VHS-C
- 1 year ago
- 0
- 0
VHS ( англ. V ideo H ome S ystem ), произносится как ви-эйч-эс (английское произношение букв латинского алфавита) или как вэ-ха-эс (русское произношение букв латинского алфавита) — кассетный аналоговый формат наклонно-строчной видеозаписи , разработанный японской корпорацией JVC и представленный на японском рынке в 1976 году . Создателем формата считается инженер Сидзуо Такано, руководивший группой разработчиков с 1972 года .
Один из первых бытовых форматов, использующих компланарную видеокассету с расположением рулонов в одной плоскости. В СССР стал вторым после VCR , использованным в кассетных видеомагнитофонах отечественного производства . С начала 1980-х годов занял в мире лидирующую позицию в войне форматов с Betamax от Sony и Video 2000 от компаний Grundig и Philips . Основными причинами победы называют отсутствие лицензионных ограничений, относительная простота и надёжность видеомагнитофонов этого формата и отказ конкурентов поддерживать порноиндустрию . Кроме того, формат VHS впервые основан на оригинальном механизме «М-образной» заправки магнитной ленты в лентопротяжный тракт — более простом и надёжном, чем «U-образная» заправка предыдущих кассетных форматов, таких как U-matic , VCR и Betamax . О внедрении формата в Советском Союзе и сопротивлении японского министерства торговли снят документальный фильм «Рассвет нового дня: человек и VHS» ( англ. Dawn of a New Day: The Man Behind VHS ).
В формате применена азимутальная запись, при которой две видеоголовки, каждая из которых записывает одно телевизионное поле , имеют рабочие зазоры, отклонённые от перпендикулярного направления на одинаковый угол 6° в разные стороны . Это уменьшает перекрёстные помехи между соседними видеодорожками и позволяет исключить промежуток между ними, повысив плотность записи . Видеоголовки располагаются на вращающемся барабане диаметром 62 мм, который вращается с частотой 1500 оборотов в минуту при записи в стандарте 576i . Кроме наклонных дорожек видеозаписи, вдоль верхнего края магнитной ленты записываются две дорожки звукового сопровождения, разделённые защитным промежутком. Вдоль нижнего края ленты записывается управляющая дорожка , содержащая кадровые синхроимпульсы . Формат VHS записывает на магнитную ленту композитный видеосигнал и считается непригодным для профессионального использования.
Прямоугольная пластмассовая кассета VHS имеет размеры 188×104×25 миллиметров . Подающий и принимающий рулоны намотаны на бобины, расположенные внутри кассеты в одной плоскости. От повреждений и пыли магнитную ленту предохраняет откидная крышка, которая фиксируется в закрытом состоянии специальной защёлкой, освобождаемой при установке кассеты в аппарат. Кроме того, кассета оснащена фиксаторами бобин с лентой, предотвращающим провисание и размотку ленты с рулонов. При установке в видеомагнитофон штифт ЛПМ через круглое отверстие в нижней части кассеты выводит фиксаторы из прорезей бобин, обеспечивая их свободное вращение.
В отличие от формата «Бетамакс», в котором был использован механизм заправки магнитной ленты с поворотной платформой, характерный для всех предыдущих кассетных систем, формат VHS основан на новом принципе так называемой М-заправки . Такой механизм извлекает и заправляет магнитную ленту при помощи двух направляющих вилок, каждая из которых состоит из вертикального ролика и наклонной цилиндрической стойки. Стойки создают точный угол захода ленты на барабан вращающихся головок, обеспечивающий наклон дорожки видеозаписи к базовому краю. Углы захода и схода ленты с барабана равны углу наклона плоскости вращения барабана к основанию механизма, благодаря чему оба рулона кассеты находятся в одной плоскости.
Механизм М-заправки оказался более надежным и оказывал меньше нагрузок на плёнку, чем механизмы «Бетамакс» и «Ю-матик» . Отсутствие поворотной платформы упрощало изготовление механизма с высокой точностью и повышало совместимость видеозаписей, сделанных на разных видеомагнитофонах . Это стало одним из решающих факторов, предопределивших победу VHS в «войне форматов».
