Война́ станда́ртов
—
конкурентная борьба
между несовместимыми техническими спецификациями систем или устройств за доминирование на рынке. Война
стандартов
развязывается в начальных периодах развития технологий, когда преимущества тех или иных подходов неочевидны. Часто ей способствует отказ одной из конкурирующих компаний от создания
открытого стандарта
. Подобные войны характерны для стран с
рыночной экономикой
, основанной на
конкуренции
. В странах
социалистического блока
и в
СССР
с
плановой экономикой
эти явления наблюдались крайне редко, поскольку государственные решения о единых стандартах принимались на стадии проектирования, или технологии копировались с победившего на
Западе
формата.
Существенную часть войн стандартизации составляют
войны форматов
, ведущиеся между разными производителями
мультимедийного
оборудования сходного назначения.
Содержание
XIX век
Железнодорожная колея
:
широкая колея
против
стандартной
. В начальный период строительства железных дорог в
США
на
северо-востоке
страны использовалась стандартная на сегодняшний день
европейская колея
, тогда как в большинстве южных штатов предпочтение отдавали колее с увеличенной шириной 5
футов
, позднее получившей название «русская». В феврале 1886 года проигравшие в
Гражданской войне
южные штаты согласились принять «Конвенцию о единой колее», и с июня того же года в США установлен европейский стандарт на расстояние между рельсами
.
Постоянный
и
переменный ток
(«
война токов
»): в 1880-х годах началось бурное распространение электрического освещения, в котором участвовало множество компаний, использующих как один, так и другой тип электропитания. При этом постоянный и переменный ток мог использоваться как для низковольтного освещения интерьеров, так и для высоковольтных
дуговых ламп
на улицах. Изобретение в середине того же десятилетия
электротрансформатора
коренным образом изменило ситуацию: переменный ток стал использоваться повсеместно, но для передачи на большие расстояния его напряжение повышалось, а на стороне потребителя понижалось. «
Электрическая осветительная компания
»
Томаса Эдисона
, который обладал
патентами
на оборудование постоянного тока, пыталась противостоять распространению систем переменного тока, заявляя о его смертельной опасности
. Впоследствии этот спор, в котором Эдисону противостояли
Никола Тесла
и
Джордж Вестингауз
, стал известен как
война токов
, продолжавшаяся в США вплоть до
XXI века
.
Музыкальные шкатулки
: разные производители использовали свои собственные стандарты валиков и барабанов, на которых записана мелодия. Их размеры и форма отличались не только у основных марок, но могли даже изменяться в зависимости от модели. В результате, покупка любой из музыкальных шкатулок вынуждала владельца приобретать валики той же фирмы, которая выпустила само устройство.
Форматы
механических пианино
: в противоположность большинству разновидностей развлекательных механизмов, стандарты которых редко удавалось согласовать друг с другом, надвигающаяся проблема кодировки бумажных перфолент для записи мелодий разрешилась на самом раннем этапе развития технологии. В
1908 году
в
Буффало
была принята конвенция, установившая международный стандарт лент для пианол, ширина которых должна была быть только 11,25 дюйма (286 мм). Таким образом, любой рулон с записанной мелодией мог быть воспроизведён любым механическим пианино.
Перфорация киноплёнки
: в начале XX века в мире существовали два несовместимых стандарта перфорации
35-мм киноплёнки
— американский и французский. В США использовалась прямоугольная перфорация по 4 на каждый кадр, а в Европе круглая с более редким шагом
. Оба стандарта обладали своими преимуществами, но по мере распространения кинематографа прямоугольная перфорация Эдисона оказалась более выносливой в кинопрокате. Поэтому в
1908 году
Международный конгресс кинопредпринимателей принял американский вариант в качестве всеобщего стандарта перфорации киноплёнки
. В дальнейшем он был усовершенствован путём скругления углов, и дошёл до наших дней под названием «Kodak Standard» (KS)
.
