Interested Article - История Тувалу

Вплоть до XIX века острова Тувалу оставались изолированными от остального мира. Несмотря на то, что ещё в 1568 году испанским мореплавателем Менданьей был открыт атолл Нуи , входящий в состав архипелага, острова не вызывали особого интереса у европейцев . Причиной тому было нахождение вдали от основных морских путей и бедность ресурсами. В 1892 году над островами Тувалу (тогда были известны под названием «острова Эллис» ) был установлен британский протекторат , а в 1916 году они вошли в состав британской колонии Острова Гилберта и Эллис , как и острова Гилберта , остров Ошен ( Банаба ), Токелау , острова Фаннинг , Вашингтон и Рождества . Даже став частью мировой системы, Тувалу не играли ключевой роли в колониальной политике Британской империи. Более того, архипелаг не ощутил на себе наплыва многочисленных британских и американских миссионеров , так как христианизация местного населения осуществлялась несколькими самоанскими пасторами, которые прошли обучение в школах Лондонского миссионерского общества . В 1975 году острова Эллис стали отдельной британской колонией под названием «Тувалу» (в переводе с языка тувалу «группа восьми» ), а в 1978 году — независимым государством в составе Содружества наций .

Доколониальный период

Заселение островов

Ранняя история архипелага изучена очень плохо в основном из-за отсутствия археологических данных. Тем не менее существуют предположения, что Тувалу были заселены полинезийцами , проживавшими к востоку от островов . Также выдвигались гипотезы о том, что архипелаг был одним из звеньев в колонизации региона, которая осуществлялась из Юго-Восточной Азии через Микронезию в Полинезию . Однако каких-либо доказательство дополинезийского населения в Тувалу не сохранилось .

Исследование истории заселения архипелага в значительной степени осложняется тем фактом, что легенды каждого из островов Тувалу, рассказывающих об исторических предках, противоречат друг другу (в основном по политическим причинам) . Однако значительная часть легенд сводится к тому, что прародителями местных жителей были выходцы с других островов ( Самоа , Тонга , восточной части Увеа и/или островов Гилберта ) .

Данные сравнительной лингвистики, предметы материальной культуры указывают на недавнее заселение островов Тувалу — в период с XIV по XVIII века . Тем не менее найденные в пещерах острова Ваитупу скелеты человека могут свидетельствовать о заселении архипелага в более ранний период — между 500 800 годами .

Социальная организация доколониальных жителей

Ещё до появления в Тувалу европейцев местное население было разделено на отдельные группы, члены которых обладали определёнными правами и обязанностями. Но в отличие от других полинезийских обществ тувалийское было одно из наименее стратифицированных . Исторически каждый остров архипелага был политически самостоятельным, хотя между атоллами Фунафути , Нукуфетау , Нукулаэлаэ и Ваитупу существовали тесные связи, основанные на почитании общего предка и ритуальной иерархии .

Политическая и социальная система, сложившаяся в Тувалу в доколониальный период, соответствовала природным и территориальным ограничениям, которые создавали значительные препятствия на пути поступательного развития островного общества . Поселения жителей в прошлом представляли из себя разбросанные по острову деревушки, в которых проживали или небольшие, или расширенные семьи. Все они были объединены в корпоративные группы, известные как пуикааига ( тувалу puikaaiga ) и включавшие до 10 членов . Земля была общим владением семьи, члены которой совместно её обрабатывали.

Признанными лидерами традиционного общества как в политическом, так и в религиозном смысле, были алики ( тувалу aliki ), или вожди, власть которых передавалась по наследству. Обладая огромным авторитетом, они руководили жизнью островитян. Согласно представлениям народа тувалу между сверхъестественным миром и алики существовала тесная взаимосвязь: по сути, вождь был тенью более могущественного и властного существа, которому подчинялась вся Вселенная . Любое решение алики было окончательным и неизменным, поэтому каждый островитянин был обязан ему подчиниться, иначе могло последовать наказание вплоть до смерти. Приближённых и помощников алики называли тао-алики ( тувалу tao aliki ). Они консультировали верховного вождя по вопросам ведения хозяйства, доносили о возможных угрозах, были посредниками между жителями и алики, организовывали распределение земли и еды между общинниками . Особым почтением пользовались старейшие главы общин. Они могли делать замечания алики (в основном в вопросах продуктового обеспечения и подготовки к войне), часто консультировали его. Женщины занимались домашним хозяйством, плели циновки, корзины, делали украшения. Каждая тувалийская семья, или солога ( тувалу sologa ), занималась определённым делом в общине: кто-то строил дома, кто-то каноэ и так далее .

