Interested Article - Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях
- 2020-02-10
- 1
Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях по законодательству большинства стран мира принадлежит авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений .
Общая характеристика
Право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях сформировалось в соответствии с положениями Бернской и Римской конвенций , а также ряда более поздних международных соглашений. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях имеет компенсационный характер. Оно выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, например, в Бельгии , Германии , Греции , Италии , Польше , Румынии , Испании и др., или только «чистых носителей»: Австрия , Дания , Голландия , Швеция , Франция и др.
Сбор, распределение и выплату причитающегося правообладателям вознаграждения за воспроизведение экземпляров произведений и объектов смежных прав в личных целях, как правило, осуществляют организации по управлению правами на коллективной основе .
Первыми государствами, наделившими авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений правом на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях были Германия (1965 г.), Австрия (1980 г.) и Венгрия (1982 г.).
Практика применения
Германия
В Германии сборами за чистые носители занимается организация ZPU . Собранные средства распределяются среди организаций, управляющих правами соответствующих категорий правообладателей на коллективной основе: GEMA , GVL и др. Контроль над деятельностью ZPU осуществляется государственным Агентством по патентам и товарным знакам. По закону плательщиками вознаграждения определены производители и импортеры соответствующей продукции, а также фирмы-посредники, которые обязаны по запросу ZPU представлять отчеты о таможенной стоимости товаров и цене реализации соответственно. Размеры ставок устанавливаются ZPU по итогам переговоров между ZPU и ассоциациями производителей и импортеров.
Франция
Во Франции сбором вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях занимаются две организации: Sorecop (аудиоустройства) и Copie France (видеоаппаратура). Контроль их деятельности осуществляется Министерством культуры. Практический сбор вознаграждения начался в 1986 году . Ставки разрабатываются и утверждаются специальной комиссией ( Commission D’Albis ), состав которой утверждается совместным приказом министров культуры, промышленности и торговли. В состав комиссии включаются представители организаций, осуществляющих сбор вознаграждения (12 человек), импортеров и производителей облагаемого сбором оборудования (6 человек), а также обществ потребителей (6 человек). Председателем комиссии назначается представляющий государство член Государственного совета или Верховного суда .
Италия
В Италии сбором вознаграждения и его распределением среди организаций, представляющих другие категории правообладателей занимается авторское общество SIAE . Тарифы удержаний устанавливаются директивой министра национального наследия и культуры.
Россия
В России законодательная норма, предусматривающая право на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях появилась в 1993 году (ст. 26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), однако до 2010 года эта норма на практике не применялась.
14 октября 2010 года Правительство РФ на основании статьи 1245 Гражданского кодекса РФ издало Постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» . В этом Постановлении были определены ставки вознаграждения, уточнён порядок распределения и выплат вознаграждения правообладателям. Фактически была введена ставка в размере 1% от полной стоимости (так называемый « налог на болванки ») для множества электронных устройств, в том числе всех ЭВМ , ЗУ , радиостанций, аппаратуры видео- и аудиозаписи и воспроизведения, телефоны . Столь широкий список облагаемых налогом устройств, а также обложение ставкой полной стоимости устройства вызвали множество споров между производителями, импортерами и аккредитованной организацией .
Государственная аккредитация на осуществление данной деятельности предоставлена Российскому союзу правообладателей .
Данные о размерах сборов в 2008 году (в млн. евро )
- Франция (SORECOP и Copie France) — 181,78 (2009) (25 % от суммы сбора направляется на социально-культурные нужды).
- Германия (ZPU) — 148.8 (2007)
- Италия (SIAE) — 61.7
- Испания (SGAE) — 60.0 (20 % от суммы сбора направляется на социально-культурные нужды).
- Швейцария (SUISA) — 22.0
- Япония (SARAH и SARVH) — 21.1
- Нидерланды (Stichting de Thuiskopie) — 17.0
- Канада (Canadian Private Copying Collective) — 16.4
- Бельгия (Auvibel) — 15.1
- Швеция (CopySwede) — 14.4
- Австрия (Austro Mechana) — 13.2
- Финляндия (TEOSTO) — 12.0 (9.0 в 2009 году)
В России за 2011 год было собрано 683 млн рублей, 42% из них было успешно выплачено различным крупным правообладателям .
