Interested Article - NTSC
- 2020-08-05
- 1
NTSC (от англ. National Television System Committee — Национальный комитет по телевизионным системам) — система аналогового цветного телевидения , разработанная в США . 18 декабря 1953 года было начато цветное телевизионное вещание с применением этой системы . NTSC была принята в качестве стандартной системы цветного телевидения в США , Канаде , Мексике , Японии , Южной Корее , на Тайване , на Филиппинах и в ряде стран Южной Америки .
В настоящее время в большинстве стран вещание по системе NTSC прекращено: в США большинство передатчиков было отключено в 2009 году, в Канаде и Японии — в 2011 году, в Южной Корее и Мексике — в 2012 году [ источник не указан 1537 дней ] . В этих странах произошёл переход на цифровые стандарты телевидения , в том числе, высокой чёткости .
Технические особенности
Базовая система NTSC, применявшаяся в США (т. н. NTSC-M), основана на использовании предыдущего стандарта чёрно-белого телевидения, принятого в 1941 году , со стандартом разложения 525/60 . Для обеспечения совместимости вместо непосредственной передачи сигналов основных цветов используется передача сигнала яркости Y , соответствующего чёрно-белому изображению, и двух цветоразностных сигналов R-Y и B-Y , несущих информацию о красном и синем цветах соответственно. Недостающая информация о зелёном цвете G восстанавливается в приёмнике вычитанием суммы цветоразностных сигналов из яркостного. В случае просмотра программы на чёрно-белом телевизоре используется только сигнал яркости, ничем не отличающийся от видеосигнала чёрно-белого телевидения. Сигнал цветности, который содержит информацию о цветоразностных сигналах, чёрно-белыми телевизорами игнорируется. Его передача осуществляется в спектре яркостного сигнала на вспомогательной частоте (поднесущей) 3 579 545,5 Гц (3,58 МГц), которая принимается устройством цветности цветных телевизоров. Два цветоразностных сигнала E R-Y и E B-Y передаются с помощью квадратурной модуляции поднесущей .
Цветоразностные сигналы подаются на балансный модулятор, на котором они модулируются по амплитуде с подавлением поднесущей. Модулированные цветоразностные сигналы красного E R-Y и синего E B-Y сдвинуты относительно друг друга по фазе на 90°. При суммировании они образуют новый сигнал — сигнал цветности. Таким образом:
Таким образом, изменение фазы свидетельствует об изменении тона , а модуль вектора определяет насыщенность . При этом, на неокрашенных или слабо окрашенных участках изображения помехи нет, так как поднесущая подавлена.
Применение амплитудной модуляции с подавленной поднесущей порождает трудности при приёме. При детектировании важно, чтобы совпадали фазы и частоты гетеродина и поднесущей. Для этого после каждого строчного синхроимпульса на площадке строчного гасящего импульса передаётся особый импульс-вспышка — англ. Colorburst — он содержит 8—10 периодов колебаний опорного генератора .
Частота поднесущей выбрана таким образом, чтобы как можно меньше влиять на приёмники чёрно-белого телевидения.
При этом, в интервале строки размещается нечётное число полупериодов поднесущей (точно — 455), поэтому рисунок от помехи имеет вид шахматного поля . Такая структура менее заметная, чем вертикальные полосы.
Полярность поднесущей в смежных кадрах изменяется на противоположную, таким образом, тёмные участки чередуются со светлыми. За счёт временно́й взаимной компенсации помеха становится ещё менее заметной.
Особенностью системы NTSC является то, что информация о цветности передается не в системе координат E R-Y и E B-Y , а в системе E I и E Q , развернутой относительно E R-Y и E B-Y на 33° . Одновременно с этим применяется компрессия по амплитуде для повышения совместимости с чёрно-белым телевидением. Уменьшая размах амплитуды, компрессия обеспечивает отсутствие поднесущей на неокрашенных участках.
Кроме того, полосы пропускания для сигналов E I и E Q выбраны различными — таким образом разработчиками учитывается тот факт, что человеческий глаз различает мелкие сине-зелёные детали лучше, чем красные. Для сигнала E I ширина полосы пропускания — 1,3 МГц, для E Q — 0,5 МГц .
Значения частот строк и полей в чёрно-белом стандарте 525/60, составлявшие 15750 и 60 Гц, были изменены, для того, чтобы поднесущая звука стала точной 286-й гармоникой частоты строк . Это пришлось сделать потому, что иначе биения между поднесущими звука (4,5 МГц) и цвета (3,58 МГц) создавали крупноструктурную хорошо видимую помеху в виде перемещавшихся по экрану тёмных и светлых «волн». После коррекции строчная составляет приблизительно 15734 Гц, а кадровая — 59,94 Гц, не требуя переделки генераторов развёрток чёрно-белых телевизоров . «Волны» от этого не исчезли, но стали неподвижными и практически незаметны.
