Interested Article - Юрьев, Юрий Михайлович
- 2020-12-09
- 1
Ю́рий Миха́йлович Ю́рьев ( 3 (15) января 1872 — 13 марта 1948 ) — русский и советский актёр , мастер художественного слова (чтец), театральный педагог . Народный артист СССР ( 1939 ). Лауреат Сталинской премии первой степени ( 1943 ). Кавалер ордена Ленина ( 1947 ). Доктор искусствоведения ( 1947 ).
Биография
Родился в сельце Поняки (ныне Калязинский район , Тверская область ) (по другим источникам — в Москве) в семье калязинского помещика, мирового судьи Михаила Андреевича Юрьева (род. ок. 1841 — ум. 13 февраля 1882 г.) .
Вырос в доме дяди, литературного и театрального деятеля Сергея Андреевича Юрьева (1821—1888), переводчика и театрального критика. Учился в 1-й Московской гимназии , но не закончил.
В 1889 году поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС ) (класс А. И. Южина ), затем перешёл на драматические курсы Московского императорского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина ) (класс А. П. Ленского ), что давало ему возможность участвовать в небольших ролях в спектаклях Малого театра : в 1892 году дебютировал в спектакле «Северные богатыри» по пьесе Г. Ибсена ( Торольф ) и «Граф де Ризоор» В. Сарду .
В 1893 — 1917 годах был одним из ведущих актёров Александринского театра в Санкт-Петербурге . Заметный период творческой биографии актёра в этом театре связан с именем Вс. Э. Мейерхольда . Играл центральные роли в его постановках.
В 1918 году , желая возродить античную трагедию, в которой театральная постановка неразрывно связана со зрителями, актёр на собственные средства создал в Петрограде «Театр трагедии». Первым спектаклем нового театра стал « Царь Эдип » Софокла , в главной роли выступил он сам; вслед за ним был поставлен шекспировский « Макбет » . Спектакли игрались на арене цирка Чинизелли ; однако «Макбет» оказался последней осуществлённой в «Театре трагедии» постановкой: в том же году Ю. Юрьев принял участие в создании другого театра — Большого драматического (БДТ) и стал одним из ведущих его актёров .
Большой драматический открылся 15 февраля 1919 года спектаклем «Дон Карлос» по трагедии Ф. Шиллера , в котором актёр играл маркиза Позу . На этой сцене сыграл Макбета , Отелло и короля Лира в трагедиях У. Шекспира , но в 1921 году, в результате конфликта с руководством театра, покинул БДТ.
В 1922—1928 годах был художественным руководителем Александринского театра, который в те годы именовался Государственным театром драмы, одновременно играя по две-три премьеры в год.
В 1929—1932 годах был актёром московского Малого театра . В 1933 году ушёл в Государственный театр имени Вс. Мейерхольда .
В 1935 году вернулся в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина . В сезоне 1938/1939 годов в связи с 45-летием его сценической деятельности театр возобновил поставленный ещё в 1917 году В. Э. Мейерхольдом « Маскарад » М. Ю. Лермонтова .
В годы войны подготовил «Вечер классического монолога», состоящий из фрагментов спектаклей « Отелло », « Лес » и « Маскарад », с которым выступал в воинских частях. Летом 1942 года участвовал в шефских концертах для населения. Художественный руководитель театра Л. С. Вивьен писал в отчёте о поездке: «Артисты театра работали без выходных. Утром — репетиции новых постановок, вечером — два-три концерта. Бывали дни, когда старейший мастер нашего театра Ю. М. Юрьев выступал по четыре раза в день» (Л. С. Вивьен. Театр имени Пушкина в Нарыме. «Советская Сибирь», 30 сентября 1942 г.).
Последний раз актёр вышел на сцену в роли Отелло 12 января 1945 года .
На театральных подмостках актёр создал много незабываемых образов, по-разному раскрывая их характеры. Неоднократно выступал в роли Арбенина , постепенно трансформируя этот образ исходя из собственного жизненного опыта. «Каждый раз он вносил в созданный им условно-романтический образ новые и живые психологические детали, приближал этот образ к требованиям художественной правды», — пишет [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-752-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия].
