Interested Article - Берлаге, Хендрик Петрюс

Биржа Берлаге. Амстердам
Биржа Берлаге: главный зал
Городской музей. Гаага
Охотничий домик «Св. Губерт»: общий вид

Хе́ндрик Пе́трюс Бе́рлаге ( нидерл. Hendrik Petrus Berlage , МФА : [ˈɦɛndrɪk ˈpeːtrʏs ˈbɛrlaːɣə] , часто встречается вариант «Петрус», 21 февраля 1856 , Амстердам 12 августа 1934 , Гаага ) — выдающийся нидерландский архитектор . Воззрения Берлаге на пути развития архитектуры, изложенные им в многочисленных теоретических трудах, оказали большое влияние на современное нидерландское зодчество.

Ранние годы

Берлаге родился в богатой, либерально настроенной семье, проживавшей на набережной канала ( нидерл. Keizersgracht ) в самом центре Амстердама. Через несколько лет семья Берлаге переехала в Арнем , где Хендрик получил среднее школьное образование. За время арнемского периода жизни будущего архитектора его мать умерла, а отец повторно женился.

В течение года Хендрик Петрюс посещал курсы живописи в ( ) в Амстердаме, но затем предметом его интересов стала архитектура. В 1875—1878 годах Берлаге учился в Швейцарской высшей технической школе Цюриха , где познакомился с идеями Готфрида Земпера , профессора архитектуры этого учебного заведения с 1855 по 1871 годы, и концепцией «идеального дома» Эжена Виолле-ле-Дюка . Чтобы углубить полученные теоретические знания, в 1880—1881 годах Хендрик Берлаге предпринял поездку по ряду стран Европы , посетив Италию , Австрию и Германию .

По возвращении в Нидерланды Берлаге, совместно с ( нидерл. Theodorus Sanders ), основал архитектурное бюро в Амстердаме. Вместе с Сандерсом они спроектировали ряд зданий в неоренессансном стиле.

Независимый архитектор

В 1889 году Берлаге начал самостоятельную работу, открыв собственное архитектурное бюро. Первоначально он следовал господствовавшим в то время архитектурным стилям, но затем начал экспериментировать, смешивая в своих проектах элементы модерна и рационализма . Одним из плодов этих экспериментов стало оформление зданий Страховой компании Нидерландов, к работе над которыми в 1890-х годах Берлаге был приглашён в качестве дизайнера. Примерно в то же время архитектором были созданы проекты виллы Хенни в Гааге и здания Синдиката огранщиков брильянтов в Амстердаме (1899—1900). Уже в 1889 году он представил на Всемирной выставке в Париже оригинальный проект мавзолея . К этому же периоду относятся многочисленные публикации Берлаге в изданиях, посвящённых архитектуре.

В 1897—1903 годах по проекту Берлаге было построено здание Амстердамской биржи (в настоящее время называется биржей Берлаге), — наиболее известное творение архитектора, включённое ЮНЕСКО в нидерландский список объектов всемирного наследия . В своём проекте Берлаге гармонично объединил средневековые традиции национальной нидерландской архитектуры с современными техническими решениями. Характерными отличиями стиля здания являются «честное» использование материалов (все материалы должны легко узнаваться) и чёткость конструкции, лишённой ненужных украшений. Основной строительный материал — неоштукатуренный кирпич, совмещённый с природным светлым камнем. Стиль, в котором построена Амстердамская биржа, впоследствии станет известен как рационализм . Влияние этого стиля будет ощущаться в нидерландской архитектуре до 1950-х годов.

Берлаге является автором ряда масштабных градостроительных проектов. Так, в 1902 году он разработал планы расширения Амстердама (южная часть города должна была быть полностью реконструирована, и трущобные районы предстояло заменить относительно благоустроенными домами для рабочего класса ), реконструкции Гааги (1908—1909) и Утрехта (1921). Его проекты предполагали гармоничную связь исторического центра города с новыми районами, которые планировалось застраивать блочными домами небольшой высоты, и которые образовывали бы чёткие перспективы.

Особенностью стиля Берлаге был функциональный подход к проектированию зданий с использованием лаконичных, но очень эстетичных деталей. Помимо собственно архитектурных проектов, Берлаге занимался также проектированием мебели, дизайном обоев, ковров и стеклянной утвари. Мебель Берлаге продавалась в амстердамском магазине « », специализировавшемся на продаже предметов прикладного искусства в стиле нидерландский модерн .

Берлаге отстаивал концепцию «красоты обнажённой стены». В одной из лекций он так определяет своё архитектурное кредо:

Прежде всего, мы должны показать всю красоту обнаженной стены… Опоры и колонны не должны иметь выступающих капителей, места примыканий этих элементов должны сливаться с чистой поверхностью стены.

В 1911 году Берлаге посетил США . Этот визит и знакомство с работами Фрэнка Ллойда Райта , Генри Гобсона Ричардсона , Луиса Салливена оказали значительное влияние на его дальнейшее творчество .

К наиболее значительным постройкам Берлаге принадлежат (помимо Амстердамской биржи) здание Синдиката огранщиков брильянтов в Амстердаме (1899—1900), Муниципальный музей в Гааге (1916—1934, строительство завершено после смерти архитектора), в Лондоне (1914). Среди его главных работ упоминается также охотничий домик «Святой Губерт», выполненный в форме оленьих рогов, а внутри оформленный как анфилада помещений, каждое из которых освещено сильней предыдущего, что в совокупности отсылает к легенде об этом святом , а также перекликается с популярным в модерне девизом «из тьмы к свету».

Берлаге придерживался социалистических убеждений, что проявлялось в его архитектуре. В 1929 году Берлаге посетил СССР и вскоре после поездки вступил в Коммунистическую партию Нидерландов . Социалистические взгляды Берлаге привели его к идее «общественного искусства» ( нидерл. Gemeenschapskunst ), выражавшейся в совместной работе представителей различных видов искусства над произведениями, предназначенными приносить общественную пользу .

Влияние и признание заслуг

Деятельность Берлаге оказала огромное влияние на современную архитектуру Нидерландов. Среди его последователей можно назвать Современное движение в Нидерландах (группа « Де Стейл ») и Амстердамскую школу .

В честь Берлаге назван основанный в 1990 году — высшее учебное заведение и исследовательский институт , занимающийся вопросами архитектуры и дизайна.

Основные труды

  • «Мысли о стиле в архитектуре» ( 1905 ).
  • «Основы архитектуры и её развитие» ( 1908 ).
  • «Развитие современного зодчества в Нидерландах» ( 1925 ).
  • «Взаимоотношения между государством и архитектурой», доклад на I конгрессе CIAM ( 1928 ).
  • «Суть архитектуры и её истории» ( 1934 ).

Семья

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Берлаге Хендрик Петрюс // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. (нидерл.)
  4. (англ.) 10 декабря 2010 года.
  5. Архитектура Нидерландов // Всеобщая история архитектуры / Хан-Магомедов С. О. (ответственный редактор). — М. : Стройиздат , 1972. — Т. 10. Архитектура XIX - начала XX вв.. — С. 319.
  6. (англ.) от 23 декабря 2011 на Wayback Machine
  7. Краснова О. Б. // Энциклопедия искусства XX века. — ОЛМА-ПРЕСС , 2002. — С. 35—36. — ISBN 5-224-03241-5 .

Библиография

  • Горюнов. В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — Санкт-Петербург: Стройиздат, Санкт-Петербургское отделение, 1992. — с.: ил. ISBN 5-274-01384-8 .

Внешние ссылки

Источник —

Same as Берлаге, Хендрик Петрюс