Аппараты VHS выпускались в двух вариантах: рассчитанных на запись видеосигнала с европейским стандартом разложения 625/50 ( PAL , SECAM ), и с американским 525/60 ( NTSC , PAL-M). Отличие заключалось в скорости магнитной ленты и конструкции барабана видеоголовок, установленного под разными углами, чтобы сохранить угол наклона видеодорожек к краю ленты при разных скоростях. При этом в «европейских» аппаратах барабан вращался с частотой 1500 об/мин, а в «американских» — 1800 . Частота вращения выбрана в соответствии с кадровой частотой записываемых стандартов, поскольку каждый кадр записывается за один оборот барабана. Это приводило к полной несовместимости получаемых видеозаписей, хотя «чистые» кассеты идентичны. Исключение составляла длительность записи на одну и ту же кассету видеомагнитофонами разных систем. Для устранения разночтений производители выпускали кассеты с разной длиной магнитной ленты и различной маркировкой, отражавшей систему записи, на которую рассчитано указанное время. В страны с разными телевизионными стандартами поставлялись видеокассеты с разными длиной ленты и маркировкой. На европейском рынке и в СНГ наибольшее распространение получили кассеты «Е-180», рассчитанные на трёхчасовую запись в европейском стандарте, а на американском и японском рынках преобладали кассеты с маркировкой «Т-120», рассчитанные на 2 часа записи в стандарте NTSC . В таблице ниже приведены соотношения длины магнитной ленты в кассете и времени записи/воспроизведения в аппаратах различных стандартов. При этом SP ( англ. Standard Play ) соответствует номинальной скорости ленты, LP ( англ. Long Play ) — удвоенному времени работы на половинной скорости ленты, а EP/SLP ( англ. Extended Play, Super Long Play ) — увеличенной продолжительности на скорости 1/3 от номинальной.
Марка кассеты |
Длина
ленты, м |
Время записи в стандарте 576i | Время записи в стандарте 480i | |||
---|---|---|---|---|---|---|
SP | LP | SP | LP | EP/SLP | ||
E-120 | 173,7 | 120 мин (2 ч) | 240 мин (4 ч) | 83 мин (1:23 ч) | 172 мин (2:52 ч) | 258 мин (4:18 ч) |
E-180
E-195 |
259,4 | 180 мин (3 ч) | 360 мин (6 ч) | 129 мин (2:09 ч) | 258 мин (4:18 ч) | 387 мин (6:27 ч) |
E-240 | 348,1 | 240 мин (4 ч) | 480 мин (8 ч) | 173 мин (2:53 ч) | 346 мин (5:46 ч) | 519 мин (8:39 ч) |
E-300 | 435,1 | 300 мин (5 ч) | 600 мин (10 ч.) | 216 мин (3:36 ч) | 432 мин (7:12 ч) | 649 мин (10:49 ч) |
T-60 | 125,6 | 84 мин (1:24 ч) | 168 мин (2:48 ч) | 60 мин (1 ч) | 120 мин (2 ч) | 180 мин (3 ч) |
T-90 | 185,9 | 126 мин (2:06 ч) | 252 мин (4:12 ч) | 90 мин (1:30 ч) | 180 мин (3 ч) | 270 мин (4:30 ч) |
T-120 | 247,5 | 169 мин (2:49 ч) | 338 мин (5:38 ч) | 120 мин (2 ч) | 240 мин (4 ч) | 360 мин (6 ч) |
T-160 | 327,7 | 225 мин (3:45 ч) | 450 мин (7:30 ч) | 160 мин (2:40 ч) | 320 мин (5:20 ч) | 480 мин (8 ч) |
T-180 | 368,8 | 253 мин (4:13 ч) | 507 мин (8:27 ч) | 180 мин (3 ч) | 360 мин (6 ч) | 540 мин (9 ч) |
T-210 (редко) | 433,1 | 294 мин (4:56 ч) | 592 мин (9:52 ч) | 210 мин (3:30 ч) | 420 мин (7 ч) | 630 мин (10:30 ч) |
DF480 (экв. T-240) | 495 | 340 мин (5:40 ч) | 680 мин (11:20 ч) | 240 мин (4 ч) | 480 мин (8 ч) | 720 мин (12 ч) |
Кроме кассет стандартной продолжительности с целым количеством часов, некоторые производители в маркетинговых целях выпускали незначительно удлинённые, обладающие небольшим «запасом», например, «E-195». При этом дополнительная лента продавалась в качестве бонуса, позволяющего гарантированно записывать фильмы, не удаляя рекламные паузы.
