Нейросексизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Секси́зм ( англ. sexism от лат. sexus «пол») — набор предрассудков и предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по признаку пола или гендера ; предубеждение, негативное отношение или антипатия по отношению к людям определённого пола .
Хотя существует и сексизм по отношению к мужчинам , наиболее часто этот термин используется в контексте предубеждений и дискриминации по отношению к женщинам . В некоторых источниках эта точка зрения радикализируется до определения сексизма как идеологии и системы социальных практик, которые поддерживают патриархат , или угнетение женщин .
Сексистские предрассудки встречаются среди обществ по всему миру, в том числе и в тех современных обществах, которые считаются относительно демократическими и эгалитарными . Он является частью различных социальных институтов — таких как семья , образование , здравоохранение , религия , — и присутствует в различных областях, таких как политика , экономика , медиа , искусство и язык .
Идеология сексизма мужчин и женщин , приписывая им противоположные качества . В некоторых формах она оправдывает господство мужчин и подчинённое положение женщин , утверждая естественное, природное происхождение этого неравенства . В современных обществах также распространено убеждение в том, что дискриминация женщин — это проблема прошлого, и негативные реакции на информацию о гендерном неравенстве или попытки женщин отстаивать свои права .
противопоставляет друг другуПомимо собственно сексизма, который выражается, например, в утверждениях о неполноценности женщин или мужчин, некоторые авторы рассматривают также понятие доброжелательный сексизм — идеализация женщин как чистых, хрупких и нуждающихся в мужской защите . Доброжелательный сексизм, по мнению некоторых авторов, помогает не допускать женщин к сферам и ролям, связанным с властью и высоким социальным статусом .
Слово «сексизм» ввели в употребление участницы феминистского движения « второй волны » в США , образовав его по аналогии со словом « расизм » . Разработанное в рамках феминистской теории и гендерных исследований понимание сексизма со временем получило широкое распространение в социальных и гуманитарных науках . В социальных науках сексизм обычно понимается как комплексная система идеологий и практик, поддерживающих патриархат , или мужское господство, и пронизывающих все социальные институты и уровни социальной организации .
Более узкие толкования понятия «сексизм», определяющие его как предубеждения , стереотипы или дискриминирующее поведение отдельных индивидов, характерны для психологической литературы . Такие определения связаны с тем, что предмет изучения психологии — это, в первую очередь, явления и процессы, происходящие на индивидуальном и межличностном уровнях. Такие определения сексизма необязательно значат, что их авторы отрицают системный характер сексизма — напротив, нередко они упоминают и даже подчёркивают этот аспект .
Определение понятия «сексизм» является предметом дискуссий, в том числе на международном уровне. В 2019 году в Европейском союзе было принято определение следующее сексизма: «любое действие, жест, визуальное представление, произнесенные или написанные слова, практика или поведение, основанные на идее о том, что человек или группа лиц неполноценны из-за их пола». Это первый случай официального международного соглашения об определении данного термина .
Идеология сексизма не просто разделяет людей на мужчин и женщин, но и противопоставляет их друг другу и прямо или косвенно утверждает превосходство представителей одного пола над другим. Экономическое, социальное и политическое неравенство между ними она объясняет различиями в природной сущности .
Эссенциализм — это обыденное представление о том, что в основе принадлежности к какой-либо социальной группе лежит глубинная сущность и что все характеристики этой группы носят врождённый характер, предопределяемый этой сущностью . Биологический эссенциализм в отношении гендера (другое название этого явления — биологический детерминизм ) объясняет гендерные различия и оправдывает гендерное неравенство тем, что женщины и мужчины сущностно различаются по своей природе.
