Interested Article - Колаковский, Лешек

Лешек Колаковский ( польск. Leszek Kołakowski , 23 октября 1927 , Радом 17 июля 2009 , Оксфорд ) — польский философ.

Биография

Отец — педагог и публицист, в 1943 году был расстрелян гестапо . Во время нацистской оккупации польские школы были закрыты, и Лешеку Колаковскому оставалось заниматься самообразованием (он раздобыл несколько томов энциклопедии и, как впоследствии вспоминал, изучил всё на буквы A, D и E, но ничего — на буквы B и C).

В 1945 году Лешек Колаковский поступил в Лодзинский университет , а в 1947 году вступил в Польскую рабочую партию . В 1953 году защитил диссертацию по философии Спинозы в Варшавском университете , в котором впоследствии преподавал историю философии с 1959 по 1968 год .

В 1950 году подписал открытое письмо с осуждением философа Владислава Татаркевича за нападки на «социалистическое строительство в Польше» и «деморализацию» студентов . В одной из статей того времени Колаковский осудил религиозные убеждения, утверждая между прочим, что «автор мнимой автобиографии, за которую выдают Священное Писание, не очень-то умён» .

Будучи в 1951 54 годах сотрудником Института подготовки научных кадров при ЦК ПОРП, совершил поездку в СССР , где, по его утверждению, увидев « реальный социализм », изменил свои про-сталинские взгляды. Он перешёл на позиции гуманистического прочтения марксизма, характерные для «восточноевропейских ревизионистов».

Однако нельзя не учитывать и того фактора, что как раз в это время в СССР и в других соцстранах происходили существенные политические перемены, выражавшиеся в пришествии к власти Хрущёва, в отстранении сторонников политики, проводимой Сталиным, и в постепенном отказе от выработанных им направлений во внешней и во внутренней политике. Новое советское руководство стало поощрять антисталинские тенденции как в СССР, так и во всех других странах соцлагеря. После этого в 1957 году в варшавском журнале « Nowa Kultura » появилась четырёхчастная статья с критикой как советского строя, образовавшегося при Сталине, так и политики Владислава Гомулки , которого Колаковский упрекал в слишком осторожном и медленном отмежевании от «сталинщины» .

В 1957 году стал главным редактором журнала « Studia Filozoficzne ». В 1959 году возглавил кафедру истории современной философии в Варшавском университете. В 1966 году после лекции, на которой подвёл итоги десятилетия, был исключён из рядов ПОРП и лишён кафедры .

В 1968 году после мартовских студенческих протестов (начавшихся в Варшавском университете) Колаковскому запретили преподавать . Тогда он эмигрировал в США и в том же году стал приглашённым профессором факультета философии Университета Макгилла в Монреале , а в следующем году переместился в Калифорнийский университет в Беркли .

В 1970 году его утвердили старшим научным сотрудником ( англ. senior research fellow ) Колледжа Всех Душ Оксфордского университета 2004 года он стал почётным сотрудником Колледжа ). В 1974 году Лешек Колаковский был приглашён и часть года проработал в Йельском университете , а с 1981 по 1994 год был профессором-совместителем в Комитете по общественной мысли и на факультете философии Университета Чикаго .

С 1977 по 1980 год являлся официальным представителем за рубежом « Комитета защиты рабочих » . Сотрудничал также с Польским независимым соглашением .

В 1980-х поддерживал « Солидарность » тем, что давал интервью, писал, организовывал сбор средств . После 1989 года активно участвовал в общественной жизни Польши, выступая по радио и на телевидении, сотрудничая с « Gazeta Wyborcza » Адама Михника .

Скончался 17 июля 2009 года в Оксфорде . Похоронен 29 июля в Варшаве на кладбище Воинские Повонзки .

Остались жена Тамара и дочь .

Творчество

Лешек Колаковский и французский неомарксист Анри Лефевр , 1971 год

Колаковский — специалист по марксизму , первое время — его сторонник, затем — резкий критик.

Начиная с 1970 года , Колаковский всё плотнее связывает свою жизнь с Оксфордским университетом , и несмотря на курсы лекций, прочитанные им в Йельском и Чикагском университете , обосновывается в Англии.

Несмотря на свои изыскания и неприятие марксизма, Колаковский продолжает видеть в Марксе философа, хотя и не разделяет его взгляды. Капитальный труд на эту тему: «Основные направления марксизма» ( 1976 1978 ).

