Interested Article - Архитектура

Храм Гефеста в Афинах
Современный мегаполис. Шанхай

Архитекту́ра , или зо́дчество искусство и наука строить , проектировать здания и сооружения (включая их комплексы ) , а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих среду для жизни и деятельности человека . Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями, эстетическими и художественными воззрениями . В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность), эстетические (красота) свойства объектов и их художественно-образный смысл .

Родственные термины, также имеющие аналогичную этимологию, но не являющиеся синонимами: архитектоника , тектоника .

Художественный смысл и специфику архитектуры как искусства лучше всего выражает классическая Триада Витрувия : Прочность, Польза, Красота (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). В дальнейшем эту формулу стали трактовать исключительно широко — как три мира, или три «царства», с которыми имеет дело архитектор .

Древнеримский архитектор Витрувий назвал шесть «составных частей архитектуры»:

  • ординация (строй, или порядок; греч. taxis), в современной теории композиции близко понятию «конструкция»;
  • благообразие (украшение);
  • соразмерность (пропорционирование);
  • экономия (расчет);
  • евритмия (уравновешенность);
  • дистрибуция, или удобное расположение зданий .

Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполнять жизненные функции общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей .

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Эта задача выделилась в отдельное направление — градостроительство , которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства .

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия , присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров Всемирный день архитектуры .

Различие понятий «архитектура» и «зодчество»

Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из др.-греч. αρχιτέκτων — главный строитель; ἀρχη + τέκτων — плотник (др.-рус. архитектонъ); лат. architector ). Поэтому на Руси «архитектоном» называли главу артели плотников (строителей из дерева), также устар.: архитект, алхитехтур . Главу строителей-каменщиков называли иначе: зодчий (др.-рус. зьдъчии, от зьдъ — «каменная стена»; здать — месить, мять, обмазывать глиной, укреплять . С этим словом тесно связан древний глагол здати — строить, создавать. Первоначально зодчеством называли лишь каменное строительство. Летописи обычно разделяли понятие «создал» — построил каменное здание и «поставил» — деревянное .

Со временем, когда в результате усиления связей древнерусских зодчих с западноевропейской строительной традицией, латинское слово «архитектор» изменило первоначальное значение и стало обозначать не плотничество, а европейскую «учёность», передовую строительную науку «на европейский манер», то и слово «зодчество» обрело иной смысл. Оно стало обозначать русскую архитектуру в национальных традициях. Отсюда, к примеру, общепринятое определение «русское деревянное зодчество» (хотя этимологически должно быть: архитектура), в котором теперь не видят никакого противоречия .

В оригинальной терминологии выдающегося немецкого архитектора и теоретика Готфрида Земпера бревенчатый сруб представляет собой результат тектонического формообразования, каменная кладка — стереотомического (от др.-греч. στερεός — твёрдый, крепкий, и др.-греч. τομη — резание, сечение).

Архитектор

Профессия архитектора включает множество специализаций. К основным относятся:

  • Главный архитектор проекта, обычно является руководителем организации: архитектурно-проектного бюро или крупной фирмы, холдинга, концерна, объединяющих многие проектные и производственные объединения
  • Архитектор-проектировщик, в обязанности которого входит разработка общего архитектурного решения объекта: эскизный проект, создание проектной документации (совместно с техническими специалистами): руководство группой помощников по созданию комплектов рабочих чертежей ), макетированию (компьютерному моделированию), созданию видео-презентации, а также авторский надзор за реализацией архитектурного проекта;
  • Архитектор-градостроитель , разрабатывающий генеральные планы населённых пунктов и иную градостроительную документацию
  • Главный архитектор города или района — муниципальный служащий, который обеспечивает координацию деятельности проектных и контролирующих органов, разработку и контроль за исполнением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства
  • Дизайнер интерьера (проектировщик интерьера и оборудования) — архитектор-проектировщик, определяющий общую композицию и стиль, планировку и объёмно-пространственное решение интерьера здания, а также его предметное наполнение и декоративное оформление;
  • Ландшафтный архитектор , разрабатывающий пространственные решения, проекты озеленения и благоустройства территорий, малые архитектурные формы: ( декоративные вазоны фонтаны , скамейки , беседки , стелы , светильники)
  • Историк и теоретик архитектуры , осуществляющий научную, а также преподавательскую деятельность в области архитектуры
  • Архитектор-реставратор, возглавляющий группу специалистов по атрибуции, изучению памятника, различного рода экспертиз, практической реставрации, реконструкции или реновации памятники архитектуры
  • Архитектор-эксперт, осуществляющий внешнюю экспертизу проектной документации.

Профессия архитектора является творческой и считается свободной; архитектор в своей деятельности стремится быть независимым и руководствоваться только своими внутренними представлениями о красоте и целесообразности. Однако ему приходится работать в условиях историко-культурной, материальной и технической обусловленности, объективно существующими требованиями пользы и прочности (выражаемыми в нормативных актах), а также предпочтениями заказчиков и инвесторов.

