Interested Article - Лев III Исавр
- 2020-03-27
- 1
Лев III Исавр ( греч. Λέων Γ΄ ; 675 , Кахраманмараш — 18 июня 741 , Константинополь ) — византийский император ( 717 — 741 ), основатель Исаврийской династии . При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества .
Биография
Приход к власти
Род его исаврийского или армянского происхождения происходил, вероятно, из малоазиатской области Исаврии , а сам он родился в Германикии (город в Малой Азии ). Из слов Феофана , был армянского происхождения .
Анастасий II (713—715) дал ему титул патрикия и назначил его правителем области в Малой Азии. Когда войсками был провозглашен императором Феодосий III , Лев Исавр отказался признать его и поднял восстание. Феодосий отрекся от престола, получив обещание, что останется невредим. В марте 717 года престол стал бесспорным достоянием Льва Исавра, энергично принявшегося за оборону государства от арабов , которые уже давно захватили Сирию и наводняли Малую Азию.
Война с арабами
Маслама , брат арабского халифа Сулеймана , которому Лев обещал по воцарении платить дань, переправился через Геллеспонт и двинулся к Константинополю с сухопутным войском, чтобы наказать Льва за неисполнение обещания. В то же время из Египта и Сирии приплыл громадный арабский флот и началась осада Константинополя , длившаяся целый год (до августа 718) и окончившаяся неудачей для арабов, благодаря так называемому « греческому огню » и помощи болгарского хана Тервеля , разгромившего сухопутные войска неприятеля.
Но борьба с арабами продолжалась всё царствование и арабские войска часто нападали на азиатские владения Византии. Льву удалось победить одну из этих арабских армий, в 739 году битве у Акрониона , и эта битва была последней с Омейядами на территории Византийской империи, так как Омейяды занимались внутренними проблемами, начиная с восстания берберов в 740 году и заканчивая битвой при Забе и падением Омейядского халифата в 750 году.
Внутренняя политика
Лев Исавр успешно подавил и две попытки восстаний — правителя Сицилии, Сергия, и экс-императора Анастасия II , в 719 году двинувшегося с болгарским войском к Константинополю . Город не принял Анастасия, а болгары выдали его Льву, с которым затем сохраняли миролюбивые отношения в течение всего его царствования.
При правлении Льва Исавра существенно изменилось устройство империи, при нём существенно развилось византийское право. Появился первый по-настоящему византийский, но вместе с тем и сохраняющий элементы римского права законодательный документ, получивший название «Эклога» .
Лев Исавр полагал, что поклонение священным изображениям есть поклонение идолам, именно в эпоху его правления начался период иконоборчества , во времена которого было уничтожено огромное количество фресок и мозаик .
Иконоборчество
Лев III стремился в ходе своих военных кампаний не только подчинить империи территории, занятые арабами, но и распространить среди мусульман и иудеев христианство. При этом он считал, что императору допустимо вмешиваться в вопросы церковной жизни, римскому папе Григорию II он писал: « Я император и священник » , выражая этим свои идеи цезаропапизма .
В первые десять лет своего правления Лев не предпринимал энергичных действий в области церковной деятельности, известно лишь о его требовании в 723 году к евреям и секте монтанистов принять крещение . Лишь в 726 году, по свидетельству Феофана ,
…нечестивый царь Леон начал говорить об уничтожении святых и досточтимых икон. Узнав о сем, Григорий, папа Римский, лишил его податей в Риме и прочей Италии и писал ему поучительное послание, что царю не должно вмешиваться в дела веры и изменять древние учения церкви, постановленные святыми отцами.
В этот же год произошло сильное извержение вулкана к северо-западу от Крита и среди Кикладских островов образовался новый остров — это было воспринято Львом как знак Божьего гнева за идолопоклонство и он начал кампанию против иконопочитания. Первым решительным действием стало снятие иконы Христа с ворот Халкопратии. В результате этого произошли столкновения горожан с солдатами: « Убили некоторых из царских людей, которые снимали икону Господа с медных ворот великой церкви; и многие за ревность к благочестию были казнены усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений, особенно люди знаменитые и родом, и просвещением » . Иконы начали удалять с видных наружных мест, в церквях их поднимали повыше, чтобы народ не лобызал и не кланялся им. При этом из Собора Святой Софии в период правления Льва Исавра иконы не удалялись. Эти действия императора вызвали раздражение среди иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров — иконопоклонников, идолопоклонников, как их называли противники), к которым принадлежали, главным образом, духовенство и особенно монахи , массы простого народа и женщины всех классов общества, при уничтожении икон происходили схватки и побоища. Население фемы Эллада и Цикладских островов , под руководством военачальника подняло восстание. Был провозглашен новый император Косьма, мятежники двинулись на Константинополь, но были разбиты превосходящими силами Льва III . Немало жителей внутренних частей империи бежали на окраины государства; значительная часть итальянских владений Византии вместе с Равенной перешли под власть лангобардов . Венеция подняла восстание против иконоборчества и избрала своего главу Дожа , которого Льву III пришлось официально признать как ипата , чтобы начать договариваться через посредничество папы Римского Григория II о совместной борьбе против лангобардов.