Валик
фонографа
и
пластинка
граммофона
: типы носителей для механической звукозаписи конкурировали с 1890-х годов, когда параллельно изобретённому в 1877 году
Эдисоном
фонографу с цилиндрическими валиками стала распространяться система
Эмиля Берлинера
с записью на плоский диск. Несмотря на очевидный недостаток, заключавшийся в неравномерной скорости записи внутри и снаружи радиуса диска, новая технология давала огромное преимущество, позволяя легко тиражировать фонограммы
прессованием
с металлической матрицы.
Вертикальная и поперечная механическая звукозапись: в ответ на распространение
грампластинок
с поперечными колебаниями иглы в дорожке постоянной глубины, Эдисон разработал свой собственный дисковый формат
с аналогичной фонографу глубинной записью алмазной иглой. За счёт её вертикального, а не поперечного движения, звуковая дорожка шла строго по спирали, но менялась её глубина. Поэтому пластинки Эдисона оказались значительно толще, чем от обычного граммофона, и кроме того, из-за другого типа записи были непригодны для воспроизведения на нём. Точно так же граммофонные пластинки нельзя было слушать на аппаратах Эдисона. Французская Pathé Records в 1906 году тоже начала выпускать грампластинки с глубинной записью, но, в отличие от эдисоновских, их звуковая дорожка была гораздо шире и не столь глубокая в расчёте на
сапфировую
иглу. Так что, несмотря на схожесть принципов, эти два формата звукозаписи также были несовместимы. В результате обе технологии оказались совмещены с появлением во второй половине XX века
стереофонической
грамзаписи, где поперечные колебания несут информацию о суммарном сигнале, а вертикальные — о разнице между каналами
.
Узкоплёночный кинематограф: в 1923 году почти одновременно в США и Франции начат выпуск узкой киноплёнки для любительского кинематографа. В США компания
Eastman Kodak
запустила производство
16-мм киноплёнки
, а французская фирма
Pathé
представила 9,5-мм киноплёнку. Оба типа выпускались на новейшей для своего времени негорючей подложке из
диацетата целлюлозы
, что позволяло устраивать киносеансы в неприспособленных с точки зрения пожарной безопасности помещениях, и даже в домашних условиях. Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно
. Однако неудобное расположение перфорации по центру и трудности размещения ставшей вскоре обязательной
оптической фонограммы
привели к падению популярности 9,5-мм киноплёнки «Пате-Бэби», в конце концов уступившей рынок американскому конкуренту.
Телевизионная развёртка
— начало развития
электронного телевидения
сопровождалось одновременным использованием множества совершенно несовместимых стандартов количества строк и кадровых частот. Например, в
Германии
с марта 1935 года
телевизионный растр
состоял из 180 строк, тогда как в
Великобритании
и на ленинградском телецентре в СССР вещание велось при разложении на 240 строк
. Московский телецентр передавал изображение, состоящее из 343 строк в стандарте, действовавшем в это же время в
США
и
Польше
. В 1936 году 240-строчное телевидение в Великобритании стало соседствовать с новейшим стандартом «BBC-1», рассчитанным на 405 строк изображения. Изображение этих стандартов можно было видеть только на телевизионных приёмниках с точно таким же количеством строк.
Телевизоры
других стандартов, принимающие такой сигнал, не давали вообще никакого изображения. Однако проблема не была фатальной, поскольку из-за очень широкой полосы частот
видеосигнала
электронного телевидения его приём за пределами прямой видимости антенны передатчика в те годы был невозможен, а телевизоры выпускались в ничтожных количествах. Поэтому приём телепередачи «чужого» стандарта был практически исключён.
