Практики Нью-эйдж
- 1 year ago
- 0
- 0
Нью-эйдж ( англ. New Age , буквально «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного , эзотерического и синкретического характера . В более узком смысле этот термин используется для описания идеологически и иногда организационно связанных религиозных движений, идеологи которых оперируют понятиями «Новая эра», « Эра Водолея » и «Новый век», а также иногда именуют себя таким образом. Эти движения зародились и сформировались в своих основных чертах в XX веке, но продолжают активно действовать и по сей день. В основании учения некоторых из движений в духе «Новой эры» — теософские взгляды , однако к ним близки и объединения на другой идеологической основе, например, последователи Бруно Грёнинга . При этом члены одной организации могут одновременно сочувствовать идеологам родственных движений и участвовать в их работе, переходить из одной группы в другую. Именно из-за того, что речь часто идёт об одних и тех же людях, некоторые исследователи предлагают использовать обобщающее название New Age для всех групп с близкой идеологией . Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-х годах.
Всех сторонников движения объединяет ожидание «великого преобразования», наступления новой эпохи ( New Age ), которая должна прийти на смену современной культуре. Утверждается, что эта грядущая культура New Age гораздо более совершенна и должна ознаменоваться грандиозным скачком в духовном, мыслительном и технологическом развитии человечества. Отдельные группы, увлекающиеся астрологией , называют эту эпоху « Эрой Водолея ». Её начало относят к современности или ближайшему будущему (XX—XXII столетиям).
Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением ( сектой , общиной , традицией , школой ), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных , эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.
Движение Нью-эйдж получило развитие и в России , где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные .
Некоторые российские исследователи рассматривают группы движения Нью-эйдж как разновидность деструктивных культов .
Понятие «Нью-эйдж» широко распространилось в западных средствах массовой информации и литературе в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше . В XX веке Нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками Нью-эйдж были оккультные течения конца XIX — начала XX века , такие как спиритизм , теософия и антропософия , месмеризм , « новое мышление », астрология , магия , каббала , герметизм , сакральная геометрия и т. п.
Нью-эйдж обрёл популярность в результате культурного и духовного кризиса, который назрел в западной культуре , а также проникновения в общественное сознание идей и концепций из других религиозных культур ( индуизм , буддизм , шаманизм и т. д.), распространения неоязычества на почве неформальных общественных объединений и маргинальных социальных групп. Многие люди утратили доверие к институту церкви. Школьное образование деградирует [ источник не указан 1336 дней ] , утрачивают влияние традиционные социальные институты. Пустующую нишу заняли религиозные движения, которые часто объединяют под названием Нью-эйдж, ставшие заменой традиционным западным культурным и религиозным традициям .
После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного , эзотерического и синкретического характера , совокупность которых впоследствии получила название «Нью-эйдж» ( англ. New Age ). Движение зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий 1950-х годов и духовного утопизма 1960—1970-х годов . К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран . Термин «Нью-эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли , позиционировавшей себя в качестве духовной наследницы Теософского общества , и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью-эйдж», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся , где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Таким образом в Нью-эйдж был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям . Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма , современный Нью-эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма , во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам . Для современного Нью-эйдж характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие .
После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжных субкультур , таких как битники и хиппи , которые ставили под сомнение западные ценности и считали экзистенциальный и духовный поиск одним из важнейших аспектов жизни. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активную деятельность миссионеры и проповедники восточных конфессий.
Крупное международное сообщество Нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием «Фонд Финдгорна» (Findhorn Foundation) .
Манифестом движения Нью-эйдж стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy).
Идеи и мировоззрения Нью-эйдж нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.
К центральным мировоззренческим положениям Нью-эйдж относят идею «трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ со всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом» .
Выделяют следующие положения мировоззрения Нью-эйдж :
Французский антрополог Паскаль Буайе указывает на следующие особенности мировоззрения New Age, называя их тешащими самолюбие и «льющими бальзам на душу» (см. также ниже ):
Оно утверждает, что люди — все до единого — обладают огромной «силой» и нет такого интеллектуального или физического подвига, который был бы им не по плечу. Согласно этому учению, все мы связаны с таинственными, но по сути своей благосклонными силами Вселенной. Здоровье можно укрепить за счет внутренней духовной стойкости. Человек по природе своей добр. Большинство людей до нынешней жизни прожили другую, весьма интересную.
Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения Нью-эйдж:
В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в Нью-эйдж, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса . В частности, цикличность (замкнутый круг) времени выражена в календаре майя , используемом в Нью-эйдж .
Ряд течений и авторов ( Экхарт Толле , Ли Кэрролл , современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн , течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция, подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age .
По мнению авторов Нью-эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией . Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности [ уточнить ] , подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий. Тем не менее, поскольку эти движения действуют в определённом религиозном и социокультурном контексте, они ориентируются на своего адресата, целевую аудиторию. Хотя в их основе лежит синкретическая смесь, они стараются привлечь сторонников из среды людей, изначально воспитанных на конкретной религиозной основе. Поэтому, например, в странах, где традиционно исповедуется христианство , идеологи New Age неизбежно обращаются к личности Христа и вступают в полемику с Библией (См. статью Ли Кэррол ).
