Ефрем Флакс родился в 1909 году в Санкт-Петербурге в семье фотографа Бориса Ефремовича (Бенцеля-Бера Ефроимовича) Флакса (? — 30 сентября 1913), уроженца
Шавлей
Ковенской губернии
. В семье было девять детей, Ефрем был младшим. Б. Е. Флаксу принадлежали два фотосалона — на Вознесенском, 45, и Суворовском, 7—19, в Петербурге
. Семья жила на Садовой улице, 61
. В 3 года потерял отца. В 1917 году мать с младшими детьми переехала в
Аткарск
Саратовской губернии
. В
1921 году
семья вернулась в
Петроград
, однако, в силу тягот тогдашней жизни, Ефрем с младшей сестрой оказался в
детском доме
, где пробыл до
1926 года
.
Начав самостоятельную жизнь, сменил множество работ и профессий. Работал на
шахте
в
Донбассе
, затем переехал в
Москву
, позднее вернулся в
Ленинград
, где также занимался тяжёлым трудом — был истопником, землекопом, извозчиком.
По воспоминаниям самого Ефрема Флакса, даже сдавать вступительный экзамен на
рабфак
Ленинградской консерватории он приехал на собственной телеге с лошадью.
Провалившись по всем предметам, кроме основного —
вокала
, он был принят на рабфак, а через два года — на основной курс. Учителями Е. Флакса были профессора
И. С. Томарс
,
П. З. Андреев
, А. Б. Мерович. На первом курсе обучения был приглашён
И. О. Дунаевским
в Ленинградский мюзик-холл для исполнения нескольких его песен. Выступал также с
джаз
-оркестром
А. Цфасмана
.
В
1936 году
, с отличием закончив консерваторию, молодой певец поступает в аспирантуру, а по её окончании остаётся преподавать, вскоре становится солистом
Ленинградской филармонии
, где проработает долгих 35 лет.
В
1947
—
1968 годах
Е. Б. Флакс преподавал в Ленинградской консерватории. В
1960 году
был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Творческое наследие певца доступно и сейчас, более 100 произведений записано им на
грампластинки
.
Скончался в Ленинграде 17 декабря 1982 года на 74-м году жизни. Похоронен на
Еврейском (Преображенском) кладбище
— участок 3/5 старый, могила № 265
.
Отзывы о творчестве
Ефрем Борисович Флакс — один из талантливейших певцов нашего времени. В его пении подкупает тщательная отделка деталей при сохранении цельного музыкального образа. И трагизм, и лирика, и юмор ему всегда удаются очень хорошо. Многие из советских композиторов обязаны ему за внимательный, чуткий и артистический подход к их творчеству.
Флакс принадлежит к тем исполнителям, у которых музыка и слово в должном равновесии. Оттого и голос его и жест представляют собой яркую палитру тембровых красок. Его мимика также органична и убедительна. Перед нами подлинно творящий художник. Флакс лепит голосом своим, как из послушной глины, все тончайшие очертания музыкальных образов.
—
С. Акимова, газета «Ленинградская правда» от 21.03.1945
Есть голоса, которые неотделимы от лучших лет нашей жизни. Для меня таким голосом навсегда остался бархатный бас Ефрема Флакса. …Атлетически сложенный, с красиво посаженной головой, жгучий брюнет с мефистофельским взглядом.