Interested Article - Симабарское восстание
- 2020-10-02
- 2
Восстание в Симабаре ( яп. 島原の乱 Симабара но ран ) — восстание ( 1637 — 1638 ) японских крестьян в княжестве Симабара , в большинстве своём христиан , во времена Сёгуната Токугава .
Причины
Исторически полуостров Симабара был одним из центров католического христианства в Японии начиная с середины XVI века. В 1587 году, после указа Тоётоми Хидэёси об изгнании из страны иезуитских миссионеров , некоторые христианские священники тайно скрывались в этой местности и способствовали росту христианской общины. При предыдущем даймё Кониси Юкинаге , который сам был христианином, в этих областях активно действовали иезуитские миссии. До начала массовых гонений на христианство, в Симабаре действовали иезуитский монастырь, семинария и дом священников, а численность христиан составляла 70 тысяч человек. Они находились под патронатом местного даймё -христианина Аримы Харунобу . Подобная ситуация имела место на соседних островах Амакуса , где христиане пользовались покровительством местного владетельного самурайского рода.
В 1596 году японское центральное правительство начало массовые репрессии против христиан, которые продолжались до начала 1630-х годов. Особенно жестокий характер они приобрели после основания сёгуната Токугава и прихода к власти сёгуна Токугава Иэмицу , который взял курс на самоизоляцию Японии . Репрессиями в Симабаре и Амакусе руководили ставленники центрального правительства , новый даймё Симабары , и , новый даймё княжества Карацу . Пытками (на связанных крестьян надевали соломенный балахон и поджигали солому) и казнями они добились формального отречения от христианства большинства населения своих земель (1633).
Антихристианские гонения совпали с разрушительными тайфунами и продолжительной (1633—1637) засухой , вызвавшей голод . Несмотря на это, налоги не снижались и продовольствие изымалось силой. В 1636 году сёгунат обязал Мацукуру и Тэрадзаву участвовать в ремонтных работах в сёгунской резиденции в Эдо , что возложило ещё большее бремя на крестьян Симабары и Амакусы.
Ход восстания
Восстание началось 17 декабря 1637 года во владениях даймё на острове Кюсю , а затем распространилось на острова Амакуса. По некоторым оценкам, число восставших достигало 23 000 крестьян и ронинов , включая и женщин. Восстание возглавил шестнадцатилетний юноша Амакуса Сиро (также Масуда Токисада), взявший себе христианское имя Джером (Иероним) . Сиро был сыном одного из вассалов местного даймё . О нём рассказывали, что к нему прилетали и садились на руку птицы, что он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь. Его последователи превозносили его как Мессию , хотя сам он не заявлял о своей божественности.
Тэрадзава Хиротака, правитель Нагасаки , послал против восставших 3000 самураев , но восставшие разгромили их (27 декабря 1637 года), уничтожив более 2800 из них. Выжившие бежали в Нагасаки, и правитель попросил у властей сёгуната подкреплений. 31 января 1638 года войско сёгуната одержало победу, восставшие потеряли около тысячи человек и были вынуждены отступить в Симабару.
На полуострове Симабара повстанцы осадили и взяли полуразрушенный замок Хара , который наскоро восстановили. Вскоре на стенах замка появились христианские знамёна и большие деревянные кресты , и он превратился в средоточие сопротивления.
2 января Хиротака вместе с 500 самураями направился в Симабару. Вскоре к нему присоединились ещё 800 самураев из Омуры . Они встали лагерем в полумиле от замка и начали обстреливать восставших из пушек, снятых с японских и китайских судов. Они также потребовали помощи от голландских торговых судов в бомбардировке замка Хара с моря, и судно «де Рюп», стоя на рейде, нанесло значительные повреждения укреплениям. В одном случае, по свидетельству современных осаде источников [ каких? ] , ядро влетело в башню, где Сиро держал военный совет, и оторвало ему рукав одежды. После того, как голландцы потеряли двух матросов (один из них, дозорный, был сбит с мачты выстрелом из ружья и при падении задавил насмерть другого), они приняли решение удалиться.
Вскоре прибыли войска сёгуната, но восставшие в крепости Хара успешно оборонялись ещё несколько месяцев. Нападающие понесли при осаде тяжёлые потери. 3 февраля 1638 года при вылазке восставшим удалось уничтожить около 2000 воинов сёгуната из провинции Хидзэн вместе с их даймё. Однако у них постепенно заканчивалась пища и боеприпасы.
10 марта к осаждающим подошло подкрепление, и теперь 30 000 осаждённым крестьянам противостояло двухсоттысячное [ источник не указан 3247 дней ] самурайское войско. 4 апреля восставшие сделали неудачную вылазку, и несколько человек было схвачено. У них осаждающие выпытали, что пища и порох в крепости на исходе.
