Прозвище «Непобедимый» получил за постоянные победы в философских спорах. Философской деятельностью занимался в
Византии
, в зрелом возрасте вернулся в Армению. Умер в
Северной Армении
. Произведения сохранились на армянском и греческом языках.
Философия Давида Анахта изложена в четырёх сочинениях: «Определения философии», «Анализ „Введения“
Порфирия
», «Толкование "Категорий" Аристотеля», «Толкование "Аналитики" Аристотеля». Она сочетает классический
платонизм
с элементами учения
Аристотеля
и
Пифагора
. В работах затрагивается широкий круг философских вопросов: о природе и назначении философского знания, о возможностях человека в познании мира, о роли
логики
в познавательных процессах и др.
Трактат «Определения философии»
Наибольшую известность получил трактат Давида Анахта «Определения философии». В этом трактате Давид осуждает
скептицизм
и
релятивизм
, отстаивает значение и ценность философской мысли. Философию он подразделяет на теоретическую и практическую. Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, опирающаяся на практические нужды человека; целью — постижение сущего. Практическая философия, на основе результатов теоретической, должна вести души людей к добродетели. Указание путей избежания
зла
, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию — вот главное, по Давиду, предназначение философии в целом.
В отношении философии существует шесть подходов-определений:
Философия есть не только наука о сущем, но и о сущем как таковом, то есть о природе сущего.
[По
Платону
] Философия есть наука о божественных и человеческих вещах (то есть, философия оперирует крайними или предельными
категориями
).
Философия есть забота о смерти; при этом, смерть понимается здесь не в буквальном смысле, но в
логическом
, как становление, не пустое и не лишённое назначения, но такое, в котором достигаемая цель, так или иначе, присутствует в каждом моменте.
Философия есть уподобление
Богу
. При этом такое уподобление снова следует понимать логически; то есть, в аспектах общекачественном, разнокачественном, разновидном и символическом; и если философия есть уподобление Богу, то это не есть какое-либо частное уподобление, но самое общее.
[По Аристотелю] Философия есть «искусство искусств и наука наук». При этом, когда мы говорим «наука наук» или «искусство искусств», первая категория в этих двух парах понятий, очевидно, обладает гораздо более общим характером.
Геометрия
, например, есть тоже наука,
фонетика
есть тоже наука и т. п., но ни то, ни другое не есть ни «наука наук», ни «искусство искусств».
Если философию определяют как «любовь к мудрости», используя
этимологию
самого термина «философия», что, в таком случае, есть собственно
мудрость
? Мудрость есть цель самого разума, или истинная наука о сущем, то есть о Боге. При этом Давид проводит пять различений способности познания: ощущение (всегда только частичное), воображение (частичное знание об отсутствующей вещи), мнение (основанное и не основанное на знании причин), размышление (общее знание, основанное на знании причин) и разум (научное знание).
В отношении сущего существует четыре вопроса-подхода: Существует ли сущее? Что есть сущее? Какова сущность сущего? Для чего существует сущее?
Первый вопрос предполагает свои собственные три вопроса: вопрос о заведомо не сущем (фантастический козло-олень), о сомнительно сущем (надзвездное небо или
антиподы
), о несомненно сущем (человек, лошадь, орёл).
На второй вопрос ответ может быть получен при помощи имени, или при помощи определения; имя отвечает на вопрос: «что это такое?»; определение есть подведение существенного частного под общее, так, чтобы выявлялась природа определяемого.
Здесь же возникает ответ на третий вопрос, поскольку развёрнутое определение в сравнении с простым именем как раз и содержит в себе все признаки, которые отвечают на вопрос: каково сущее? (То есть, вопросы о том, что такое сущее и каково сущее по существу, суть один и тот же вопрос, данный в разных аспектах.)
Отвечая на четвёртый вопрос, о цели сущего, Давид, в числе прочего, выводит положение о том, что человек существует для «украшения сущего»; при этом знание должно служить духовному возвышению человека («Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу»).
Память
В
1980 году
, по решению
ЮНЕСКО
, отмечался 1500-летний юбилей Давида Анахта.