Шан-Чи и легенда десяти колец
- 1 year ago
- 0
- 0
Государство Шан ( кит. : ), альтернативные названия государство Инь ( кит. : ) или государство Шан-Инь — раннее царство , существовавшее с 1554 по 1046 год до нашей эры в землях к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину. Государство Шан предшествовало государству Чжоу .
Шан является первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками (культура Эрлиган ), но также повествовательными и эпиграфическими письменными источниками. Наиболее подробное описание истории Шан содержится в сочинении Сыма Цяня «Исторические записки». В результате раскопок были обнаружены цзягувэнь — иероглифические надписи на панцирях черепах и гадательных костях животных, а также бронзовых , нефритовых , керамических , каменных изделиях. Большое число находок было сделано на территории столицы Иньсюй ( кит. трад. 殷墟 , пиньинь Yīnxū , палл. Иньсюй ), которая была расположена в районе современного города Аньян в провинции Хэнань . Территория древнего города включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО .
Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью , был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди . Считалось, что он являлся посредником между миром живых и умершими предками. Власть сначала, со времён У Дина до У И, передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику. Начиная с вана У И нормой стало передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов, которые не могли претендовать на высшую власть, являлись родоначальниками кланов.
Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привилегированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.
Помимо генеалогии воцарившихся ванов, китайская история сохранила имена их предков (напр., , упоминаемый в «Ши цзине»). См.
Династия Шан ( 1600 до н. э. — 1046 до н. э. )
Династия Шан имеет паритетные названия Династия Инь или Династия Шан-Инь.
Личное имя | Эра летоисчисления² | Храмовое имя³ | Годы правления 1 | Имя, под которым наиболее известен |
---|---|---|---|---|
Чэн Тан
成湯 Chéng Tāng |
1600 до н. э. — 1300 до н. э. | Тан | ||
Вай Бин
外丙 Wài Bǐng |
||||
Чжун Жэнь
仲壬 Zhòng Rén |
||||
Тай Цзя
太甲 Tài Jiǎ |
||||
Во Дин
沃丁 Wò Dīng |
||||
Тай Гэн
太庚 Tài Gēng |
Тай Гэн | |||
Сяо Цзя
小甲 Xiǎo Jiǎ |
Сяо Цзя | |||
Юн Цзи
雍己 Yōng Jǐ |
||||
Тай У
太戊 Tài Wù |
Тай У | |||
Чжун Дин
仲丁 Zhòng Dīng |
||||
Вай Жэнь
外壬 Wài Rén |
||||
Хэ Дань Цзя
河亶甲 Hé Dǎn Jiǎ |
Хэ Дань Цзя | |||
Цзу И
祖乙 Zǔ Yǐ |
||||
Цзу Синь
祖辛 Zǔ Xīn |
||||
Во Цзя
沃甲 Wò Jiǎ |
||||
Цзу Дин
祖丁 Zǔ Dīng |
||||
Нань Гэн
南庚 Nán Gēng |
||||
Ян Цзя
陽甲 Yáng Jiǎ |
Ян Цзя | |||
Пань Гэн
盤庚 Pán Gēng |
1300 до н. э. — 1251 до н. э. | Пань Гэн 4 | ||
Сяо Синь
小辛 Xiǎo Xīn |
Сяо Синь | |||
Сяо И
小乙 Xiǎo Yǐ |
Сяо И | |||
У Дин
武丁 Wǔ Dīng |
1250 до н. э. — 1192 до н. э. | У Дин | ||
Цзу Гэн
祖庚 Zǔ Gēng |
1191 до н. э. — 1148 до н. э. | |||
Цзу Цзя
祖甲 Zǔ Jiǎ |
||||
Линь Синь
廩辛 Lǐn Xīn |
||||
Гэн Дин
庚丁 Gēng Dīng |
Кан Дин
康丁 Kāng Dīng |
|||
У И
武乙 Wǔ Yǐ |
1147 до н. э. — 1113 до н. э. | |||
Вэнь Дин
5
文丁 Wén Dīng |
1112 до н. э. — 1102 до н. э. | |||
Ди И
帝乙 Dì Yǐ |
1101 до н. э. — 1076 до н. э. | |||
Цзы Чжоу
子紂 Zǐ Zhòu |
Ди Синь
帝辛 Dì Xīn |
1075 до н. э. — 1046 до н. э. | Ди Синь | |
1 Первой общепризнанной датой в китайской истории считается 841 до н. э. . Все более ранние даты являются предметом дискуссии, иногда весьма оживлённой. Приведённые здесь даты предложены Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу , составленным учёными по заказу правительства Китая и опубликованным в 2000 году. Они приводятся только в качестве ориентира. | ||||
2 Тронному имени часто предшествует наименование династии, Шан (商), например Шан Тан (商湯). | ||||
3 Имя, используемое в надписях на гадательных костях для жертвоприношения предкам. | ||||
4 Период династии Шан начиная с Пан Гэна часто именуется династией Инь (殷) из-за переноса столицы в Инь. | ||||
5 Также известен как Тай Дин (太丁 Tài Dīng). |
Государство Шан подразделялось на структурно неодинаковые части:
В эпоху государства Шан (1600 по 1027 год до нашей эры) технология изготовления бронзы появилась на территории Китая уже в готовом виде.
