Застольные беседы (Плутарх)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мора́лии ( др.-греч. Ἠθικά , лат. Moralia , вольно переводится как «Мораль» или «Вопросы, касающиеся обычаев и нравов») — эклектичный сборник, состоящий из 78 сочинений Плутарха . В том числе 5 трудов, авторство которых Плутарху оспаривается (№ 22, 45, 58, 61, 78), однако по традиции шедшей с XVI века так же включены в сборник.
Они дают представление о римской и греческой жизни, но также включают в себя вечные наблюдения. Многие поколения европейцев читали их или подражали им, в том числе Мишель де Монтень , гуманисты эпохи Возрождения и философы эпохи Просвещения .
Некоторые издания «Моралии » включают произведения, позже понятые как псевдоэпиграфы . Среди них — «Жизнеописания десяти ораторов» №58 (биографии аттических ораторов по мотивам Цецилия Калактийского ), «О мнениях философов» №61 , «О судьбе» №45 и «О музыке» №78 . Ответственность за все эти работы лежит на Псевдо-Плутархе , хотя их авторство неизвестно. Хотя записанные мысли и мнения не принадлежат Плутарху и относятся к несколько более поздней эпохе, все они имеют классическое происхождение и имеют ценность для историка.
Единственная рукопись, в которой сохранились все 78 сочинений, входящих в сборник, датируется началом XIV века .
Некоторое отношение к истории имеют и описания странных обычаев римлян и греков, заимствованные Плутархом у Варрона, Аристотеля и других, а также несколько риторических опытов об афинянах, Александре Великом , римлянах. Философские сочинения Плутарха называются обыкновенно «моральными» ( Moralia ); есть между ними, однако, и трактаты религиозные, политические, литературные и естественноисторические. По форме между этими трактатами преобладают диалоги. Мы имеем здесь, прежде всего, ряд сочинений, в которых даются педагогические указания и советы молодым людям, приступающим к занятию философскими науками.
Далее, несколько сочинений посвящено объяснению трудных мест в диалогах Платона и полемике со стоиками и эпикурейцами. Диалог « Против Колота » №76 многочисленными своими выдержками из Гераклита , Демокрита , Парменида , Эмпедокла и эпикурейцев весьма важен для истории греческой философии. Специально этике посвящено Плутархом около 20 сочинений, являющихся в большинстве случаев как бы проповедями, в которых автор старается «научить добродетели» множеством примеров из жизни и цитат из поэтов. Они схожи с некоторыми сочинениями Сенеки .
На определённые случаи написаны Плутархом три « утешительные речи »: одна к собственной его жене по случаю смерти дочери, другая к изгнанному из родины другу, третья к отцу, потерявшему сына. Мораль у Плутарха всегда тесно связывается с религией; он стремится к очищению веры и культа и к согласованию их с философией. Плутарх восставал против суеверий, а также и против атеизма эпикурейцев и прагматического рационализма евгемеристов.
Собственная его религиозная система составлена из демонологии, мантики и аллегорического объяснения мифов. Очень глубок по мысли и богат содержанием диалог « Почему божество медлит с воздаянием » №44 , подобно диалогу «Политик» Платона оканчивающийся фантастическим изображением загробного мира. К теософическим сочинениям Плутарха относится также диалог « О демоне Сократа » №46 . Из естественноисторических сочинений Плутарха наиболее значителен « О лике, видимом на диске Луны » №63 , в котором сохранены любопытные известия о предшественнике Николая Коперника , астрономе Аристархе Самосском .
Характерны для Плутарха его сочинения о животных, в душевную жизнь которых он пытается проникнуть; он сильно восстает против мучения людьми животных. Плутарх был врагом эпикурейского принципа «живи в тиши» и настаивал на необходимости общественно-политической деятельности. На эту тему им написано несколько рассуждений, многие из которых вызваны случайными поводами.
Основой государства Плутарх считал семью, восхвалению которой посвящены им особые сочинения; из них особенно выдаются « Γαμικὰ παραγγέλματα ». Плутарху принадлежат также комментарии к Гесиоду , Арату и Никандру , дошедшие до нас в отрывках, критическая статья о Геродоте , сравнение Аристофана с Менандром .
