Поклонение женщине-матери как верховному божеству восходит ещё к эпохе
Палеолита
, то есть к древнейшим временам.
По всей видимости, популярность образа и культа, основанного на нём, в древности, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени.
Позднее, в эпоху неолита, открытие посевного земледелия ещё в большей степени укрепило власть и популярность образа, уже как матери-кормилицы.
Образ женщины-матери сохраняет большое культурное, религиозное и моральное влияние по сей день.
Содержание
Мифологический сюжет
Часто
Богиня
-мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. Как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется также с пещерами (которые воспринимаются как лоно богини), водной стихией, растительностью
, астральными объектами
, что указывает на универсальный характер культа этого божества.
Мать
дарует жизнь, поэтому самый важнейший её атрибут — плодовитость. Но в древнейшей мифологии Богиня-мать не только даровала жизнь, но и отбирала. Отсюда зачастую она и богиня подземного царства.
В древности культ
Матери
носил почти универсальный характер. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в
Финикии
, в
Шумере
, и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют
палеолитическими «Венерами»
. У них имеются общие черты: большие груди, бёдра, живот. Голова и руки не выражены или отсутствуют.
В эпоху
неолита
представления о женском начале как источнике всего сущего под влиянием изменившихся условий жизни трансформировались, но не утратили своей изначальной концепции. В неолитическом искусстве Богиня-мать иногда изображалась с ребёнком на руках или в виде рожающей женщины (в
Чатал-Хююке
она изображается рожающей головы быков и баранов). Образ Богини-матери является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, в отличие от двух других — образов юной Девы и старой Прародительницы. Этот культ дожил до исторических времен в собирательном образе Великой Матери Ближнего Востока и греко-римского мира. Религиозная преемственность его отчётливо прослеживается в образах таких известных богинь, как
Исида
,
Нут
и
Маат
в Египте;
Иштар
,
Астарта
и
Лилит
региона Плодородного Полумесяца;
Деметра
,
Кора
и
Гера
в Греции;
Атаргатис
,
Церера
и
Кибела
в Риме.
Богиня-Мать не имеет равновеликого себе супруга, она может порождать его, брать в мужья и затем губить (древнегреческие
Гея
и
Уран
, пеласгические Эвринома и Офион). Другой вариант — она проглатывает своё дитя и беременеет от этого (египетская
Нут
).
В более поздний период, когда в религии ведущее место заняли
боги
, а не богини, культ Богини-матери зачастую приобретает оргиастический характер.
Пиникир (также Пиненкир) — богиня-мать северного
Элама
, первоначально глава пантеона
.
Киририша
— богиня-мать на юго-востоке Элама, с начала II тысячелетия до н. э. заняла ведущее место в пантеоне как «мать богов», с середины II тысячелетия до н. э. «великая супруга» верховного бога
Хумпана
.
В. С. Никольский.
:
[
рус.
]
. — МГИУ. — P. 65. — «Богиня-Мать — главное женское божество в большинстве религий, соотносимое с женским творческим началом в природе.». —
ISBN 978-5-276-01023-6
.
Горшунова О. В. Священные деревья Ходжи Барора. Фитолатрия и культ женского божества в Средней Азии //
Этнографическое обозрение
. 2008, № 1. Сс.71-82.
Горшунова О. В. Идея двух начал в культе плодородия у народов Средней Азии // Среднеазиатский этнографический сборник. Ред. В. И. Бушков. Москва: Наука, 2001. Сс. 219—231.
Горшунова О. В. Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии. М.:
ИЭА РАН
, 2007. — С. 380.
del Giorgio J. F.
(англ.)
. — 1st ed. — Caracas, Venezuela: A.J. Place, 2005. — 280 p. —
ISBN 980-6898-00-1
.
Goldin P. R. «On the Meaning of the Name Xi wangmu, Spirit-Mother of the West.» Paul R. Goldin.
Journal of the American Oriental Society
, Vol. 122, No. 1/January-March 2002, pp. 83-85.
Knauer E. R. «The Queen Mother of the West: A Study of the Influence of Western Prototypes on the Iconography of the Taoist Deity.» In:
Contact and Exchange in the Ancient World
. Ed. Victor H. Mair. University of Hawai’i Press. 2006 Pp. 62-115. ISBN
ISBN 978-0-8248-2884-4
; ISBN
ISBN 0-8248-2884-4