Идеология биологического эссенциализма на протяжении долгого времени использовалась и до сих пор нередко используется в научных теориях и исследованиях для оправдания гендерного , так же как и расового , классового и других видов неравенства . При этом для этой идеологии — как в научных установках, так и в обыденных представлениях — характерен целый ряд логических ошибок и упрощений. В частности, биологический эссенциализм чрезмерно упрощает научные знания о функционировании организмов — например, игнорирует влияние внешней среды на физиологию . Также для биологического эссенциализма характерен редукционизм — то есть сведение комплексных явлений к тому или иному простому фактору (например, генам или гормонам ) , — и игнорирование прочих возможных объяснений, в частности социокультурного влияния .
Гендерная поляризация — это представление мужчин и женщин как противоположностей и распространение этого противопоставления на все сферы жизни: от манеры одеваться и социальных ролей до «мужских» и «женских» эмоций и профессий . Как и другие компоненты сексистской идеологии, гендерная поляризация пронизывает все уровни социальной жизни . Она также структурирует научное знание, в частности биологию, которая описывает гены, гормоны, репродуктивную анатомию и физиологию в терминах двух противопоставленных друг другу полов (« половой диморфизм ») — хотя в действительности наблюдаемая биологическая реальность представляет собой континуум , а не набор из двух противопоставленных вариантов .
Гендерная поляризация действует как два связанных друг с другом механизма. Первый из них определяет взаимоисключающие правила для «мужского» и «женского». Второй наказывает любого человека или способ поведения, которые нарушают эти правила: они маркируются либо как неестественные или аморальные с религиозной точки зрения, либо как биологическая аномалия или психологическая патология с научной . Вместе эти два механизма устанавливают гендерно-поляризованную связь между полом, приписанным телу человека, и особенностями его психики и поведения .
Андроцентризм — это представление о мужчине и мужском как о норме или нейтральном стандарте для культуры или человека как вида в целом, по сравнению с которым женщина и женское воспринимается как отклонение или исключение . Андроцентризм структурирует организацию языка, научных теорий и исследований , рынка труда , семьи и других социальных институтов и практик : во всех этих сферах центральное положение занимают мужской опыт, точка зрения и потребности — представляемые как общечеловеческие, — тогда как женский опыт, точка зрения и потребности либо игнорируются, либо занимают вторичное или подчинённое положение по отношению к мужским, маркируются как незначительные или недостойные .
Один из характерных примеров андроцентризма связан с невидимостью тех видов труда, которые традиционно считаются женскими: он не считается трудом в том числе потому, что в западной культуре принято осмыслять время как разделённое на время труда, происходящего в публичной сфере (принадлежащей мужчинам), и время досуга, происходящего в сфере приватной . Таким образом, неоплачиваемый , который осуществляют преимущественно женщины, оказывается невидимым . Домашний труд и труд по уходу, который также традиционно исполняют женщины, как правило, не считаются трудом не только в обыденном понимании этого слова, но и в экономических теориях — так, эти виды труда не включаются в понятие « экономической деятельности » в исследованиях рабочей силы и не учитываются при подсчёте ВВП , хотя эти виды труда имеют огромное экономическое значение .
Понятие «двойная петля» описывает ситуацию, в которой человек вынужден выбирать из крайне ограниченного набора способов действовать, каждый из которых влечёт за собой социальные санкции . «Двойные петли» характерны для различных форм угнетения и являются частью повседневного опыта угнетённых . «Двойные петли», с которыми сталкиваются женщины в сексистской культуре, связаны с противоречивыми требованиями «успешной женственности» — которая подразумевает мягкость, уязвимость и пассивность — и «общечеловеческой» социальной успешности — которая, в свою очередь, подразумевает решительность, настойчивость и независимость . Так, классическое психологическое исследование, проведённое в США в 1970-е годы, выявило среди женщин, имеющих высшее образование , так называемую «тревожность достижения» ( англ. achievement anxiety ), или страх успеха , вызванный исторически укоренённым убеждением в том, что достичь успеха в публичной, традиционно мужской сфере для женщины означает стать не вполне женщиной или «утратить свою женственность» . В профессиональной сфере от женщин ожидается, с одной стороны, более маскулинное поведение, но, когда они его проявляют, они подвергаются социальным санкциям за недостаточную женственность .