Оценки и мнения
Основной проблемой сбора вознаграждения является его зависимость от вместимости или цены носителей и оборудования, а не от того, будут ли они использоваться для воспроизведения несвободных произведений и в каком объёме. Другие проблемы — определение доли собранных средств, причитающейся каждому правообладателю (в том числе, зависимость от вида произведения), справедливость использования части средств в других целях, например «на поддержку национальной культуры» или в качестве доходов собирающей организации, а также выбор этой организации.
Сторонники права на вознаграждение за воспроизведение в личных целях (как являющиеся сторонниками исключительных прав на данный вид использования или вознаграждения за него, так и рассматривающие вознаграждение как меньшее зло при существующем законодательстве) противопоставляют ему отсутствие права на соответствующее свободное использование произведений .
С другой стороны, Ричард Столлман , предлагает ввести для электронных книг что-то подобное этому праву, но с отменой ограничений на всякое некоммерческое распространение точных копий . Для более равномерного распределения вознаграждения он предлагает использовать кубический корень от популярности; например, автор в 8 раз популярнее другого получал бы в 2 раза больше средств. Другой вариант — удобная система микроплатежей .
Примечания
- В других статьях он также выступает за ограничение срока действия исключительных прав, например 10 годами с даты опубликования; свободность программного обеспечения, учебников , справочников , рецептов и т. п.; от 21 июня 2016 на Wayback Machine от 11 мая 2013 на Wayback Machine от 28 мая 2013 на Wayback Machine и критикует отсутствие анонимности при приобретении книг некоторыми способами. от 10 мая 2013 на Wayback Machine
- Источники
- от 30 августа 2011 на Wayback Machine Официальный сайт Комиссии по вопросам частного копирования (на французском языке)
- Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 829 « » // Собрание законодательства РФ, 18.10.2010, № 42, ст. 5398; Российская газета, № 240, 22.10.2010
- . Российская газета - Федеральный выпуск №5319 (240). 2010-10-22. из оригинала 21 апреля 2015 . Дата обращения: 1 сентября 2016 .
- , от 8 марта 2022 на Wayback Machine / от 21 апреля 2015 на Wayback Machine , утв. ППРФ 14 октября 2010 г. N 829, РГ №5319
- ↑ Игорь Карев. (20 октября 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. 17 декабря 2010 года.
- . Дата обращения: 1 сентября 2016. 1 сентября 2016 года.
- Ежегодный отчет TEOSTO за 2009 год (на английском языке)
-
↑
Ворович, Константин (2012-12-18).
.
Forbes
. ЗАО «Аксель Шпрингер Раша».
из оригинала
21 декабря 2012
. Дата обращения:
19 декабря 2012
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|author=
and|last=
( справка ) - Гейст, Майкл . (англ.) (19 февраля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2013. 5 апреля 2013 года.
- Гейст, Майкл . (англ.) (14 февраля 2007). Дата обращения: 1 апреля 2013. 5 апреля 2013 года.
- Павел Протасов. . Дата обращения: 2 апреля 2013. 5 апреля 2013 года.
-
↑
Ворович, Константин (2012-12-18).
.
Forbes
. ЗАО «Аксель Шпрингер Раша».
из оригинала
22 декабря 2012
. Дата обращения:
19 декабря 2012
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|author=
and|last=
( справка ) - Александр Глушенков. . РАПСИ ( РИА Новости ) (18 апреля 2013). Дата обращения: 22 апреля 2013. 29 апреля 2013 года.
- ↑ . Частный корреспондент (19 марта 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. 5 апреля 2013 года.
- Александр Кленин. . РБК daily . РосБизнесКонсалтинг (4 марта 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. 5 апреля 2013 года.
См. также
- Авторское право
- Коллективное управление авторскими и смежными правами
- Российский союз правообладателей
- Исполнитель
- Всероссийская организация интеллектуальной собственности
- Смежные права
Правовые акты
- от 30 сентября 2019 на Wayback Machine
Ссылки
- от 15 апреля 2015 на Wayback Machine
- от 1 июня 2010 на Wayback Machine
- от 9 января 2011 на Wayback Machine
- от 28 февраля 2011 на Wayback Machine
- 2020-02-10
- 1