Interested Article - Оккупация Японии
- 2020-06-22
- 2
Оккупация Японии союзными войсками ( яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон ) ( англ. Japan under Allied Occupation ) проходила с 1945 по 1952 год после капитуляции страны во Второй мировой войне . В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом , правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс , принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. Оккупация закончилась после вступления в силу Сан-Францисского мирного договора .
Организация и контроль над оккупированной Японией
На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбардировку ), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки . В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.
Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией . Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации» . Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.
На совещании министров иностранных дел Советского Союза , США и Великобритании , которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне ) и Союзный совет (с местонахождением в Токио ) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.
Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.
Оккупационная политика
Политика демократизации
- Директива о ликвидации ограничений политических и религиозных свобод и прочих гражданских прав (4 октября 1945 года).
- Разрешение деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов (1946 год).
- Разрешение деятельности оппозиционных политических партий, включая КПЯ и СПЯ .
- Предоставление избирательного права женщинам.
В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 году император публично отрёкся от своего «божественного происхождения» (см. Нингэн-сэнгэн ).
Экономическая политика
- Ликвидация дзайбацу (крупные монополистические концерны).
- Аграрная реформа 1946—1949 годов, в результате которой помещичье землевладение было практически уничтожено, а из арендаторов крестьяне стали собственниками земли. Группу разработчиков реформы возглавил американский экономист Вольф Ладежинский . В процессе реформы у крупных землевладельцев были принудительно выкуплены около 5 800 000 акров (около 2 млн 300 тыс. га) земли, что составляло около 38 % сельскохозяйственной земли страны. Выкупленные земли были проданы на условиях длительной рассрочки крестьянам, до того момента арендовавшим эту землю у помещиков. Инфляция быстро обнулила долги крестьян по выкупу и к 1950 году бывшие арендаторы превратились в три миллиона фермеров-собственников. Такой итог реформы положил конец власти крупных землевладельцев и в значительной степени ликвидировал социальную базу для левых настроений в японской деревне.
- «Линия Д. Доджа» (1949—1950) — линия стабилизации японской экономики, разработанная американским финансистом инфляции и стабилизации экономики. Центральное место в ней занимали прямые налоги , в основу которых был положен принцип прогрессивного подоходного налога . Главным итогом финансовой реформы Доджа стало то, что был сверстан и принят к исполнению бездефицитный государственный бюджет , при котором доходы не просто покрывали расходы, но и значительно превышали их. Эта финансовая реформа также оказала благотворное влияние на состояние внешней торговли Японии: стабилизировала иену и позволила выйти государству из затянувшегося финансового кризиса. . Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 году реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях преодоления
В 1945 году оккупационными властями начат выпуск в обращение оккупационных иен , находившихся в обращении параллельно с японской иеной. В 1948 году оккупационная иена была изъята из обращения, за исключением Окинавы, где она была объявлена единственным законным платёжным средством, полностью заменив в обращении японскую иену.
Культура оккупированной Японии. Цензура
В первые годы оккупации американским командованием был издан ряд законов и директив, были декларированы основные права и свободы, выпущены из тюрем политические и культурные деятели, распущены профашистские объединения (в том числе Японское литературное общество и Ассоциация писателей Великой Восточной Азии), упразднена цензура в кинематографе и театральном искусстве. Вместе с тем масштаб преобразований был урезан рядом специальных указаний, запрещавших, в частности, упоминание жестокостей американских военнослужащих .
Изданные в первый послевоенный месяц распоряжения открыли американской администрации путь к вестернизации японской культуры и образа жизни. При штабе оккупационных войск было создано Управление гражданской информации и просвещения, в функции которого вошло руководство различными областями культуры, контроль за исполнением распоряжений штаба в этой области и на первое время пресечение проявлений идеологии японского милитаризма. Отдел гражданской цензуры (Минкан дзёхокёку) занимался цензурой всех форм информации — книг, фильмов, радиопередач, корреспонденции и т. д. В сентябре 1945 года был издан «Кодекс прессы» («Прэсу кодо») — директива, запрещавшая публикацию критики оккупационной администрации и любых материалов, способных повредить американской политике .
