Британская православная церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Правосла́вная це́рковь ( греч. Ἡ Ὀρθόδοξη Ἐκκλησία ) — вторая по числу приверженцев после Католической христианская церковь в мире . Численность членов Православной церкви по разным оценкам составляет около 200 — 300 миллионов и, возможно, свыше 300 миллионов . Иногда называют также «Православной церковью византийской традиции», «Греко-православной церковью» или «Восточной православной церковью», поскольку Католическая церковь и Древние восточные церкви , признающие решения только первых трёх Вселенских соборов , тоже считают себя ортодоксальными (православными).
Православная церковь, составляемая сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных , считает себя единой святой соборной и апостольской Церковью , основатель и глава которой — Иисус Христос . Каждая автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах своего административного управления от других поместных церквей, но едина с ними в вероучении . Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви .
Учение Православной церкви содержится в Священном Предании , которое включает в себя, кроме Священного Писания , определения Вселенских и некоторых Поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов , Вселенских и некоторых Поместных соборов), утверждённые Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви , жития святых , а также обычаи Церкви . Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания . Православная церковь имеет иерархическое устройство .
Православные церкви в светской религиоведческой классификации делят на:
После раскола Христианской церкви в 1054 году, первенство в Православной церкви перешло от Римской кафедры к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской . Константинопольский патриархат официально именуется Вселенским , неофициально в греческой литературе — также Великая Христова Церковь ( ἡ Μεγάλη τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησία ). Предстоятель — Архиепископ Константинополя — носит звание Вселенского патриарха ( греч. Οἰκουμενικὸς Πατριάρχης ) . Особый статус епископа новой столицы Римской империи был закреплён решениями Халкидонского собора (451).
Из первенства епископа Константинополя проистекают его определённые прерогативы в отношении всей Православной церкви, а именно право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей, право суда последней инстанции, право принимать чужих клириков без отпускной грамоты, а также ряд иных, предусмотренных канонами и сложившейся практикой византийской эпохи, что позволяет характеризовать его статус в Православной церкви как primus sine paribus («первый без равных»), отнюдь тем не менее не аналогичный власти пап в Римской церкви . Вселенский патриархат полагает, что, в ситуации отсутствия вселенских соборов , он обладает исключительным правом учреждения новых автокефалий , исходя из соображений политико-административной целесообразности , а также — на основании 9-го и 17-го правил 4-го Вселенского собора — принимать, рассматривать и выносить окончательные суждения по апелляциям от епископов всех автокефальных церквей . Такая трактовка первенства и прерогатив Вселенского патриарха оспаривается современным Московским патриархатом , который полагает, что содержательное «наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей» .
Кроме того, имеют место случаи прямого участия Вселенского патриарха в разрешении кризисных ситуаций в высшем управлении иных автокефальных Церквей. Так, решение об отрешении от кафедры Кипрского архиепископа Хризостома I было принято в мае 2006 года собором в Шамбези под председательством патриарха Варфоломея . Аналогичным образом решение 6 мая 2005 года Синода Иерусалимской церкви о отрешении от должности патриарха Иринея І рассматривалось и было подтверждено на Всеправославном соборе под председательством Вселенского патриарха в Стамбуле 24 мая того же года . Масштабный раскол в Болгарской церкви в 1990-х годах был преодолён на Всеправославном соборе в 1998 году в Софии, проходившем под председательством Вселенского патриарха Варфоломея .