«В работе над ролью Несчастливцева, — пишет в своей книге „Актёры моего поколения“ Я. О. Малютин , — как бы сбывалась старая юрьевская мечта: возвышенное и торжественное становилось выражением естественных, чистых и незамысловатых человеческих чувств, как бы ещё и ещё раз получала своё подтверждение его вера в то, что истинно высокое в человеке заслуживает быть выраженным в столь же возвышенных, способных тревожить, потрясать, воспламенять зрителей, словах» (1959, с. 88) (см. [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-752-theatre_encicl.html там же]).
Кроме того, актёр работал на радио, выступал на эстраде как чтец (« Эгмонт » И. В. Гёте и др.), снимался в кино ( художник Ганс в фильме «Глаза Баядерки» и Роберт де Роэ в фильме «Душегубец»), оба фильма снимались за границей. В советский период исполнил в кино две роли: профессора Степанова (« Строгий юноша » режиссёра А. М. Роома , 1936) и капитана Гранта ( «Дети капитана Гранта» режиссёра В. П. Вайнштока , 1936).
С 1898 года работал как театральный педагог — преподавал на Санкт-Петербургских драматических курсах, в Школе русской драмы при Александринском театре, в Ленинградском театральном институте . Среди учеников: народные артисты СССР А. Ф. Борисов, И. П. Дмитриев и М. И. Царёв , доктор искусствоведения Л. И. Гительман , кандидат искусствоведения Н. А. Рабинянц , народные артисты РСФСР В. Т. Кибардина и Я. О. Малютин , заслуженные артисты России С. В. Григорьева и С. А. Полежаев .
Скончался 13 марта 1948 года в Ленинграде . Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры . В 1961 году было установлено надгробие (скульптор М. К. Аникушин ). Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (см. ).
Звания и награды
- Заслуженный артист Императорских театров
- Народный артист Республики (1927)
- Народный артист СССР (1939)
- Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся многолетние достижения в области театрально-драматического искусства
- Орден Ленина (1947)
- Орден Трудового Красного Знамени (1939)
- Орден «Знак Почёта» (1940)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Доктор искусствоведения ( 1947 ) .
Творчество
Роли в театре
- 1893 — « Недоросль » Д. И. Фонвизина — Милон
- 1893 — « Гамлет » У. Шекспира — Лаэрт
- 1895 — « Горе от ума » А. С. Грибоедова — Алексей Степанович Молчалин
- 1895 — « Укрощении строптивой » У. Шекспира — Люченцио
- 1896 — « Скупой рыцарь » А. С. Пушкина — Герцог
- 1896 — « Эмилия Галотти » Г. Лессинга — Аппиани
- 1898 — «Борцы» М. И. Чайковского — князь Ветлужский
- 1899 — « Горе от ума » А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- 1899 — «Накипь» П. Д. Боборыкина — Переверзев
- 1901 — « Ромео и Джульетта » У. Шекспира — Ромео
- 1902 — « Ипполит » Еврипида — Ипполит
- 1904 — « Фауст » И. Гёте — Фауст
- 1904 — « Эдип в Колоне » Софокла — Полиник
- 1909 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Фердинанд
- 1909 — « На всякого мудреца довольно простоты » А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
- 1910 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Акоста
- 1910 — «Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор
- 1910 — « Дон Жуан » Мольера ; постановка Вс. Мейерхольда — Дон Жуан
- 1910 — «Шут Тантрис» Э. Хардта; постановка Вс. Мейерхольда — Марк
- 1911 — «Красный кабачок» Ю. Д. Беляева ; постановка Вс. Мейерхольда — Смоляков
- 1912 — « Живой труп » Л. Н. Толстого ; постановка Вс. Мейерхольда — Виктор Михайлович Каренин
- 1913 — «Эрнани» В. Гюго — Дон Карлос
- 1913 — «На полпути» А. Пинеро ; постановка Вс. Мейерхольда — Леонард Феррис
- 1913 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Самозванец
- 1915 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Рюи Блаз
- 1916 — « Месяц в деревне » И. С. Тургенева — Михайла Александрович Ракитин
