Мирза Мухаммед Али-хан Ала ус-Салтане
- 1 year ago
- 0
- 0
Псе́вдо-Диони́сий Ареопаги́т — неизвестный автор сборника (корпуса) богословских сочинений на греческом языке, получившего название «Ареопагитики» , «Ареопагитик» , «Ареопагитского корпуса» ( лат. Corpus Areopagiticum ) и приписывавшегося жившему в I веке н. э. ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту .
Впервые в истории Ареопагитики упомянул один из лидеров миафизитов патриарх Севир Антиохийский на поместном соборе в Тире в 513 году , затем он же цитировал трактат « О божественных именах » в полемике против своего бывшего сторонника, ещё одного еретика Юлиана Галикарнасского (после 518 года ). В 531—533 годах последователи Севира ссылались на Псевдо-Дионисия в переговорах с халкидонитами в ходе Константинопольского собеседования. Севирианам оппонировал эфесский епископ Ипатий, который отверг ссылки на Ареопагитский корпус на том основании, что древним авторам (представителям Александрийской школы Афанасию Великому и Кириллу Александрийскому ) они известны не были, а потому могут быть подлогом со стороны последователей Аполлинария Лаодикийского . На это ему возражали, что архиепископ Кирилл цитировал Ареопагитики в своих сочинениях против Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского .
Примерно в то же время Сергий Решайнский (ум. в 536 году) перевёл корпус на сирийский язык , и этот перевод получил широкое распространение, особенно в монофизитских кругах Древневосточных православных церквей .
В VI—VII веках появляются многочисленные комментарии (схолии) к Ареопагитикам, составленные , Максимом Исповедником и другими авторами. Для средневекового читателя эти схолии под общим авторством Максима Исповедника станут неотъемлемой частью корпуса. Авторитет Максима Исповедника сыграл огромную роль в признании и принятии Ареопагитского корпуса христианской ортодоксией. К концу VI века Ареопагитики становятся известны на Западе. Их цитирует в своих проповедях римский папа Григорий Двоеслов . В 649 году на Латеранском соборе на них опирается в полемике с монофелитами римский папа Мартин I . В послании к VI Вселенскому собору Ареопагитики цитирует папа Агафон . Таким образом, и на Западе, и на Востоке среди богословов утверждается взгляд на Ареопагита, как на бесспорный авторитет. Ссылка на «великого Дионисия» была включена во второе правило VII Вселенского собора .
В 827 году византийский император Михаил Рангаве прислал в подарок Людовику Благочестивому один экземпляр «Ареопагитик». Аббат Хилдуин из Сен-Дени привез из Византии рукописи «Ареопагитик», а Иоанн Скот Эриугена по приказанию Карла Лысого перевел их на латинский язык .
О происхождении сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита и о времени его жизни единой точки зрения до сих пор нет. Так, на основании параллелей с поздними неоплатониками считает «Ареопагитики» подделкой, относящейся к концу V века . Эту же дату принимает и в своей «Патрологии». Йозеф Штигльмайр старается отождествить «псевдо-Дионисия» с Севером Антиохийским , монофизитом VI в. Критикуя это мнение, Робер Девресс относит составление дионисиевских творений к более раннему времени — до 440 года . Анри Шарль Пюш настаивает на отнесении «Ареопагитик» к концу V в. Преосвященный Афинагор считает Дионисия «псевдо-Ареопагита» учеником Климента Александрийского и отождествляет его с Дионисием Великим , епископом Александрийским (середины III в.); наконец, Сеслас Пера в своей статье «Дионисий Мистик и богоборчество» , находит в дионисиевских писаниях влияние каппадокийской школы и пытается приписать их неизвестному ученику св. Василия Великого . E. Elorduy в 1944 году выдвинул гипотезу о принадлежности Корпуса Ареопагитик греческому философу III века Аммонию Саккасу .
По гипотезе Шалвы Нуцубидзе и бельгийского учёного Эрнеста Хонигмана , автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель V века Пётр Ивер , живший на Ближнем Востоке и в Египте . В 1993 году эта гипотеза была подкреплена новыми аргументами, выдвинутыми бельгийским византинистом Мишелем ван Эсбруком .
