В 1477—78 годах — певчий в капелле Экс-ан-Прованса, в 1480-е годы (возможно, также в конце 1490-х) служил у кардинала
Асканио Сфорцы
в Милане, в начале 1480-х, предположительно, при дворе
Людовика XI
, в 1489—95 годах — в
папской капелле
в Риме. В 1503—04 годах — капельмейстер при дворе герцога феррарского
Эрколе I д’Эсте
. С 1504 года до конца жизни жил во Франции, был настоятелем собора в
Конде-сюр-л’Эско
(в провинции
Эно
), где был похоронен (собор и могила разрушены французскими революционными войсками в 1793 году).
Жоскен написал около 40
мотетов
, преимущественно на латинские тексты, в том числе грандиозный семичастный цикл «Vultum tuum deprecabuntur» («[Богатейшие из народа] будут умолять лице Твое»); мотет «Illibata Dei Virgo» с
акростихом
, в котором заключено имя композитора; мотет «Absalon fili mi» («Авессалом, сын мой!») — редкий эксперимент в области
музыкальной риторики
и
гармонии
— написан в необычайно низкой тесситуре (бас доходит до си-бемоль контроктавы)
и дерзкими бемольными модуляциями; «Praeter rerum seriem» («Вопреки обычному ходу вещей»), «Nymphes de bois» («Нимфы лесные», 1497). Три мотета политекстовые (наподобие практики, распространённой ещё в XIII—XIV веках): тенор латинский (в функции cantus firmus), а верхние голоса французские, например, «Que vous madame / In pace». Некоторые музыковеды выделяют их (из-за наличия светских французских текстов) в особую жанровую категорию «
».
Центральная часть наследия Жоскена — 18 четырёхголосных месс (авторство некоторых из них современная наука оспаривает), считающихся высшими достижениями полифонической
мессы
эпохи Возрождения. Наиболее известны две мессы на тему популярной песни «
L’homme armé
» («Вооружённый человек»)
, «La sol fa re mi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза
, «Hercules dux Ferrarie» («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону Жоскена Эрколе д’Эсте), «Pange lingua» («Воспой, язык»), «De Beata Virgine» («О блаженной Деве», была самой популярной мессой Жоскена на протяжении XVI века). Жоскена считают родоначальником техники
пародии в мессе
, образцы которой находятся в мессах «Malheur me bat», «Mater Patris» и
«Fortuna desperata»
.
Яркая отличительная особенность полифонической фактуры Жоскена — двухголосные
каноны
. В мессе «Ad fugam» верхний голос с тенором тянут канон на всём протяжении сочинения (за исключением раздела «Benedictus»). Наиболее удивительная стилевая особенность месс: логика специфически музыкальная (естественное интонационное развёртывание мелодии, её формальное и метроритмическое строение) иногда доминирует над логикой «текстовой» и литургической, вплоть до пренебрежения нормами латинского ударения, как например, в мессе «L’ami Baudichon» (на тему безыскусной танцевальной песни непристойного содержания). Некоторые исследователи (М. Лонг, У. Элдерз) усматривают в мессах Жоскена христианскую (и прочую) символику.
Доля светских сочинений в творческом наследии Жоскена относительна невелика, при этом многие его многоголосные песни (на 3-6 голосов, чаще на 4 голоса; преимущественно на французские стихи) доныне популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, умеренному и эффектному использованию
контрапунктической
техники. Среди популярной светской музыки Жоскена политекстовая (франко-латинская) элегия на смерть
Окегема
«Nymphes des bois / Requiem aeternam»,
шансон
«Baisés moy, ma doulce amye» («Поцелуй меня, милый друг»; представляет собой канон) и «
Mille regretz
» («Тысяча сожалений»; оканчивается редким для того времени
малым
[«
минорным
»]
трезвучием
),
фроттолы
«In te Domine speravi» («На Тебя, Господи, уповаю», на причудливой смеси итальянского и латинского языков), «Скарамелла»
и «El grillo» («Сверчок»). Некоторые светские пьесы написаны для музыкальных инструментов («Ile fantazies de Joskin»; «Vive le roy», на слоги Гвидонова
гексахорда
), либо использование инструментов в них весьма вероятно («La Bernardina»).
Рецепция
На смерть Жоскена европейские композиторы откликнулись проникновенными эпитафиями, среди которых «O mors inevatibilis»
и (позже) «O musae Jovis»
Николя Гомберта
. В XVI веке Жоскен приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Темы и целостные фрагменты его музыки становились основой новых многоголосных композиций (см.
Cantus firmus
) известных музыкантов (например, мотет «Praeter rerum seriem» лёг в основу мессы-пародии
Чиприано де Роре
). Ученик Жоскена, видный музыкальный теоретик Адриан Коклико назвал (Compendium musices, 1522) его «первым из музыкантов» (princeps musicorum);
Глареан
отмечал его «многосторонний талант, захвативший вершины природы и оснащённый её силой»
. Жоскен был главным музыкальным авторитетом прошлого для
Мартина Лютера
, называвшего его почтительно «повелителем нот»
. О репутации и известности Жоскена свидетельствовали
Бальдассаре Кастильоне
, Жан Леретье,
Николя Гомберт
, Георг Форстер,
Козимо Бартоли
и многие другие музыканты, литераторы, издатели, публицисты.