Достоинства и недостатки
Главными достоинствами системы NTSC считаются хорошая совместимость с чёрно-белым телевидением, низкий уровень перекрёстных искажений сигналов яркости и цветности, а также хорошая помехоустойчивость и относительная простота приёмного устройства, не требующего ультразвуковых линий задержки, в отличие от PAL и SECAM . При этом канал передачи используется наиболее эффективно из всех существующих систем, позволяя при его относительной узости передавать изображение с хорошей цветовой чёткостью. Система NTSC показала себя с хорошей стороны также при необходимости микширования разных сигналов, позволяя создавать относительно простые студийные видеомикшеры .
При этом, системе присущи существенные недостатки, прежде всего заключающиеся в высокой чувствительности к амплитудно-фазовым искажениям канала передачи. Амплитудные искажения отражаются в изменении цветовой насыщенности изображения, неустранимые при помощи автоматической регулировки усиления , а фазовые искажения отражаются в изменении цветового тона в зависимости от яркости передаваемого участка . Это особенно заметно в тонах человеческой кожи, которые могут в ярких участках иметь зелёный оттенок. Необходимость коррекции этих искажений привела к появлению ручной регулировки цветового тона «NTSC TINT», отсутствующей на телевизорах других систем. Распространённость проблемы цветовых искажений в NTSC вызвала появление таких бэкронимов к этой аббревиатуре, как англ. Never Twice the Same Color или Never The Same Color (прибл. «каждый раз другого цвета»), а также несколько менее распространённого No True Skin Colors («неверные цвета кожи») .
Жёсткие требования к каналу передачи и дороговизна передающего оборудования заставили разработчиков искать новые технические решения в период становления цветного телевидения в Европе . В результате этих усилий появились стандарты PAL и SECAM, в той или иной степени свободные от недостатков первой в мире системы.
NTSC в СССР
До появления системы цветного телевидения SECAM в СССР на кафедре телевидения ЛЭИС была разработана адаптированная система «ОСКМ» (Одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией) на основе NTSC . С 14 января 1960 года из экспериментальной студии МОСЦТ на Шаболовке велось регулярное вещание по этой системе, принимавшееся телевизорами «Темп-22», «Радуга» с отечественным масочным кинескопом 53ЛК4Ц , и проекционными телевизорами «Изумруд», оснащёнными тремя кинескопами с люминофорами разных цветов . Всего было выпущено около 4000 таких телевизоров всех четырёх моделей, в том числе проекционных - около 600, продававшихся по распределению. Опытное вещание выявило требовательность системы NTSC к качеству линий связи при передаче на дальние расстояния . Это поставило под сомнение её пригодность для использования в советских условиях.
Некоторые из телевизоров «Темп-22» были позже переделаны своими владельцами для приёма сигналов в стандарте SECAM, причём использовалась схема без линии задержки, вызывавшая снижение цветовой разрешающей способности — цветовосприятие обеспечивалось пространственным усреднением за счёт особенностей зрения, а на ярко-окрашенных объектах была заметна полосатая структура. Тем не менее, журнал «Радио» опубликовал статью об этой переделке, озаглавленную «Любительский цветной телевизор», так как модель «Темп-22» в открытую продажу не поступала.
См. также
Примечания
- Первым в мире стандартом цветного телевидения была система телекомпании CBS с последовательной передачей цветовых полей, принятая в США в 1950 году
- Этот стандарт также назывался NTSC по названию комитета, который созывался дважды: в первый раз для разработки стандарта чёрно-белого телевидения в 1941 году, и вторично для утверждения стандарта цветного вещания в 1953
Источники
- (англ.) . History of early color television. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 6 декабря 2006 года.
- ↑ , с. 249.
- .
- , с. 253.
- ↑ .
- ↑ , с. 255.
- ↑ , с. 265.
- Richard W. Kroon. . — McFarland, 2014. — P. 462. — ISBN 9780786457403 .
- Carolyn L. Kane. . — University of Chicago Press, 2014. — P. 66. — ISBN 9780226002873 .
- , с. 3.
- В. Маковеев. . От черно-белого телевидения к киберпространству . Музей телевидения и радио в Интернете. Дата обращения: 8 февраля 2013. Архивировано из 8 октября 2012 года.
- (29 апреля 2023). Дата обращения: 29 апреля 2023. 29 апреля 2023 года.
- .
Литература
- В. Е. Джакония. 12.1. Система цветного телевидения NTSC // . — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 249—265. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1 .
- Леонид Чирков. № 7 . — ISSN . 11 января 2012 года. // «625» : журнал. — 1998. —
- А.Е.Пескин, В.Ф.Труфанов. . — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2004. — 308 с. — ISBN 5-93517-179-1 . от 21 февраля 2014 на Wayback Machine
- Борис Певзнер. № 6 . // «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» : журнал. — 2007. —
- Цветное телевидение / П. В. Шмаков. — М.,: «Связьиздат», 1957. — 122 с.
- 2020-08-05
- 1