Более всего отразилась личность Плутарха в его « Застольных беседах » (9 книг), содержащих диалоги о самых разнообразных предметах: об удобоваримости пищи, о воздержании евреев от свинины, вопрос о том, что было раньше, курица или яйцо, проблема количества муз, дискуссия о видах танцев и т. д. Эти диалоги пересыпаны обильными цитатами из античной литературы. К «Застольным беседам» примыкает « Пир семи мудрецов ».
Диалог Псевдо-Плутарха «О музыке» №78 , написанный в русле традиции аристоксеников ,— ценный памятник античной музыкальной историографии. Кроме этого диалога, не принадлежащими Плутарху в «Моралиях» считаются сочинения « Собрание параллельных греческих и римских историй » №22 , «О судьбе» №45 , «Жизнеописания десяти ораторов» №58 и «О мнениях философов» №61 .
Плутарх — характерный представитель лучших сторон эллинского миросозерцания; его отличительные свойства — добродушная искренность, нравственная теплота, спокойная умеренность в суждениях, оптимистичный взгляд на вещи. Жалкое положение современной ему Эллады отразилось, однако, и на нём: он далек от свободолюбивых мечтаний и горячего стремления вперёд, консервативен во всех своих воззрениях, обо всем судит с односторонней этической точки зрения и ни в чём даже и не старается пролагать новых путей.
Примечание. В нижеследующей таблице труды Плутарха расположены не в алфавитном порядке, а в порядке томов, изданных Этьеном. Диапазон страниц Этьена в границах тома (указан в таблице римской цифрой) см. в разделе «Английские переводы»
№ пп. | № тома | Русское название | Греческое название | Латинское название | Русский перевод | Переводчик |
1 | I | О воспитании детей | Περὶ παίδων ἀγωγῆς | De liberis educandis | Демокрит 1970, фр. 493а | |
2 | I | Как юноше слушать поэтические произведения | Πῶς δεῖ τὸν νέον ποιημάτων ἀκούειν | Quomodo adolescens poetas audire debeat | Памятники поздней античной научно-художественной литературы. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.-Л., Наука. 1964. 416 стр. С.11-46 | Пер. Л. А. Фрейберг |
3 | I | Об умении слушать | Περὶ τοῦ ἀκούειν | De recta ratione audiendi | ФРГФ 1989, с.277; ФРС, фр. I 385, 464 | |
4 | I | Как отличить друга от льстеца | Πῶς ἄν τις διακρίνοιε τὸν κόλακα τοῦ φίλου | Quomodo adulator ab amico internoscatur | ФРС, фр. I 470 | |
5 | I | Как можно осознать собственное совершенствование в добродетели (О преуспевших в добродетели, О продвижении к добродетели) | Πῶς ἄν τις αίσθοιτο ἑαυτοῦ προκόπτοντος ὲπ’ ὰρετῇ | Quomodo quis suos in virtute sentiat profectus | Демокрит 1970, фр.790; ФРГФ 1989, с.427; ФРС, фр. I 234, 280 | |
6 | II | О пользе от врагов | Πῶς ἄν τις ὑπ’ ἐχθρῶν ὠφέλοιτο | De capienda ex inimicis utilitate | ФРС, фр. I 277 | |
7 | II | О множестве друзей | Περὶ πολυφιλίας | De amicorum multitudine | ФРГФ 1989, с.343, 372 | |
8 | II | Об удаче | Περὶ τύχης | De fortuna | ВДИ. 2015. № 3. ФРГФ 1989, с.381, 535 | Пер. В. К. Журавлева (2015) |
9 | II | О добродетели и пороке | Περὶ ἀρετῆς καὶ κακίας | De virtute et vitio | - | |