Исследование архипелага

Вплоть до 1820-х годов большинство островов Тувалу было неизвестно европейцам . Они же практически ничего не знали о населении и культуре местных жителей.

Европейским первооткрывателем Тувалу стал испанский мореплаватель Альваро Менданья де Нейра , назначенный главой экспедиции по исследованию и покорению Неведомой Южной Земли . В 1568 году путешественник открыл атолл Нуи : когда испанские корабли проплывали мимо него, Менданья заметил на берегу несколько каноэ . В 1595 году во время второго плавания им же был открыт атолл Ниулакита . Тем не менее путешественник не высадился на острове . Архипелаг же был назван «Лагунными островами» .

Вплоть до XVIII века Тувалу оставалось незамеченным другими мореплавателями. Только в 1781 году испанским мореплавателем Франсиском Мореллем во время путешествия из Манилы в Мексику были открыты острова Ниутао и Нанумеа . В 1788 году часть островов была открыта английскими капитанами Томасом Гилбертом и Джоном Маршаллом . В 1819 году острова Тувалу были обследованы с борта канадского судна «Ребекка» , находившегося под командованием капитана Арента де Пейстера ( Arent de Peyster ), который назвал архипелаг «Островами Эллис» в честь владельца корабля и члена британского парламента Эдварда Эллиса . Тогда же были открыты атоллы Фунафути и Нукуфетау .

В 1824 году французский путешественник открыл остров Нануманга , который был принят за Ниутао. Нукулаэлаэ ( 1821 ) и Ваитупу ( 1826 ) были впервые замечены китобоями .

Китобои и миссионеры

Долгие годы острова Тувалу оставались изолированными от остального мира: в период между 1568 и 1820 годом мимо архипелага проплыло всего одиннадцать кораблей . Но даже несмотря на этот факт, уже в этот период складывались определённые предпосылки для будущих торговых отношений. Начиная с 1821 года , мимо островов стали часто проплывать суда китобоев . Торговля с местными жителями осуществлялась на борту кораблей, в лагуне, на суше и на необитаемом в то время острове Ниулакита , где моряки пополняли запасы древесины. В целом, отношения туземцев с китобоями были дружественными в отличие от других островов региона, где островитяне враждебно встречали чужеземцев.

Практически единственным природным богатством Тувалу является кокосовая пальма , имеющая важное практическое значение. Уже в середине 1850-х годов на архипелаге австралийские компании стали производить пальмовое масло , которое к 1870-м годам было вытеснено копрой , до сих пор остающейся крупнейшей статьёй экспорта страны .

В целом начальный период контактов островитян с европейцами был неконфликтным, но в будущем ситуация резко изменилась. В начале 60-х годов XIX века на островах Тувалу стали появляться первые перуанские работорговцы , которые в период с 1862 по 1864 год вывезли с атоллов Фунафути и Нукулаэлаэ свыше 400 человек .

Особое влияние на жизнь островитян оказали христианские миссионеры из Лондонского миссионерского общества . В 1861 году Элекану, миссионера общества с острова Манихики ( острова Кука ), принесло течением на Нукулаэлаэ . Проведя на атолле несколько месяцев, он впоследствии отправился на проплывавшем мимо торговом судне на Самоа, где добился в 1865 году отправки на острова Нукулаэлаэ , Фунафути и Нуи христианских учителей . В отличие от других островов региона христианизация населения проводилась не британскими или американскими священниками, а самоанскими пасторами , заранее прошедшими подготовку в религиозных школах .

С распространением христианства на архипелаге были запрещены аборты , детоубийство . Миссионеры способствовали распространению грамотности среди местного населения, основных принципов денежного хозяйства, создали письменную форму языка тувалу .

Колониальный период

В 1892 году острова Тувалу, как и соседние острова Гилберта, стали частью британского протектората .

