вступ. статья В. Сквозникова; Примеч. А. К. Бабореко. — М.: Худож. лит., 1976. — 381 с.
  • Сочинения Козьмы Пруткова. / Сост. и послесл. Д. А. Жукова ; Примеч. А. К. Бабореко. — М.: Сов. Россия, 1981. — 304 с.
  • Сочинения Козьмы Пруткова / Сост., вступ. статья и коммент. Вл. Новикова; худож. Л. Тишков. — М.: Книга, 1986. — 413 с.
  • Сочинения Козьмы Пруткова / авт. предисл. Ф. Кривин; авт. примеч. А. Бабореко; худож. Б. Тржемецкий. — М.: Худож. лит., 1987. — 335 с.: ил. — (Классики и современники. Русская классическая литература)
  • Козьма Прутков. Сочинения / [сост. и авт. предисл. С. Дмитренко ].. — М. : Эксмо, 2005. — 350 с. — (Самое лучшее, самое любимое). — 5000 экз. ISBN 5-699-14265-7 .

На иностранных языках

Козьма Прутков практически неизвестен за рубежом.

Первая книга, посвящённая Пруткову на английском языке: Barbara Heldt Monter , Koz’ma Prutkov — The Art of Parody, The Hague-Paris, 1972, p. 143 .

На немецкий язык перевёл некоторые произведения Пруткова, в том числе две пьесы — «Опрометчивый Турка, или Приятно ли быть внуком?» и «Сродство мировых сил», эссе «Проект: о введении единомыслия в России» и афоризмы. Была опубликована книга: Fehler des Todes. Russische Absurde aus 2 Jahrhunderten. Произведения Пруткова в переводе с русского Питера Урбана. Франкфурт-на-Майне: , 1990. — 506 с. — ISBN 978-3-88661-102-7 .

В 2018 году февральский (90-й) номер немецкого журнала « », подготовленный , был посвящён Козьме Пруткову .

Сочинения по мотивам

  • Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья / Серия: Библиотека «Любителям российской словесности». — М. : Современник, 1976. — 382 с.
  • Смирнов А. Е. Козьма Прутков. Жизнеописание + Приложение: Прутковиада. Новые досуги. — СПб. : Вита Нова , 2010. — 640 с. — ISBN 978-5-93898-287-1 — Серия: Жизнеописание .
  • Смирнов А. Е . Прутковиада // Новый мир . 2001, № 9. — С. 120—134 .
  • Достоевский Ф. М. Гражданин . Газета-журнал политический и литературный. — СПб. : Тип. А. Траншеля, 10 октября № 23/25. 1878 .

Театральные постановки, радиопостановки, литературные программы на телевидении

Пьеса «Черепослов, сиречь Френолог» ставилась в петербургских (ленинградских) театрах: в 1909—1911 годах — в « Весёлом театре для пожилых детей » (там же режиссёром Николаем Евреиновым вновь была поставлена комедия «Фантазия» ) и театре «Фарс», в 1922—1923 годах — в « Свободном театре » Г. Юдовского .

В 1913 году в театре пародий « Кривое зеркало » (и позже в кабаре « Бродячая собака » ) состоялась премьера сатирической пьесы «Торжественное заседание в память Козьмы Пруткова» Н. Г. Смирнова и С. Щербакова . Там же была поставлена миниатюра «Прутков и Антихрист» за авторством Д. Мережковского и З. Гиппиус .

В 1975 году вышел радиоспектакль «Директор Пробирной палатки» с участием артистов ленинградских театров .

Литературная программа «Козьма Прутков. Директор Пробирной палатки» вышла на Центральном телевидении СССР в 1989 году .

На эстонском «Радио-4» вышел радиоспектакль «Опрометчивый Турка, или: Приятно ли быть внуком?» .

В 2007 году на « Радио России » вышел радиоспектакль «Фантазия» .

В 2016 году на сцене Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой режиссёром Алексеем Левинским были поставлены две пьесы Козьмы Пруткова — «Фантазия» и «Опрометчивый Турка» .

Литература

  • Берков П. Н. Козьма Прутков — директор пробирной палатки и поэт: К истории русской пародии / АН СССР. Институт русской литературы. Комитет по собиранию материалов сатирического жанра. — Л.: Академия наук СССР, 1933. — 226 с.
  • Сукиасова И. М. Язык и стиль пародий Козьмы Пруткова: (Лексико-стилистич. анализ). — Тбилиси: Издательство Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 266 с.
  • Смирнов А. Е. . — М. : Молодая гвардия, 2011. — 406 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03412-9 .