10 | II | Утешение к Аполлонию ( Псевдо-Плутарх ) | Παραμυθητικὸς πρὸς Ἀπολλώνιον | Consolatio ad Apollonium | ФРГФ 1989, с.262 | |
11 | II | Наставления о сохранении здоровья (Советы о сохранении здоровья) | Ὑγιεινὰ παραγγέλματα | De tuenda sanitate praecepta | Демокрит 1970, фр. 581а, 776; ФРС, фр. I 389 | |
12 | II | Наставление супругам | Γαμικὰ παραγγέλματα | Coniugalia praecepta | Плутарх 1983, с.347-359 | Пер. Э. Г. Юнца |
13 | II | Пир семи мудрецов | Ἑπτὰ σοφῶν συμπόσιον | Septem sapientium convivium | Плутарх 1983, с.360-388; Плутарх 1990, с.242-262; Плутарх 1996, с.172-210 | Пер. М. Л. Гаспарова |
14 | II | О суеверии | Περὶ δεισιδαιμονίας | De superstitione | ВДИ. 1979. № 2; Плутарх 1983, с.389-400 | Пер. М. В. Подмарковой (1979); Пер. Э. Г. Юнца (1983) |
15 | III | Изречения царей и полководцев | Βασιλέων ὰποφθέγματα καὶ στρατηγῶν | Regum et imperatorem apophthegmata | ВДИ. 1980. № 3-4. 1981. № 1; Плутарх 1990, с.340-386 | Пер. М. Л. Гаспарова |
16 | III | Изречения спартанцев | Ἀποφθέγματα Λακωνικά | Apophthegmata Laconica | Плутарх 1990, с.287-330 | Пер. М. Н. Ботвинника |
17 | III | Древние обычаи спартанцев | Τὰ παλαιὰ τῶν Λακεδαιμονίων ἐπιτηδεύματα | Instituta Laconica | Плутарх 1990, с.331-335 | Пер. М. Н. Ботвинника |
18 | III | Изречения спартанских женщин | Λακαινῶν ἀποφθέγματα | Lacaenarum apophthegmata | Плутарх 1990, с.336-339 | Пер. М. Н. Ботвинника |
19 | III |
О доблестях женщин (1964, 1983);
О доблести женской (1990) |
Γυναικῶν ἀρεταί | Mulierum virtutes | Памятники поздней античной научно-художественной литературы. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.-Л., Наука. 1964. 416 стр. С.56-65; Плутарх 1983, с.401-411; Плутарх 1990, с.263-286 | Пер. С. С. Аверинцева (лишь части сочинения, 1964, 1983); Я. М. Боровского (1990) |
20 | IV | Римские вопросы | Αἴτια Ρωμαϊκά | Quaestiones Romanae | ВДИ. 1976. № 3-4; Плутарх 1990, с.180-222 | Пер. Н. В. Брагинской |
21 | IV | Греческие вопросы | Αἴτια Ἑλληνικά | Quaestiones Graecae | ВДИ. 1977. № 1-2; Плутарх 1990, с.223-241 | Пер. Н. В. Брагинской |
22 | IV | Собрание параллельных греческих и римских историй ( Псевдо-Плутарх ) | Συναγωγὴ ἱστοριῶν παραλλήλων Ἑλληνικῶν καὶ Ῥωμαϊκῶν | Parallela minora | ВДИ. 1980. № 2 | Пер. Н. В. Васильевой |
23 | IV | Об удаче римлян | Περὶ τῆς Ῥωμαίων τύχης | De fortuna Romanorum | ВДИ. 1979. № 3 | |
24 | IV |
Об удаче и доблести
Александра Великого
(1979-1980);
О судьбе и доблести Александра (1983); Об удаче и доблести Александра (1993) |
Περὶ τῆς Ἀλεξάνδρου τύχης ἢ ἀρετῆς | De Alexandri magni fortuna aut virtute | ВДИ. 1979. № 4. 1980. № 1; Плутарх 1983, с.412-440; Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1993. С.429-452. | Пер. Я. М. Боровского (1983); Г. П. Чистякова и Э. Г. Юнца (1993) |
25 | IV | Прославились ли афиняне более войнами или мудростью? | Πότερον Ἀθηναῖοι κατὰ πόλεμον ἢ κατὰ σοφίαν ὲνδοξότεροι | De gloria Atheniensium | Antiquitas Aeterna. Поволжский антиковедческий журнал. Вып. 4, 2014, с.468-480. | Пер. И. П. Рушкина |
26 | V | Об Исиде и Осирисе | Περὶ Ἴσιδος καὶ Ὀσίριδος | De Iside et Osiride | ВДИ. 1977. № 3-4; Плутарх 1996, с.5-70 | Пер. Н. Н. Трухиной |