В сфере сексуальности женщины сталкиваются с «двойной петлёй», известной как дихотомия «Мадонна/шлюха» . Эта культурная формула берёт своё начало в викторианской эпохе и заключается в убеждении, что получать удовольствие от секса могут только «плохие», аморальные женщины, которые не заслуживают уважения мужчин, в то время как для женщин, достойных уважения, секс может быть лишь обязанностью или долгом, но не источником удовольствия . В этой схеме, в какой бы из двух противоположных ролей женщина ни оказалась, её сексуальность не принадлежит ей, а существует для мужчины: либо она — верная жена, подчиняющаяся его сексуальному желанию, либо коварная соблазнительница . Таким образом, дихотомия «Мадонна/шлюха» лишает женщин половой неприкосновенности . В психоанализе считается, что у мужчин, которые считают женщин либо святыми «Мадоннами», либо падшими проститутками, имеется сексуальный комплекс Мадонны и Блудницы .
Давление «двойных петель» не абсолютно и необязательно полностью лишает индивида способности самостоятельно действовать . Однако оно существует в контексте исторических, социальных и политических систем, а следовательно, носит системный характер, и именно это отличает угнетение от других, несистемных, видов ущерба .
Ключевую роль в поддержании сексистской идеологии играют гендерные стереотипы . Гендерные стереотипы приписывают женщинам и мужчинам противопоставленные качества, утверждая и подчёркивая различия между этими группами. При этом мужчинам приписываются качества, которые ассоциируются с силой, активностью, властью и доминированием , а женщинам — с подчинением, слабостью и пассивностью . Как указывают исследователи, даже негативные стереотипы о мужчинах — например, приписывающие им эгоизм и высокомерие, — работают на поддержание мужского господства, так как они приписывают мужчинам качества, связанные со стремлением или обладанием властью . Таким образом, гендерные стереотипы объясняют и закрепляют традиционные гендерные роли и характерное для них неравенство .
Гендерные стереотипы и, шире, сексистские убеждения и верования необязательно изображают женщин строго в негативном свете — часто они представляют женщин как более слабых по сравнению с мужчинами и поэтому нуждающихся в заботе и защите. Многие сексистские представления и соответствующие социальные практики выглядят лестными для женщин . Феминистская теория рассматривает это как особенно эффективный способ поддержания гендерного неравенства (по сравнению, например, с прямым принуждением): пока женщины субъективно воспринимают такие лестные стереотипы и практики как источник преимуществ для себя, они не будут протестовать против системной несправедливости патриархата .
Во многих современных обществах сексистские идеологии принимают более скрытые и трудно различимые формы . Для изучения и измерения таких скрытых форм сексистской идеологии в социальной психологии используются понятия «современный сексизм» и «неосексизм» , которые иногда объединяют под общим названием «скрытый сексизм» ( англ. subtle sexism ) . Скрытый сексизм выражается в отрицании существования сексизма (современный сексизм) и негативных реакциях на требования защиты женщин от дискриминации (неосексизм) . Для скрытого сексизма характерны, например, такие утверждения: «Дискриминации женщин в современном обществе уже нет»; «В плане равенства полов женщины предъявляют непомерные, раздутые требования»; «За последние годы женщины получили от государства больше прав, чем они заслуживают» . При этом люди, высказывающие такие взгляды, могут считать себя сторонниками гендерного равенства и даже выступать против традиционного сексизма (который выражается, например, в прямых заявлениях о неполноценности женщин и оправдании их жёсткого подчинения мужчинам) .
