Interested Article - Мотет
- 2020-09-15
- 1
Моте́т ( фр. motet , лат. motetus , motellus , от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Общая характеристика
Мотет — универсальный жанр профессионального музыкального искусства. Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на «вульгарных» наречиях ) в церкви не распевались.
В отличие от других жанров, практиковавшихся в западной Европе в Средние века и в эпоху Ренессанса, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя. Ещё в XIII веке Иоанн де Грокейо писал о мотете:
Этот вид музыки не следует представлять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.
Исторический очерк
История мотета насчитывает около семи веков. В западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения этот жанр уступает по значению только мессе . Художественно значимые образцы мотетов можно найти в наследии Пьера де ла Круа , Филиппа де Витри , Гийома де Машо , Дж. Данстейбла , Г. Дюфаи , Й. Окегема , Жоскена Депре , Я. Обрехта , О. Лассо (автор наибольшего в истории музыки числа мотетов) и многих других представителей франко-фламандской школы , Дж. П. Палестрины , Т. Л. де Виктории , Т. Таллиса , У. Бёрда , Г. Шютца , И. С. Баха , А. Вивальди , В. А. Моцарта , Ф. Мендельсона , И. Брамса , А. Брукнера , Ф. Пуленка , Р. Воана-Уильямса , П. Хиндемита .
Мотет Ars antiqua и Ars nova
Мотет возник в XIII веке во Франции , вероятней всего, из подтекстовки клаузул школы Нотр-Дам . Название «мотет» стали относить к вокальным произведениям, в которых мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). Произведения такого рода стали называться мотетами, когда словесный текст (обозначаемый словом mot) начали переносить в дуплум (называемый поэтому мотетусом), то есть в голос, который ранее просто распевался. В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми (иначе их называют политекстовыми), то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на двух разных языках, а именно на латыни и на старофранцузском.
Трёхголосные политекстовые мотеты, которые содержат два разных текста, именуют «двойными мотетами»; чётырёхголосные с тремя разными текстами — «тройными». Поскольку тенор (первоначально заимствованный из григорианского хорала , позже часто из светского «общеизвестного» песенного репертуара) в рукописях не подтекстован (записан только его инципит ), полагают, что его исполнение поручалось музыкальному инструменту .
Французский мотет Ars antiqua , возможно, был первым в истории универсальным жанром, музыкой церковной и светской одновременно. Исследователи полагают, что его исполняли «при дворе, в соборе и в университете» . В светской и университетской среде исполнялись любые мотеты. Для церкви, разумеется, годились мотеты только на духовные тексты, содержащие библейские парафразы, молитвенные обращения к Деве Марии и т. п. Кроме того, исключительная техническая сложность мотета вряд ли могла восприниматься «на слух» в рядовом приходе; церковные мотеты приурочивались к большим праздникам и историческим событиям, они исполнялись для просвещённой паствы в капеллах кафедральных соборов (как, например, Нотр-Дам-де-Пари ), или в небольших церквах, «зарезервированных» под свои нужды аристократией.
Наиболее значительные образцы мотета Ars antiqua содержатся в Бамбергском кодексе и Кодексе Монпелье ; в большинство своём эти мотеты анонимны, по имени известны Пьер де ла Круа и Адам де ла Аль . В первой половине XIV века мотеты писал Филипп де Витри . Крупнейший автор мотета периода Ars nova — француз Гийом де Машо . Для Машо мотет был своеобразной творческой лабораторией, в которой он ставил изысканные композиционные эксперименты, в том числе в области изоритмии . Сохранилось несколько десятков анонимных мотетов Ars nova, также преимущественно французских (для итальянской профессиональной музыки XIV века мотеты несвойственны).
Правила идентификации
Для идентификации политекстового мотета Ars antiqua и Ars nova приводят инципиты текстов в порядке триплум, мотетус (дуплум), тенор , разделяя их косой линией («слэшем»). Например, ссылка на мотет Машо Lasse! Comment oublieray / Se j'aim mon loyal ami / Pour quoy me bat mes maris? означает, что триплум начинается словами Lasse! Comment oublieray , мотетус — Se j'aim mon loyal ami , тенор — Pour quoy me bat mes maris? («отчего меня бьёт мой муж», основа мелодии тенора — популярная во Франции песенка). Следует также иметь в виду нестабильную орфографию текстов (особенно старофранцузских) в нотных рукописях, поэтому нередко орфографические варианты любители средневековой музыки принимают за разные мотеты, в то время как они относятся к одному и тому же музыкальному произведению.
Ренессансный мотет
В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на духовный текст на латинском языке, единый для всего произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность распева текста в разных голосах — чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций , и подобная особенность стала характернейшим признаком жанра мотета вообще. Сборники мотетов со второй половины XVI века часто назывались «духовными песнями» ( Cantiones sacrae ), как, например, сборники Климента-не-Папы , Бёрда , Джезуальдо и многих других «мотетных» композиторов.