На Западе Колаковский также получил известность как специалист по Гуссерлю . Как ни странно, но к Гуссерлю Колаковский предъявляет претензии, фактически, с марксистских позиций. Так, он указывает на то, что Гуссерль пропагандирует, якобы, «уход от жизни», поскольку у Гуссерля проблема перебрасывания моста от Я к обществу, согласно Колаковскому, «неразрешима» (см. работу Лешека Колаковского «Гуссерль и поиск достоверности», Нью-Хейвен 1975 , с. 80.). Нам остается, как считает Колаковский, «или последовательный эмпиризм, с его релятивистскими, скептическими результатами „или“ трансцендентальный догматизм, который не может в действительности оправдать себя и остаётся, в конце концов, произвольным решением» (там же, с. 85).

Библиография

Могила Лешека Колаковского на кладбище Воинское Повонзки
  • Klucz niebieski, albo opowieści budujące z historii świętej zebrane ku pouczeniu i przestrodze ( англ. «The Key to Heaven» , «Ключ от небес, или поучительные рассказы, заимствованные из священной истории для научения и предостережения», 1957 )
  • Rozmowy z diabłem ( англ. «Conversations with the Devil» (США), англ. «Talk of the Devil» ), «Разговоры с дьяволом», 1965 )
  • Od Hume’a do Koła Wiedeńskiego (1 е пер.: англ. «The Alienation of Reason» , 1966 ; поздн.изд.: «Positivist Philosophy from Hume to the Vienna Circle»)
  • Positivist Philosophy ( 1971 )
  • Obecność mitu ( англ. «The Presence of Myth» , 1972 )
  • Husserl and the Search for Certitude ( 1975 )
  • Główne nurty marksizmu ( англ. «Main Currents of Marxism» , «Основные направления и течения марксизма», 1976 78 ; 3 тт.)
  • Czy diabeł może być zbawiony i 27 innych kazań («Может ли дьявол спастись и 27 других проповедей», 1982 )
  • Religion: If There Is No God («Религия: Если Бога нет», 1982 )
  • Bergson (Бергсон, 1985 )
  • Le Village introuvable ( 1986 )
  • Metaphysical Horror ( 1988 ; перераб.изд. 2001 )
  • Modernity on Endless Trial (University of Chicago Press, 1990 )
  • God Owes Us Nothing: A Brief Remark on Pascal’s Religion and on the Spirit of Jansenism («Бог нам ничего не должен: Краткая заметка о религии Паскаля и духе янсенизма», 1995 )
  • Freedom, Fame, Lying, and Betrayal: Essays on Everyday Life ( 1999 )
  • The Two Eyes of Spinoza and Other Essays on Philosophers ( 2004 )
  • My Correct Views on Everything ( 2005 )
  • Why Is There Something Rather Than Nothing? ( 2007 )

На русском языке:

  • Колаковский Лешек. Похвала непоследовательности. /Пер. с польск. В. Кольцов. — Firenze : Aurora, 1974. XIV, 341 с.
  • Колаковский Лешек. Семнадцать «или» и другие эссе. П: ТТ, 2014. 180 с.
  • Колаковский Лешек . Небесный ключ, или Назидательные рассказы из Священной истории, собранные для наставления и предостережения / Пер. с польск. Ю. Чайникова. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2016. 176 с., ил.
  • Колаковский Лешек . Разговоры с дьяволом / Пер. с польск. Ю. Чайникова. СПб.: Jaromir Hladik press, 2019. 192 с.

Награды и премии

В 1983 Колаковский был удостоен европейской премии Эразмус , в 1994 Премии Алексиса де Токвиля за гуманизм .

В 2007 году он получил престижную Иерусалимскую премию , а незадолго до этого — ещё 2 важные награды: в 2003 году Премию Клюге , а в 2006 году — медаль св. Георгия.

Примечания

  1. The Independent .
  2. Кузнецова Т. Памяти Лешека Колаковского // . (рус.) — 13.08.2009.
  3. Jacek Zakowski, Nasz Kolakowski, «Polityka», 21.07.2012
  4. Foreign News: VOICE OF DISSENT // от 1 ноября 2011 на Wayback Machine . (англ.) — 13.08.2009.
  5. Dr Leszek Kolakowski // от 11 июля 2011 на Wayback Machine . (англ.) — 13.08.2009.
  6. Jason Steinhauer (2015). «'The Awakener of Human Hopes': Leszek Kolakowski», John W. Kluge Center at Library of Congress, September 18, 2015; accessed 01 December 2017
  7. Professor Leszek Kolakowski: philosopher // . (англ.) — 13.08.2009.

Ссылки

Источник —

Same as Колаковский, Лешек