Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Пруве́ ( фр. Jean Prouvé , 8 апреля 1901 , Париж — 23 марта 1984 , Нанси ) — французский архитектор и дизайнер . Один из самых талантливых конструкторов XX века.
Жан Пруве родился в семье художника Виктора Пруве . В юности освоил профессию слесаря и мастера художественной ковки. В 1923 открыл в Нанси свою первую мастерскую-кузницу по изготовлению художественных люстр. Позже занялся проектированием мебели.
В 1931 организовал в Париже совместно с и Марселем Лодсом бюро «Ателье Жана Пруве», самым известным проектом которого, стал Народный Дом (фр. Maison du Peuple ) в Клиши .
В 1940—1951 гг. работал с архитекторами Шарлоттой Перриан и Пьером Жаннере , занимался проектированием мебели, которая составляла значительную часть его творческой работы. Во время Второй мировой войны Пруве работал в своей мастерской (в это время он собирал велосипеды и сконструировал печку «Pyrobal»), а также принимал участие в Сопротивлении , благодаря чему он стал мэром Нанси и был назначен членом Собрания основателей (его имя упоминается в мемуарах генерала де Голля за 1944 год) . Одной из его заметных работ является также типография Mame в Туре, созданная совместно с Бернаром Зерфюсом .
Проекты Жана Пруве отличались не только высокой функциональностью и качеством, но и достаточно низкой стоимостью их изготовления. Его мебель до нынешнего времени пользуется большой популярностью, а некоторые модели продолжают изготавливаться и сейчас, например, « Fauteuil de Grand Repos ».
Жан Пруве пробовал перенести промышленные методы и в архитектуру, не теряя при этом в эстетическом качестве конечного продукта.
Многие дизайнеры и архитекторы современности подхватили и продолжают претворять в жизнь идеи Пруве, среди них Ренцо Пиано , Жан Нувель и Норман Фостер .
Ле Корбюзье характеризуя творчество Ж. Пруве, сказал:
Жан Пруве объединяет в своëм лице архитектора и инженера, а точнее говоря, архитектора и каменщика, потому что все, к чему он прикасается, и что проектирует, немедленно получает элегантные и пластические формы с моментально решенной прочностью и готовым к промышленному производству.
В 1971 он был председателем жюри при рассмотрении проектов оформления Центра Помпиду в Париже.
Лауреат Премии Эразма (1981).