Абалакская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Ико́на (ср.- греч. εἰκόνα , др.-греч. εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии , католицизме и древневосточных православных церквях ) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом , то есть алебастром , разведённым с жидким клеем) и снабжённые специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные , живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора :
…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением ( τιμιτικην προσκυνησιν ), не тем истинным по нашей вере служением ( λατρειαν ), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся ( ο προσκυνών ) иконе поклоняется ( προσκυνεί ) ипостаси изображённого на ней.
Русский богослов Павел Флоренский полагал, что иконы появились в Египте и технологически восходят к египетским маскам на саркофагах , которые запечатлевали «идеальные черты усопшего» . В IV веке Эльвирский собор запретил изображения в христианских храмах. Однако к тому времени восходят традиции коптской иконы . В 730 году византийский император Лев III Исавр инициировал иконоборчество , которое потерпело поражение и закончилось утверждением иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе 787 года . В XI веке традиции иконописи проникли на Русь ( Григорий Иконописец ). В XIII веке сформировалась македонская школа иконописи. Мануил Панселин расписал монастыри Афона и создал образ Господа Вседержителя . В XIV веке Феофан Грек распространил традиции византийской иконописи на Русь, изображая образы Спаса Вседержителя, Крещения Господня , Сретения Господня и Сошествия Христа в ад . В том же веке Гойтан написал Спас Ярое око .
Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» ( Вл. Лосский ) есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией .
В церковном учении об иконах можно выделить четыре тесно переплетённых между собой аспекта:
Из функций иконы выделяют богословско-символическую, миссионерскую, эстетическую и богослужебную .
Иконоборцы , отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.
Иконоборцы основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей , данных Богом Моисею : «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» ( Исх. ). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением:
В массах иконопочитание преломлялось иногда грубым и чувственным суеверием… Появился обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из рук святых и т. д. … Иными словами, с иконопочитанием происходило то, что раньше происходило часто с культом святых и почитанием мощей. Возникнув на правильной христологической основе, как плод и раскрытие веры Церкви в Христа, — они слишком часто отрываются от этой основы, превращаются в нечто самодовлеющее, а следовательно, ниспадают обратно в язычество.
— Шмеман А. Исторический путь Православия
Произошёл « рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы » . Такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве . Ещё до начала иконоборчества Анастасий Синаит ( VII век ) писал: « Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение » . Также академик В. Н. Лазарев отмечает, что для религиозного искусства в тот период уже была характерна излишняя чувствительность, которая для некоторых ставила под сомнение святость иконы . При этом, как отмечает историк Карташёв, просвещение в Византии к этому времени значительно понизилось по сравнению с временами императора Юстиниана , и « тонкие проблемы догматики стали непосильны большинству богословских умов » . Позиция большинства протестантских церквей совпадает с отношением к иконам иконоборцев. Однако, в некоторых, например в традиционных лютеранских деноминациях, сохранились религиозная живопись и почитание икон.
Иконопочитатели же опирались на более созвучное (по крайней мере, со времён Аристотеля ) европейскому способу мышления понимание образа (в частности, на Ареопагитово апофатическое учение о «несходных подобиях»). Святые отцы уже в IV — V веках пришли к пониманию того, что образ (изображение) не является копией архетипа , но только его отражением, не во всём ему подобным. Такое понимание образа позволило иконопочитателям преодолеть одновременно обе противоположные ереси, в которых их обвиняли, и учением своим защитить важнейший в христианской культуре догмат (т. н. христологический ) о «неслитном соединении» двух природ во Христе. По Иоанну Дамаскину , «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» . В силу этой слабости мы и невидимое стремимся мыслить по аналогии с видимым, «ибо видим в сотворенном образы, тускло показывающие нам божественные откровения» . Следовательно, изображается на иконе не «природа» (человеческая или божественная), не изобразимая вне конкретных ипостасей, но Ипостась, что и сохраняет непостигаемость и неизобразимость Первообраза (божественной природы и способа её соединения с человеческой) в изображениях Богочеловека (равно как и обоженных людей). «Христос, будучи изображенным на иконе, остается неописуемым» , и не следует пытаться опровергать «разумом не постигаемое им, доказательствами — недоказуемое, силлогизмами — не подчиняющееся закону силлогизма» .
Подчёркивая недопустимость переноса поклонения архетипу на саму икону (изображение) как его чувственное отражение (тем более, на материал, из которого она изготовлена — хотя он и освящается приобщённостью к святыне), VII Вселенский собор определил значение икон как напоминательное : иконы побуждают молящихся «к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним» .
Среди невоцерковленного народа почитание икон может принимать форму идолопоклонства , когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Подобное отношение, несовместимое с догматом об иконопочитании , систематически критикуется православными богословами .
На Руси такое представление об иконах известно издревле, при этом большое влияние оказало прежнее язычество.
С большим энтузиазмом принимались в народе сообщения о чудотворных иконах . Так, например, в XV веке Лука Колоцкий объявил, что нашёл «на некоем древе» икону Богородицы, явившуюся с неба. Икона, по рассказу Луки, проявила действие над «некиим расслабленным», лежавшим в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам, и к Луке стали стекаться больные в надежде на чудесное исцеление. Однажды Лука пошёл с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский , сопровождаемый духовенством, боярами и толпой простого народа. Тогда Лука с иконой направился к Москве, где его встретил митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, великий князь Василий I с боярами и толпа простых москвичей. Собранных Лукой средств оказалось достаточно для того, чтобы основать Колоцкий монастырь .
Освящение икон — церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской православной церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой . Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.
По сюжетам иконы можно разделить на:
По количеству изображаемых персонажей называют одно- , двух- , и т. д., а также многофигурные композиции.
По количеству самостоятельных композиций выделяют одно- , двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами , в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций ( клейм ), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст . Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями , иконы со сказанием , иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии — сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.
По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.
По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной школе иконописи : новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе» , «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва » или «икона мастерской Дионисия ».
По технике исполнения выделяют:
По месту нахождения иконы делятся на домовые , путные (дорожные) и храмовые . Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные , аналойные , за амвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной . Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания ), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной .
Среди икон выделяют чудотворные — отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро ), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.
По размеру существует несколько характерных наименований:
И́конопись (от икона и писа́ть ) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Термин «икона» иногда используется для именования священных живописных изображений в ламаизме .