В начале сентября 2018 года патриарх Варфоломей, выступая перед архиерейским собором (Синаксом), обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Он сказал: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела». Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию <…> для выполнения этой высшей и исключительной обязанности <…>. Если Вселенский патриархат откажется от своей ответственности и уйдёт с межправославной сцены, то поместные Церкви будут действовать „как овцы без пастыря“ (Мф. 9, 36)» . Заявления были сделаны после инициирования Вселенским патриархатом в апреле 2018 года процедуры дарования автокефалии «православным христианам Украины» . Комментируя правовые основания решения Синода Константинопольской церкви от 11 октября 2018 года, которым он отменил прещения , наложенные Московским патриархатом на Филарета Денисенко и Макария Малетича и их последователей, епископ Макарий (Гриниезакис) , викарий Таллинской митрополии , разъяснил: «Речь идёт о привилегии, а также об огромной общецерковной ответственности, которая была дана Константинопольской Церкви IV Вселенским Халкидонским Собором 451 года. Правило 9 и 17 этого Собора определяют, что, если некий епископ или клирик будет судим его митрополитом или местным Синодом, и будет считать это решение несправедливым, в таком случае он может законно прибегнуть к Патриаршему Престолу Константинополя, который в свою очередь обязан пересмотреть данный вопрос и принять окончательное решение. Эта привилегия Вселенского Патриархата бесчисленное количество раз в истории была применена относительно епископов других Патриархий и Автокефальных церквей. В некоторых случаях Вселенский Патриархат решал в пользу заявителя, в некоторых других случаях он выносил решение против него, то есть соглашался с решением органа церковной власти, в ведомстве которой находился истец, и в определённых случаях Патриархат уклонялся от принятия решения» . 22 октября 2018 года патриарх Варфоломей заявил, что прерогативы Вселенского патриархата зиждутся на постановлениях Вселенских соборов, что делает выносимые патриархатом решения обязательными для всех православных верных .
Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола : прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место ( primus inter pares ) перешло престолу патриархов Константинопольских . Во II тысячелетии возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата . С начала 2019 года существует 14 автокефальных церквей и две, чей автокефальный статус признаётся не всеми церквями.
Диптих Константинопольского патриархата | Диптих Московского патриархата |
---|---|
Автокефальные церкви : | |
14 сентября 2018 года Русская православная церковь исключила из диптиха Константинопольский патриархат , заявив об его антиканонических действиях, направленных на создание Православной церкви Украины (ПЦУ) ; в ответ на признание ПЦУ — Элладскую церковь (3 ноября 2019 года) , Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года) и Кипрскую церковь (20 ноября 2020) .
Православная церковь в Америке в автокефальном статусе признана Московским патриархатом, Болгарской, Грузинской, Польской и Чехословацкой церквями, но рассматривается Константинопольским патриархатом как часть Русской церкви . Критская православная церковь с 1965 года имеет статус полуавтономии в составе Константинопольского патриархата.
Православная церковь Украины (ПЦУ) признана Константинопольским патриархатом, который предоставил ей автокефалию 5 января 2019 года, Александрийским патриархатом , Кипрской и Элладской церквями. Русская и Сербская церкви заявили о непризнании ПЦУ как православной церкви в каком бы то ни было статусе. Остальные церкви по состоянию на декабрь 2019 года не высказывали своих официальных позиций по поводу признания или принципиального непризнания (отказа признать) ПЦУ — как в отношении статуса автокефалии, так и в отношении легитимности как церкви.
В мае 2022 года в евхаристическое общение была принята Македонская православная церковь (Охридская архиепископия), которая в 1967 году односторонне провозгласила автокефалию, не признанную до мая 2022 года со стороны Сербской церкви ; однако руководство Охридской архиепископии заявило, что полноценный статус автокефалии может быть получен ею только от Церкви-Матери Константинопольского патриархата . 25 августа 2022 года Священный Синода Русской православной церкви постановил: «Признать Македонскую Православную Церковь — Охридскую Архиепископию автокефальной Церковью-Сестрой и вписать имя ее Предстоятеля Блаженнейшего Архиепископа Охридского и Македонского Стефана в священные диптихи» .
В составе Вселенского патриархата:
В составе Московского патриархата:
В составе других автокефальных церквей:
Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат , исторически почти всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского государства (или СССР ), после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР , кроме Грузии и Армении .
На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора , 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной церкви под его верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии », которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях» . Эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия : «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» (см. также Варфоломей и Русская Православная Церковь и в статье Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II ). Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами» .
В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви » , которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в XVII веке была обусловлена « аннексией » Украины Московским Царством. В июле 2016 года полномочный представитель Константинопольской Церкви архиепископ Телмисский Иов (Геча) ( Константинопольский патриархат ), имевший 28 июля 2016 года встречу с президентом Украины , заявил, среди прочего, для украинского СМИ : «<…> после того как обратилась Верховная Рада Украины в Константинопольский Патриархат с просьбой предоставить каноническую автокефалию, эта просьба была рассмотрена на последнем Синоде, и Синод решил отдать этот вопрос комиссии для серьёзного, надлежащего изучения этой проблемы. <…> Новая волна автокефалий всегда была в ответ на политические обстоятельства — создание нового государства или новой империи.» В октябре 2018 года митрополит Эммануил (Адамакис) заявил: «предоставление автокефалии не является, собственно, вопросом повестки дня на Всеправославном соборе, этот вопрос относится исключительно к компетенции Вселенского Патриархата, как Церкви-Матери, которая предоставляет независимость церковному православному украинскому организму. Таков урок истории. Вселенский Патриархат — это источник автокефалии всех Поместных Православных Церквей, за исключением древних Патриархатов, основанных в первом тысячелетии, и за исключением Кипрской Церкви.»