27 | V | Об «Е» в Дельфах | Περὶ τοῦ Εἴ τοῦ ἐν Δελφοῖς | De E apud Delphos | ВДИ. 1978. № 1; Плутарх 1996, с.71-96 | Пер. Н. Б. Клячко |
28 | V | О том, что Пифия более не прорицает стихами | Περὶ τοῦ μὴ χρᾶν ἔμμετρα νῦν τὴν Πυθίαν | De Pythiae oraculis | ВДИ. 1978. № 2; Плутарх 1996, с.97-127 | Пер. Л. А. Фрейберг |
29 | V | Об упадке оракулов (Об умолкших оракулах) | Περὶ τῶν ἐκλελοιπότων χρηστηρίων | De defectu oraculorum | Демокрит 1970, фр. 472а; ФРГФ 1989, с.78, 150—151, 343, 404 | |
30 | VI | Можно ли научить добродетели? | Εἰ διδακτὸν ἡ ἀρετή | An virtus doceri possit | - | |
31 | VI | О нравственной добродетели (О нравственных доблестях) | Περὶ ἠθικῆς ἀρετῆς | De virtute morali | Демокрит 1970, фр. LIX; ФРС, фр. I 201, 202, 299, 375 | |
32 | VI | О подавлении гнева | Περὶ ἀοργησίας | De cohibenda ira | Плутарх 1983, с.441-459 | Пер. Я. М. Боровского |
33 | VI | О спокойствии духа (О безмятежности души) | Περὶ εὐθυμίας | De tranquillitate animi | Демокрит 1970, фр. 88, 737; ФРГФ 1989, с.407; ФРС, фр. I 277 | |
34 | VI | О братской любви | Περὶ φιλαδελφίας | De fraterno amore | - | |
35 | VI | О любви к потомству | Περὶ τῆς εἰς τὰ ἔγγονα φιλοστοργίας | De amore prolis | Демокрит 1970, фр. 537 | |
36 | VI | Достаточно ли порочности для несчастья? | Εἰ αὐτάρκης ἡ κακία πρὸς κακοδαιμονίαν | An vitiositas ad infelicitatem sufficiat | - | |
37 | VI | Какие страдания сильнее — духовные или телесные? | Περὶ τοῦ πότερον τὰ ψυχῆς ἢ τὰ σώματος πάθη χείρονα | Animine an corporis affectiones sint peiores | Демокрит 1970, фр. 776а | |
38 | VI | О болтливости | Περὶ ἀδολεσχίας | De garrulitate | Плутарх 1983, с.460-478 | Пер. М. Томашевской |
39 | VI | О любопытстве | Περὶ πολυπραγμοσύνης | De curiositate | Плутарх 1983, с.479-491 | Пер. Н. В. Брагинской |
40 | VII | О сребролюбии | Περὶ φιλοπλουτίας | De cupiditate divitiarum | Плутарх 1983, с.492-500 | Пер. Я. М. Боровского |
41 | VII | О ложном стыде (О чрезмерной стыдливости) | Περὶ δυσωπίας | De vitioso pudore | ФРГФ 1989, с.158; ФРС, фр. I 313 | |
42 | VII | О зависти и ненависти | Περὶ φθόνου καὶ μίσους | De invidia et odio | - | |
43 | VII | О том, как похвалить себя, не возбуждая зависти | Περὶ τοῦ ἑαυτὸν ὲπαινεῖν ἀνεπιφθόνως | De laude ipsius | ФРС, фр. I 280 | |
44 | VII | Почему божество медлит с воздаянием | Περὶ τῶν ὑπὸ τοῦ θείου βραδέως τιμωρουμένων | De sera numinis vindicta | ВДИ. 1979. № 1; Плутарх 1996, с.128-171 | Пер. Л. А. Ельницкого |
45 | VII | О судьбе ( Псевдо-Плутарх ) | Περὶ εἰμαρμένης | De fato | - | |
46 | VII | О демоне Сократа | Περὶ τοῦ Σωκράτους δαιμονίου | De genio Socratis | Плутарх 1983, с.501-536 | Пер. Я. М. Боровского |
47 | VII | Об изгнании | Περὶ φυγῆς | De exilio | ФРГФ 1989, с.351, 405, 406, 514; ФРС, фр. I 371 | |
48 | VII | Слово утешения к жене | Παραμυθητικὸς πρὸς τὴν γυναῖκα | Consolatio ad uxorem | Плутарх 1983, с.537-543 | Пер. Я. М. Боровского |
49 | VIII-IX | Застольные беседы (в 9 книгах) | Συμποσιακά | Quaestiones convivales | Плутарх 1990, с.5-179 | Пер. Я. М. Боровского |