Начиная с последней четверти XX века авторство Жоскена в отношении ряда сочинений, ранее ему приписывавшихся, активно оспаривается
.
Сочинения
Мессы
Примечание. Все мессы четырёхголосные, если не указано иное
Ad fugam (каноническая)
Ave maris stella (Рим, 1486—1495)
D’ung aultre amer
de Beata Virgine (a4-5; ок. 1510)
Di dadi (на шансон
«N’aray je jamais mieulx»)
Faisant regretz
Fortuna desperata
Gaudeamus
Hercules Dux Ferrariae
(Феррара, 1503-04)
La sol fa re mi
L’ami Baudichon
L’homme armé sexti toni
L’homme armé super voces musicales
Malheur me bat
Mater patris
Pange lingua (Конде, ок. 1514)
Sine nomine (каноническая)
Une mousse de Biscaye (
Бискайская
девушка; на тему французской или баскской популярной песни)
Ввиду «неисполнимости» все современные интерпретаторы транспонируют этот мотет вверх.
Первая из них — с подзаголовком «шестого тона» (sexti toni), вторая носит подзаголовок «super voces musicales», то есть по ступеням (воксам)
гвидонова
натурального
гексахорда
; Kyrie начинается C-ut, Gloria с D-re и т. д. вплоть до A-la в Agnus Dei.
По анекдоту
Глареана
, этой фразой Жоскен зашифровал свой ответ неизвестному высокому покровителю — «laisse faire moy» (не мешай мне!).
Scaramella — имя хвастливого солдата, юмористического персонажа итальянской ренессансной комедии.
Ita in omnia versatile ingenium erat, ita naturae acumine ac vi armatum, ut nihil in hoc negocio ille non potuisset (трактат «Додекахорд». Базель, 1547). Глареан вообще постоянно поминает Жоскена (передавая его имя
латинизмом
Jodocus), проявляя изобретательность в эпитетах («почти Вергилий в музыке», «главный гений композиторов» и т. п.)
«Жоскен — хозяин нот, заставляющий их делать то, что он захочет, в то время как другие сочинители обязаны следовать тому, что диктуют им ноты» (Josquin <…> ist der noten meister, die habens müssen machen, wie er wolt; die andern Sangmeister müssens machen, wie es die haben wollen; 1538).
Например, в авторитетной энциклопедии
«The New Grove Dictionary of Music and Musicians»
(NGD) 1980 года аутентичными названы 63 мотета (в том числе уникальный «Absalon fili mi»), а в книге «Josquin companion» 2000 г. крупный немецкий учёный
Л.Финшер
«вычитает» (p.249) из этого количества 25 мотетов как сомнительные. Из 36 светских 3-голосных пьес Жоскена в новом издании (том 27) 6 отмечены как спорные, а 13 пьес, которые ранее считались оригинальными, и вовсе исключены из издания (на них остались только ссылки). Впервые авторство Жоскена, в том числе тех сочинений, которые ранее считались классическими образцами его стиля, призвал оспорить Дж. Рифкин:
Rifkin J.
Problems of Authorship in Josquin: some Impolitic Observations, with a Postscript on Absalon, fili mi // Josquin Symposium: Utrecht 1986, pp.45-52. Гораздо реже и труднее идёт процесс восстановления авторства Жоскена, как, например, в статье Д.Фэллоуза, посвящённой знаменитой шансон «Mille regretz».
Werken van Josquin des Près, ed. A. Smijers etc. Amsterdam, 1921-69
New Josquin Edition, ed. W. Elders. 30 vls. Utrecht, 1987—2017.
Прочая
Osthoff H.
Josquin Desprez. Bde. 1-2. Tutzing, 1962—1965;
Elders W.
Das Symbol in der Musik von Josquin des Prez // Acta musicologica, vol. 41 (1969);
Пелецис Г.
Месса Жоскена Депре «Malheur me bat» // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978;
Long M.P.
Symbol and ritual in Josquin’s «Missa di dadi» // Journal of the American Musicological Society, XLII (1989), pp. 1-22;
Евдокимова Ю.
Музыка эпохи Возрождения: XV век. М., 1989 // История полифонии. Выпуск 2а.
Proceedings of the International Josquin Symposium (Utrecht 1986), ed. by W.Elders and F. de Haen. Utrecht, 1991 (ценный сборник докладов на международном жоскеновском конгрессе в Утрехте 1986 г.).
Fallows D.
Approaching a new chronology for Josquin // Schweizer Jahrbuch für Musikwissenschaft (1999), Bd.XIX;
The Josquin companion, ed. by R.Sherr. Oxford, New York, 2000 (с аудиоприложением);
Fallows D.
Who composed «Mille regretz»? // Essays on music and culture in honor of H.Kellmann. Paris, 2001.
Higgins P.
The Apotheosis of Josquin des Prez and Other Mythologies of Musical Genius // Journal of the American Musicological Society, Vol. 57, No. 3 (Autumn, 2004), pp. 443—510
Лебедев С. Н.
Жоскен Депре // Большая российская энциклопедия. Том 10. Москва, 2008, стр. 112—113.
Elders W.
Josquin des Prez and his musical legacy: an introductory guide. Leuven: Leuven University Press, 2013.