Так называемые «духовные мадригалы» ( итал. madrigali spirituali ) эпохи Возрождения, например, Палестрины , Лассо или Монтеверди , с точки зрения техники композиции — те же мотеты, но сочинённые на итальянские (а не на латинские) тексты. Стилевая модель итальянского духовного мадригала в конце XVI и в первой половине XVII веков распространилась за пределы Италии. Пример духовных мадригалов, написанных по итальянской модели, но с текстами на родном языке —— сборник Шейна «Израильский источник» («Israelis Brünnlein», 1623).
Мотет от барокко до наших дней
В эпоху барокко , когда большое распространение получили инструментальные жанры, роль мотета перешла к кантате , то есть к вокально-инструментальной форме. Однако и чисто вокальный мотет продолжил своё существование. Пышные мотеты (в том числе, с аккомпанементом инструментов) сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов были крупнейшие мастера эпохи, в том числе, Ж.Б. Люлли , М.А. Шарпантье , Ж.Ф. Рамо и И.С. Бах .
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Примечания
- Yudkin J. Music in medieval Europe. Prentice Hall, 1989, p.398. Впрочем, есть и другая точка зрения, согласно которой все голоса мотета (в том числе бестекстовые) распевались. Наиболее влиятельным представителем омнивокальной интерпретации мотета является Кристофер Пейдж , блестяще воплотивший её во многих записях своего ансамбля «Готические голоса» .
- Yudkin J. Music in medieval Europe. Prentice Hall, 1989, p.397.
- Голоса часто перекрещиваются, поэтому неверно утверждать, что порядок перечисления аналогичен "регистровому" порядку в позднейшей музыке, как, например, SATB.
Литература
- Leichtentritt H. Geschichte der Motette. — Lpz. , 1908.
- Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. — Potsdam, 1931.
- Stephan W. Die burgundisch-niederländische Motette zur Zeit Ockeghems. — Kassel, 1937.
- Lowinsky E. E. Secret Chromatic Art in the Netherlands Motet. — N. Y. , 1946.
- Gennrich F. Bibliographie der ältesten französischen und lateinischen Motetten. — SMM, II (1957).
- Günther U. The 14th-Century Motet and its Development // Musica Disciplina, XII (1958). — P. 27—58;
- Dammann R. Geschichte der Begriffsbestimmung Motette // Archiv für Musikwissenschaft, XVI (1959). — SS. 337—77.
- Eggebrecht H. H. Machauts Motette Nr.9 // Archiv für Musikwissenschaft, 19—20 (1962—63) u. 25 (1968).
- Anderson G. A. Notre Dame Latin double motets ca. 1215—1250 // Musica Disciplina, XXV (1971). — P. 35—92.
- Евдокимова Ю. Многоголосие средневековья. X—XIV вв. — М. , 1983 (История полифонии, т. 1).
- Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. — М. , 1985.
- Tischler H. The style and evolution of the earliest motets. — Henryville, PA, 1985.
- Ludwig P. Studien zum Motettenschaffen der Schüler Palestrinas. — Regensburg, 1986.
- Frobenius W. Zum genetischen Verhältnis zwischen Notre-Dame-Klauseln und ihren Motetten // Archiv für Musikwissenschaft 44 (1987), S. 1-39.
- Boetticher W. Geschichte der Motette. — Darm. , 1989.
- Die Motette: Beiträge zu ihrer Gattungsgeschichte. / Hrsg. v. H. Schneider u. H.-J. Winkler. — Mainz, 1991.
- Brothers T. Vestiges of the Isorhythmic Tradition in Mass and Motet, ca. 1450—1475 // Journal of the American Musicological Society, XLIV (1991). - P. 1—56.
- Everist M. French motets in the thirteenth century: music, poetry and genre. — Camb. : CUP, 1994; 2nd ed. 2004.
- Hearing the motet. Essays on the motet of the Middle Ages and Renaissance. / Ed. by D. Pesce. — N. Y. , 1997.
- Cumming J. E. The Motet in the age of Du Fay. — Camb. , 1999.
- Saint-Cricq, Gaël . Formes types dans le motet du XIIIe siècle: Etude d’un processus répétitif. PhD thesis. University of Southampton, 2002.
- Everist M. Motets, French tenors, and the polyphonic chanson ca.1300 // The Journal of Musicology 24 (2007). P. 365-406.
- Körndle F. Von der Klausel zur Motette und zurück? // Musiktheorie 25/2 (2010), S. 117-128.
- Bradley Catherine A. The earliest motets: Musical borrowing and re-use. PhD thesis. University of Cambridge, 2011.
- Лебедев С. Н. Мотет // Большая российская энциклопедия . — Т. 21. — М. , 2013. — С. 328—329.
- Thomson M. Interaction between polyphonic motets and monophonic songs in the thirteenth century. PhD thesis. University of Oxford, 2016.
- Bradley C. Polyphony in medieval Paris: The art of composing with plainchant. Cambridge: Cambridge University Press, 2018.
Ссылки
- (в т.ч. тексты мотетов Ars antiqua)
- 2020-09-15
- 1