Примечания

  1. Козьма Прутков. Полное собрание сочинений / под ред. Л. А. Николаева. — 2-е изд. — Л. : Советский писатель, 1965. — 480 с.
  2. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  3. . ru.wikisource.org. Дата обращения: 26 мая 2019. 28 октября 2020 года.
  4. от 11 апреля 2022 на Wayback Machine / Борхвальдт О. В. Словарь золотого промысла Российской Империи. — М.: Русский путь, 1998. — 240 с.
  5. . Радио Свобода. Дата обращения: 30 мая 2019. 30 мая 2019 года.
  6. Берков П. Н. Козьма Прутков. Директор пробирной палатки и поэт. К истории русской пародии / ред. издания акад. А. С. Орлов. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1933. — 226 с. — 7000 экз.
  7. Бунин И. А. . — Directmedia, 2017. — С. 33—34. — 202 с. — ISBN 978-5-4475-9010-9 .
  8. Зимние заметки о летних впечатлениях // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Т. 4. — Л. : Наука. Ленинградское отделение, 1989. — С. 400. — 388—452 с.
  9. Литературное наследство, Т. 67. — М. , 1959. — С. 759—763.
  10. от 7 июля 2020 на Wayback Machine // Известия ВГПУ. 2018. № 3 (126). — С. 159—164.
  11. . 7iskusstv.com. Дата обращения: 30 мая 2019. 30 мая 2019 года.
  12. Журнал «Исторический Вестник», № 2 за 1910 г., стр. 525—526
  13. А. Н. Аммосов. Стихотворения. Поэты 1860-х годов. Библиотека поэта. Малая серия. Издание третье. Л., «Советский писатель», 1968 г.
  14. Елена Пенская. . Журнал Новый мир . www.nm1925.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 15 июля 2019 года.
  15. Девиз графского рода Клейнмихель и его иронический парафраз .
  16. Прутков, Козьма. Российская государственная библиотека . dlib.rsl.ru (1898). Дата обращения: 27 мая 2019. 11 апреля 2022 года.
  17. Шишков Александр. . booksonline.com.ua. Дата обращения: 13 июля 2019. 22 мая 2022 года.
  18. Б. Я. Бухштаб, от 22 мая 2022 на Wayback Machine — « Омский альманах », кн. 5, 1945, с. ПО; кн. 6, 1947, с. 159; «Декабрист — участник „Козьмы Пруткова“». — Б. Я. Бухштаб, Библиографические разыскания по русской литературе XIX века, М., 1966, с. 18
  19. . ru.wikisource.org. Дата обращения: 28 мая 2019. 11 апреля 2022 года.
  20. . www.museum.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 июля 2019 года.
  21. . www.culture.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  22. . pravdasevera.ru. Дата обращения: 1 июня 2019. 1 июня 2019 года.
  23. wikimapia.org. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 августа 2011 года.
  24. . mapdata.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  25. . mapdata.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  26. . mapdata.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  27. Управление информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области. . Администрация Тамбовской области. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 мая 2019 года.
  28. . IAU Minor Planet Center . minorplanetcenter.net. Дата обращения: 30 мая 2019. 3 марта 2016 года.
  29. . eventsinrussia.com. Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.
  30. . Российская газета. Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.
  31. Гатчинская правда, № 108 (20402) от 24 сентября 2013 г. . Gatchina24.ru : Новости Гатчины и Гатчинского района (4 октября 2013). Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.
  32. Евгения Цинклер. . Интернет-портал «Российской газеты» . Российская газета (15 сентября 2013). Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.
  33. . Официальный сайт Ленинградской областной общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия», обладающей эксклюзивным правом ведения деятельности на территории Комплексного памятника природы «Саблинский» . www.sablino.net. Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.
  34. Наталья Соколова. . Интернет-портал «Российской газеты» . Российская газета — Федеральный выпуск № 63 (6931) (24 марта 2016). Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.
  35. . search.rsl.ru. Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  36. . search.rsl.ru. Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  37. . search.rsl.ru. Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  38. . search.rsl.ru. Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  39. . search.rsl.ru. Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  40. Neil Cornwell. . — Routledge, 2013-12-02. — 1020 с. — ISBN 9781134260775 . 22 мая 2022 года.
  41. Barbara Heldt Monter. . — The Hague: Mouton, 1973. 1 июня 2019 года.
  42. . www.zvab.com . AbeBooks Inc. & AbeBooks Europe GmbH. Дата обращения: 16 июля 2019. 16 июля 2019 года.
  43. Соколова Е.в. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. — 2019. — Вып. 2 . — ISSN . 16 июля 2019 года.
  44. Müller, Lothar (2018). . sueddeutsche.de . из оригинала 16 июля 2019 . Дата обращения: 16 июля 2019 .
  45. Смирнов А. Е. // Новый Мир : журнал. — 2001. — № 9 . — С. 120—134 . 18 июня 2019 года.
  46. Достоевский Ф. М. Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга. — Полное собрание сочинений в 30 томах. — Л. : Наука, 1980. — Т. 21. — С. 248—251. — 551 с. — 55 000 экз.
  47. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. — М. : Олма-Пресс, 2004. — С. 213. — 862 с. — ISBN 5-224-04462-6 .
  48. . Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов) . www.opentextnn.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 14 февраля 2018 года.
  49. Елизавета Дмитриевна Уварова. . — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 176, 316. — 874 с. — ISBN 9785224044627 . 11 апреля 2022 года.
  50. Выготский Л. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. Т. 1. Драматургия и театр / сост., ред., вступ. ст., комм., прим. В. С. Собкин. — М. : Левъ, 2015. — С. 630, прим. 21. — 732 с. — ISBN 978-5-91914-016-0 .
  51. Елизавета Дмитриевна Уварова. . — ОЛМА Медиа Групп, 2004. — С. 309. — 874 с. — ISBN 9785224044627 . 11 апреля 2022 года.
  52. . www.staroeradio.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  53. Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России. . YouTube (4 ноября 2018). Дата обращения: 17 июля 2019. 11 апреля 2022 года.
  54. . www.staroeradio.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  55. . penza-trv.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  56. . sheba.spb.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  57. Елена Пенская. // Журнал «Новый мир» : Ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли. — 2017. — Декабрь ( № 12 ). 15 июля 2019 года.

Ссылки

  • на сайте «Козьма Прутков со товарищи»
Источник —

Same as Козьма Прутков