Форма государственного правления
- 1 year ago
- 0
- 0
Счёт годов по девизам (эрам или годам) правления ( яп. 元号 гэнго: или яп. 年号 нэнго: , в переводе означает эра , эпоха ) — традиционный календарь , используемый в Японии .
Вместо исчисления годов от Рождества Христова , как принято в христианских странах, в традиционной японской системе летосчисления года отсчитываются по девизам правления императора . Каждый император, вступая на престол, утверждает девиз ( нэнго ), под которым будет проходить его правление. Изменение девиза правления могло происходить в любой день года . Девиз правления был призван отметить какое-либо выдающееся событие или же счастливое предзнаменование, магическим путём обеспечить успешное правление, избавить от несчастий, и поэтому для его наименования использовались только «счастливые» сочетания иероглифов . Если же случалось что-нибудь заслуживающее особого внимания (благоприятное или нет), то девиз правления мог меняться (иногда — по нескольку раз) за одно и то же правление .
Как правило, новый девиз объявлялся в связи со вступлением нового императора на престол. Нэнго также меняли в первом, пятом и пятьдесят восьмом году так называемого шестидесятилетнего цикла , которые считались неблагоприятными в Оммёдо . Эти три года известны соответственно как какурэй ( яп. 革令 ) , какуун ( яп. 革運 ) и какумэй ( яп. 革命 ) , а всех их часто объединяют под одним термином санкаку ( яп. 三革 ) . Кроме этого, девиз часто менялся во время природных и социальных катаклизмов.
Существовали и другие причины выбора имени для девиза. Например, девиз правления Вадо ( яп. 和銅 — «японская медь») ознаменовал начало чеканки медной монеты в VIII веке . После укоренения в Японии буддизма и конфуцианства , появились девизы, которые отражали постулаты этих религий — Дайдо ( яп. 大同 — «великое единство»), Конин ( яп. 弘仁 — «всесторонняя человечность»), Тэнтё ( яп. 天長 — «высота небес») и другие.
Нэнго, как правило, записывалось двумя иероглифами, однако в короткий период VIII века их записывали четырьмя . При записи девизов правления было использовано всего около 75 иероглифов .
Выбор девиза правления — дело чрезвычайной государственной важности, для этого при императорском дворе создавалась специальная комиссия . В качестве источников девизов в абсолютном большинстве случаев была древнекитайская классическая литература. Например, девиз Мандзю был заимствован из « Ши цзин », а девиз Мэйдзи из « Книги Перемен ».
Хронология девизов и периодов правления первых японских императоров |
---|
|
Система летоисчисления по девизами правления императоров возникла в Китае в 140 году до н. э. и была принята в Японии в 645 году . Первым японским императорским девизом ( нэнго ) был Тайка ( яп. 大化 ) , что буквально переводится как «великие преобразования», — он символизировал начало реформ японского общества, направленных на сближение с цивилизованным миром — Китаем.
В середине VII века практика девизов правления в Японии была на время предана забвению . При императорах Саймэй , Тэндзи и Дзито , а также частично при Момму девизы правления не употреблялись (применялся порядковый год правления) . Окончательно система нэнго прижилась в 701 году .
Начало действия девиза правления считается первым годом нового исторического периода. Все нэнго уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летосчисления. Подобный способ летосчисления до сих пор широко используется в Японии. Указание дат по японскому летосчислению требуется на финансовых, банковских документах и официальных бумагах.
Летосчисление по девизам правления хотя и является надежным способом датировки, но не очень удобно в использовании . Новый девиз правления ведёт начало с первого числа уходящего года . К примеру, когда в 28-й день 7-й луны 4-го года Гэнки (по юлианскому календарю — 25 августа 1573) было решено сменить девиз правления на Тэнсё , прежний девиз был немедленно упразднён, и понятие «1-й год Тэнсё» прилагается ко всему году в целом. В результате один и тот же год европейского календаря может часто быть записан сразу двумя нэнго. Например, 1573 год — это и 4-й год Гэнки, и 1-й год Тэнсё, что создаёт некоторую путаницу.
Всего насчитывается 252 девиза правления японских императоров . Нынешний девиз правления № 253 — Рэйва , объявленный в 2019 году .
В ходе Реставрации Мэйдзи изменение девиза во время правления было запрещено. Отныне один девиз правления приходился на одного императора и обозначал это правление. Посмертное имя монарха также давалось в соответствии с его девизом. Так, посмертное имя японского императора Хирохито — император Сёва, где Сёва ( яп. 昭和 — «просвещённый мир») является названием его девиза правления.
В современной практике первый год правления ( яп. 元年 ганнэн ) начинается сразу после вступления нового императора на престол, однако всегда заканчивается 31 декабря. В частности, первый год правления вышеупомянутого императора Хирохито начался 25 декабря 1926 года с его восшествия на престол, но закончился 31 декабря того же года. То есть, 1-й год Сёва продлился всего 7 дней. Также, следуя этому правилу, год смерти покойного монарха и тот же год восшествия на престол его преемника рассматриваются как разные годы. Так, Хирохито умер в 1989 году, который принято считать 64-м годом Сёва. Однако с того же года на его место заступил сын Акихито , избрав девиз Хэйсэй . Соответственно, по японской системе летоисчисления 1989 год состоит из двух — 64-го года Сёва и 1-го года Хэйсэй.
В древней и средневековой Японии, наряду с официальными девизами правления, или нэнго ( яп. 年号 ) , часто использовались так называемые частные девизы правления, известные как синэнго ( яп. 私年号 ) , или как инэнго ( яп. 異年号 ) — «особые, необычные нэнго», сэннэнго ( яп. 僭年号 ) — «поддельные, ложные нэнго» . В Средние века частными девизами пользовались местные феодалы, синтоистские храмы, буддийские монастыри . Общее количество частных девизов достигает 90 .
К примеру, девизы правления Хакухо и Судзяку использовались императорами для обозначения последних лет царствования вместо официальных девизов, поэтому называются ицунэнго ( яп. 逸年号 , скрытые нэнго) .
В Японии есть также календарная система с точкой отсчёта 660 год до н. э. , когда, согласно легенде, было основано Японское государство императором Дзимму . Разработкой этой абсолютной хронологической шкалы занимался Миёси-но Киёюки (847—918), который подсчитал, что от начала правления первого легендарного императора Дзимму (660 г. до н. э.) до 9-го года правления Суйко (601 год) прошло 1260 лет . Во время реставрации Мэйдзи древний счёт лет восстановили: в 1872 году было введено понятие «эры императоров» ( яп. 皇紀 ко:ки ) — в националистических целях, чтобы доказать европейцам древность японской истории . Но продержалась такая система только до конца Второй мировой войны .
Примечательно, что этот счёт лет нашёл отражение в маркировке различной техники: последние две цифры числового обозначения соответствовали двум последним цифрам даты принятия этой модификации в строй. Так, истребитель « Mitsubishi A5M » имел наименование «Палубный истребитель тип 96» ( яп. 九六式艦上戦闘機 Кю:-року-сики кандзё: сэнто:ки ) , то есть он был принят на вооружение в 2596 году от основания Японии (1936 год). Его преемник, « Mitsubishi A6M Zero » или «Палубный истребитель тип 00» ( яп. 海軍零式艦上戦闘機 Кайгун рэй-сики кандзё: сэнто:ки ) был принят в строй в 2600 году от основания Японии, или, соответственно, в 1940 году. Подобные именования прослеживаются во многих военных изделиях тех лет: от шифровальных машин (« алфавитная печатная машина тип 97 ») до оружия и танков ( винтовка тип 99 , танк тип 94 ).