Interested Article - Тальма, Франсуа-Жозеф

Франсуа-Жозеф Тальма́ ( фр. François-Joseph Talma ; 15 января 1763 , Париж 19 октября 1826 , , , Франция ) — французский актёр еврейского происхождения, реформатор театрального искусства. В честь актёра в России была названа верхняя мужская и женская одежда, разновидность плаща -накидки тальма .

Биография

Детство и юность Тальма провёл в Лондоне , где он познакомился с драматическими произведениями Шекспира , к которому он сохранил любовь на всю жизнь. Вернувшись во Францию, будущий актёр учится в Королевской школе декламации и пения. В 1787 году зачислен в труппу театра Комеди Франсез . С началом Великой французской революции «Комеди Франсез» распался и на его месте возник новый «Театр Нации». В 1791 году революционным правительством принимается Декрет о свободе театров. В «Театре Нации» же возникли 2 группировки актёров, так называемая «чёрная эскадра», стоявшая на консервативных позициях, и «красная эскадра», пропагандировавшая революционный классицизм , и которую возглавлял Тальма. Вскоре произошёл разрыв, и сразу после принятия Декрета группа Тальма ушла из «Театра Наций» и образовала свой «Театр Революции», который Тальма и возглавил.

Будучи замечательным представителем классицизма на сцене, Тальма внёс в него и много нового. Так, играя Карла IX в одноимённой пьесе Шенье , актёр отказывается изображать своего героя обычным тираном — как это было принято в современном ему театре. Тальма старается заглянуть в душу королю, показать всю многогранность этого несчастного человека.

Не меньшее внимание Тальма уделял и внешней правдивости актёрской игры. Актёр вводит портретный грим , исторический и этнографический костюмы — средневековый, античный, восточный. В создании великолепного артистического гардероба ему оказал неоценимую помощь его друг — художник Луи Давид . Эмиль Золя писал по этому поводу: «Этот гениальный актёр был страстно влюблён в своё искусство. Он изучал античность, собрал коллекцию одежды и оружия, эскизы своих костюмов он заказывал Давиду, — не пренебрегая никакими источниками, он стремился к исторической точности, которая, по его мнению, должна была помочь созданию характеров» .

После падения якобинской диктатуры на французской сцене также произошли перемены. На смену революционному классицизму пришёл ампирный классицизм, отмеченный великолепием и роскошью форм. В это время Тальма практически полностью переключается на шекспировские пьесы.

Его приглашал Наполеон Бонапарт , чтобы изучить позы. Наполеон очень покровительствовал этому актёру, и его расположение объяснялось в значительной степени сходством, которое действительно существовало между ними. Ему приятно было видеть Тальма на сцене, можно было бы сказать, что он находил себя в нём.

Летом-осенью 1804 года Тальма с успехом гастролировал в Бордо .

В последние годы жизни великий актёр очень неохотно играл новые роли. Творчество Тальма явилось переходным во французском театре — от классицизма к романтизму .

Избранные роли

Образ в кино

  • « » (немой, Германия, 1920) — актёр
  • « Наполеон » (немой, Франция, 1927) — актёр
  • « » (Франция, 1942) — актёр

Примечания

  1. — 2009.
  2. François-Joseph Talma // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Francois-Joseph Talma // (англ.)
  4. Кирсанова Р. М. Тальма // Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии / под ред. Т. Г. Морозовой , В. Д. Синюкова . — М. : Большая российская энциклопедия , 1995. — С. 268—269. — 383 с.: ил. с. — 50 000 экз. ISBN 5-85270-144-0 .
  5. Золя, Эмиль. Костюм // Собрание сочинений в 26 томах. — М. : Художественная литература, 1966. — Т. 25. — С. 89—108.

Литература

  • «История зарубежного театра», ч.2, Москва 1984.
  • Дейч А. И. Тальма — 1934 год. — 304 с. (Жизнь замечательных людей)

Ссылки

Источник —

Same as Тальма, Франсуа-Жозеф