50 | IX | Об Эроте | Έρωτικός | Amatorius | Плутарх 1983, с.544-582 | Пер. Я. М. Боровского |
51 | X | Любовные рассказы | Ἐρωτικαὶ διηγήσεις | Amatoriae narrationes | Antiquitas Aeterna. Поволжский антиковедческий журнал. Вып. 4, 2014, с.459-468. | Пер. И. П. Рушкина |
52 | X | О том, что философу надлежит в особенности разговаривать с правителями (О беседах философа с властителями) | Περὶ τοῦ ὅτι μάλιστα τοῖς ἡγεμόσιν δεῖ τὸν φιλόσοφον διαλέγεσθαι | Maxime cum principibus philosopho esse disserendum | ФРГФ 1989, с.351; ФРС, фр. I 382 | |
53 | X | К непросвещенному властителю | Πρὸς ἡγεμόνα ἀπαίδευτον | Ad principem ineruditum | Памятники поздней античной научно-художественной литературы. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.-Л., Наука. 1964. 416 стр. С.69-73 | Пер. С. С. Аверинцева |
54 | X | Следует ли старику участвовать в государственных делах? | Εὶ πρεσβυτέρῳ πολιτευτέον | An seni respublica gerenda sit | - | |
55 | X | Наставления по управлению государством (1978); Наставления в государственных делах (1983) | Πολιτικὰ παραγγέλματα | Praecepta gerendae reipublicae | ВДИ. 1978. № 3-4; Плутарх 1983, с.583-626 | Пер. Л. А. Ельницкого (1978); С. С. Аверинцева (1983) |
56 | X | О монархии, демократии и олигархии | Περὶ μοναρχίας καὶ δημοκρατίας καὶ ὀλιγαρχίας | De unius in republica dominatione, populari statu, et paucorum imperio | ВДИ. 1979. № 2 | Пер. П. Д. Диатроптова |
57 | X |
О том, что не надо делать долгов (1964);
О том, что не следует делать долгов (1979) |
Περἰ τοῦ μὴ δεῖν δανείζεσθαι | De vitando aere alieno | Памятники поздней античной научно-художественной литературы. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.-Л., Наука. 1964. 416 стр. С.73-80; ВДИ. 1979. № 2 | Пер. С. С. Аверинцева (1964); Г. П. Чистякова (1979) |
58 | X | Жизнеописания десяти ораторов ( Псевдо-Плутарх ) | Βίοι τῶν δέκα ῥητόρων | Vitae decem oratorum | ВДИ. 1962. № 4 | |
59 | X | Сравнение Аристофана с Менандром | Συγκρίσεως Ἀριστοφάνους καὶ Μενάνδρου ἐπιτομή | Comparationis Aristophanis et Menandri compendium | Памятники поздней античной научно-художественной литературы. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.-Л., Наука. 1964. 416 стр. С.47-50. | Пер. Л. А. Фрейберг |
60 | XI | О злокозненности Геродота | Περὶ τῆς Ήροδότου κακοηθείας | De malignitate Herodoti | Лурье С. Я. Геродот. М., 1947. | Пер. С. Я. Лурье |
61 | XI | Мнения философов ( Псевдо-Плутарх ) | Περὶ τῶν ἀρεσκόντων φιλοσόφοις φυσικῶν δογμάτων | De placitis philosophorum | Демокрит 1970, фр. 297, 310, 372, 383; ФРГФ 1989, несколько десятков упоминаний | |
62 | XI | Естественнонаучные вопросы (Физические причины) | Αἴτια φυσικά | Quaestiones naturales | Демокрит 1970, фр. 556; ФРГФ 1989, с. 378, 389, 395, 398, 531 | |
63 | XII |
О лице, видимом в лике Луны (1894);
О лике, видимом на диске Луны (2000) |