Архитектура как вид искусства

Дом над водопадом . Арх. Фрэнк Ллойд Райт

Теоретик архитектуры А. И. Некрасов выразительно писал, что архитектура является «вместилищем жизни», в результате возникает «разрешение пространства во имя жизни», поэтому и само пространство, и объем, и масса воспринимаются как-то специфически и это является существом архитектуры. Художественный образ пространства составляет предмет искусства архитектуры. Поэтому «материалом искусства архитектуры являются не камень или дерево, а пространство и время» . Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры . В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности, например дизайна , архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, то есть выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире

Историческое развитие общества определяет функции , композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным ( тектоническим ) видам искусства , которые пользуются не иконическими (конвенциональными) знаками , или абстрагированными образами, предметов, явлений, действий обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия . Прагматическая оценка произведения архитектуры определяется представлениями о его способности обслуживать своё функциональное предназначение . Однако, такое одностороннее определение вызывает споры историков и теоретиков искусства, в том числе в вопросе о происхождении архитектуры. Что первично: утилитарная потребность укрытия от стихии или духовная потребность «удвоения человека в образной модели» (определение М. С. Кагана ). Первое иллюстрирует знаменитая «хижина Витрувия », объясняющая происхождение архитектуры от простого укрытия типа шалаша, или «куба» из четырёх вертикальных шестов, связанных перекладинами и дополненного плетёными завесами (модель Г. Земпера ). Второе объяснение связано с вопросом об изобразительной природе архитектуры.
Традиционная точка зрения сводится к тому, что архитектура, декоративно-прикладное искусство и промышленный дизайн относятся к так называемым неизобразительным , или архитектоническим , видам искусства ( А. В. Иконников , М. С. Каган). Напротив, А. Г. Габричевский , Б. Р. Виппер , Г. Зедльмайр и многие другие считали архитектуру изобразительным искусством с той лишь разницей, что выразительные и изобразительные средства архитектурного творчества имеют более абстрагированный характер в сравнении с живописью, графикой, скульптурой. Так Б. Р. Виппер упоминал категории средневековой эстетики: «природа созидающая» (лат. ) и «природа созданная» (лат. natura naturata ). Первое понятие означает «природу созидающих сил», второе — «природу явлений». Архитектура изображает «первую природу»; живопись, скульптура, графика — вторую. Вопрос, следовательно, заключается не в особой «неизобразительной природе» искусства архитектуры, а в специфике предмета и метода изображения. Поскольку главным выразительным средством архитектора являются пространственные отношения, то можно заключить, что архитектура изображает не формы окружающей действительности, а физические и духовные силы, энергию, устремления, полёт мысли в пространстве и времени; в более узком значении — функцию тех или иных элементов строительной конструкции. Именно поэтому в архитектурной композиции все её видимые части — стены, колонны, капители, своды — представляют собой не конструктивные, реально работающие детали, а изображение конструкции, части которой действительно работают, но их работа скрыта за внешними формами .

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим ) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально .
Церковь Рождества Богородицы на Перыне (1220-е гг.)

Однако и такая формальная морфология оспаривается учёными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры . Они «живут» вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий. Г. Зедльмайр писал о том, что архитектура способна «изображать нечто, превышающее ее, стоящее за ней и выше нее» . Зедльмайр также утверждал, что архитектура представляет собой «организующую силу для всех искусств», поэтому она является «не только изобразительным, но и изображающим искусством» . Эта же мысль подтверждается классическим афоризмом Микеланджело : «Архитектура — мать всех искусств» .

Таким образом, архитектура как художественно-образное «мышление в камне» (определение Г. К. Вагнера ) относится к пространственно-временны́м видам искусства . Интеграционные трансморфологические процессы в искусстве XX—XXI веков приводят к сближению жанров, форм и методов архитектурного, изобразительного и дизайнерского творчества .

Выразительными средствами архитектурного искусства являются масштаб, пропорции, метр, ритм, пластика и тектоника объемов, фактура и цвет используемых материалов . Всё это соединяется в архитектурной композиции . Понятие тектоничности подразумевает, что постройка должна быть не только прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление тектонической недостаточности, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, избыток декоративных деталей производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции . Архитектуру как искусство часто называют «застывшей музыкой » .

Основные области архитектуры

Проектирование зданий и сооружений

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений .

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

Градостроительство

( англ. ; Гонконг)

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и « градостроительство » (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические особенности.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье . Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру , исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет :

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды :

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель <…> занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ :

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

В конце XX века , из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика .

Ландшафтная архитектура

парк Версальского дворца — образец ландшафтной архитектуры

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов , парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков , садов , озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального , эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»

« Бумажная архитектура » — теоретическая деятельность архитекторов , состоящая в проектировании без цели их последующей материализации. История «бумажной архитектуры» как вида фантазийного архитектурного творчества восходит к знаменитым циклам гравюр Дж. Б. Пиранези . Примером бумажной архитектуры Нового времени являются графические циклы Якова Георгиевича Чернихова .