Паскаль Буайе относит Нью-Эйдж к категории утешительных религий , призванных выработать обнадеживающий взгляд на мир .
В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из Нью-эйдж, как на Западе, так и на Востоке:
Обратное воздействие Нью-эйдж на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
Случается также, что под маской Нью-эйдж менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции . Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации их традиции «белыми шаманами », которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества .
Другой пример — последователь религии Нью-эйдж и священник Оомото в Беларуси организовал в 1990 -х годах финансовую пирамиду , и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги .
На развитие Нью-эйдж в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги . Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время .
К Нью-эйдж в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К Нью-эйдж можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения , занятия целительством и мистические духовные практики.
Одними из центров распространения Нью-эйдж в России являются магазины (иногда называющие себя «холистическими центрами») сетей «Путь к себе», «Белые облака», «Роза Мира», «Логос» и т. д.
Под влиянием Нью-эйдж возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования . Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме .
Помимо традиционных восточных школ ( акупунктура , аюрведа , цигун ), популярны течения:
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека.
В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
Основанные на положениях Нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по-разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья. [ источник не указан 88 дней ]
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
|
Стиль этого раздела
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Исследование Новой Эры невозможно без понимания её не только как религиозного движения, но также как социокультурного феномена, отражающего трансформацию культуры, сформировавшейся на основе христианских духовных ценностей и нравственных норм, в неоязыческую, наполненную новыми символами, смыслами, ценностными установками. Можно обнаружить много признаков распространения влияния New Age на различных уровнях культуры. В духовной сфере это — широкое бытование веры в астрологию, реинкарнацию , отказ от понятия греха в европейской парадигме (буддизм, индуизм, ислам, а также китайская парадигма по иному рассматривает эти вопросы), стремление к оздоровлению с использованием нетрадиционных методик . Ярко проявляются черты New Age и в материальной культуре: наполнение пространства человека оккультными предметами (амулеты, «денежные лягушки» и проч.), обстановка помещений согласно правилам фэн-шуй . Новое религиозное мышление отражается в поведении и образе жизни части населения. Так, во многих крупных городах привычным для многих людей становится посещение занятий йоги, консультаций колдуна или экстрасенса. Очень характерны для эпохи New Age обостренные эсхатологические ожидания. Вольные и невольные адепты учения вовлечены в циклы ожидания необычных «событий вселенского масштаба», которые назначаются на определённые даты. « Конец Света » назначается лидерами New Age уже не в первый раз.
Быстрое распространение идей и предметов в духе «Новой эры» происходит посредством самых современных средств связи и маркетинговых технологий . Много объявлений об открытии новых клубов для «духовного развития», «улучшения кармы» и проч. можно обнаружить во многих популярных газетах и на интернет-сайтах. В новостных телепрограммах наряду с прогнозом погоды нередко объявляют и астрологический прогноз. В широких массах населения прочно укореняется специфический для New Age лексикон, включающий, например, такие выражения, как «энергетический вампиризм», «аура», «энергетика» и т. п. Одна из форм проявления идеологии New Age в массовой культуре — широкое использование символов восточных религий, ассоциация календарного года с образами определённых животных (как в китайском календаре ), что порой получает поддержку со стороны государственных учреждений.
New Age также называют популярный жанр музыки ( музыка нью-эйдж ), возникший независимо от идеологии Нью-эйдж. Этот жанр характеризуется сочетанием старинной этнической или религиозной музыки с расслабляющей электроникой . Среди представителей этого жанра — Карунеш , Гови , Китаро , , Янни и другие. Музыка в стиле нью-эйдж Дойтера и Карунеша использовалась в качестве фона для медитаций Ошо . Но в целом музыка «нью-эйдж» кроме названия почти никак не связана с религиозными движениями . Многие музыканты, играющие в этом жанре, относят себя к христианам ( Эния и Мойя Бреннан , лидер Era Эрик Леви ), атеистам (лидер Gregorian Франк Петерсон ) или агностикам (лидер Enigma Мишель Крету , Сюзанна Дусе ), а некоторые (та же Эния ) выступают против самого ярлыка «нью-эйдж».
Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к Нью-эйдж того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда оттенок обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения Нью-эйдж носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.
Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений Нью Эйдж, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий « биополе », « персонального магнетизма » и т. д.
Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как « ауру » различных цветов (что-то вроде нимба ). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое « биоэнергетикой » или « биоэнергоинформатикой », в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях , парапсихология , астрология и элементы различных религиозных культов .
Некоторые традиционные религии, в частности, основные ветви христианства и ислам относятся к Нью-эйджу резко негативно и считают, что его адепты подвергают себя большой опасности духовного самообмана . Суфийские течения ислама отрицательно относятся к утверждениям последователей Нью-эйджа о том, что популярные в этом течении Г. И. Гурджиев , П. Д. Успенский и Идрис Шах будто бы являлись суфиями .
Значительная часть направлений Нью-эйджа критикуется представителем РПЦ , известным деятелем российского антикультового движения А. Л. Дворкиным . Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения и причисляются к деструктивным сектам . Активно критикует различные направления Нью-эйджа известный православный публицист и проповедник Андрей Кураев . С критикой движения Нью-эйдж выступает известный православный богослов Алексей Ильич Осипов .