Одной из мер по демократизации японского общества стали и регламентации в области религии. Согласно директиве от 15 декабря 1945 года все синтоистские учреждения (храмы, училища и т. д.) были отделены от государства, а Бюро по храмам при министерстве внутренних дел и учреждения, занимавшиеся подготовкой священников и исследованием этой религии, были распущены. Распространение идей синтоизма в учебных заведениях попадало под запрет, а синтоистские алтари были убраны из всех школ. Вместе с тем увеличивалось влияние христианства : под эгидой американских властей в Японии активизировали свою деятельность миссионеры. Католики и представители других конфессий создали в стране большую сеть школ, семинарий и университетов .
Оживление культурной жизни, начавшееся с окончанием Второй мировой войны, коснулось и живописи. В то время как в годы войны в соответствии с политикой «японского духа» насаждалось направление традиционной японской живописи нихонга , и опиравшиеся на европейские традиции художники были вынуждены практически прекратить деятельность, после войны появилось сразу несколько организаций работавших в жанре европейской масляной живописи — «Докурицу бидзюцу кёкай» («Ассоциация независимого искусства»), «Иссуй кай» и др.
«Обратный курс» в политике США в области культуры выразился в незаконных преследованиях деятелей культуры, стремлении ускорить процесс американизации японского общества и общем усилении контроля над культурной жизнью. С июня 1949 года по февраль 1950 года прошла первая волна «чистки красных»: репрессии, направленные против работников просвещения, встречали сопротивление со стороны учащихся и их родителей; бывали случаи, когда целые школьные классы, протестуя против увольнения учителя, уходили в горы, отказываясь вернуться . В то же время, как реакция на американизацию культуры и политику «обратного курса» в Японии повысился интерес к культурному наследию страны: классической литературе, традиционному театру, бытовой культуре ( чайной церемонии , искусству икебана ). Например, большой резонанс получил выход в 1952 году полного перевода на современный японский язык классического романа Мурасаки Сикибу « Гэндзи-моногатари », выполненного Дзюнъитиро Танидзаки .
Театр
В годы Второй мировой войны тех актёров, что не были мобилизованы в армию, заставляли участвовать в представлениях для солдат . По распоряжению Отдела информации был создан Японский союз передвижных театров, коллективы которых разъехались по Японии и демонстрировали программы, призванные мобилизовать население . В результате бомбардировок была уничтожена значительная часть театральных помещений, а немногие из уцелевших зданий были преобразованы оккупационными властями в кинотеатры и клубы для военных .
В сентябре 1945 года Управлением гражданской информацией и просвещения была издана директива «О направлении творческой деятельности в кино и театре», в которой определялось каким принципам следовало придерживаться деятелям этих искусств. Традиционный театр Японии — кабуки , но , нингё-дзёрури — был объявлен антидемократическим . По свидетельству американского театроведа Эрла Эрнста, назначенного сразу после войны экспертом по театру при Штабе оккупационных войск, работниками театральной секции Управления «был просмотрен весь репертуар японских театров, особенно традиционный театр дзёрури и кабуки», и после консультации с японскими учёными «секция пришла к заключению, что большинство наиболее популярных пьес традиционного театра основано на феодальной идеологии и не подходит для народа, который намерен навсегда отказаться от войны и встать на путь демократии» . Допущенные к постановке пьесы были включены в особый список. Театрам было предписано ежегодно обновлять репертуар минимум на одну треть, причём английский перевод новых пьес было необходимо предоставлять в Отдел гражданской цензуры при Управлении за неделю до предполагаемой премьеры .
Такое отношение к театру вызывало у общественности недовольство, и в газетах стали появляться заметки, авторы которых выражали сомнения, что традиционный театр сможет выжить в таких условиях . Тем не менее, на сцену стали возвращаться артисты, находившиеся в эвакуации, работавшие в бригадах Японского союза передвижных театров и репрессированные во время войны . Развитию театра в первое время мешали высокие налоги и отсутствие материальной базы . В наиболее трудном положении находился театр но . В августе, незадолго до конца войны, была создана ассоциация актёров и музыкантов но «Ногаку кёкай» , которую, объединившую около тысячи человек, возглавил Кита Минору. Целью организации стало спасение но от деградации и уничтожения . Ассоциация занималась снабжением трупп реквизитом и вела переговоры с оккупационными властями о намечавшихся постановках; создавались частные и общественные школы для обучения актёров и музыкантов — «Ногакудзюку» и «Ногаку ёсэйкай», издавался журнал «Но» (с 1946 по 1953 год) .