- 1916 — « Гроза » А. Н. Островского ; постановка Вс. Мейерхольда — Борис
- 1916 — «Романтики» Д. С. Мережковского ; постановка Вс. Мейерхольда — Михаил Кубанин
- 1917 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина ; постановка Вс. Мейерхольда — Михаил Васильевич Кречинский
- 1917 — « Маскарад » М. Ю. Лермонтова ; постановка Вс. Мейерхольда — Евгений Александрович Арбенин
- 1919 — « Макбет » У. Шекспира — Макбет
- 1920 — « Отелло » У. Шекспира — Отелло
- 1920 — « Король Лир » У. Шекспира — Король Лир
- 1923 — « Идеальный муж » О. Уайльда — Роберт Чильтерн
- 1923 — « Царь Фёдор Иоаннович » А. К. Толстого — Борис Годунов
- 1924 — «Сарданапал» Дж. Байрона — Сарданапал
- 1926 — «Пушкин и Дантес» В. В. Каменского — Дантес
- 1927 — « Волки и овцы » А. Н. Островского — Василий Иванович Беркутов
- 1928 — « Павел I » Д. С. Мережковского — Граф Пален
- 1928 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Марк Антоний
- 1936 — «Лес» А. Н. Островского — Геннадий Демьянович Несчастливцев
- 1937 — «На берегу Невы» К. А. Тренёва — Брызгалов
- « Таланты и поклонники » А. Н. Островского — Великатов
- «Яд» А. В. Луначарского — Батов
- «Смена героев» Б. С. Ромашова — Рощин
Театр трагедии
Большой драматический театр имени М. Горького
- 1919 — « Дон Карлос » Ф. Шиллера; постановка А. Н. Лаврентьева — маркиз Поза
- 1919 — « Макбет » У. Шекспира; постановка Ю. М. Юрьева — Макбет
- 1920 — « Отелло » У. Шекспира; постановка А. Н. Лаврентьева — Отелло
- 1920 — « Король Лир » У. Шекспира; постановка А. Н. Лаврентьева — король Лир
- 1933 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина ; постановка Вс. Мейерхольда — Михаил Васильевич Кречинский
Фильмография
- 1913 — — художник Ганс
- 1913 — — Роберт де Роэ
- 1935 — Строгий юноша — Юлиан Николаевич Степанов
- 1936 — Дети капитана Гранта — капитан Том Грант
Книги
- Юрьев Ю. М. Беседы актёра. — Л.: ВТО, 1947;
-
Юрьев Ю. М. Записки. Т. 1–2. — Л.; М., 1948;
- Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. / Редакция и вступит. ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана, примеч. Л. И. Гительман и А. А. Штейнман. — Л.; М.: Искусство, 1963. —
- Юрьев Ю. М. Записки: В 2 т. / Редакция и вступит. ст. Е. М. Кузнецова, подгот. текста Л. И. Гительмана, примеч. Л. И. Гительман и А. А. Штейнман. — Л.; М.: Искусство, 1963. —
Адреса в Санкт-Петербурге
- Ул. Гончарная , д. 13 .
- Набережная реки Карповки , д. 13.
Память
- В Ленинграде, на доме по адресу Набережная реки Карповки , 13 в 1958 году была установлена мемориальная доска (архитектор И. И. Варакин ) с текстом: «В этом доме с 1937 года по 1948 год жил народный артист Союза ССР, лауреат Государственной премии Юрий Михайлович Юрьев» .
Примечания
- Юрьев Юрий Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Село не сохранилось, территория ныне относится к Старобисловскому сельскому поселению ,(см.: от 7 января 2014 на Wayback Machine .
- . Дата обращения: 30 июня 2010. Архивировано из 7 января 2014 года.
- . Дата обращения: 14 мая 2008. 12 мая 2008 года.
- Макаров С. М. Театрализация цирка. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — С. 170-173. — 288 с. — ISBN 978-5-397-01457-1 .
- Хмелёва Н. // Наше наследие : журнал. — М. , 2005. — № 73 . 9 мая 2009 года.
- Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — Т. 46. Фусе — Цуруга. — М., 1957. — 672 с., илл. и карты; 48 л. илл. и карт. (с. 436).
- . Дата обращения: 18 апреля 2013. Архивировано из 7 января 2014 года.
- . Дата обращения: 1 марта 2022. Архивировано из 21 февраля 2022 года.
- Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А. Марков. — Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, 1967. — 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
- Дата обращения: 19 ноября 2016. 20 ноября 2016 года.
Ссылки
- 2020-12-09
- 1