Иштван Перцель в 2008 году выдвинул гипотезу, согласно которой автором корпуса был палестинский автор, по своим взглядам близкий к Феодориту Кирскому
В двух различных энциклопедических изданиях: в Православной богословской энциклопедии 1903 года и в Православной энциклопедии 2001 года отрицается принадлежность «Ареопагитик» Дионисию. В первом из них приведены 10 научно-исторических обоснований, подтверждающих мнение о невозможности принадлежности «Ареопагитик» Дионисию. Например, упоминаемое в «Ареопагитиках» пение Символа веры на литургии впервые было введено в 476 году в Антиохии монофизитами , и лишь позднее этот обычай был усвоен православными.
Версия об авторстве для «Ареопагитик» Дионисия находит поддержку среди отдельных представителей Православной церкви, например, у архимандрита Рафаила (Карелина) , священника Даниила Сысоева .
Существует попытка отождествить Псевдо-Дионисия с Иоанном Филопоном .
Можно признать, что в настоящее время наиболее разработаны и влиятельны в научной среде гипотеза Нуцубидзе — Хонигмана — Эсбрука и гипотеза Перцеля. Сторонники первой гипотезы обосновывают её параллелями между фрагментами корпуса и известными эпизодами из биографии Петра Ивера. Гипотеза Перцеля основывается на обнаруженных параллелях между текстами Ареопагитик и текстами Феодорита Кирского. В то же время нельзя признать, что имеющиеся аргументы в поддержку обеих версий являются решающими .
К настоящему времени сохранились следующие труды: «О божественных именах», «О мистическом богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и «Десять писем к разным лицам». Также автор упоминает 7 трактатов, о которых нет больше никаких других известий. Ещё три сочинения приписывались Псевдо-Дионисию ошибочно .
В трактате «О небесной иерархии» ( греч. Περὶ τῆς οὐρανίου ἱεραρχίας ) даётся позитивный очерк свойств Бога, тем самым произведение можно считать образцом катафатического богословия . Автор придерживается так называемого александрийского мировоззрения , согласно которому мир организован по иерархическому принципу : в нём есть ступени, определяемые степенью близости к Богу. Псевдо-Дионисий первым в христианском богословии создал подробную и продуманную классификацию ангелов. Хотя она недостаточно чётко соответствует сложному и запутанному миру ангелов Ветхого Завета , метод организации ангельской иерархии через триады (с одновременной апелляцией к Троице ) открывал путь к примирению с христианством неоплатоников . Впрочем, аббат Рене Рок ( фр. René Roques ) усматривал связь иерархии с герметизмом , а мистик Роберт Фладд составлял таблицы соответствия между ангельскими чинами и сфирот .
Небесная иерархия Псевдо-Дионисия выглядит так :
Высшая иерархия | серафимы | херувимы | престолы |
---|---|---|---|
Средняя иерархия | господства | силы | власти |
Низшая иерархия | начала | архангелы | ангелы |
Классификация ангелов из трактата «О небесной иерархии» была принята последующими богословами ( Фомой Аквинским , Григорием Паламой ) с незначительными поправками .
Трактат «О церковной иерархии» ( греч. Περὶ τῆς ἐκκλησιαστικῆς ἱεραρχίας ) продолжает линию, начатую предыдущим произведением. По мысли автора, церковная иерархия является отражением небесной, поэтому в ней вновь встречаются триады. По версии ряда комментаторов, набор триад выглядит следующим образом :
Таинства | крещение (посвящение) | евхаристия (собрание) | елеопомазание |
---|---|---|---|
Посвящающие | епископы | пресвитеры | диаконы |
Посвящаемые | монахи | миряне | оглашенные |
В то же время большинство комментаторов считает, что таинства не являются частью церковной иерархии Псевдо-Дионисия. Дело в том, что в трактате описаны 6 таинств (то есть две триады): помимо уже перечисленных, это также рукоположение , пострижение и погребение . Логично, что количество церковных чинов также равно двум триадам. Это обстоятельство побудило Никиту Стифата добавить в XI веке ещё одну триаду — патриархов , митрополитов и архиепископов .
Необходимость церковной иерархии автор обосновывает тем, что степени посвящения различаются доступным объёмом божественного откровения . Тем самым религиозные обряды сближаются у Псевдо-Дионисия по своему смыслу с древнегреческими мистериями . Впрочем, по мнению Г. В. Флоровского , писатель намеренно употребил приём сближения, чтобы противопоставить «истинное» христианское богослужение «мнимым» языческим таинствам .