Константинопольский патриарх Герман начал обличать Льва в ереси . Лев приглашал его на заседание Тайного совета (Silentium), но патриарх на вопрос об иконопочитании отвечал, что не согласен вводить что-либо новое в делах веры без вселенского собора . 17 января 729 года Император пригласил патриарха на заседание верховного совета и вновь поднял вопрос об иконопочитании. Герман возражал против иконоборчества, но, не находя поддержки среди императорского окружения, сложил с себя патриаршую власть. Вместо Германа константинопольским патриархом стал иконоборец Анастасий , который подписал эдикт против почитания икон. Этот эдикт стал первым иконоборческим документом, изданным не только от имени императора, но и от церкви .
На западе о политике Льва стало известно от западных купцов, очевидцев снятия образа Христа с ворот Халкопратии. Папа Григорий II писал императору: « Прибыв на родину, они рассказали… о твоих ребяческих поступках. Тогда всюду стали бросать твои портреты на землю, попирать их ногами и уродовать твоё лицо » . Папа в 727 году собрал в Риме Собор, подтвердивший законность иконопочитания. Отношения Византии с Западом значительно ухудшились. После захвата Равенны лангобардами византийские наместники увеличили налоги в Южной Италии, против чего выступил папа Григорий II. В ответ на послание патриарха Анастасия папа отверг эпитет « брата и сослужителя », который прилагал к нему патриарх, обличил его в ереси и под угрозой анафемы потребовал его покаяния и возврата к православию . После смерти Григория II его преемник Григорий III занимал такую же твёрдую позицию. Он собрал в Риме Собор из 93 епископов, который постановил: « Впредь кто изымет, уничтожит или обесчестит и поругает иконы… да будет отлучён от церкви » . На Востоке самым сильным противником иконоборчества в эту эпоху был знаменитый богослов Иоанн Дамаскин , написавший в 726—730 годы «Три защитительных слова против порицающих святые иконы».
Несмотря на такую сильную оппозицию, Лев, опираясь на войско и придворную аристократию , составлявших главный оплот партии иконоборцев (икономахов, иконокластов, иконокаустов — сокрушителей, сожигателей икон, как их называли противники), а также находивший себе поддержку и в некоторой части духовенства, до конца царствования поддерживал иконоборчество. При этом, как отмечает историк Ф. И. Успенский , в синодике, составленном после восстановления иконопочитания, за период царствования Льва указано лишь 40 имён, то есть в первое время иконоборцы занимали выжидательную позицию .
См. также
Примечания
- ↑ Léōn III o Ísauros // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
- ↑ Leóne III (imperatore bizantino) // (итал.) — De Agostini Editore , 2001.
- Успенский Ф. И. История Византийской империи. — М. : Астрель, 2001. — Т. 2. — С. 235. — 624 с. — ISBN 5-17-011750-7 .
- … исаврийское происхождение Льва подтверждается как традицией, так и эпитетом «исавра», сросшимся с его именем
- . Дата обращения: 28 декабря 2010. 9 мая 2012 года.
- Устян А. Р. от 12 октября 2013 на Wayback Machine // Армянство в условиях глобального общества: геополитические и цивилизационные аспекты. М., 2002.
- стр. 330. Εξόσων ειρήνην εξειΒ μετά των Αρμενίων, ειρηνουσών και μετεμου και γενού υπό την βασιέλειαν Ρωμαίων., сказал раз Лев арабскому предводителю. от 26 июля 2012 на Wayback Machine Примечание 112.
- Gregorii II Epistola XIII ad Leonem Isaurum Imperatorem (PL, t. LXXXIX, col. 521: «imperator sum et sacerdos»)
- ↑ Васильев А. А. Глава 5, раздел 4. Религиозные противоречия первого периода иконоборчества // . — Т. 1. 11 февраля 2019 года.
- ↑ Хронография Феофана , год 6217 / 717 (726)
- Хронография Феофана , год 6218 / 718 (726)
- Хронография Феофана , год 6218 / 718 (727)
- Цит. // Карташёв А. В. Указ. соч. — С. 584—585.
- ↑ Карташёв А. В. Указ. соч. — С. 588.
- Успенский Ф. И. История Византийской империи VI—IX веков. — М. , 1996. — С. 573.
Ссылки
- на сайте
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVII. — С. 449—450.
- Афиногенов Д. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XL : « Лангтон — Ливан ». — С. 292-295. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2 .
- 2020-03-27
- 1