Идеологии современного сексизма и неосексизма рассматриваются как проявления сексизма потому, что обвиняют женщин, отрицая системное неравенство, и поддерживают сохранение существующего несправедливого положения вещей . По данным психологических исследований, люди, проявляющие скрытый сексизм, склонны преувеличивать доступность для женщин традиционно мужских профессий, осуждают позитивную дискриминацию , хуже распознают сексуальные домогательства и чаще используют сексистские выражения в речи . Исследования также показывают, что идеология скрытого сексизма напрямую ведёт к подавлению социального протеста: женщины, находящиеся под воздействием скрытых сексистских убеждений, проявляют меньше заинтересованности в отстаивании гендерного равенства .
Если первоначально исследователи сексизма определяли его только как враждебное отношение к женщинам, то более поздние исследования показали, что большинство людей (мужчины и женщины) имеют о женщинах двойственные представления, состоящие из отрицательных и положительных оценок и убеждений. Это явление получило название «амбивалентный сексизм», а его составляющие — «враждебный» и «доброжелательный сексизм» . Если для враждебного сексизма характерны прямые и явные утверждения о неполноценности женщин и представление женщин как враждебных мужчинам и манипулирующих ими , то доброжелательный сексизм выражается в идеализации женщин как заботливых, чутких, слабых и нуждающихся в мужской защите — другими словами, доброжелательный сексизм поощряет женщин за женственное поведение . И враждебный, и доброжелательный сексизм оправдывают мужское господство, но если враждебный сексизм делает это напрямую, то доброжелательный сексизм действует как патернализм , позволяя мужчинам не только считать свои привилегии заслуженными, но и представлять их как свою ответственность или долг — в этом отношении доброжелательный сексизм подобен идеологии « бремени белого человека » .
Доброжелательный сексизм воспринимается многими женщинами как нечто приемлемое и даже лестное , и в целом люди часто не распознают его проявления как сексизм . Однако эта идеология исключает женщин из публичной сферы и не допускает их на позиции, традиционно занимаемые мужчинами, — то есть закрывает им доступ к ролям, связанным с высоким социальным статусом . Взамен женщины получают рыцарское отношение и защиту мужчин, но парадокс, как отмечают некоторые авторы, заключается в том, что в рамках патриархального распределения ролей женщины вынуждены искать защиты у той же социальной группы, которая представляет для них основную опасность . В самом деле, исследования выявляют положительную корреляцию между доброжелательным и враждебным сексизмом — это значит, что люди, высказывающие доброжелательно-сексистские взгляды, с большой долей вероятности также являются носителями идеологии враждебного сексизма .
Как отмечают исследователи, доброжелательный и враждебный сексизм дополняют друг друга по принципу « кнута и пряника »: доброжелательный сексизм подталкивает женщин подчиняться их гендерной роли и выполнять предписанные обществом обязанности и нормы поведения, обещая за это субъективные выгоды в форме «галантного» отношения мужчин, а враждебный сексизм используется для наказания тех женщин, которые не подчиняются предписанной им гендерной роли, прямо или косвенно оспаривая мужское господство . Такое сочетание идеологий, оправдывающих гендерное неравенство, более эффективно, чем одно лишь прямое принуждение и враждебность : если враждебный сексизм скорее вызывает у женщин возмущение и желание противостоять ему , то сопротивляться доброжелательному сексизму значительно сложнее .
Сексизм не только проявляется на индивидуальном или межличностном уровне — в индивидуальных верованиях и бытовых взаимодействиях, — но и встроен в институциональное устройство и культуру обществ по всему миру . В большинстве обществ в мире мужчины исторически обладали и до сих пор обладают большей политической властью, материальными ресурсами и более высоким социальным положением, чем женщины . Во многих странах формальное гендерное равенство все еще не достигнуто, при этом даже в тех странах, где закон гарантирует женщинам формальное равенство с мужчинами, женщины могут иметь меньше прав и возможностей — особенно в экономической и социальной сферах .
Если под патриархатом понимается такой способ организации общества, при котором мужчины обладают властью над женщинами , то сексизм — это следствие патриархата . Поскольку подавляющее большинство обществ в мире — как в истории, так и в современности — являются патриархальными , сексизм широко распространён исторически по всему миру . При этом многие культуры в течение XX века перешли к более эгалитарному общественному устройству .