Первоначально управление островами осуществлялось через традиционные модели, но впоследствии был установлен прямой контроль над архипелагом. Островные вожди лишились политической власти и уже не пользовались особым авторитетом среди местных жителей в отличие от христианских миссионеров, которые сохранили своё огромное влияние в обществе . Вступив в колониальную эпоху в виде самостоятельных образований, острова Гилберта и Эллис стали в будущем рассматриваться в качестве единой колониальной единицы. К тому же, для более удобного административного управления острова были объединены с островом Ошен (современный Банаба ), который находился под контролем постоянного представителя. Впоследствии этот небольшой остров, где велись разработки фосфоритов , стал привлекать особое внимание эллисцев, которые переселялись на него в поисках работы. С 1877 года Британская империя управляла Островами Эллис через высокого комиссара , находившегося в Фиджи . В 1893 году был издан первый свод законов для протектората — Коренные законы Островов Эллис ( англ. Native Laws of Ellice Islands ). В них шла речь о наказаниях за убийства, воровство и другие незаконные действия. Вводилось и обязательное посещение школы. В 1908 году остров Ошен стал административным центром островов Эллис и островов Гилберта , а в 1916 году острова Тувалу стали частью британской колонии Острова Гилберта и Эллис .

В годы Второй мировой войны архипелагу удалось избежать вторжения японских вооружённых сил. Вместо этого, 2 октября 1942 года Тувалу были заняты американцами , которые сразу же начали строить авиабазы на атоллах Фунафути (в том числе, взлётно-посадочную полосу), Нанумеа и Нукуфетау . Несмотря на то, что японцы несколько раз атаковали американские базы на островах, в целом, архипелаг не понёс ощутимого ущерба.

В августе-сентябре 1974 года на архипелаге был проведён референдум , по результатам которого Острова Эллис, где большую часть населения составляли полинезийцы , отделились от Островов Гилберта , на которых проживали преимущественно микронезийцы : за это проголосовало подавляющее большинство (3799 голосов «за» и 293 голосов «против») . Бывший премьер-министр Тувалу Бикенибеу Паэниу объяснил этот выбор населения несколькими причинами: во-первых, жители островов Гилберта имели некоторые преимущества в получении стипендий, во-вторых, большая часть программ по развитию колонии реализовывались на территории островов Гилберта, в-третьих, жители островов Эллис были вынуждены преодолевать значительные расстояния для получения образования, медицинского обслуживания и работы на соседнем архипелаге, в-четвёртых, представители народа кирибати занимали все руководящие посты в колонии .

1 октября 1975 года Острова Эллис стали отдельной британской колонией Тувалу, получившей независимость в 1978 году .

Примечания

  1. Barrie Macdonald. Cinderellas of the Empire: Towards a History of Kiribati and Tuvalu. — 1995. — С. 3. — 335 с. — ISBN 982020335X .
  2. World Culture Encyclopedia. (англ.) . Дата обращения: 23 августа 2008. 11 октября 2008 года.
  3. The Pacific-Peace.net Portal. (англ.) . Дата обращения: 25 августа 2008. (недоступная ссылка)
  4. World Culture Encyclopedia. (англ.) . Дата обращения: 20 августа 2008. 12 октября 2008 года.
  5. Jane Resture. (англ.) . Дата обращения: 20 августа 2008. 10 августа 2011 года.
  6. Encyclopedia of the Nations. (англ.) . Дата обращения: 15 августа 2008. 9 июля 2008 года.
  7. Barrie Macdonald. Cinderellas of the Empire: Towards a History of Kiribati and Tuvalu. — 1995. — С. 14. — 335 с. — ISBN 982020335X .
  8. Barrie Macdonald. Cinderellas of the Empire: Towards a History of Kiribati and Tuvalu. — 1995. — С. 15. — 335 с. — ISBN 982020335X .
  9. U.S. State Department. Bureau of East Asian and Pacific Affairs. (англ.) . Дата обращения: 15 августа 2008. 17 марта 2012 года.
  10. Barrie Macdonald. Cinderellas of the Empire: Towards a History of Kiribati and Tuvalu. — 1995. — С. 40. — 335 с. — ISBN 982020335X .
  11. Barrie Macdonald. Cinderellas of the Empire: Towards a History of Kiribati and Tuvalu. — 1995. — С. 75. — 335 с. — ISBN 982020335X .
Источник —

Same as История Тувалу