Трактат «О божественных именах» ( греч. Περὶ θείων ὀνομάτων ) выступает мостом между катафатическим и апофатическим богословием . С одной стороны, автор перечисляет множество имён Бога : Добро, Свет, Красота, Любовь, Сущий и так далее. При этом Псевдо-Дионисий не претендует на оригинальность, заявляя, что только раскрывает мысли Иерофея Афинского . Помимо традиционных библейских источников, комментаторы находят в перечисленных именах влияние платоновского « Парменида », триады Плотина , «Первооснов теологии» Прокла , гимнов Ефрема Сирина .
С другой стороны, писатель утверждает, что Бог выше всех своих многочисленных имён, то есть выше любого знания, абсолютно трансцендентен . В этом вопросе он порывает с неоплатонизмом. Неоплатоники считали, что человек способен познать Бога через очищение от грехов ( катарсис ), следовательно, для них трансцендентность Бога относительна. А для Псевдо-Дионисия даже обожение не даёт человеку возможности познать сущность Бога. Познание Бога возможно лишь в тех случаях, когда тот сам открывается человеку ( благодать ) . Марсилио Фичино видел параллелизм между трансцендентностью Бога в Ареопагитиках и герметическим трактатом « Асклепий », где говорится, что у Бога нет имени, и любое имя есть имя Бога .
Идею абсолютной непознаваемости Бога позже разделяли Иоанн Дамаскин и Григорий Палама .
В коротком трактате «О мистическом (таинственном) богословии» ( греч. Περὶ μυστικῆς θεολογίας ) сформулированы концепции Божественного мрака и апофатического (отрицательного) богословия. Поскольку Бог является демиургом , то по отношению к своему творению он выступает как абсолют по отношению к относительному . Для сотворённого Богом мира его создатель пребывает во мраке незнания. По отношению к Богу слово «мрак» используется в Библии: « и мраком покрыл Себя » ( 2 Цар. , Пс. ), « Моисей вступил во мрак, где Бог » ( Исх. ). Проще всего развеять мрак незнания, если отсекать от понятия Бога те определения, которые ему не присущи. В качестве примера Псевдо-Дионисий приводит работу скульптора , который высекает статую из бесформенного куска мрамора .
Несмотря на то, что Бог сам решает, когда и в каком объёме открыться человеку, от последнего требуются встречные усилия. Они включают в себя два приёма, которые удостоились у С. Н. Булгакова определения « эротической гносеологии » . На первом этапе всё-таки необходим упоминаемый неоплатониками катарсис, только у Псевдо-Дионисия речь идёт не о психологическом очищении, а об онтологическом: душе следует абстрагироваться ото всех образов, чувственных и умственных . На втором этапе требуется войти в состояние религиозного экстаза , содержание которого близко к экстазу любовному. Подобно тому, как невозможно держать при себе — он всегда вырывается наружу и направлен на кого-то другого — так и душа, вдохновлённая любовью к Богу, «выходит из себя» и устремляется к недостижимому объекту своего желания .
Концепция Божественного мрака вдохновляла мистиков эпохи Возрождения . Под её влиянием написан трактат « Облако неведения » (1375 год) и сочинения Николая Кузанского об учёном незнании, оказавшие в свою очередь влияние на Марсилио Фичино .
Ареопагитики завершили тенденцию проникновения в христианство неоплатонизма , начатую Григорием Богословом и Григорием Нисским . Находясь под влиянием Прокла , их автор первым провёл систематическое воззрение на христианское богослужение как на систему символов и священнодействий, служащих таинственным выражением скрытых и возвышенных идей .
В течение всех средних веков Псевдо-Дионисий Ареопагит оставался одним из самых сильных и уважаемых авторитетов для представителей всех богословских школ и направлений. На Востоке заметно влияние Ареопагитик на Иоанна Дамаскина , Симеона Нового Богослова , Никиту Стифата и даже на Шота Руставели . Во время паламитских споров на авторитет Псевдо-Дионисия Ареопагита ссылаются все стороны полемики. На Западе под влиянием Псевдо-Дионисия находятся Иоанн Скотт Эриугена , Альберт Великий , Бонавентура , Николай Кузанский , Пико делла Мирандола и множество других христианских авторов. В « Сумме теологии » Фомы Аквинского насчитывают 1700 цитат из Ареопагитик.