Interested Article - Палимпсест

Фрагмент « Ефремова кодекса » с Евангелием от Матфея , 20:16—23. Французская национальная библиотека

Палимпсе́ст ( греч. παλίμψηστον , от πάλιν — «вновь» и ψάιω — «скоблю, скребу» ; лат. palimpsēstus (соdех) ) — в древности так обозначалась рукопись, написанная на пергаменте , уже бывшем в подобном употреблении. Позже это понятие было распространено и на наскальные росписи первобытного искусства, когда на стенах с полустёршимися от времени росписями наносили новые изображения. Этот принцип использовали и средневековые мастера, когда по старым росписям в храмах или иконным изображениям писали новые .

Общие сведения

Палимпсесты были вызваны дороговизной писчего материала, которая приводила к его неоднократному использованию. Одним из древнейших палимпсестов является « Ефремов кодекс » V века.

При помощи новейших технических средств (фотографирование в ультрафиолетовых лучах, томография) предыдущие записи иногда удаётся прочесть. Так, в 1926 году стал широко известен , то есть пергаментная книга, на которую в конце X века занесли текст Софокла , а ещё через четыре столетия его соскоблили, чтобы написать на освободившихся полутора сотнях страниц сочинения религиозного характера. Лейденский палимпсест с восстановленным текстом является древнейшим источником для современных изданий Софокла.

Особый случай палимпсеста — гиперпалимпсест. Этот термин ввёл А. Зализняк для Новгородского кодекса , в котором десятки или сотни текстов наложились друг на друга и поэтому чрезвычайно трудно их восстановить (технических средств, облегчающих эту работу, пока не существует).

Понимаемый в метафорическом или обобщённом смысле слова, в эпоху постмодерна палимпсест постепенно сделался синонимом культуры вообще. В самом общем представлении, поздняя литература, музыка, живопись и даже архитектура цивилизации состоит из постепенно нарастающих друг на друге временны́х пластов, старые артефакты не стираются, буквально всё может идти в ход, новые достижения очень быстро превращаются в традицию, а процесс создания идёт параллельно и одновременно с процессом разрушения . Словно подытоживая два десятка веков развития культуры нынешнего времени, можно выразить их предельно кратко, словами писателя: «Мы все пишем по чужой рукописи, и всё, что мы печатаем, — палимпсест» .

Известные примеры

Абидосские иероглифы , ошибочно принимающиеся за изобретения современности — результат палимпсеста в связи с узурпацией надписи Рамсесом II

См. также

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. Палимпсест / Бычков В. В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века (автор проекта, ведущий автор, руководитель авторского коллектива, отв. редактор В. Бычков). — М.: РОССПЭН, 2003
  3. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. Научное издание / А.А. Калмыков; под ред. В.С. Хелемендика. — М.: Издательство ИПК работников ТВ и РВ, 2009. — 84 с.
  4. Людмила Улицкая . Священный мусор: поднимаясь по лестнице Якова [рассказы, эссе, интервью]. — Москва: Издательство АСТ, 2016 г. — «Неоязычество и мы», 2004 г.
  5. Дмитрий Быков . «Икс». Серия: Лауреаты литературных премий. — М.: Эксмо, 2012 г.

Литература

Источник —

Same as Палимпсест