Первым послевоенным представлением стал показанный в театре «Дзэнсиндза» в сентябре 1945 года спектакль « » , один из самых популярных классического репертуара кабуки . В декабре усилиями трёх трупп театра «Бунгакудза», «Хайюдза» и «Токё гэйдзюцу гэкидзё» был поставлен « Вишнёвый сад » А. П. Чехова , что ознаменовало возвращение на японскую сцену и русской драматургии . В 1946 году вернулся к театральной деятельности репрессированный ; в организованную им труппу сингэки «Синкё гэкидан» вошли 40 актёров, придерживающихся наиболее левых взглядов. Подвергался критическому переосмыслению классический репертуар кабуки; в октябре 1946 года под руководством Мураямы в театре «Дзэсиндза» была поставлена антифашистская пьеса американской писательницы-драматурга Лилиан Хеллман « » .
Литература
По окончании войны возобновили выпуск такие литературные, театральные и общественно-политические журналы, как «Бунгэй сюндзю» («Литературная летопись»), «Тэаторо» («Театр»), «Тюо корон» («Центральное обозрение»), появились новые издания — «Синсэй» («Новая жизнь»), «Синтё бунгэй» («Литература нового направления»), «Тэмбо» («Панорама»). Увеличение числа печатных изданий открыло новые возможности перед японскими авторами. В 1946 году Кафу Нагаи были опубликованы несколько произведений («Танцовщица», «Непрошенные заметки», «Взлёт и падение» и др.), которые в целом отражали довоенный жизненный опыт писателя. В том же году опубликовали свои работы два крупнейших писателя неогуманистического направления: («Тяга к новому», «Меняющийся мир», «Страдания жертвы войны») и Наоя Сига («Серая луна») .
Началось возрождение подавленного в 30-х годах демократического литературного движения, во главе его стали литературный критик , а также писатели Сунао Токунага и Юрико Миямото . В декабре 1945 года было создано Общество новой японской литературы (Син нихон бунгаку кай), которое ставило своей целью борьбу за демократическое развитие японской литературы . Общество повсеместно организовывало литературные кружки для молодёжи и вело работу по привлечению в свои ряды демократически настроенных литераторов .
Юрико Миямото, переживавшая в этой период новый расцвет творчества, опубликовала несколько произведений: «Футисо» (1946), «Равнина Бансю» (1946—1947), «Два дома» (1947), «Вехи» (1947—1949), первые два из которых показывают жизнь в стране после капитуляции, а последние являются заключительными частями её автобиографической трилогии. Сунао Токунага опубликовал повесть «Спи с миром, жена!» (1946—1948), в который раскрыл свои переживания предвоенных и военных лет, и роман «Тихие горы» (1950), в которой изобразил борьбу рабочего класса в новых условиях .
Демократический подъём испытывала и поэзия: при Обществе новой японской литературы была создана секция поэтов. Результатом её работы стал выпуск журнала «Новые японские поэты» («Син нихон сидзин»). К обществу примкнули такие поэты, как , , , один из крупнейших поэтов периода пролетарского литературного движения выпустил в 1946 сборник стихов «Плоды» .
По окончании войны сложилось ещё одно писательское объединение — «Послевоенная группа» («Сэнго ха»), участники которой своими задачами ставили формирование «современного свободного человека» и углублённое изображение личности . С января 1946 года «Сэнго ха» стала выпускать журнал «Новая литература» («Киндай бунгаку»), вокруг которого постепенно сложилась группа завоёвывавших внимание читателя писателей — Хироси Нома , , , Синъитиро Накамура и др.
Участникам «Послевоенной группы» было свойственно резко отрицательное отношение к войне, значительную роль в их творчестве играла критическая литература. Среди проблем, поднимавшихся «Сэнго ха» — вопрос взаимоотношения искусства и политики, а также вопрос о «современной личности»: представители группы, объяснявшие отсутствие организованного сопротивления распространению фашизма интеллигенцией отсутствием у японцев качеств «раскрепощённой современной личности», делали вывод, что главной задачей литературы является выработка и последующее распространение правильного понимания отношений личности и общества, прежде пренебрегавшего интересами индивидуума .