«Негативная» перфорация: в 1938 году был предложен единый международный стандарт
перфорации киноплёнок
всех типов. До этого в
негативных
и
контратипных
киноплёнках использовалась перфорация «
Белл-Хауэлл
» в виде усечённой с двух сторон окружности, а в
позитивных
прямоугольная Kodak Standard. В итоге, единый стандарт в виде позитивной перфорации был принят только в СССР, и вся советская
киносъёмочная
и
кинокопировальная
аппаратура оказалась несовместима с импортной киноплёнкой
. Компания
Eastman Kodak
наладила выпуск киноплёнки с позитивной перфорацией специально для советского рынка, постепенно доведя его до миллиона погонных метров в год
. После
распада СССР
выпуск киноплёнок был прекращён на всей территории
СНГ
, и общемировой стандарт «Белл-Хауэлл» негативной перфорации был де-факто принят и в
России
.
Долгоиграющая пластинка
с частотой вращения 33,3 об/мин (
Columbia Records
) против
«миньона» Extended Play
45 об/мин (
RCA Victor Records
). Война окончилась мирным путём, поскольку каждый из форматов получил собственную рыночную нишу. Кроме того, почти все выпускаемые проигрыватели вскоре были способны проигрывать оба типа пластинок. В СССР долгоиграющие грампластинки начали выпускать лишь в середине 1950-х годов
.
Кадровая частота
телевидения: к концу десятилетия окончательно узаконена несовместимость двух оставшихся к тому моменту
телевизионных стандартов разложения
480i
в Северной Америке (принят в 1941 году) и
576i
в Европе (принят в 1948 году). Из-за разных стандартов частоты переменного тока кадровые частоты (60 и 50 герц соответственно) также не совпадают
. Проблема проявилась позднее, при расширении международного обмена телепрограммами, в том числе с помощью построенных
радиорелейных
линий передачи. Разница кадровых частот и количества строк оставалась трудноустранимым препятствием всю вторую половину XX века, до появления цифровых технологий интерполяции. В первые годы сосуществования двух систем перевод из одной в другую мог быть выполнен только путём оптического преобразования с экрана
кинескопа
.
Широкоформатный кинематограф
: первая массовая широкоформатная
киносистема
«
Todd AO
» в 1955 году использовала нестандартную частоту съёмки и проекции 30 кадров в секунду. Величина была выбрана, чтобы снизить заметность мелькания на очень больших экранах. В результате печать
обычных
фильмокопий
картин, снятых в этом стандарте, требовала пропуска каждого пятого
кадрика
для сохранения нормального темпа движения при проекции со стандартной частотой 24 кадра в секунду. На экране это выглядело бы как неприятные «подёргивания». Провинциальная киносеть, оснащённая обычной проекцией, была чрезвычайно важна для кинопродюсеров, и фильмы снимались одновременно двумя камерами: одна снимала в формате «Тодд-АО» с частотой 30 кадров в секунду, а другая снимала в формате «
CinemaScope
» со стандартной частотой
. Это привносило такие сложности в съёмочный процесс, что после двух первых фильмов формат был изменён, и частота съёмки и проекции «Тодд-АО» снижена до общепринятой
.
Цветное телевидение
: 25 июня 1951 года телесеть
CBS
начала регулярное цветное вещание по первому в истории США стандарту с последовательной передачей цветных полей
. Для приёма изображения использовались телевизоры этого же стандарта с обычным чёрно-белым кинескопом, перед которым вращался диск со
светофильтрами
трёх
основных цветов
. Особенности такого принципа передачи вынудили разработчиков использовать кадровую частоту и количество строк, совершенно не совместимые с принятым в 1941 году стандартом
480i
. В результате десять миллионов телевизоров, уже находившихся на тот момент в эксплуатации, не показывали вообще никакого изображения CBS
. Перспектива эскалации
Корейской войны
и многочисленные жалобы телезрителей вынудили
Министерство обороны США
запретить производство цветных приёмников с октября 1951 года «в целях экономии стратегического сырья»
. Запрет был снят только в 1953 году, до этого момента производство любых цветных телевизоров для свободной продажи на территории США считалось незаконным
. Позднее
Конгресс США
постановил, что все новые системы цветного телевидения должны быть совместимы с существующими, и новый стандарт
NTSC
уже полностью соответствовал этому требованию.