Появление бронзовой металлургии и колесниц в Китае послужило основанием для гипотез индоевропейского происхождения династии / Другая версия говорит о карасукском источнике технологий . Однако в ряде работ говорится лишь о перенятии технологий у соседей и об автохтонности культуры Шан-Инь .
Согласно легенде, род правителей Шан происходил от , сына императора Хуан-ди . Известно, что в свержении предыдущей династии помогал министр И-инь .
По «Историческим запискам» Сыма Цяня вожди Шан перемещали свою столицу шесть раз. Примерно с 1300 года до н. э. они переселились в район совр. г. Аньяна .
Военные конфликты государства были в основном связаны с отражением нападений кочевых племен (в основном это были племена жун и ди ) на севере территории Шан.
В конце существования Шан обострились отношения с правителями владения Чжоу, расположенного в западной части долины р. Вэйхэ. В 1027 г. до н. э. против Шан восстали чжоуцы, вассалы Шан. Армия была разгромлена Чжоу в решающем сражении при Му-е и Ди Синь , последний шанский правитель совершил самоубийство, не желая попасть в руки победителей. Есть версия, что шанская армия предала Ди Синя и перешла на сторону войск чжоуского правителя У-вана . Власть над шанцами У-ван передал сыну Ди Синя — . Вскоре шанцы подняли мятеж, в который оказался вовлечен и У Гэн. Правивший в то время в Чжоу регент Чжоу-гун подавил мятеж. Он переселил часть шанской знати и крестьян в юго-восточную часть Великой равнины, где возникло владение Сун . Наследники правителей Шан продолжали править там на протяжении нескольких веков до падения Сун.
Государство Шан находилось в бассейне реки Хуанхэ .
Этот культурный слой возник под влиянием извне ( мигранты из Центральной Азии вызвали культурную диффузию). Это влияние проявилось в освоении гончарного круга , новых сортов зерна ( пшеница с Ближнего Востока ) и пород скота ( коза , овца , корова ).
Шанцы занимались земледелием, культивировали пшеницу , ячмень , бобы , фасоль , коноплю , различные овощи и фрукты , чумизу . Именно в шанский период китайцы начали заниматься шелководством . Из домашних животных преобладали свинья и собака , встречались также коровы и лошади , овцы и козы , куры , утки и гуси . Возможно, использовались прирученные слоны . Осуществлялась охота на кабанов , оленей и тигров , ловля рыбы и дичи . В пищу употребляли грибы , ягоды , коренья и травы . В земледелии господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий ( мотыги , серпы ) с каменными вкладышами или разборными частями. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.
Изготовлялись орудия труда и оружие . Сохранились остатки керамических, камнерезных и бронзолитейных мастерских. О высокой квалификации мастеров свидетельствуют орнаменты на изделиях из бронзы и камня, тонкие изделия, украшения и символические изображения. Однако колесницы и шёлковые изделия поставлялись лишь во дворец, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита.
Династия Шан имела полноценную систему письма. Астрономы династии знали о существовании Марса и различных комет.
Верховное божество получило название Шанди, не было персонифицировано и отождествлялось во многом с умершими предками правителей. По мере развития религиозных воззрений небо, где обитали умершие предки, стало отождествляться с ними, и, таким образом, именно Небо стало верховным общим не персонифицированным божеством. Император же, игравший роль первосвященника и исполнявший обряды поклонения духам предков, обрел титул Сына Неба.
В надписях также фиксируется анимистическое поклонение силам природы: ( дождь , ветер , гора , река ).
Духовная культура шанцев имела свою специфику, выражавшуюся в довольно скромном проявлении культовой практики и мифологического мышления, о чём свидетельствуют археологические находки. Наиболее почитаемыми божествами были покойные предки правителей. О почитаемых героях данные отсутствуют. И хотя археологи нашли много различных изображений, в этих изображениях мифологические сюжеты встречаются очень редко. Обращает на себя внимание другая важная деталь: археологи не обнаружили ни храмы, ни храмовые комплексы. Их заменяли храмы-алтари, посвящённые опять же покойным предкам .
С такой спецификой духовной культуры и мировоззрения шанцев сопряжена другая необычная черта – историческая амнезия . В шанских надписях нет никакой информации об их историческом прошлом. Указываются только имена предков. Какие-либо подробности об их подвигах, легенды, рассказы о прошлом, о ярких событиях истории отсутствуют. Достоверно известно, что шанцы меняли места своего обитания. Но даже об этом, хотя бы достаточно недавнем перемещении, шанские надписи не упоминают. По мнению историков, такое отсутствие каких-либо подробностей в письменных памятниках не является случайным .
Большинство населения государства Шан жило в хижинах- полуземлянках . Шанские дворцы и городские стены строили методом хан-ту : уплотнявшиеся каменными пестами слои земли или глины , ограниченные в ширину дощатыми переборками, ряд за рядом — по высыхании — клали друг на друга. Так создавалась толстая глиняно-земляная стена, снаружи напоминавшая кирпичную кладку. Стену чем-то крепили.