12 апреля 1638 года воины из провинции Хидзэн пошли на штурм крепости и захватили внешний периметр обороны. Восставшие продолжали ожесточённо сражаться до 15 апреля, уничтожив более 10 000 воинов сёгуната.
Итоги восстания
После подавления восстания было обезглавлено более 37 000 восставших и им сочувствующих [ источник не указан 505 дней ] . Голову Амакусы Сиро привезли в Нагасаки . Крепость Хара была сожжена и полностью разрушена. Сёгунат запретил исповедовать христианство в Японии. Во всём были обвинены « варвары - христиане », въезд в Японию иностранцам был запрещён, отношения с Португалией , а в 1640 году и с Голландией были прерваны. Согласно политике самоизоляции японцам было запрещено покидать страну под страхом смерти, а тем, кто находился за границей, было запрещено возвращаться в Японию. Контакты с Западом ещё сохранялись через голландскую торговую миссию Дэдзима , но находились под строжайшим контролем сёгуната. Япония стала абсолютно закрытой страной.
Однако полностью искоренить христианство японским властям так и не удалось. На севере Кюсю и в прилегающих районах Хонсю сохранились немногочисленные общины тайных христиан Какурэ-кириситан , иногда маскировавшихся под те или иные буддийские секты. Так, вознося в буддийском храме молитвы богине милосердия Каннон , многие из последователей св. Франциска Ксавьера (канонизированного после смерти) отождествляли её образ с Пречистой Девой Марией . Лишь после крушения навязанной сёгунатом политики самоизоляции скрытые христиане вышли из подполья.
После подавления восстания в Симабаре на протяжении более 200 лет, до 1860-х годов, на территории Японии не было ни одного крупного вооружённого конфликта. Десять поколений самураев на протяжении периода Эдо никогда не принимали участия в сражениях.
Примечания
- ↑ . Uwosh.edu (5 февраля 1999). Дата обращения: 15 апреля 2018. 17 апреля 2017 года.
- Morton, William S. (2005). Japan: Its History and Culture. (New York: McGraw-Hill Professional), p. 260.
- . Дата обращения: 20 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
- Журавлёв Д. В. Загадки истории. Страна восходящего солнца — Страница 108
Литература
- Симабарское восстание — статья из Большой советской энциклопедии .
- Bellah, Robert N. (1957). Tokugawa Religion . (New York: The Free Press).
- . (1974). Treasures Among Men: The Fudai Daimyo in Tokugawa Japan. New Haven: Yale University Press. ISBN 978-0-300-01655-0 ;
- Borton, Hugh (1955). Japan’s Modern Century . (New York: The Ronald Press Company).
- DeBary, William T., et al. (2001). Sources of Japanese Tradition: From Earliest Times to 1600 . New York: Columbia University Press.
- Doeff, Hendrik (2003). Recollections of Japan . Translated and Annotated by Annick M. Doeff. (Victoria, B.C.: Trafford).
- Harbottle, Thomas Benfield (1904). Dictionary of Battles from the Earliest Date to the Present Time. (London: Swan Sonnenschein & Co. Ltd.)
- Harris, Victor (1974). Introduction to A Book of Five Rings . (New York: The Overlook Press).
- Mason, R.H.P. (1997). A History of Japan . North Clarendon: Tuttle Publishing.
- Morton, William S. (2005). Japan: Its History and Culture . (New York: McGraw-Hill Professional).
- Murray, David (1905). Japan . (New York: G.P. Putnam’s Sons).
- Perrin, Noel (1979). Giving Up the Gun: Japan’s Reversion to the Sword, 1543—1879 . (Boston: David R. Godine, Publisher)
- . Дата обращения: 5 октября 2008. Архивировано из 1 апреля 2016 года.
- Naramoto Tatsuya (1994). Nihon no kassen: monoshiri jiten . (Tokyo: Shufu to Seikatsusha).
- Naramoto Tatsuya (2001). Nihon meijōshū . (Tokyo: Gakken).
- Clements, Jonathan (2016). Christ’s Samurai: The True Story of the Shimabara Rebellion . (London: Robinson).
- Morris, Ivan (1975). The nobility of failure: tragic heroes in the history of Japan . (New York: Holt, Rinehart and Winston).
- Sukeno Kentarō (1967). Shimabara no Ran . (Tokyo: Azuma Shuppan).
- Toda Toshio (1988). Amakusa, Shimabara no ran: Hosokawa-han shiryō ni yoru . (Tokyo: Shin Jinbutsu Ōraisha).
Ссылки
- 2020-10-02
- 2