Interested Article - Хула (танец)

Танцор, исполняющий танец хула на одном из гавайских фестивалей.

Ху́ла ( гав. hula ) — гавайский танец , сопровождаемый ритмической музыкой и песнопением, известным под названием меле ( гав. mele ).

Выделяется несколько разновидностей танца:

  • кахико ( гав. kahiko ) — древняя разновидность танца хула, который исполнялся до появления на Гавайских островах первых европейцев ;
  • ауана ( гав. ʻauana ) — разновидность хулы, сформировавшейся в XIX—XX веках под воздействием западного влияния. Исполнение этого вида хулы сопровождается пением и игрой на «западных» музыкальных инструментах: гитаре , укулеле и контрабасе .

История танца

В гавайской мифологии сохранилось несколько легенд, в которых рассказывается о происхождении танца. Согласно одной из них, хула была создана гавайской богиней Лакой на острове Молокаи , недалеко от священного места Каана. Согласно другой истории, танец хула был придуман героем по имени , который своим танцем пытался успокоить свою гневную сестру, богиню вулканов Пеле . Согласно третьей легенде, хула был придуман самой богиней Пеле, которая пыталась спастись от своей сёстры (богини океанов). Найдя остров Гавайи, где ей не угрожали морские волны, она забралась на один из вулканов и станцевала там в честь своей победы первый танец хула. [ источник не указан 838 дней ]

Хула имеет много общего с другими групповыми полинезийскими танцами: таитянским и кукским апарима , тонганским , самоанским . [ источник не указан 838 дней ]

С появлением на островах в 1820 году американских протестантских миссионеров хула был запрещён как языческий танец . Этому же запрету последовали и , представители гавайской аристократии. Тем не менее в годы правления короля Дэвида Калакауа (1874—1891), который уделял большое внимание сохранению гавайских традиций, танец был возрождён . Последующее покровительство танцу оказала принцесса , которая придавала большое значение возрождению умирающей культуры предков под натиском иностранцев и западного влияния. В результате был создан особый вид хулы, куи (в переводе с гавайского языка «смешение старого и нового» ). [ источник не указан 838 дней ]

В начале XX века традиция хулы претерпела значительные изменения в связи с наплывом на Гавайские острова многочисленных туристов. В результате хула стал одним из туристических развлечений и достопримечательностей Гавайев .

Хула кахико

Хула кахико.

Кахико, которым, как правило, обозначают разновидности танца хула, появившиеся до 1893 года, и в которых не используются современные музыкальные инструменты, включает в себя большое разнообразие стилей и форм исполнения, от торжественной разновидности до достаточно фривольной. Значительная часть хул того периода была придумана для восхваления традиционных вождей, поэтому исполнялись они либо в их честь, либо для их развлечения . Среди разновидностей кахико выделяют алаапапа ( гав. ʻālaʻapapa ), хаа ( гав. haʻa ), олапа ( гав. ʻolapa ) и другие. [ источник не указан 838 дней ]

Часть хул исполнялась на различных религиозных праздниках и церемониях, проходивших на территории гавайских храмов . При этом любая ошибка исполнителя во время танца считалась плохим знаком. Поэтому все гавайцы, которые обучались хуле, изолировались от мира и ставились под защиту богини Лака. Школа танцу называлась халау ( гав. hālau ), а преподавателей — куму ( гав. kumu ; куму переводится как «источник знаний» ) .

При исполнении танца танцоры делились на две группы. Первая группа, или олапа ( гав. olapa ), объединяла танцоров, совершавших активные движения (иногда в сопровождении музыки); вторая группа, или хоопаа ( гав. hoopaʻa ), состояла из исполнителей, которые сидели на земле или коленях, играли на музыкальных инструментах и принимали активное участие в пении . По сигналу куму, который сидел в группе хоопаа, поо-пуаа ( гав. poo-puaʻa ), лидер группы олапа, начинал исполнение песни меле, которое напоминало монотонное чтение. Впоследствии к нему подключался сам куму, как и все танцоры . Основным мотивом для песен были различные любовные истории, а также обращения к природным силам и природе в целом .

Танец сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах: [ источник не указан 838 дней ]

  • ипу — гавайский барабан из тыквы ;
  • — двойной гавайский барабан из тыквы;
  • — барабан с мембраной из акульей кожи;
  • — маленький коленный барабан, который делался из твёрдой скорлупы кокоса, с мембраной из рыбьей кожи;
  • илиили — вулканический камень, подточенный водой и использовавшийся в качестве кастаньетов;
  • ;
  • — бамбуковые барабанные палочки;
  • — палочки для отбивания ритма.

При исполнении танца танцоры носили специальную одежду. Женщины надевали юбку пау ( гав. pāʻū ) и бюстгальтер из кокоса, плетёный из травы и из ткани. Исполнительницы также украшали себя многочисленными браслетами (в том числе, ножными), ожерельями, а также гавайским украшением леи . Мужчины же надевали набедренные повязки, или мало ( гав. malo ), и различные украшения .

В настоящее время разновидность хулы кахико исполняется под песнопения на историческую тематику. [ источник не указан 838 дней ]

Хула ауана

Хула ауана.

Современная разновидность хулы представляет собой синтез древних форм танца с западной практикой. Самое значительное влияние на танец оказала христианская мораль, а также западная музыка. Хотя основной темой ауана остаются различные истории, тем не менее в качестве мотива могут выбраны более современные события. В то же время костюмы исполнителей стали более закрытыми. [ источник не указан 838 дней ]

Танец сопровождается музыкой на таких современных инструментах как: [ источник не указан 838 дней ]

Примечания

  1. Brij V. Lal, Kate Fortune. . — , 2000. — С. . — 664 с. — ISBN 082482265X .
  2. Osnes, B. : Polinesia // : an International encyclopedia : [ англ. ] / B. Osnes, S. Gill. — ABC-CLIO , 2001. — С. 144. — 439 с. — ISBN 0874367956 .
  3. (англ.) . Hula Dance Information . Hula Dance Head Quarters. Дата обращения: 9 апреля 2010. 22 апреля 2012 года. [ неавторитетный источник (обс.) ]
  4. , Nora Kershaw Chadwick . The growth of literature. — Cambridge University Press , 1968. — Т. 3. — С. 438.
  5. , Nora Kershaw Chadwick . The growth of literature. — Cambridge University Press , 1968. — Т. 3. — С. 439.
  6. , Nora Kershaw Chadwick . The growth of literature. — Cambridge University Press , 1968. — Т. 3. — С. 386.
  7. Rayson, A. Hawaii : The Pacific State : [ англ. ] / A. Rayson, H. Bauer. — Bess Press, 1997. — С. 104. — 128 с. — ISBN 1573060968 .

Ссылки

Источник —

Same as Хула (танец)