Рост интереса к культурному наследию в области литературы выразился в увеличении числа изданий, посвящённых таким жанрам поэзии, как танка и хайку: «Танка дзасси» («Журнал танка», 1948), «Танка хайку кэнкю» («Изучение танка и хайку», 1948), «Танка сэйтё» («Звук танка», 1950) и др. Эта тенденция привела и к созданию Дзюндзи Киноситой нового жанра пьес минвагэки на темы народных сказаний. Пьесы Киноситы ставились коллективами различных направлений и жанров и вызвали такой интерес, что даже было создано Общество по изучению народных сказаний. В конце 1940-х годов приобретают популярность литературные произведения, в которых воспевается специфика национальных обычаев и традиций: Дзюнъитиро Танидзаки публикует роман « Мелкий снег » (1947), а Ясунари Кавабата — « » (1949—1951) .
Ещё один японский писатель, Тацудзо Исикава , в романе-эпопее « » (1949), описывая время с конца Второй мировой войны до запрещения всеобщей забастовки штабом в феврале 1947 года, говорил о недопустимости повторения той трагедии, что пережил японский народ в годы войны. В 1952 году свой антивоенный роман « » на основе личных воспоминаний создал Сёхэй Оока ; по сюжету произведения рядовой Тамура становится свидетелем того, как его озверевшие товарищи доходят до каннибализма .
Кинематограф
Значительное внимание Управление гражданской информации и просвещения уделяло восстановлению японского кинопроизводства . В октябре 1945 года была издана директива, определявшая принципы, которыми следовало руководствоваться участникам съёмочного процесса: отказ от идеи японского милитаризма, стимулирование либерального движения и создание условий, при которых исключается новая угроза миру со стороны Японии. Для осуществления этого распоряжения в декабре 1945 года была создана Федерация кинопродюсеров (Эйга сэйсакуся рэнгокай). Ещё раньше, в ноябре, был определён список из 277 старых фильмов, которые было запрещено демонстрировать из-за их направленных на пропаганду националистских и милитаристских идей .
В 1946 году режиссёром Акирой Куросавой был выпущен фильм « Без сожалений о нашей юности », в котором рассказывалось о руководителе антивоенного движения, Тадаси Имаи — лента « », обличавшая руководителей Японии военных лет, а Кэйсукэ Киноситой — картина « Утро семьи Осонэ » об испытаниях в годы войны либерально настроенной семьи. В 1947 году вышел фильм « Война и мир » Фумио Камэи и Сацуо Ямамото , носивший выраженный антимилитаристский характер . Суровая реальность послевоенной Японии нашла отражение в таких фильмах 1948 года, как « » Хироси Симидзу и « Пьяный ангел » Акиры Куросавы; в 1949 году Ясудзиро Одзу снял картину « Поздняя весна » о мирной жизни японских буржуа .
Преобразования открыли путь на японский экран ранее цензурировавшихся любовных сцен и сцен с поцелуями. Руководство штаба не стало поддерживать это табу и не стало препятствовать потоку американских фильмов, наводнивших послевоенную Японию. Благодаря этому в стране появились «фильмы с поцелуями» ( 接吻映画 ) и «фильмы с обнажённым телом» ( 裸映画 ): благодаря возможности включать в картины любовные сцены японские кинематографисты получили возможность привлечь зрителей и хорошо заработать (например, фильмы 1946 года «Ученица и учитель» и «Ночной поцелуй») .
В кинематографе наиболее сильно из всех видов искусства проявилась политика «обратного курса». В 1948 году было уволено 270 сотрудников кинокомпании « Тохо », выпускавшей фильмы с осуждением бюрократии и героизацией коммунистов революционеров. После забастовки, объявленной в «Тохо» и продолжавшейся 195 дней были уволены ещё 100 человек — профсоюзных активистов и коммунистов .