Напряжение
бортовой сети автомобилей
: в 1950-е годы большинство автопроизводителей отказались от стандарта 6 вольт в пользу 12 вольт. Это объясняется распространением
электростартёров
, требующих слишком больших пусковых токов при низковольтном питании
.
Форматы аудиокассет:
8-дорожечная аудиокассета
,
и
компакт-кассета
конкурировали только в Северной Америке, так как коаксиальные бесперемоточные кассеты в Европе были почти неизвестны. Популярность восьмидорожечных картриджей, полученная ими в первые годы после появления, постепенно сошла на нет, благодаря необходимости физического перемещения магнитной головки при переключении соседних композиций. Это налагало серьёзные ограничения на достижимое качество звука. В результате конкуренцию выиграла компакт-кассета с более высоким конструктивным потенциалом. В Европе ей пришлось конкурировать с более крупной кассетой
, разработанной
Grundig
[
источник не указан 517 дней
]
. В данном случае решающую роль сыграл отказ
Philips
, разработавшей компакт-кассету, от лицензионных требований, что поспособствовало быстрому освоению этого формата японскими производителями. Попытка Sony перехватить рынок выпуском
Elcaset
, более качественных, но и более крупных, не увенчалась успехом. Точно так же, конкуренция между
микрокассетами
разработки
Olympus
и миникассетами производства
Sony
закончилась победой первых, поскольку безвальная конструкция Sony оказалась нежизнеспособной.
Steno-Cassette
аналогичного диктофонного назначения получили свою рыночную нишу, оставшись
де-факто
национальным стандартом Германии.
Вещательные форматы музыкальных
УКВ-радиостанций
. В США и Западной Европе конкурировали два типа
модуляции
:
амплитудная
и
частотная
. Система
ЧМ-радиовещания
с широкополосной модуляцией, разработанная Мюррэем Кросби (
англ.
Murray G. Crosby
), была более помехоустойчивой, чем система компаний «Зенит» и «
General Electric
» с амплитудной модуляцией и
пилот-тоном
. Однако, последняя была совместима с поддерживаемыми FCC государственными радиосервисами. Поэтому, большинство УКВ-приёмников тех лет снабжались переключателем с одной системы на другую.
Война форматов катушечных
видеомагнитофонов
в Японии, не начавшись в полную силу, была прекращена после вмешательства Ассоциации электронной промышленности Японии (EIAJ) в конфликт между
Sony
и
Panasonic
. В результате был разработан общий стандарт
(англ.)
(
с шириной магнитной ленты 1
дюйм
, вскоре ставший международным. Через некоторое время этот же стандарт был реализован и в СССР, где начался выпуск катушечных видеомагнитофонов семейства «Электроника-500»
.
Различные методы кодирования
квадрофонии
:
,
,
и другие. Из-за войны форматов и проблем с размещением четырёх колонок в жилых помещениях квадрофония не прижилась в бытовой звукозаписи.
. В 1975 году
Sony
выпустила кассетные видеомагнитофоны формата
Betamax
, длительность непрерывной записи которых впервые достигла двух часов, достаточных для
полнометражного фильма
. Год спустя аналогичный по характеристикам формат
VHS
представила компания
JVC
. Форматы несовместимы: кассеты Betamax невозможно просмотреть на видеомагнитофоне VHS, и наоборот. Началась одна из самых известных «войн» в истории радиоэлектроники, к концу десятилетия завершившаяся уверенной победой VHS
. Главными причинами считаются отсутствие у VHS лицензионных ограничений, относительная простота и надёжность VHS-видеомагнитофонов, а также принципиальный отказ Sony поддерживать
порноиндустрию
. В СССР первый кассетный видеомагнитофон «Спектр-203 Видео» формата
VCR
был выпущен в 1974 году, а стандарт VHS стал распространяться в СССР значительно позднее окончания войны форматов
.