Ряд церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты) имеют приходы и епархии вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой Диаспоре; другие же церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой «нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно» .
По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм , что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви даровать автокефалию своей части. В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора , и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года ) как подлежащие утверждению таковым .
С сентября 1961 года , когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание , с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем. Подготовленный всеми Церквами под председательством Вселенского Патриарха Святой и Великий Собор , состоявшийся в июне 2016 года на Крите, бойкотировался рядом поместных Церквей и не рассматривал спорные вопросы, как то календарь, диптихи, порядок провозглашения автокефалии , которые ранее предусматривалось разрешить . Всеправославный собор принял документ по вопросу о канонической организации Православной Диаспоры, который констатировал, что «на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте» .
После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России , Московский патриархат в плане мирового влияния стал уступать лидирующие позиции Константинополю, поддерживаемому Соединенными Штатами Америки . Так, когда 9 октября 2007 года делегация Московского патриархата покинула заседание в Равенне , ни одна из делегаций других православных церквей не последовала этому примеру , поддержав линию Константинопольской церкви . Ослабление влияния Московского патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии) , которую он считает своей « канонической территорией ». Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского экзархата во Франции , а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриархата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.
Процесс предоставления автокефалии православной церкви Украины , инициированный Вселенским патриархатом в 2018 году, спровоцировал односторонний разрыв евхаристического общения со стороны Московского патриархата .
Православные церкви вне общения со Вселенским православием — церковные и иные православные объединения , не признанные автокефальными церквями мира . С точки зрения приверженцев мирового православия, все эти церкви представляют собой неканонические структуры.
В Православной церкви отсутствует единая точка зрения, считать ли « латинян » еретиками , исказившими Символ веры путём самовольного позднейшего добавления Filioque , или схизматиками , отколовшимися от Единой соборной апостольской церкви.
Православная церковь единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской церкви . Православная церковь не приемлет ряд иных догматических положений Римско-Католической церкви: филиокве , догмат о непорочном зачатии Девы Марии , учение о чистилище , догмат о телесном вознесении Божией Матери . Православие приветствует симфонию духовной и светской властей ( См. статью Цезаропапизм ); Римская Церковь ещё со времён раннего Средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью ( см. в статье Папство ).
В декабре 1965 года Вселенским патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI и их Синодами были сняты взаимные анафемы 1054 года и подписана « Совместная декларация » ; «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) не привёл к преодолению разделения (восстановлению евхаристического общения) .
С мая 1980 года время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католической комиссии по диалогу между поместными православными церквями и Римско-Католической церковью . Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что «вступая в диалог, православная церковь отказалась от употребления термина „ересь“ в отношении католичества», пояснив, что мораторий на употребление данного термина на время работы богословской комиссии по православно-католическому диалогу вовсе не значит, что с повестки дня снят сам термин «ересь» или сняты те разногласия, которые существуют между православными и католиками . Действующий Патриарх Русской православной церкви Кирилл при выступлении на Поместном соборе РПЦ 2009 года подчёркнуто и во всеуслышание употребил термин «католическая ересь» , а во время проповеди в Тутаеве 11 сентября 2010 г. идею унии с католической церковью назвал «еретическим отступлением от истин православной веры» .
{{
cite encyclopedia
}}
:
|title=
пропущен или пуст (
справка
)
;
Неизвестный параметр
|editors=
игнорируется (
|editor=
предлагается) (
справка
)
от 15 мая 2021 на
Wayback Machine
Русская Церковь еще раз выбрала путь собственной изоляции от богословского диалога с Римско-Католической Церковью и общностью Православных Церквей.
{{
cite news
}}
:
Внешняя ссылка в
|work=
(
справка
)
;
Неизвестный параметр
|coauthors=
игнорируется (
|author=
предлагается) (
справка
)