Περὶ τοῦ ἐμφαινομένου προσώπου τῷ κύκλῳ τῆς σελήνης | De facie in orbe lunae | « Филологическое обозрение ». 1894. Т. VI, приложение, с.1-41 особой пагинации; Философия природы в античности и в средние века. / Общ.ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М.,Прогресс-Традиция. 2000. 608 стр. С.132-183 | Пер. Г. А. Иванова (1894); пер. Г. А. Иванова под ред. В. В. Петрова (2000) |
64 | XII | О первичном холоде | Περὶ τοῦ πρώτως ψυχροῦ | De primo frigido | Философия природы в античности и в средние века. / Общ.ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М., Прогресс-Традиция. 2000. 608 стр. С.103-121 | Пер. И. Д. Рожанского |
65 | XII | Вода или огонь полезнее? | Πότερον ὕδωρ ἢ πῦρ χρησιμότερον | Aquane an ignis sit utilior | ФРС, фр. I 403 | |
66 | XII | О сообразительности животных (Об изобретательности животных) | Πότερα τῶν ζῴων φρονιμώτερα, τὰ χερσαῖα ἢ τὰ ἔνυδρα | De sollertia animalium | Демокрит 1970, фр. 559; ФРГФ 1989, с.108, 352; ФРС, фр. I 515 | |
67 | XII | Грилл, или О том, что животные обладают разумом | Περὶ τοῦ τὰ ἄλογα λόγῳ χρῆσθαι | Bruta animalia ratione uti | Поздняя греческая проза. М., ГИХЛ. 1961. 696 стр. С.133-144 | Пер. С. В. Поляковой |
68 | XII | О мясоедении (О плотоядении) | Περὶ σαρκοφαγίας | De esu carnium | ФРГФ 1989, с.58, 408, 410, 412, 413 | |
69 | XIII | Платоновские вопросы | Πλατωνικὰ ζητήματα | Platonicae quaestiones | Плутарх 2008, с.6-44 | Пер. Т. Г. Сидаша |
70 | XIII | О рождении души по « Тимею » | Περὶ τῆς ἐν Τιμαίῳ ψυχογονίας | De animae procreatione in Timaeo | Плутарх 2008, с.53-106 | Пер. Т. Г. Сидаша |
71 | XIII | Сокращённый вариант трактата «О рождении души по " Тимею » | Ἐπιτομὴ τοῦ περὶ τῆς ἐν τῷ Τιμαίῳ ψυχογονίας | Epitome libri de animae procreatione in Timaeo | Плутарх 2008, с.107-114 | Пер. Т. Г. Сидаша |
72 | XIII | О противоречиях стоиков | Περὶ Στωικῶν ἐναντιωμάτων | De Stoicorum repugnantiis | Плутарх 2008, с.129-200 | Пер. Т. Г. Сидаша |
73 | XIII | О том, что стоики говорят ещё более нелепо и противоречиво, чем поэты (сохранился только отрывок) | Ὅτι παραδοξότερα οἱ Στωικοὶ τῶν ποιητῶν λέγουσιν | Stoicos absurdiora poetis dicere | Плутарх 2008, с.202-205 | Пер. Т. Г. Сидаша |
74 | XIII | Об общих понятиях. Против стоиков | Περὶ τῶν κοινῶν ἐννοιῶν πρὸς τοὺς Στωικούς | De communibus notitiis adversus Stoicos | Плутарх 2008, с.222-301 | Пер. Т. Г. Сидаша |
75 | XIV | О невозможности жить счастливо, следуя Эпикуру (Нельзя жить приятно…, Против идеала счастья Эпикура) | Ὅτι οὐδὲ ἡδέως ζῆν έστιν κατ’ Ἐπίκουρον | Non posse suaviter vivi secundum Epicurum | Демокрит 1970, фр. CVI, 728; ФРГФ 1989, с.343 | |
76 | XIV | Против Колота | Πρὸς Κωλώτην | Adversus Colotem | Демокрит 1970, фр. LXXIII, XCVIII, CV, CXXII, 7, 42, 61, 78, 179, 197, 198, 216, 728; ФРГФ 1989, с.276, 281, 292, 293, 300, 316, 336, 345—348, 383, 384 | |
77 | XIV |
Хорошо ли сказано: «Живи незаметно?» (1964);
Хорошо ли изречение «Живи неприметно?» (1998) |
Εἰ καλῶς είρηται τὸ λάθε βιώσας | An recte dictum sit latenter esse vivendum | Памятники поздней античной научно-художественной литературы. / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М.-Л., Наука. 1964. 416 стр. С.65-68; ВДИ. 1998. № 4 | Пер. С. С. Аверинцева (1964), Э. Г. Юнца (1998) |