Форматы первых
видеодисков
:
LaserDisc
(LD),
Video High Density
и
. Массовая аудитория предпочитала видеодискам с готовыми фильмами кассетное видео с возможностью самостоятельной записи, в том числе с телеэфира или с
видеокамеры
. Поэтому эти стандарты не смогли найти широкого рынка сбыта, через несколько лет выйдя из употребления. Некоторым исключением можно считать лазерные диски LD, ставшие нишевым продуктом и до сих пор популярные среди любителей качественного видео. Последние ценят их за возможность быстрого поиска по оглавлению и совместимость с широкоэкранными телевизорами. Выпуск LaserDisc был прекращён почти сразу после появления
DVD
.
Разъёмы для компьютерной периферии. В результате этой войны стандартными разъёмами для клавиатур и мышей стали разъёмы
Atari 2600
, для принтеров —
параллельный порт
.
Карты памяти
:
CompactFlash
(CF),
SmartMedia
(SM),
MultiMedia Card
(MMC),
Memory Stick
(MS),
Secure Digital
(SD) и другие. Производители компьютерных комплектующих стали выпускать универсальные
кардридеры
, работающие с множеством популярных форматов. Явным победителем стал формат Secure Digital (SD, miniSD и microSD). «Война» завершилась после 2010 года, когда
Sony
начала поддерживать этот формат, отказавшись от эксклюзивной поддержки своих карт Memory Stick (не отказываясь полностью от их поддержки и выпуска).
Последовательные шины
для обмена данными с
периферийными устройствами
:
IEEE 1394
(FireWire) и
USB
. Первые версии этих шин не считались конкурентами, поскольку стандарт USB 1.1 предполагал максимальную скорость 12 Мбит в секунду, против 400 у FireWire. Однако распространение IEEE 1394 так и не вышло за рамки сегмента профессионального мультимедийного оборудования, такого как цифровые видеокамеры, а появление в начале 2000-х версии
USB 2.0
, достигшей скорости передачи данных в 480 Мбит/с, привело к уходу IEEE 1394 с рынка
.
Форматы цифровой звукозаписи высокого качества (
Hi-Fi
):
DVD-Audio
против
SACD
. Несмотря на все попытки заменить формат
Audio CD
, ни одна технология так и не смогла этого добиться. С одной стороны, это произошло из-за массового распространения
аудиоформатов с потерями
, таких как
MP3
и
AAC
; с другой стороны, рассчитанные на требовательных слушателей форматы высокого качества не вызвали интереса у массового потребителя из-за более высокой цены носителей, ограниченного ассортимента записей и, зачастую, невысоких требований большинства слушателей к качеству звучания.
Диски
DVD+R
(W) против
DVD-R
(W). Победителя не нашлось: в новых устройствах была реализована поддержка всех форматов, а стоимость дисков DVD-R(W) и DVD+R(W) со временем сравнялась. Конкуренция между ними не была полноценной войной стандартов, поскольку эти диски механически совместимы и по основным характеристикам одинаковы.
Стандарты быстрой зарядки мобильных устройств:
Quick Charge
, Pump Express,
и другие. Однако самым перспективным считается
USB Power Delivery
, как наиболее универсальный.
(рус.)
. Инновационный дайджест РЖД. Дата обращения: 15 ноября 2019.
1 ноября 2019 года.
Захар Радов.
(рус.)
.
Новые Известия
(12 декабря 2007). Дата обращения: 15 ноября 2019.
15 ноября 2019 года.
Peter Fairley.
(англ.)
. IEEE Spectrum (15 ноября 2012). Дата обращения: 15 ноября 2019.
15 ноября 2019 года.
, с. 34.
(фр.)
. CINEMATOGRAPHES. Дата обращения: 13 апреля 2015.
8 мая 2015 года.
(рус.)