Иногда слово «сексизм» также может употребляться некоторыми в значении « мизогиния » . Другие авторы отмечают, что эти понятия не синонимичны: мизогиния — это всецелая ненависть к женщинам, в то время как сексизм включает в себя все формы обесценивания женщин по сравнению с мужчинами .
Сексизм проявляется на уровне различных социальных институтов: от семьи до государственной политики — и выражается в самых разнообразных социальных практиках: от ситуаций, когда родители запрещают девочкам играть в шумные игры, но позволяют это мальчикам , до ситуаций, когда насильники оправдывают свои преступления идеологией «Мадонна/шлюха» .
Нейросексизм — теоретически предполагаемое наличие предвзятости в направлениях нейробиологии половых различий, ведущее к укреплению бинарных гендерных стереотипов. Термин был придуман в 2008 году британской учёной и феминисткой Корделией Файн . В настоящее время эта концепция широко используется критиками нейробиологии половых различий в нейробиологии, нейроэтике и философии. Другая британская феминистка и нейробиолог в качестве типичного проявления нейросексизма назвала стереотип о том, что «мужчины более логичны, а женщины лучше владеют языками или воспитанием» . Главным критерием критики привязки особенностей человека к полозависимым особенностям мозга является факт наличия нейропластичности , которой сторонники теории нейросексизма стараются объяснить особенности в различии полов, связанных с мозгом. Какая-либо связь полозависимых врождённых и генетически определяемых особенностей мозга человека с прочими особенностями людей при этом отвергается. Оппоненты данной теории приводят как аргументы невнимательность сторонников теории к научным исследованиям, политизированность утверждений и игнорирование новейших научных исследований, напрямую доказывающих существование связи между полозависимыми особенностями мозга и прочими особенностями человека. Как сказал британский учёный Саймон Барон-Коэн , «В конечном счёте, для меня самой большой слабостью утверждения Файн о нейросексизме является ошибочное смешение науки с политикой» .
Под институциональным сексизмом понимают гендерное неравенство как в явных правилах, так и в негласных нормах, регулирующих и структурирующих социальные институты . Институциональный сексизм характерен, в частности, для таких социальных институтов, как политика, религия, семья, здравоохранение и образование
Гомофобию обычно определяют как страх или ненависть к гомосексуальным людям. Многие современные исследователи считают это понятие неудовлетворительным, указывая на то, что корни дискриминации и насилия в отношении геев , лесбиянок и бисексуальных людей не в страхе или панике, а в системной власти гетеросексуальных людей над гомо- и бисексуальными. Эта система получила название « гетеросексизм » . Гетеросексизм проявляется, в первую очередь, в убеждении, что все люди являются или должны быть гетеросексуальными и что только гетеросексуальность естественна, нормальна и правильна .
Сексизм и гетеросексизм тесно связаны между собой. Убеждение в том, что только гетеросексуальность естественна и напрямую связана с полом человека (то есть что все мужчины должны испытывать влечение к женщинам, а все женщины — к мужчинам), является частным случаем , на которой строится сексизм . Это явление также называется . Теория принудительной гетеросексуальности рассматривает её как один из фундаментальных принципов мужского доминирования .
Принудительная гетеросексуальность как идеология, в которой соединяются сексизм и гетеросексизм, утверждает «неженственность» лесбиянок , поскольку они выбирают не иметь сексуальных отношений с мужчинами . На практике это может выражаться в различных формах дискриминации — например, когда суды лишают лесбиянок родительских прав, утверждая, что они неспособны быть хорошими матерями . С другой стороны, ярлык «лесбиянка» может использоваться как обвинение в адрес любой прямолинейной женщины или женщины, не принимающей своё подчинённое положение, вне зависимости от того, является ли она лесбиянкой на самом деле .