Оставшиеся без работы создали собственные объединения, организовали сбор средств и наладили внестудийный выпуск продукции, таким образом положив начало независимому японскому кинематографу . Крупные же кинокомпании всё больше уделяли внимание выпуску антикоммунистических и милитаристских фильмов . Впоследствии период с 1948 по 1953 год оказался запечатлён в фильме « Японская трагедия » (1958) Кэйсукэ Киноситы, в которой рассказывается история бедной женщины, не интересующейся политикой и не понимающей значения послевоенных событий .
Народная поддержка сделала возможным выпуск новых фильмов ; существуя за счёт помощи зрителей, независимому кино удалось создать свою прокатную сеть . В 1951 году вышла картина « И всё-таки мы живём! », рассказывающая о жизни японских рабочих, режиссёра Тадаси Имаи , работавшего в документально-реалистическом стиле . В послевоенную эпоху Имаи стал всё больше внимания уделять гуманистическим вопросам, предпочитая их развлекательной стороне кино, и исследовал причины несчастий в жизни добрых людей. Так, в его фильме 1952 года « Школа эхо » рассказана история молодого учителя, который вместе со своими учениками, продолжает занятия в своей деревушке, несмотря на бедность .
В 1952 году выходит фильм « Дети атомной бомбы » в стиле документального кино по сценарию Канэто Синдо , потерявшем в день бомбардировки Хиросимы свою семью . В послевоенное время продолжал активно работать классик японского кинематографа Кэндзи Мидзогути : его фильм « Женщина Сайкаку » о дочери придворного получил награду на Венецианском кинофестивале 1952 года. В том же году премию « Оскар » как лучший фильм на иностранном языке получила лента « Расёмон » (1950) Акиры Куросавы, затрагивающая тему сексуальных отношений и психологии .
Примечания
- ЦАМО РФ , ф. 66, оп. 178499, д. 1, л. 265—266
- ↑ Каирская декларация, Крымское соглашение, Потсдамская декларация, решение Московского совещания и другие документы, связанные с капитуляцией Японии. Сборник документов 1943—1946. М., 1947. с. 43-49.
- ↑ , с. 99—100.
- , с. 101.
- ↑ , с. 104.
- ↑ , с. 111.
- , с. 112—113.
- ↑ , с. 95.
- , с. 98.
- , p. xli.
- ↑ , с. 291.
- , с. 95—96.
- , с. 96.
- , p. 176.
- , с. 42—43.
- , с. 43.
- , с. 105.
- , с. 110.
- , с. 102—103.
- ↑ , с. 106.
- ↑ , с. 107.
- , с. 109.
- , с. 292.
- , с. 108.
- , с. 113.
- , с. 115.
- , с. 101—102.
- , с. 72.
- ↑ , с. 207.
- , с. 103.
- ↑ , с. 114—115.
- , с. 80.
- ↑ , с. 294—295.
- , с. 74—75.
- , с. 221.
- , с. 293—294.
Литература
- Работы по истории Японии
- Ерёмин В. Н. История правовой системы Японии / Отв. ред. А. А. Кириченко. — М. : РОССПЭН, 2010. — 293 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1391-8 .
- История Японии (1945—1975) / Отв. ред. В. А. Попов. — М. : Наука, 1978. — 541 с. — 16 700 экз.
- История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. — М. : Институт востоковедения РАН , 1998. — Т. 2. 1868—1998. — 703 с. — ISBN 5-89282-073-4 .
- Молодяков В. Э. , Молодякова Э. В. , Маркарьян С. Б. История Японии. XX век / Отв. ред. В. М. Алпатов . — М. : Крафт+, 2007. — 528 с. — (История стран Востока. XX век). — 1000 экз. — ISBN 978-5-89282-295-4 .
- Работы по истории культуры Японии
- Гришелёва Л. Д. Театр современной Японии. — М. : Искусство, 1977. — 237 с. — 25 000 экз.
- Сато Т. Кино Японии. — М. : Радуга, 1988. — 224 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-05-002303-3 .
- Leiter S. L. Historical Dictionary of Japanese Traditional Theatre : [ англ. ] . — Scarecrow Press, 2006. — 632 p. — (Historical Dictionaries of Literature and the Arts). — ISBN 978-0-8108-5527-4 .
- : [ англ. ] / Edited by Samuel L. Leiter. — Lexington Books, 2009. — 462 p. — ISBN 978-0-7391-2818-3 .
- 2020-06-22
- 2