78 | XIV | О музыке ( Псевдо-Плутарх ) | Περὶ μουσικῆς | De musica | Пб., 1922; Античная музыкальная эстетика. / Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. М., Музгиз. 1960. 304 стр. С.255-293 | Пер. Н. Н. Томасова |
нет | XV | О страсти и печали (фрагменты) | Демокрит 1970, фр.776 | |||
нет | нет | О жизни и поэзии Гомера (Псевдо-Плутарх) | Демокрит 1970, фр. 170 | |||
нет | нет | О реках ( Псевдо-Плутарх ) | Περὶ ποταμῶν | De fluviis | Торшилов Д. О. Античная мифография. (Серия «Античная библиотека»). СПб, Алетейя. 1999. 432 стр. С.307-383 | Пер. Д. О. Торшилова |
нет | нет | Строматы ( Псевдо-Плутарх ) | Демокрит 1970, фр. 20, 23, 43, 395; ФРГФ 1989, с. 118, 130, 165, 278, 306, 361, 542 |
«Моралии» были впервые изданы на языке оригинала раньше «Сравнительных жизнеописаний»: в 1509 году их издал Альд Мануций в Венеции . Редактором первого издания «Моралий» был греческий гуманист при содействии Эразма Роттердамского и Джироламо Алеандро . Венецианские издания «Сравнительных жизнеописаний» и «Моралий» несколько десятилетий считались стандартными, хотя многие (исправления) были пересмотрены на основе изучения других рукописей . В 1542 году в Базеле был напечатан скорректированный текст «Моралий» . Продолжали совершенствовавться и латинские переводы, пришедшие на замену переводам итальянским гуманистов. Большой популярностью пользовались переводы «Сравнительных жизнеописаний» и «Моралий» на латинский язык Вильгельма Гольцмана (1561 и 1570) . Почти одновременно с Гольцманом Герман Крузерий опубликовал в Базеле собственные переводы сочинений Плутарха на латинский язык, отличающиеся попыткой передачи стилистических особенностей текстов греческого автора . В 1572 году Анри Этьенн опубликовал в Женеве полное греческое издание сочинений Плутарха с разбивкой «Моралий» на листы и параграфы, ставшей общепринятой. Этьенн сделал также много эмендаций и перечислил основные варианты прочтения на основе самостоятельного изучения рукописей . Издание Этьенна оказалось очень удачным и неоднократно переиздавалось . Лишь в конце XVIII века некоторого прогресса в реконструкции текста Плутарха добились филологи , , Иоганн Якоб Рейске и Даниэль Альберт Виттенбах , чьи издания всё же были основаны на тексте Этьенна .
Серия «Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana. Scriptores Graeci». Lipsiae, 1929—2001.
В серии « Loeb classical library » Моралии изданы в 16 томах в 1927—1936, репринт 1986—1991. Разбиение на тома соответствует традиционному изданию Плутарха Анри Этьенна (Henricus Stephanus) 1572 года. В скобках указаны сс. по этому изданию:
В серии « Collection Budé » (издательства «Belles Lettres») сочинения из сборника «Моралии» публикуются с 1972 как Oeuvres morales (на 2016 всего издано 22 тома; последний известный том датируется 2012, издание продолжается). Традиционные номера указаны в скобках:
Псевдо-Плутарх (Лже-Плутарх, Лжеплутарх) — принятый в современной науке идентификатор для безымянных авторов различных по тематике и стилю трактатов на греческом языке, ранее приписывавшихся Плутарху .