Сексизм и мизогиния также играют существенную роль в гомофобии или гетеросексизме, направленных на геев . Гомофобия — один из ключевых элементов гегемонной маскулинности , то есть нормативного представления о «настоящем мужчине» . Эта идеология приравнивает мужскую гомосексуальность к женственности и маркирует обе позиции — «быть женщиной» и «быть геем» — как позорные для «настоящего мужчины» . Гендерно-неконформные личности часто становятся жертвами наиболее жестоких проявлений гомофобии и гетеросексизма со стороны других мужчин .
В связи с принижением женственности в обществе, Р. Э. Хоскин вводит отдельный термин «фэмфобия» ( англ. femmephobia ), обозначающий дискриминацию и угнетение по признаку фемининного гендерного выражения .
С распространением понятия «сексизм» в разговорной речи его также заимствовали и для обозначения гендерной дискриминации мужчин . Понятие « обратный сексизм » , возникшее в результате культурной реакции на феминизм, обозначает ущерб, который наносится мужчинам, в особенности за счёт позитивной дискриминации . Однако термин «обратный сексизм» не является общепринятым для обозначения дискриминации мужчин .
На возможность сексизма со стороны женщин в отношении мужчин указывают и некоторые научные источники — особенно в области психологии . В этих случаях под сексизмом понимаются индивидуальные предубеждения, неприязнь или отдельные дискриминирующие действия или практики. Однако, как отмечает социолог Дэвид Ньюман, предубеждения и дискриминация в отношении мужчин занимают в обществе совершенно иное место, чем предубеждения и дискриминация в отношении женщин: исторически укоренённая система патриархата позволяет мужчинам подчинять женщин через социальные практики, а иногда и посредством законов, защищая свои интересы и привилегии . Поскольку мужчины занимают в обществе господствующее положение, их сексизм имеет больше культурной легитимности и более серьёзные последствия, чем сексизм со стороны женщин, который не находит отражения в социальных институтах (однако социолог характеризует положение мужчин в гендерной иерархии скорее как смешанное, но не как чисто доминирующее, поэтому как патриархальный дивиденд, так и издержки мужчин могут варьироваться, а женщины не всегда являться подчинённым полом ).
Как показывают исследования мужчин и маскулинности , патриархат как система мужского господства является источником ряда ограничений и для самих мужчин. В частности, гегемонная маскулинность — идеализированное и нормативное представление о маскулинности, характерное для данного общества, — используется не только для подчинения женщин, но и для подавления мужчин, не соответствующих этой жёсткой норме . С характерным для патриархата связано предъявляемое к мужчинам требование избегать любого поведения, которое может быть обозначено как женственное . Как следствие, мужчины подвергаются санкциям в виде осуждения и насмешек, например, за проявления эмоциональной уязвимости , за интерес к традиционно «женским» профессиям (например, медбрата или воспитателя детского сада) , и за поддержку гендерного равенства . Холтер, однако, отмечает, что во многих регионах мира более горизонтальные и демократические гендерные системы постепенно заменяют патриархат .
В исследовании, опубликованном в 2019 году, учёные изучили гендерную дискриминацию в 134 странах и заявили, что в 91 (68%) из этих стран мужчины находились в более неблагоприятном положении, чем женщины. Они утверждали, что показатель глобального гендерного разрыва был ошибочным, поскольку при анализе часто не учитывались ситуации, которые непропорционально влияют на мужчин и мальчиков. К числу этих ситуаций относятся: получение мужчинами более суровых наказаний по сравнению с женщинами за те же преступления, чрезмерная представленность бездомных и заключенных мужчин, обязательная военная служба (как в недавнем прошлом, так и в настоящем), более высокий уровень самоубийств, более высокий уровень насилия, злоупотребление наркотиками и алкоголем, увеличение числа смертей на производстве, низкая успеваемость в сфере образования, чрезмерная представленность на опасных работах и более высокий уровень физического насилия .