Interested Article - Мондриан, Пит

Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н ( нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan , МФА : [ˈpit ˈmɔndrijaːn] , с 1911 — Mondrian, [ˈmɔndrijɑn] ; 7 марта 1872 , Амерсфорт , Нидерланды 1 февраля 1944 , Нью-Йорк ) — нидерландский художник , который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи .

Биография

Родной дом Мондриана в Амерсфорте, ныне музей

Родился в небольшом голландском городке Амерсфорте в семье директора местной школы. Отец не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам .

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма . Увлёкся теософией Елены Блаватской . Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме ( 1911 ). В 1912 переехал в Париж , в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом , основал с ним вместе движение « Стиль » и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

« Композиция с цветными плоскостями и серыми линиями », 1918 год

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции , где прожил с 1919 по 1938 , затем в Великобритании , а с 1940 — в США .

В американский период своего творчества попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов ( «Буги-вуги на Бродвее» ).

Скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 года и был похоронен на кладбище в нью-йоркском Бруклине .

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне , Токио , Сан-Пауло , Берлине . Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса ( 1926 ), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Творчество

Композиция с красным, синим и жёлтым . 1930 г.
Tableau I, 1921

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции . Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками . Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания .

Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Избранные работы

Страстоцвет , 1901—1908
Верность , 1908
Вид на дюны с пляжем и пирсом , 1909

Теоретические сочинения

  • The New Art — The New Life: The Collected Writings of Piet Mondrian/ Harry Holtzman, Martin S. James, eds. Boston: G.K. Hall, 1986

Влияние в культуре

Платья «Мондриан» , Ив Сен Лоран , 1966
  • В 1930-х годах французский модельер Лола Прусак , работавшая в то время на парижский модный дом Hermès , создала линейку чемоданов и сумок, вдохновлённую поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи .
  • В коллекции осень-зима 1965—1966 годов французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан» — простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника-абстракциониста.

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2009.
  3. Мондриан Пит // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. (англ.)
  5. (нидерл.)
  6. Hans L.C. Jaffé Piet Mondrian // (англ.)
  7. Дьяконов В. от 24 сентября 2013 на Wayback Machine // Газета « Коммерсантъ », № 172 (5203), 21.09.2013
  8. от 20 мая 2014 на Wayback Machine (англ.)
  9. (англ.) на сайте Find a Grave
  10. И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс, Bestiary, 2012. — C. 126
  11. C. Филлипс. …Измы: как понимать современное искусство — Москва, ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — C. 54
  12. от 14 октября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  13. Guerrand, Jean R. (1988). Souvenirs cousus sellier: un demi-siècle chez Hermès . Paris: Oliver Orban. ISBN 2-85565-377-0 page 57.

Литература

  • Дейхер, Сюзанна. Пит Мондриан (1872-1944). Конструкции в пространстве. — АРТ-Родник. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0026-6 .
  • A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. —113. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7 .
  • Seuphor M. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
  • Piet Mondrian, 1872—1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
  • Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
  • Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
  • Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
  • Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
  • Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
  • Joosten J. J., Welsh R. P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
  • Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
  • Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • YouTube
Источник —

Same as Мондриан, Пит