Interested Article - Консеквенциализм

Консеквенциализм (от консеквент , лат. consequens — «следствие, вывод, результат») — группа моральных теорий, где критерием нравственной оценки является результат ( консеквент ) поведения. Таким образом, с точки зрения консеквенциалистов, морально пра́вым является такое действие или бездействие, которое даёт хорошие результаты или последствия (включая те последствия, которые возникли в ходе достижения этих результатов). Историческими формами консеквенциализма являлись эвдемонизм , гедонизм , утилитаризм и разумный эгоизм .

Большая часть политических аргументов в современном мире консеквенциальна по форме. Одна из главных трудностей консеквенциализма вызвана парадоксом, заключающимся в том, что приверженность консеквенциализму может не давать таких хороших результатов, как другие парадигмы: например, в религиозных обществах может быть больше порядка и довольства, чем в светских.

Консеквенциализм, деонтология и этика добродетели

Консеквенциализм в этическом смысле обычно понимается, в отличие от деонтологии , в том, что в деонтологии даётся оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от следования моральным принципам, то есть от мотивации самого поведения, а не от результатов данного поведения . Он также отличается от этики добродетели , которая при определении моральности поступка фокусируется на моральных качествах субъекта больше, чем на последствиях его действия или бездействия.

Эти три подхода к морали могут приводить как к одинаковым действиям и оценкам, так и к разным.

Например, консеквенциалист не будет лгать, потому что ложь приведёт к отрицательным последствиям. Деонтологист не будет лгать, потому что это запрещается моральными предписаниями и правилами, а сторонник этики добродетели не будет лгать, поскольку ложь противна его добродетельной сущности, которую он намерен беречь.

Однако разница в подходах становится очевидной, когда благих целей добиваются не благими средствами, и благие намерения приводят к негативным последствиям. Эти противоречия иллюстрируют известные высказывания — « цель оправдывает средства », « благими намерениями вымощена дорога в ад » и « хотели как лучше, а получилось как всегда ».

Есть также мнения, что консеквенциализм и деонтология не обязательно должны быть взаимно исключающими. Например, Томас Скэнлон выдвигает идею о том, что права человека , которые обычно считаются деонтологической концепцией, имеют смысл только благодаря последствиям наличия этих прав . Точно так же Роберт Нозик приводил доводы в пользу теории, которая в основном является консеквенциалистской, но включает в себя нерушимые «побочные ограничения», которые ограничивают разрешенные виды действий, даже если предполагается что их последствия будут благоприятными .

В правосудии

УК РФ и судебная практика определяет тяжесть наказания за преступления, исходя из последствий деяния, намерений и особенностей личности подсудимого ( деятельное раскаяние , рецидив преступлений ). Таким образом, во внимание принимаются все три подхода к оценке поведения человека.

Критика

Этические критики консеквенциализма полагают , что консеквенциализм следует максиме «цель оправдывает средства», которая утверждает, что «если цель очень важна, то любой путь её достижения является приемлемым» .

Невозможность предсказать далекие последствия даже маленьких действий и теория хаоса не дают оценить этичность какого-либо действия со стопроцентной уверенностью, в связи с чем моральная ответственность может быть наложена только на действия с предсказуемыми последствиями .

Литература

  • Darwall, Stephen (Ed.). Consequentialism (неопр.) . — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0 .
  • Goodman, Charles. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0 .
  • Honderich, Ted. (англ.) : journal. — 2003.
  • Portmore, Douglas W. (англ.) . — New York: Oxford University Press , 2011. — ISBN 978-0-19-979453-9 .
  • Price, Terry (2008). . In (ed.). The Encyclopedia of Libertarianism . Thousand Oaks, CA: SAGE ; Cato Institute . pp. 91—3. ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN . OCLC .
  • Scheffler, Samuel. The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions (англ.) . — Oxford: Oxford University Press , 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8 .

Примечания

  1. Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2001.
  2. . Дата обращения: 8 апреля 2016. 9 апреля 2016 года.
  3. Scheffler, Samuel. (англ.) . — Oxford: Oxford University Press., 1988. — ISBN 978-0-19-875073-4 ..
  4. Mizzoni, John. (неопр.) . — John Wiley & Sons . — С. 104.
  5. . Дата обращения: 16 марта 2016. 25 мая 2015 года.
  6. Mohr Siebeck. Revisiting Max Weber's Ethic of Responsibility (Book 12). — Perspektiven Der Ethik, 2018. — С. 67.
Источник —

Same as Консеквенциализм