Креациони́зм
(от
лат.
creatio
,
род. п.
creationis
— творение) — теологическая и мировоззренческая
концепция
, в рамках которой основные формы органического мира (
жизнь
), человечество, планета
Земля
, а также
мир
в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или
Богом
.
В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций — от сугубо
богословских
и
философских
до претендующих на
научность
. Тем не менее, общим для этой совокупности концепций является то, что эти концепции отвергаются большинством учёных как ненаучные по
критерию К. Поппера
: выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, т. к. не могут быть проверены
экспериментом
.
Литература
Edwards v. Aguillard:U.S. Supreme Court Decision
Проверено
21 мая
2007
Where has secularization occurred?
Проверено
21 мая
2007
Science and Creationism: A View from the National Academy of Sciences
Проверено
21 мая
2007
Новый «обезьяний процесс»? Академики выступают в защиту Чарльза Дарвина
Проверено
21 мая
2007
Humorous Testing of the Scientific Attitudes Toward «Intelligent Design»
Проверено
21 мая
2007
Public beliefs about evolution and creation.
Проверено
25 мая
2007
В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени конфликта с научными воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:
Буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании
Книги Бытия
Ветхого Завета
, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в
Библии
— за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые
протестанты
,
основываась на
Масоретском тексте
Ветхого Завета
) или 7500 (как утверждают некоторые
православные
,
основываясь на
Септуагинте
) лет назад. Сторонники такой точки зрения обосновывают свою позицию как богословскими, так и научными аргументами (т. н. «креационная наука», или научный креационизм"). Фактическая достоверность таких исследований практически единодушно отвергается современным научным сообществом, которое рассматривает «научный креационизм» как
идеологически
мотивированную
лженауку
,
,
,
.
Метафорический (староземельный) креационизм (Old-Earth Creationism): в нём «6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет. Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:
Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт
теорию эволюции
, однако утверждает, что
эволюция
является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека, или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла. Из-за того, что в дискуссиях на тему «
эволюция
или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие
эволюции
, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться
христианами
).
Избранное изображение
Гюстав Доре
. Сотворение света. Из книги «Библия в гравюрах Гюстава Доре»
Знаете ли вы, что…
... Основатель биологической
таксономии
,
К. Линней
, описывая различные
виды
животных и растений, предполагал, что виды неизменны, и число ныне существующих видов равно числу первоначально созданных
Богом
(за вычетом таких вымерших видов, как, например,
дронты
). Однако, накопление данных о
видообразовании
в природе заставило противников
теории эволюции
выдвинуть концепцию «первоначально сотворённого рода», или «барамина». Согласно такой концепции, представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений. Вид (репродуктивно изолированное сообщество, как его понимают
популяционные
генетики
, или статическая фаза эволюционного процесса, как его понимают
палеонтологи
) не синонимичен «барамину» креационистов. По мнению противников теории эволюции, одни «барамины» включают в себя много видов, а также таксоны более высокого порядка, в то время как другие (например,
человеческий
, на чём креационисты настаивают по
теологическим
причинам) могут включать лишь один вид. После сотворения представители каждого «барамина» скрещивались между собой либо без ограничений, либо в подбараминах — видах. В качестве критерия принадлежности двух разных видов к одному «барамину» у креационистов обычно выдвигается способность производить потомство (пусть даже и неплодовитое) при межвидовой
гибридизации
. Поскольку известны примеры такой гибридизации между видами
млекопитающих
, традиционно классифицируемыми как принадлежащие к разным
родам
, то среди креационистов бытует мнение, что у млекопитающих «барамин» примерно соответствует
семейству
(единственное исключение —
человек
, который составляет отдельный «барамин»). Концепция «бараминов», тем не менее, противоречит «
бритве Оккама
», ибо игнорирует глубокое
генетическое
и
морфологическое
единство живых организмов, которое проявляется, в том числе, на уровне таксонов более высоких, чем семейство. Поэтому «бараминология» как искусственный конструкт, не имеющий оснований, кроме теологических, не получила распространения среди биологов, и публикации по ней в рецензируемой научной печати отсутствуют. С точки зрения эволюционной биологии, всё
биоразнообразие
планеты
Земля
представляет собой один «барамин», потому что все земные организмы связаны общностью происхождения.
Кент Ховинд
является основателем и активным деятелем «Евангельской миссии научного креационизма». На протяжении длительного периода является активным проповедником «научного креационизма», хотя его радикальные политические взгляды, а также постоянные конфликты с законом (19 января 2007 г. он был осуждён на 10 лет за неуплату налогов в крупных размерах) привели к тому, что наиболее авторитетные организации креационистов призывают своих сторонников не использовать в спорах аргументы Ховинда.
У слова «креационизм» много значений. В самом общем смысле — это вера в то, что материальный мир не первичен, а имеет причиною духовное начало — Бога-Творца. Понятно, что в таком смысле концепция креационизма, хотя и не входит в сферу интересов науки, не может вступать в конфликт ни с какой научной теорией, в том числе и с теорией биологической эволюции. Как среди богословов и церковных иерархов (включая нынешнего и предыдущего папу Римского), так и среди учёных (включая
Н. Н. Лузина
,
Л. С. Берга
,
П. Тейяра де Шардена
,
Ф. Г. Добржанского
,
Н. В. Тимофеева-Ресовского
,
С. В. Мейена
и многих других) существует немало людей, разделяющих концепцию креационизма в самом широком смысле, но не спорящих с тем, что разнообразие жизни на Земле прошло длительный процесс эволюции (происхождения от общих предков). Такая точка зрения (теистический эволюционизм, или эволюционный креационизм) позволяет верующим избегать конфликтов с современной наукой, однако по совокупности ряда теологических причин неприемлема для некоторых верующих — фундаменталистов, которые настаивают на необходимости буквального толкования сакральных текстов, повествующих о сотворении мира Богом (в иудаизме и христианстве - это первые главы Книги Бытия). Поэтому среди креационистов немало таких, которые убеждены в отсутствии биологической эволюции и малом (около 6000-7500 лет) возрасте Земли и Вселенной (буквалистский креационизм). К сожалению, такие взгляды трудно вписать в систему данных различных естественных наук (физики, астрономии, геологии, биологии и др.) о прошлом нашего мира, поэтому подавляющее большинство учёных не разделяют идей буквалистского креационизма. Тем не менее, сторонники буквалистского креационизма часто настаивают на необходимости ознакомления с их точкой зрения в образовательных программах, заявляя, что в защиту их позиции существует много научных, а не богословских, аргументов. Поскольку «официальная» наука такие аргументы оспаривает, а буквалистские креационисты во многих странах, в том числе и в России, готовы прибегать для отстаивания своей точки зрения к органам государственной власти (например, к суду), существует необходимость анализа тех или иных идей креационистов, а также их критики. Освещать разные аспекты креационизма и призван этот портал.