Дидим Халкентер
- 1 year ago
- 0
- 0
Диди́м Слепе́ц ( др.-греч. Δίδυμος ὁ Τυφλός , Диди́м Александри́йский ; ок. 312 — 398 ) — греческий христианский писатель, богослов , представитель александрийской богословской школы . Был защитником учения Оригена , которого называл « величайшим учителем Церкви после апостолов ».
Дидим ослеп в пятилетнем возрасте, но смог освоить азбуку при помощи объёмных деревянных букв и получил образование. Сочинения Дидима были утрачены в ходе гонений на оригенистов и дошли до нас лишь в отрывках. В 1941 году в Туре был найден папирус с записью его бесед. Известны его комментарии на следующие книги Библии : Бытие , Эккслесиаст , Псалтырь , книга Иова .
Из догматических сочинений Дидиму принадлежат: Три книги о Святой Троице , Трактат о Святом Духе и трактат против манихеев . Сочинения Дидима включены в 39-й том Patrologia Graeca . Коптская православная церковь почитает Дидима как святого.
Текст Дидима о Святом Духе ( лат. De Spiritu Sancto о.к. 381 г.) сохранился в латинском переводе Иеронима Стридонского . Этот текст, наряду с текстами Василия Великого , повлиял на учение о Святом Духе у Амвросия Медиоланского , который в свою очередь оказал влияние на тринитарное богословие Августина . Традиционно принято считать, что De Spiritu Sancto содержит некоторые пассажи в дальнейшем использующиеся для поддержки более позднего учения латинских Отцов о исхождении Духа от Отца и Сына
не от какой другой сущность есть Дух Святой, только от той, которая подается Сыном
Большинство его работ были утрачены, так как они не копировались в средние века из за осуждения автора (см. ниже).
Осуждён как еретик на Пятом и Шестом Вселенских Соборах .
На Латеранском соборе 649 года все сочинения Дидима были преданы анафеме, также были анафематствованы те, кто не желает анафематствовать и отвергнуть работы в защиту Дидима:
Если кто не отвергает и, в согласии со Святыми Отцами, с нами и с верой, не анафематствует душой и устами всех тех, кого святая, кафолическая и апостольская Божия Церковь (то есть пять Вселенских Соборов и все единодушные им признанные Отцы Церкви) отвергла и анафематствовала вместе с их писаниями, до самой последней строки, как нечестивых еретиков, а именно: […] Оригена, Дидима, Евагрия и всех остальных еретиков вместе взятых […]. Так вот, если кто не отвергает и не анафематствует нечестивое учение их ереси и то, что было нечестиво написано кем бы то ни было в их пользу или в их защиту, равно как и самих упомянутых еретиков […]: таковому человеку да будет анафема.