. «Кинопроект». Дата обращения: 29 марта 2015.
2 апреля 2015 года.
, с. 376.
, с. 35.
, с. 9.
(рус.)
.
LiveJournal
(5 июня 2014). Дата обращения: 17 ноября 2019.
17 ноября 2019 года.
, с. 35.
Владимир Маковеев.
(рус.)
// «Broadcasting» : журнал. — 2006. —
№ 5
.
30 мая 2013 года.
Лев Лейтес.
(рус.)
// «MediaVision» : журнал. — 2011. —
№ 7
. —
С. 67
.
20 февраля 2014 года.
Eric Westman.
(англ.)
.
Early Television Stations
. Early Television Museum. Дата обращения: 27 октября 2012.
22 ноября 2012 года.
А.Е.Пескин, В.Ф.Труфанов.
/ И. С. Балашова. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2004.
(недоступная ссылка)
, с. 373.
Леонид Коновалов.
(рус.)
.
Кинофотопроцессы
. Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения: 19 мая 2012.
24 апреля 2012 года.
(рус.)
.
Хроника
. Энциклопедия отечественного кино (1 марта 1990). Дата обращения: 19 сентября 2015. Архивировано из
4 марта 2016 года.
, с. 33.
Леонид Чирков.
(рус.)
// «625» : журнал. — 1998. —
№ 7
. —
ISSN
.
11 января 2012 года.
, с. 377.
, с. 548.
, с. 46.
Ed Reitan.
(англ.)
. Сайт о системах цветного телевидения (24 августа 1997). Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано из
5 января 2010 года.
↑
(англ.)
.
Early Color TV
. Early Television Museum. Дата обращения: 10 февраля 2014.
30 августа 2021 года.
(англ.)
. History of early color television. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из
6 декабря 2006 года.
(рус.)
Яндекс.Дзен
. Дата обращения: 15 ноября 2019.
15 ноября 2019 года.
(неопр.)
Дата обращения: 23 октября 2017. Архивировано из
7 апреля 2014 года.
В. П. Самохин.
(рус.)
Что есть что
. Stereo&Video. Дата обращения: 16 августа 2014.
3 августа 2014 года.
.
Игорь Мягченков.
(рус.)
// «
Эксперт
» : журнал. —
№ 306
.
26 мая 2019 года.
(рус.)
.
Политехнический музей
в Москве. Дата обращения: 1 сентября 2012. Архивировано из
5 ноября 2012 года.
(рус.)
. Stereo&video (30 сентября 2013). Дата обращения: 18 ноября 2019.
29 сентября 2020 года.
Андрей Кожемяко.
(рус.)
.
iXBT.com
(14 ноября 2018). Дата обращения: 24 ноября 2019.
14 ноября 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 марта 2019.
21 марта 2019 года.
Литература
Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова.
/ В. Г. Корольков. —
М.
: «Энергия», 1973. — С. 4—14. — 72 с. —
50 000 экз.
Е. М. Голдовский
.
Глава II. Почему фильмокопии имеют перфорации?
// Кинопроекция в вопросах и ответах. —
М.
: «Искусство», 1971. — С. 24—40. — 225 с.
Е. М. Голдовский
.
Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. —
М.
: «Искусство», 1965. — 636 с.
Гордийчук, И. Б.
Системы узкоплёночного кинематографа // Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. —
М.
:
Искусство
, 1979. — С. 34—38. — 440 с.
В. Е. Джакония.
Глава 15. Преобразователи телевизионных стандартов
//
. —
М.
: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 377—386. — 640 с. —
ISBN 5-93517-070-1
.
Н. А. Майоров.
(рус.)
// «Мир техники кино» : журнал. — 2011. —
№ 2 (20)
. —
С. 43—52
. —
ISSN
.
Н. А. Майоров.
(рус.)
// «Мир техники кино» : журнал. — 2015. —
№ 1 (35)
. —
С. 31—40
. —
ISSN
.