В оригинальном VHS запись звука производится так же, как в магнитофоне вдоль края магнитной ленты неподвижными магнитными головками. Из-за невысокой скорости ленты формат имеет низкое качество звукового сопровождения. Номинальный диапазон записываемых частот в режиме SP составляет 100—10000 Гц при записи сигнала стандарта 480i. Для европейского стандарта 576i с меньшей скоростью ленты эти параметры были ещё хуже, а в самом медленном режиме записи SLP верхняя частотная граница не превышает 4 кГц. Более дорогие модели видеомагнитофонов VHS позволяли записывать стереозвук на двух дорожках, а в профессиональных аппаратах была возможна раздельная запись двух каналов звука.
В 1984 году JVC дополнила формат записью частотно-модулированного стереозвука видеоголовками одновременно с видеосигналом. Технология получила название Hi-Fi Stereo и позволила увеличить частотный диапазон до 20—20000 Гц, а отношение сигнал/шум поднять с 42 до 70 децибел . При таком способе звукозаписи используется мультиплексирование , позволяющее поместить обе несущие левого и правого каналов звука в неиспользовавшийся промежуток между несущими яркости и цветности. В отличие от видеосигнала, позволяющего производить переключение между вращающимися видеоголовками во время импульсов гашения , звук непрерывен, что накладывает повышенные требования к точности механизма. Маскирование переключения головок должно быть более тщательным, чем в обычных аппаратах VHS , в противном случае в считанной с ленты фонограмме может присутствовать низкочастотная помеха, совпадающая с полукадровой частотой.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Тип | Год появления | Разработчик | Разрешение, твл | Комментарии |
---|---|---|---|---|
VHS-C (VHS Compact) | 1982 | JVC | 200—240 | Уменьшенный по габаритам относительной VHS формат, поэтому кассеты VHS-C можно просматривать с помощью стандартного видеомагнитофона VHS, используя кассетный адаптер. Впервые выпущены фирмой Panasonic для лёгких ручных видеокамер . Изготавливались 30-, 45- или 60-минутные кассеты. |
VHS HQ (High Quality) | 1985 | JVC | 250 | Формат с улучшенными показателями, в частности со сниженной интенсивностью шумов и более четкой картинкой. «Ответ» конкурирующему формату SuperBeta. |
S-VHS (Super VHS) | 1987 | JVC | 400—420 | Формат отличается увеличенным до 400 твл разрешением за счёт применения металлопорошковой магнитной ленты. Видеомагнитофоны S-VHS могли воспроизводить кассеты VHS, но запись формата S-VHS не могла быть воспроизведена обычным аппаратом VHS. |
1987 | JVC | 240 | Уменьшенный (аналогично VHS-C) по габаритам относительно S-VHS формат. | |
(Wide-VHS) | 1994 | JVC | 1125 | Аналоговый формат записи видео высокой чёткости (HDTV). |
D-9 (Digital-S) | 1995 | JVC | 1080 пикс. при 24 кдр/с (прогрессивная развертка); 1080 пикс. при 60 кдр/с (чересстрочная развертка) | По качеству изображения приближался к профессиональному формату Digital Betacam . |
D-VHS (Digital VHS) | 1998 | JVC, Hitachi, Panasonic, Philips | 1080 пикс. (чересстрочная развертка) | Цифровой формат записи видео высокой четкости на обычной S-VHS-кассете. Кассета вмещала до 50 ГБ информации. Видеомагнитофоны D-VHS могли воспроизводить кассеты VHS и S-VHS. |