Теория архитектуры

Строительный словарь определяет теорию архитектуры как науку , объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий ( категорий ) в том числе — архитектурная композиция , функция , форма , конструкция , архитектоника , , симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри .

История архитектуры

Капители различных архитектурных ордеров

История архитектуры представляет собой науку , исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Архитектурный стиль

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции ). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических , технических , религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм , модерн и эклектика , функционализм , конструктивизм и ар-деко ) .

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн ), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры , поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. В европейской культуре выделяют следующие архитектурные стили [ источник не указан 1492 дня ] :

Греческий храм на Сицилии , посвящённый Гере , построен в V веке до н. э.

Психологическое воздействие

Психолог Коллин Эллард отмечает способность архитектуры оказывать психологическое воздействие [ неавторитетный источник ] :

[…] здания заставляют нас чувствовать [эмоции заложенные в архитектурный дизайн], — точно так же как мы становимся счастливее, когда улыбаемся в ответ на радостную улыбку младенца. Эти взаимосвязи заложены в нашем организме в виде нервных цепей, предназначенных для того, чтобы мы могли делиться друг с другом опытом и адекватно реагировать на риски и возможности, таящиеся в нашей среде обитания .

См. также

Примечания

  1. Архитектура // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. — М.: Большая Российская энциклопедия , 2002. — 256 с.: ил. — С. 21—22 . — ISBN 5-85270-192-0 (кн. 2), ISBN 5-85270-218-8 .
  2. Архитектура // Архитектура // Большой Энциклопедический словарь . — 2000.
  3. . Дата обращения: 26 октября 2014. 26 октября 2014 года.
  4. А. В. Иконников . Архитектура // Большая Советская Энциклопедия . 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров . — М. : Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас . — С. 296—302 .
  5. Prak N. L. The Language of Architecture: A Contribution to Architectural Theory. The Hague-Paris, 1968
  6. Витрувий. Десять книг об архитектуре. — М.: КомКнига, 2005. — С. 11—14 (Кн. I, Глава II, 1—9)
  7. А. Гутнов , В. Глазычев . Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. ISBN 5-235-00487-6 .
  8. от 3 января 2014 на Wayback Machine
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. — М.: Прогресс, 1986—1987. — Т. 1. С. — 91
  10. Фасмер М. — Т. 1. С. — 89
  11. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М. : Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910—1914. — С. 246—247.
  12. Асеев Ю. С. Архитектура древнего Киева. Издательство «Будiвельник». Киев, 1982
  13. Власов В. Г. Архитектура. Классика и современность. Учебно-методическое пособие — СПб.: Изд-во СПб. Гос. Ун-та, 2014. — С. 8—9
  14. Некрасов А. И. Теория архитектуры. — М.: Стройиздат, 1994. — С. 41— 42
  15. Власов В. Г. Архитектура // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В.10 т. СПб.: Азбука-Классика, т. 1, 2004. С. 487—497.
  16. . Дата обращения: 15 декабря 2010. 14 июня 2011 года.
  17. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. — М.: Искусство , 1970. — С. 355—357.
  18. . Дата обращения: 15 декабря 2010. 1 июня 2011 года.
  19. Sedlmayr H. Die Architektur Borrominis. — Berlin, 1930; Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. — München, 1951; На рус. яз. см.: История архитектуры в избранных отрывках. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. С. 298—338
  20. Зедльмайр Х. Искусство и ситина. — . — М.: Искусствознание, 1999. — С. 10
  21. Письмо Б. Варки. Апрель — июнь 1547 г.
  22. Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип партиципации и синоптический подход в искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». УралГАХУ, 2018. — № 61.
  23. Власов В. Г. Дизайн-архитектура и XXI век // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 41
  24. Власов В. Г. Архитектура — застывшая музыка или движущаяся мелодия? (спасёт гравитация, а не крещендо) // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2016. — № 53. — № 41.
  25. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М. : Едиториал УРСС, 2003.
  26. Ле Корбюзье . Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта . — М. : Стройиздат, 1976. — 136 с.
  27. Гидион, Зигфрид . Пространство. Время. Архитектура = Перевод. изд.: Raum, Zeit, Architektur: Die Entstehung einer neuen Tradition / S. Giedion - Ravensburg / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня.. — 3-е изд. — М. : Стройиздат, 1984. — С. 39. — 455 с., ил. с.
  28. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. — М. : Стройиздат, 1984. — С. 5. — 256 с., ил. с.
  29. . Дата обращения: 26 октября 2014. 26 августа 2014 года.
  30. Терминологический словарь по строительству на 12 языках. — М. : «Русский язык».
  31. Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И. Гегелло. — М. : Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960.
  32. Иллюстрация из « Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел ». Франция, XVIII век
  33. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3 .
  34. , с. 25.

Литература

  • Колин Эллард. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие = Colin Ellard “Places of the Heart: The Psychogeography of Everyday Life”. — М. : Альпина Паблишер , 2016. — 282 p. — 2000 экз. ISBN 978-5-9614-5390-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Архитектура